Главные вкладки

    Представление опыта - Тема «Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ в условиях малокомплектной школы»
    материал (9 класс) по теме

    Серегина Татьяна Викторовна

     

    Тема «Система  подготовки  учащихся  к  государственной  итоговой  аттестации в  форме  ОГЭ  в  условиях  малокомплектной  школы»

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл predstavlenie_opyta.docx27.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема «Система  подготовки  учащихся  к  государственной  итоговой  аттестации в  форме  ОГЭ  в  условиях  малокомплектной  школы»

    Учитель  математики  МБОУ  «Сойменская  ООШ»

    Серегина  Татьяна  Викторовна

    Я работаю в сельской малокомплектной общеобразовательной школе.

    С  сентября  2010 года наша  школа  стала  основной,  а  затем -  малокомплектной.  В  школе  5  классов – комплектов: 2  в  начальной (1 и 3,  2  и  4  классы)  и   3  в  основной (5 и 7,  6  и  8,  9 классы).  В  этом  году я  веду  математику  в  объединенных  классах.

    Мне довелось дважды готовить учащихся к ЕГЭ и дважды  к ГИА. Первый раз в 2008 году, когда Владимирская  область участвовала в эксперименте по проведению итоговой аттестации в новой форме, а последний раз в 2015 году мои девятиклассники сдавали  ОГЭ. Результаты экзаменов:

    Год выпуска

    Класс/ко-личество учеников

    Успеваемость

    Качество

    Среднее значение по школе

    Сравнение со средним значением по району

    2008

    11 / 4

    100 %

    50 %

    36,75

    выше

    2008

    9 / 1

    100 %

    100%

    9

    выше

    2010

    11 / 2

    100%

    0 %

    36

    ниже

    2015

    9 / 7

    100%

    43 %

    3,4

    ниже

    Несмотря на то, что результаты неплохие, хочется  не только сохранить 100% успеваемость, но и попытаться повысить  качество. Объединенные  уроки  математики значительно  влияют  на  снижение  качества  знаний. Из  5- ти  часов  математики  -                4  объединенных,  только  в  9  классе  учитель  может  спокойно  проводить  уроки,  не  разрываясь на  2  класса. За  год  нельзя добиться  того,   что  потеряно  за  4  года. Ошибочно  думать,  что  работать  в классах,  в  которых  мало  учащихся   легко.

     Малокомплектная  школа  имеет  свои  специфические трудности,  обусловленные небольшим количеством  учеников и  социальной  средой,  которая  оказывает  далеко  не  всегда  положительное  влияние  на  процесс  развития  сельского  ребенка.  Но  и  при  имеющихся  трудностях  стараюсь  находить  новые  и  эффективные  средства  организации педагогического  процесса.

    В  объединенных   классах  при  совпадении  тем  уроков:

    -  определяю  задачи  занятия;  

    -  отбираю  учебный  материал  для  каждого  этапа  занятия  в  разновозрастной  группе  для  всех  учащихся  и  учеников  определенной  возрастной  группы;

    -  определяю   и  подбираю соответствующие  общему содержанию  способы  и  формы  совместной  учебной  работы  учащихся  разного  возраста;

    -  определяю  способы  изучения  нового  материала  по  классам,  который  должен  быть  усвоен в  соответствии  с  требованиями  программы  по  предмету;

    -  организовываю  работу  в  парах,  микрогруппах.

    На  завершающем  этапе  занятия  учащиеся  в  группах  проводят  самоконтроль  и  взаимоконтроль  выполненной  работы.  Текущие  оценки  выставляю  по  результатам  оценивания  в  группах.

    Но  таких  уроков  очень  мало.  В  основном  в  объединенных классах  провожу   уроки,  темы  которых  не  совпадают. На  сегодняшний  день  учитель малокомплектной  школы  при  отсутствии  методической  поддержки,  учебно-методического  комплекса  вынужден  самостоятельно  решать  огромный  круг  задач  в  организации  обучения  в  разновозрастных  группах.  Одна  из  проблем -  составление  тематического  планирования. По  сути,  сельский  учитель  работает  в  режиме  эксперимента  под  девизом: «Твори,  выдумывай,  пробуй!»  

    Одна из задач, которые решаю на уроках математики - подготовка учащихся  к итоговой аттестации в новой форме, поэтому стараюсь  найти такие способы организации учебного процесса, которые  ускоряют развитие учащихся и при этом позволяют учитывать возможности каждого.

    Подготовку к сдаче экзамена начинаю с пятого класса. Основной задачей в 5-6 классах считаю формирование вычислительной культуры учащихся, поэтому устный счёт стараюсь  применять на каждом уроке.

    Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.

    Подбираю устные упражнения,  которые  соответствуют теме и цели урока и помогают усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались,  устанавливаю правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно  тогда, когда устно вычислить трудно.

    Если в 5-6 классах устный счет – это выполнение действий с числами: натуральные числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби, то в 7 -9 классах я  использую устный  счет  по темам:

    7 класс:

    1) Одночлены  и  многочлены.

    2) Формулы сокращенного умножения.

    3) Решение простейших линейных  уравнений.

    4) Среднее арифметическое,  размах  и  мода.

    5) График функции. Вычисление значений функции по формуле  и  др.

    8 класс:

    1) Линейные неравенства и числовые промежутки.

    2) Решение простейших линейных неравенств.

    3) Решение КВУР с помощью теоремы Виета и частных случаев.

    4) Арифметический квадратный корень и его свойства  и др.

    9 класс:

    1) Решение неравенств 2 степени.

    2) Преобразование графиков функций  и др..

    Практика показала, что систематическая работа с устным  счетом способствует значительному повышению продуктивности вычислений и преобразований. Сокращается время на выполнение операций, которые переходят из разряда самостоятельной задачи в разряд вспомогательной и становятся инструментом (“таблицей умножения”) для решения более сложных задач.

    Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации – это урок.

    Начиная  с  5  класса,  для  проведения  текущего  и  итогового  контроля  учащихся,  использую  тесты  и  контрольные  работы  КИМов.   Тематические  тесты удобны тем,  что  их можно использовать   на  любом  этапе  урока:  актуализация  знаний,  закрепление  изученного,  повторение.  Анализ  выполнения  тестов  помогает  выделить  повторяющиеся  ошибки  как  индивидуально  у  каждого  ученика,  так  и  в  целом  по  классу. Еще немало важное их свойство  состоит  в  том,  что  пока  один  класс  работает  с  тестом,  можно  спокойно работать  с  другим  классом.  В  условиях  работы  в  объединенных  классах  это  позволяет наиболее  рационально  использовать  учебное  время.

    И учащиеся, и их родители, и  учителя  заинтересованы в получении лучших результатов. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные формы, методы и технологии обучения.

    В  5,  6  и  7  классах  веду  факультатив  (в  5  классе – «За  страницами  учебника  математики»,  в  6  классе  «Математическая лестница»,  в 7  классе  - «Избранные  вопросы  математики»).  На  этих  занятиях  помимо  вопросов,  связанных  с  программой, мы  с  ребятами  разбираем  решение комбинаторных  задач.

    В ходе подготовки учащихся 9  класса к итоговой аттестации у  меня сложилась  система подготовки.

    Я не пугаю школьников предстоящим  экзаменом,  стараюсь  их  психологически  настроить, убеждаю их в том, что если очень постараться, то можно успешно  сдать  экзамен.

    Приобретаю   для  себя  и  учащихся сборники с материалами ОГЭ, демоверсии ОГЭ их прорабатываю.

    Знакомлю учащихся с особенностями новой формы итоговой аттестации: со структурой теста, временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена и начинаю обучать «технике сдачи теста»:

    - обучаю строгому самоконтролю времени;

    - учу определять трудность заданий;

    - знакомлю с приёмом «прикидки» результата подстановкой;

    На уроках отрабатываем  тесты на скорость. Даю учащимся тесты ОГЭ,  отмечаю  в  них  задания,  с  которыми  они  могут  справиться  на  данный  момент. Отмечаю количество  человек уложившихся во времени. Объясняю,  какое задание  можно было решить рациональнее.

    Учу определять трудность заданий. Сначала прошу учеников просмотреть тест от начала до конца и отметить те задания, которые кажутся им простыми и лёгкими и  выполнить их в «режиме скорости».

    Обязательно напоминаю о том, что полученный результат можно проверить подстановкой, т. е. «прикинуть» имеет ли он смысл.

    Двигаясь по тесту, дети знают, что весь  материал  разбит  на  3  основных  блока  «Алгебра»,  «Геометрия»  и «Реальная математика», поэтому убеждаю  учащихся приступать  к решению  заданий  всех  блоков,  ведь  именно  из  этого  складывается  общая  оценка. По результатам достижений сама определяю  учеников, которых можно подготовить к выполнению более сложных заданий и работаю с ними  индивидуально.

    Одним из немаловажных факторов качественной подготовки к итоговой  аттестации, на мой взгляд, является работа кабинета математики, где мною оформлен информационный стенд, отражающий общую информацию, связанную с итоговой аттестацией. Имеются материалы  ОГЭ по математике: демонстрационный вариант КИМ, инструкция по выполнению работы, инструкция по заполнению бланков, спецификация экзаменационной работы по математике, а  также методические и психолого-педагогические рекомендации подготовки к сдаче ОГЭ, график индивидуальных занятий по подготовке к ОГЭ, список литературы и адреса сайтов. В кабинете математики собраны образцы демоверсий экзаменационных работ, диагностические работы за предшествующие годы, литература для подготовки к  ГИА.

    Конечно, в  своей  практике я  использую урочное время для подготовки к экзамену, но этого недостаточно, поэтому в 9 классе систематически провожу углублённую работу по предмету: элективный курс «Математический  практикум»,  автор  программы  учитель  математики  МОУ «Сампурская  ООШ»  Кольцова Л.В.

     Данный курс развивает мышление и исследовательские знания обучающихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов. Учащиеся по желанию делятся на две группы: те, кто работает с обязательной частью теста, и те, кто работает со второй частью. Индивидуальные консультации провожу  по   запросу учащихся.

    В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ГИА.

    Первый принцип – тематический.  Выстраиваю такую подготовку, которая соблюдает принцип от простых типовых заданий к сложным.

    Второй принцип – логический. На этапе освоения знаний  подбираю материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.

    Третий принцип – тренировочный. На консультациях учащимся предлагаю тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.

    Четвёртый принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.

    Пятый принцип – временной. Все тренировочные тесты провожу с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.

    Шестой принцип – контролирующий. Максимальная нагрузка по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

    Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

    Моя цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развиваю способность мыслить свободно, без страха, творчески. Стараюсь давать возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

    Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

    Представление опыта работы по теме "Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках «Музыки»

    Предлагаю теоретическую часть из представленного опыта работы по применению ИКТ на уроках музыки....

    Представление опыта работы по теме "Формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности посредством рейтинговой системы оценивания"

    В данном материале представлен текст выступления по защите опыта работы, презентация к выступлению и электронный журнал с использованием рейтинговой системы оценивания....

    Модульное представление опыта на тему: "Пути и средства формирования мотивации на уроках русского языка»

    Модульное представление опыта на тему: "Пути и средства формирования мотивации на уроках русского языка»...

    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА работы по методической теме: "Формы и методы работы по созданию на уроках русского языка развивающей языковой среды".

    По данной теме работаю два года, вижу необходимость анализа своей работы для дальнейшей коррекции в плане методических приёмов и применения технологий. Представляю  опыт работы, результаты деятел...

    Представление опыта инновационной педагогической работы по теме: «Развитие творческой активности подростка в условиях сельской школы»

    В настоящее время развитие общества характеризуется всё возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания природы.Особое значение имеет желание личности изучать и познавать новое.В с...

    Представление опыта работы на тему «Использование игрового материала «Замок звуков и букв» для логопедической помощи школьникам с нарушениями звукопроизношения, чтения и письма»

    Оригинальная серия  практических упражнений и дидактических игр, игр-соревнований, игровых заданий являются еще одной попыткой решения задач своевременной логопедической помощи школьникам с наруш...