Методика подготовки учащихся 9 класса к успешному прохождению государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ по ГЕОГРАФИИ
статья по географии (9 класс)

Туренко Алена Юрьевна

Целью  является методическая помощь учителям в обеспечение подготовки учащихся 9 класса  к успешному прохождению государственной  итоговой аттестации по географии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_podgotovki_k_sdachi_oge_po_geografii_9_klass.docx883.63 КБ

Предварительный просмотр:

  Методика подготовки учащихся 9 класса к успешному  

 прохождению государственной итоговой аттестации

                 в форме ОГЭ по ГЕОГРАФИИ

 

                                                                                      Учитель географии

                                                                              МБОУ «СОШ-ДС№ 37»

                                                                              г. Симферополя

  1. Введение

1.1. Любить свою Родину, значить знать её.
                                                                            В.Г. Белинский

  1. Цель работы

Целью  является методическая помощь учителям в обеспечение подготовки учащихся 9 класса  к успешному прохождению государственной  итоговой аттестации по географии

1.3. Задачи работы

Задачей  методических приемов  является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение ОГЭ по географии.

      Экзамен по географии не является обязательным. Как правило, его выбор обусловлен решение родителей, в лучшем случае, положительными результатами обучения по географии ,  сложившимися отношениями с учителем, выбором «за компанию». В результате формируется группа учащихся с различной мотивацией, неодинаковым уровнем готовности по предмету, поэтому первым шагом является личная беседа о предстоящем экзамене, цель которой выявить отношение к экзамену, мотив, установить самооценку готовности.

    Географию в основном, к сожалению, сдает тот контингент детей, которым трудно будет сдавать такие предметы, которые требуют специальных способностей. Поэтому географию они считают  шансом успешно закончить девять классов. Вот здесь то и требуется от учителя умение организовать работу по подготовке к ОГЭ таким образом, чтобы обеспечить успешную сдачу экзамена для всех учеников  и психологическая готовность самого учителя работать в таких условиях.

Подготовка к ОГЭ – дело ни одного дня и даже ни одного 9 класса. Работу по подготовке учащихся надо вести на протяжении всех лет обучения географии

К началу учебного года мною был выпущен баннер «Подготовка к ГИА по географии» и размещен в кабинете географии.

На заседании школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла под руководством Аджиевой З.М.  рассмотрели дорожную карту по подготовке к ОГЭ по географии

    Чтобы получить максимальный результат при подготовке к ОГЭ, начинать готовиться нужно заблаговременно, в чем часто заключается существенная проблема. Системный подход к повторению изученного материала - вот одна из главных задач при подготовке к экзамену. Самостоятельное повторение и тренинг выполнения заданий, систематические консультации по контрольно - измерительным материалам (КИМ) способствует систематизации комплексных знаний по предмету и формированию навыков выполнения заданий.

     Мониторинг динамики готовности учащихся к экзамену является важнейшим слагаемым успешной подготовки. Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность.  В конце сентября проведен мониторинг готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ .

Мониторинг предполагал следующие этапы изучения:

-информационная готовность (Работа классного руководителя Болатовой З.А информированию учащихся  о правилах поведения на экзамене,  о правилах заполнения бланков);

-предметная готовность или содержательная (Проведение входного тестирования по географии в 9 классе);

-психологическая готовность (состояние готовности – "настрой". Из-за отсутствия в школе психолога, психологическая помощь ложится на классного руководителя Болатову З.А  и учителя предметника Елгишиеву К.Х ). Большую помощь в подготовке учеников могут оказать родители, проявив искреннюю заинтересованность в подготовке, настроив ребенка на успех.

В школе ведутся индивидуальные и групповые консультации по географии.

Один раз в неделю проводятся групповые консультации, а индивидуальные каждый день по личному запросу учащихся.

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

  • работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
  • четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
  • выполнять различные типы тестовых заданий;
  • самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
  • четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
  • хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
  • правильно отмечать в бланке вариант ответа;
  • вносить исправления в бланк экзаменационной работы.

2. Обзор экзаменационной работы.

2.1.        Структура экзаменационной работы по предмету.

Работа по географии состоит из 30 заданий. На выполнение работы отводится 2 часа (120 минут).

Работа содержит 17 заданий, в которых представлены варианты ответа. Ответ к таким заданиям должен записываться в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.

Так же работа содержит 3 задания, требующих записи ответа в виде слова или словосочетания, и 7 заданий, требующих записи ответа в виде числа или последовательности цифр.

Работа содержит еще 3 задания (15, 20 и 23), на которые следует дать полный развернутый ответ.

Каждое задание относится к определенной теме, изученной на уроках в школе.

Задания 1. Географические особенности природы и народов Земли

Задания 2. Географическое положение России

Задания 3. Особенности природы России

Задания 4. Геоэкологические проблемы

Задания 5. Отрасли хозяйства России, особенности размещение

Задания 6. Природные ресурсы, их использование и охрана

Задания 7. Особенности населения России

Задания 8. Территориальная обеспеченность ресурсами

Задания 9. Разные территории Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами

Задания 10. Географические явления и процессы в геосферах

Задания 11. Разные территории Земли: анализ карты

Задания 12. Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем

Задания 13. Существенные признаки географических объектов и явлений

Задания 14. Географические координаты

Задания 15. Географические явления и процессы в геосферах (C1)

Задания 16. Географические объекты и явления

Задания 17. Разные территории Земли: анализ карт

Задания 18. Расстояние на карте

Задания 19. Направление на карте

Задания 20. Чтение карт различного содержания (C2)

Задания 21. Чтение и анализ карт

Задания 22. Географические объекты и явления

Задания 23. Разные территории Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами (C3)

Задания 24. Определение поясного времени

Задания 25. Особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов России

Задания 26. Географические явления и процессы в геосферах

Задания 27. Анализ информации о разных территориях Земли

Задания 28. Выявление эмпирических зависмостей

Задания 29. Географические следствия движений Земли

Задания 30. Выявление существенных признаков географических объектов и явлений

Свою работу по подготовке к ОГЭ начинаю с того, что знакомлю учеников с особенностями проведения экзамена, с системой оценивания экзаменационной работы, со спецификацией и кодификатором КИМ.     Учащиеся должны чётко знать, что от них требуется на экзамене и что они должны сделать, чтобы не упустить возможность получить как можно больше баллов.

    Знакомлю с необходимыми учебными пособиями, а также с материалами различных сайтов для подготовки к ОГЭ. (сайт ФИПИ www.fipi.ru , «По уши в ОГЭ» , «Решу ОГЭ»).

2.2.        Наиболее распространенные ошибки в заданиях

Ученики  выполняют входную работу (как правило, это пробная версия ОГЭ). Эта работа даёт возможность определить каков уровень знаний ученика, выявить область «знания/не знания». Понять, что умеет учащийся, какие пробелы в знаниях есть, на какие задания обратить особенное внимание

Анализ первого пробного ОГЭ в классе показал:

  1. Неумение работать с картами и получать из них необходимую информацию (67% от общего количества учащихся , выбравших предмет)

https://refdb.ru/images/1924/3847469/479038f5.png

3. Незнание основных закономерностей в природе (67%)

4.  Проблемы с математическими расчетами  (50%)

Результаты  каждого ученика вношу  в индивидуальную карту ученика.

Затем разрабатываю индивидуальный план подготовки каждого ученика, где отражаю пробелы в знаниях по темам, указываю §, которые необходимо повторить ученику и затем по данной теме предлагаю ученику решить ряд тестов для закрепления данной темы. ( Эту работу провожу как на уроке, так и на консультации, тренировочные тесты для выполнения даю домой.)

  Важное значение имеет диагностика . Первая и последующие работы позволяют проследить динамику усвоения знаний, умений и навыков учащихся. Я провожу диагностику и затем выстраиваю график, который наглядно показывает какое количество баллов было набрано учеником  за 1, 2 и последующие  работы. Первая работа дается в виде демо-версии ОГЭ. Как правило, ученики набирают невысокий балл. Коллективно разбирая Демо-версию, учащиеся обращают внимание на тип заданий, сколько времени необходимо уделять разным заданиям, чувствуют пробелы в знаниях и это тоже в какой-то степени стимулирует желание систематически заниматься по предмету.

 

Данный график даёт возможность увидеть  не только сколько баллов заработал ученик той или иной работой но и какие задания у него не получаются. Что даёт возможность ещё раз проработать проблемные вопросы. С помощью графика мы показываем учащимся и их родителям объективную картину подготовки к ОГЭ. Что даёт дополнительный стимул к дальнейшей работе по предмету.

3.        Методы  и формы подготовки учащихся в аудитории

3.1.        Наиболее эффективные формы обучения

Подготовка к экзамену имеет место практически на каждом уроке. Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям. На каждом уроке решаем и разбираем задания не только из учебника, но и задания, соответствующие теме урока из КИМов. Имеет место использование в домашних заданиях материалов КИМов.

•        Формы организации учебной деятельности (индивидуальные, групповые, массовые)

Наиболее эффективной формой обучения при подготовке учащихся к ОГЭ является групповая или индивидуальная.

Использование групповых форм обучения позволяет учащимся быть субъектами учебно-воспитательного процесса: ставить перед собой цель, планировать ее достижение, самостоятельно приобретать новые знания, контролировать товарищей и себя, оценивать результаты деятельности своих товарищей и себя.

Очень большую роль играет умение учащихся правильно задавать вопросы и отвечать на них, выражать свое мнение (пусть даже ошибочное), умение критиковать и понимать критику, убеждать, разъяснять, доказывать, оценивать, вести диалог и выступать с речью. Все это применимо к групповой форме обучения и очень хорошо развивает мышление и память, а так же познавательные умения (сравнивать, анализировать, синтезировать).

•        Формы организации учебных занятий  (традиционный урок, лекция, дискуссия, беседа, тренировочное тестирование и др.)

В качестве формы организации учебного занятия традиционный урок уже не подходит. Более приемлемыми формами организации учебных занятий  являются уроки  повторения, обобщения и систематизации изучаемого материала, а так же урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (в форме тестов ОГЭ).

3.2.         Особенности методики обучения (в каком порядке разбираются экзаменационные задания: от первого вопроса до последнего,  по темам, по разделам). Преимущества выбранного способа.

Особенность методики обучения строится на результатах проведения первоначального тестирования.

В начале учебного года, ученики, сдающие ОГЭ, пишут тестирование в форме ОГЭ. На основании их ошибок, составляются темы, которые нуждаются в отработке (в географии каждый вопрос соответствует определенной теме 2.1.«Структура экзаменационной работы по предмету»).  Изначально разбирается каждая тема отдельно. Затем, в феврале, проходит повторное тестирование, которое показывает  результаты повторения, обобщения и систематизации ранее изученного материала. После чего учащиеся тренируются, последовательно отвечать на все вопросы тестирования (так, как будет на экзаменах).

3.3.          Наиболее эффективные принципы обучения

Из наиболее эффективных принципов обучения можно выделить сознательность, активность, самостоятельность в обучении и прочность овладения знаниями, умениями и навыками.

Очень большую роль в географии играет  наглядность обучения, так как на 70% всех экзаменационных вопросов можно ответить с помощью карт атласа. Фундаментом географической подготовки я считаю работу с географической картой. При выполнении заданий разрешается пользоваться атласами. Потому знание номенклатуры и умение читать карты разного содержания, представление о положении на карте географических объектов – это моё главное требование к учащимся. Поэтому большое внимание уделяется работе с картами (7,8,9 класс).   Систематичность, последовательность и комплексность в обучении характерно для традиционных уроков и в данном случае становятся не актуальными.

3.4.        Наиболее эффективные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

     Успешное выполнение многих заданий зависит от умения работать с топографическими планами, картосхемами, статистическими материалами, рисунками, таблицами, диаграммами. Сначала показываю образец выполнения заданий и образец рассуждений при выполнении задания, а затем требую этого от ученика. Приходится учить некоторых заново пользоваться транспортирами, линейками, решать задачи на проценты, строить графики, округлять числа.

    При подготовке применяю информационные технологии. Презентации обладают наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала.

    При подготовке к ОГЭ большое значение имеет и самостоятельная подготовка учащихся дома, а этому тоже должен научить учитель. Человек достигнет результата, только делая что-то сам... (Александр Пятигорский, русский философ).

  Для самостоятельной работы учащихся над пробными вариантами предлагаю инструкции-алгоритмы решения типовых тестовых заданий по разным темам.

Для успешного выполнения заданий знакомлю пошаговым выполнением заданий , т.е. основными правилами, понятиями , терминами  . Разработала для учащихся рекомендации «Практический советы по подготовке к ОГЭ по географии»

4.        Методика дистанционной подготовки учащихся к сдаче ГИА.

Для российского образования это позволило обратиться к мировому опыту и зарубежным разработкам по внедрению и применению современных технологий в учебном процессе. В этой связи нельзя не отметить значительное увеличение российских образовательных компьютерных продуктов, широкое внедрение интернет - технологий в образовательный процесс. Создаются электронные учебники и интерактивные учебные программы, разрабатываются автоматизированные системы обучения, в помощь учителю создаются целые комплексы электронных образовательных ресурсов, организуются виртуальные экскурсии, создаются электронные библиотеки. Уже ни у кого не возникает сомнения, что использование возможностей интернета существенно повышает эффективность образовательного процесса.

    Знакомлю учащихся с видео уроками по подготовке к ОГЭ и проводим совместный просмотр разбора заданий. Как показывают опыт проведения экзамена и анализ педагогической практики, позитивные результаты могут быть достигнуты в том случае, если на протяжении всего учебного процесса большое внимание уделяется развитию активной познавательной деятельности учащихся: работе со всеми видами учебной информации, формированию аналитических, классификационных умений, систематизации знаний. Другой фактор успеха – целенаправленная работа по использованию всех видов заданий экзамена в учебном процессе как в обучающей, так и в контрольной функциях, учитывая то, что в экзаменационной работе основными объектами проверки являются знания, умения, способы деятельности, предусмотренные нормативными документами и отраженные в федеральном компоненте государственных образовательных стандартов. В подготовке школьников в равной мере значимы как знания базового, фактического, понятийного материала, так и умение работать с географической информацией, применять знания для решения познавательных, проблемных задач. Вот почему рекомендуется уделять внимание этим элементам подготовки на всех этапах обучения в ходе текущего и итогового контроля.

Для успешного решения поставленных целей я использую различные средства обучения и образовательные технологии. Составляя план подготовки учащихся к экзаменам по географии, мы задумываемся о том, какие материалы и задания лучше всего использовать. В своей деятельности я чаще всего обращаюсь к материалам сайтов «Решу ЕГЭ» и «Решу ОГЭ».

Преимущества данных сайтов:

 Возможность работы без регистрации;

 Возможность бесплатного пользования;

 Возможность распечатать материал для работы на уроке и подготовительных занятиях;

 Возможность отслеживать результаты учеников;

 Ежемесячное обновление готовых тестов

 Возможность посмотреть пояснение к типовым заданиям;

 Возможность узнать примерные экзаменационные баллы после выполнения тестов.

Хорошим подспорьем для подготовки к итоговой аттестации обучающихся со слабой учебной мотивацией (а таких с каждым годом становится всѐ больше), за курс основной школы по географии, может стать некоммерческий социальный проект: «Мульти - Россия» (второе официальное название «Мы живем в России»). Это цикл мультфильмов о разных регионах, городах и народностях России. Каждый фильм – это автономное сюжетное произведение, рассчитанное на самостоятельный показ и посвященное одному российскому региону и рассказывающее о том, чем он уникален. Информация хорошо усваивается обучающимися и может стать достойным рефлексивным моментом занятий по подготовке к итоговой аттестации. Подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ дает хороший результат лишь при системном подходе к данной проблеме. Информационные технологии являются важным инструментом в достижении этой цели при правильном использовании в учебном процессе.

Учащимся получают список интернет ресурсов, которые они могут использовать при подготовке к ОГЭ по географии:

  1. geo.ege.sdamgia.ru
  2. 4ege.ru
  3. examen.ru
  4. ru.wikipedia.org
  5. wildberries.ru
  1. Вывод

Судя по внутреннему репетиционному тестированию, у учащихся сформировались навыки, которые должны обеспечить успешное прохождение итоговой аттестации. Дети научились :

  • работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл;
  • выполнять различные типы тестовых заданий;
  • четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
  • самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

Следовательно, цель курса - обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к успешному прохождению итоговой аттестации – выполнена.

6.1. Написание и анализ внутреннего репетиционного тестирования после окончания подготовительных занятий. Система отработки ошибок.

Написание внутреннего репетиционного тестирование выявило следующие недоработки:

  1. Сложности использования географических карт при ответах на вопросы.

Действительно, оказалось очень большой проблемой для учащихся – это найти карту, которая поможет ответить на заданный вопрос! В связи с этим необходимо еще несколько раз  просмотреть атлас.  Рассмотреть общегеографические и тематические карты, которые в них находятся. Еще раз объяснить учащимся, на какие вопросы с помощью этих карт  можно ответить и привести конкретные примеры из заданий ОГЭ.

На некоторые темы например «Топографическая карта»        (№18,19,20), «Синоптическая карта» (№ 10) я использую пошаговую инструкцию.

Задание: Найди все города, где действует циклон (антициклон)

Прохождение тёплого и холодного фронта. Тёплый фронт-потепление, холодный фронт – похолодание.  Задание: найди все города, в которых ожидается потепление (или похолодание).

«Топографическая карта»        (№18,19,20)

1. Берем линейку и измеряем расстояние по прямой от А до Б – 10 см.

2. Известно, что в 1 см на карте 100 м в действительности. Значит, что бы найти расстояние надо 100 м * на 10 см. = 1000 м или 1 км. Ответ: 1км.

В заданиях КИМ есть вопросы, которые можно отрабатывать на уроках в 9 классе. Это важно , потому что некоторые учащиеся  выбирают географию практически в последний момент и времени на подготовку к ОГЭ очень мало. Что можно отработать на уроках: 1. Координаты (например ,определить координаты городов Федерального значения) (№17) 2.Факторы размещения промышленных предприятий. (№23,№5)                                

3.Циклоны, Антициклоны.

(при изучении природы отдельных районов). (№10,№11)

  1. Невнимательность.

Элементарная невнимательность приводит к ошибкам в самых легких заданиях. Учащиеся путают «больше-меньше», «моложе-старше» и т.д.

А.Создание для учащихся памяток, инструкций, схем, алгоритмов.Для самостоятельной работу учащихся над пробными вариантами предлагаю инструкции-алгоритмы. Например, 

Наличие готовых памяток, инструкций, схем и алгоритмов значительно сокращает использование учебного времени в повторении или изучении нового материала и является прекрасным наглядным пособием для запоминания учебного материала.

Результат подготовки к ОГЭ по географии  в 2017-2018 уч.г

предмет

Кол-во учеников класса

Кол-во сдававших/ % от кол-ва учеников класса

оценки

Успеваемость %

Качество знаний %

Средний балл

5

4

3

2

География

6

4/66%

2

2

0

0

100

100

4,5

Мониторинг результативности сдачи ОГЭ-2018 по Ногайскому району Республики Дагестан

предмет

Средний балл по классу

Средний балл по району

Динамика

География

26,6

18,3

+8,3

Анализ результатов экзамена подтвердил правомерность выбранных подходов к созданию контрольно измерительных материалов с учётом требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии.

При подготовке к экзамену целесообразно продолжить работу по формированию и совершенствованию у выпускников умений работать с различными источниками географической информации и применять знания и умения для решения конкретных задач.

Результаты аттестации показали, что на протяжении всего периода обучения географии следует уделять больше внимания применению географических знаний для объяснения процессов и явлений, происходящих в реальной жизни. Для этого можно шире использовать данные СМИ о происходящих в мире событиях и объяснять эти события с привлечением географических знаний.

6. Список литературы

6.1. Список литературы для учащихся

1.        География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных организаций /   Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. и др.; под ред. А. И. Алексеева, Ю.Н. Гладкого; Рос.акад. наук, Рос.акад. образования, изд-во «Просвещение». - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.  -  192 с. Серия: Полярная звезда

2.        География. 7  класс: учебник для общеобразовательных организаций /   Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. и др.; под ред. А. И. Алексеева; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2014.  -  256 с. Серия: Полярная звезда

3.        География. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций /   Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. и др.; - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2015.  -  255 с. Серия: Полярная звезда

4.   География России: Учеб. Для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений: В2 кн. Кн. 1: Природа, население, хозяйство. 8 кл. / Под ред. В.П. Дронова. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2004. – 272 с.

5.   География России. В 2 кн. Кн.2: Хозяйство и географические районы. 9 кл.: учеб. Для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе; под ред. В.П. Дронова. – М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. – 287 с.

6.  География материков и океанов. 7 кл.: учеб.для общеобразоват. Учреждений / В.А. Коринская, И.В. Душиеа, В.А. Щенев.- М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. – 319 с.

7.        Учебное пособие для подготовки к экзамену к формате ОГЭ 2018 (ГИА 9) по географии

6.2. Список литературы для учителя

1.        Академический учебник «География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.

2.        Атлас по географии

3.        География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных организаций /   Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. и др.; под ред. А. И. Алексеева, Ю.Н. Гладкого; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.  -  192 с. Серия: Полярная звезда

4.        География. 7  класс: учебник для общеобразовательных организаций /   Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. и др.; под ред. А. И. Алексеева; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2014.  -  256 с. Серия: Полярная звезда

5.        География. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций /   Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. и др.; - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2015.  -  255 с. Серия: Полярная звезда

6.   География России: Учеб. Для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений: В2 кн. Кн. 1: Природа, население, хозяйство. 8 кл. / Под ред. В.П. Дронова. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2004. – 272 с.

7.   География России. В 2 кн. Кн.2: Хозяйство и географические районы. 9 кл.: учеб. Для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе; под ред. В.П. Дронова. – М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. – 287 с.

8.  География материков и океанов. 7 кл.: учеб.для общеобразоват. Учреждений / В.А. Коринская, И.В. Душиеа, В.А. Щенев.- М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. – 319 с.

9.        ГИА 2018, География, 9 класс, Спецификация

10.        Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по географии, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика подготовки учащихся к выполнению части (С) государственной итоговой аттестации (в форме ЕГЭ) по истории

Система подготовки учащихся к успешной сдаче Экзамена по истории в форме ЕГЭ....

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ. ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Обмен опытом  с педагогической общественностью  по использованию эффективных форм подготовки обучающихся 9-х классов к обязательному экзамену по русскому языку в форме ОГЭ. ...

Представление опыта - Тема «Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ в условиях малокомплектной школы»

Тема «Система  подготовки  учащихся  к  государственной  итоговой  аттестации в  форме  ОГЭ  в  условиях  малокомплектной  школы»...

План работы с родителями учащихся 9 класса в целях успешной сдачи государственной итоговой аттестации в 2014/ 2015 учебном году

План работы с родителями учащихся 9 класса в целях успешной сдачи государственной итоговой аттестации в 2014/ 2015 учебном году...

План организации подготовки к государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) по математике в 2017-2018 учебном году

Цель:Успешно пройти ОГЭ (ГИА) по математике в 2017-2018 учебном году.Задачи:-Осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9 классов;-В...

Особенности подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ

Презентация освещает изменения в ЕГЭ-2019 по русскому языку и обращает внимание педагогов и учащихся на особенности подготовки к сдаче итогового экзамена по русскому языку  в его самой актуа...