Главные вкладки

    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА работы по методической теме: "Формы и методы работы по созданию на уроках русского языка развивающей языковой среды".
    опыты и эксперименты (5 класс) по теме

    Курилова Марина Валентиновна

    По данной теме работаю два года, вижу необходимость анализа своей работы для дальнейшей коррекции в плане методических приёмов и применения технологий. Представляю  опыт работы, результаты деятельности моих учащихся. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формы и методы работы по созданию на уроках русского языка развивающей языковой среды.

          Обучение русскому языку в настоящее время  осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность. Работа над формированием коммуникативной компетенции предполагает работу с текстом. Основной вид работы на уроках русского языка – многоаспектный анализ текста решает важную задачу  - создание развивающей языковой среды. Актуальность выбранной методической темы обусловлена не только требованиями времени, но и состоянием уровня сформированности навыка развития речи  у учащихся, способности аргументировать грамотно и доказательно своё мнение. Одной из целей современного образования является воспитание гармоничного коммуникабельного человека, способного решать разнообразные задачи в процессе общения, осознанно действовать в различных сферах жизнедеятельности. В этом тоже есть причина выбора темы «Формы и методы работы по созданию на уроках русского языка развивающей языковой среды».

    Цель своей работы вижу  в   обосновании на практическом уровне  возможности развития устной и письменной  речи, разработке методических рекомендации по формированию речевых навыков на уроках русского языка. Свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе, способность быстро и грамотно  ориентироваться в условиях общения  - цель, которую я поставила в работе с учащимися на уроках русского языка. Поэтому формирование навыков  связно с умением изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.

    На начальном этапе работы в 2012\13 учебном году я провела мониторинг состояния общеучебных умений и навыков по развитию речи  в 5кл. и в 8 кл. За основу мною была взята методика ТОУУ – технология оценивания учебных успехов. Результаты показали, что учащиеся владеют навыками устной и письменной речи на предметном уровне, то есть выполняют программные требования,  но при этом испытывают затруднения в создании  собственного  текста, в  свободной аргументации  своих выступлений.

    Изучение теории вопроса помогло мне понять, что тема, выбранная мной, куда шире и богаче, чем просто работа с текстом, работа по развитию речи.

    Задачи, которые должны быть решены в ходе работы:

    1.Научить учащихся  понимать коммуникативную цель чтения (слушания) текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения; осознавать содержание текста;

    2. Научить дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию; выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую;

    3. Научить прогнозировать содержание текста по заголовку, по данному началу; предвосхищать возможное развитие основной мысли лингвистического текста, комментировать и оценивать информацию текста;

    4.  Научить осознанно, с глубоким пониманием  видеть  языковые особенности текста и смысловые трудности его восприятия.

    Предполагаемый результат работы по методической теме:

    1.Учащиеся способны   использовать информацию текста в других видах деятельности (например, создавать проекты, творческие работы в разных жанрах…)

    2. Учащиеся владеют навыками исследовательской работы.

    3. Речь учащихся грамотная, они умеют приводить аргументы, обосновано доказывать своё видение вопроса.

          Условия обеспечения успешной реализации методической темы. Для решения поставленных задач в нашей школе есть необходимая материально-техническая база. Я работаю в кабинете русского языка, в котором имеется компьютер, создана база  видео и медиатеки, систематизирован материал по каждому классу и по разделам русского языка. Кабинет имеет богатое собрание сочинений Зарубежной литературы (30 томов), русской литературы (60 томов), собрание словаря В. И. Даля (20 томов), все основные словари русского языка, литературоведческие словари, имеется весь необходимый картографический и наглядный материал, дополнительная литература. Мной созданы презентации к урокам и разнообразный необходимый раздаточный и дидактический материал. По подготовке к итоговой аттестации систематизирован теоретический и практический материал по каждому виду заданий. Кроме того собрана аудио - папка с изложениями. Часть  уроков проходит в кабинете, оборудованном  мультимедиа, интерактивной доской.

    При обучении русскому языку в 6 классе использую рабочую программу  по предмету, разработанную на основе авторской программы М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского (Москва «Просвещение», 2012 г.),  учебники: «Русский язык. 6 класс», авторы: Ладыженская Т.А., Баранов  М.Т, Тростенцова Л.А. (Москва «Просвещение», 2010год). Уровень данной программы – базовый, но использование инновационных методов обучения, ИКТ на уроках русского языка, выбор мною методической темы и целенаправленная работа по достижению цели позволяют не только разнообразить учебный процесс, но и решать задачи, которые ставят перед нами Стандарты второго поколения.

    Специальными целями по учебной программе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической, культуроведческой компетенций учащихся.

    Важным аспектом в работе над методической темой  является моё чёткое понимание и способность видеть пути достижения цели решения задач.  Составление алгоритма или проектирования  реализации  работы по созданию на уроках русского языка развивающей языковой среды – вот, что было самым трудным и  серьёзным на начальном этапе в 2012\13 уч. году.

     Методическая тема, над которой я работаю второй год,  позволяет решать одну из важных задач:  развитие коммуникативной компетенции.  Свою профессиональную деятельность соотношу с идеями гуманизма, сотрудничества, саморазвития и здоровьесбережения. Для решения поставленных мною задач мною составлен алгоритм  действий на каждом этапе работы с классом.

    1. Система работы включает знания особенностей детей с точки зрения психологии и педагогики. Основные идеи в моей деятельности заключаются в умении анализировать и оценивать состояние реально существующего результата,  понимание причин неуспеваемости,  условий устранения и достижения поставленных задач.
    2. Умение  диагностировать  уровень обученности и воспитанности учащихся; проектировать развитие личности и коллектива; прогнозировать результаты обучения и воспитания, возможные трудности и ошибки учащихся.
    3. Обоснованный выбор методов, средств, организационных форм учебно-воспитательной работы; педагогически целесообразно применять методы обучения и воспитания;
    4. Способность предвидеть возможный  характер ответных реакций учащихся, уметь организовать коррекционную работу;
    5. Планировать индивидуальное сопровождение учащихся по итогам мониторинга, выявлять и развивать  потенциальные творческие  возможности различных видов деятельности учащихся, анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными и заданной педагогической целью;

    Каким образом создать на уроке такую среду, где  развивалась бы речь и  мышление учащихся? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками?

     Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с текстом на уроках русского языка как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная. Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:

    • умений понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию (полно или частично),  проникнуть в смысл высказывания — слушание;
    • умений ведения диалога и построения монологического высказывания — говорение;
    • умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания, собирать и систематизировать материал, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в определенном стиле, отбирать языковые средства, совершенствовать высказывание — письмо, говорение.

    Вот основные виды деятельности: слушание, говорение, письмо, творчество и исследование – именно они позволят успешно решать задачи моей методической темы.

            Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли.

    Основной формой обучения остаётся урок, меняются его формы, обязательным всегда остаётся применение интерактивных педагогических технологий, использование ИКТ. Опыт коллег, изученная педагогическая литература, повышение квалификации очное и дистанционное, активное общение    в различных педагогических сообществах в сети – интернет  - всё  это позволило мне сделать урок значимым, результативным и интересным. На каждом уроке усиливается ориентация на достижение конкретно сформулированного ожидаемого результата. Чётко определяю ожидаемый результат урока в целом; результат на каждом этапе урока, продумываю, при помощи каких методик буду отслеживать результат.

        Использую материал, содержащий проблемные вопросы, задания творческие, направленные на поиск, исследование. Реализация уровневого подхода к разработке инструментария и представлению результатов позволяет мне объективно применять на практике педагогические измерения. На первом этапе работы с текстом ( в рамках работы по созданию на уроках русского языка развивающей языковой среды) учащиеся выполняют  типовые задания то есть выполняют базовый уровень. Затем происходит переход на повышенный уровень  – решение нестандартной задачи, где требуется умение применить знание, умение в новой непривычной ситуации либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

    После мониторинга уровня успешности предлагаю нестандартные задания и упражнения по тексту. Кропотливая, постоянная работа с текстом на уроках должна, на мой взгляд, проводиться с опорой на произведения русской классической литературы. Обращение к «безукоризненным образцам» — одно из средств создания развивающей личность речевой среды, результативное средство, позволяющее сформировать у учащихся приемы построения текстов.

    Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом: комплексный и лингвостилистический анализы текста, сочинение-рассуждение, редактирование текста, различные виды диктантов, работа с текстами-миниатюрами, различные игровые ситуации.

    Тексты подбираю  такие, чтобы они были интересными с точки зрения орфографии, содержали различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, И. А. Бунина, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина и других признанных мастеров слова..

    Система работы по теме

    «Формы и методы работы по созданию на уроках русского языка развивающей языковой среды».

     Предметные   Личностные результаты

    Технологии для их формирования

    Проектная технология

    перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем

    Апробирована

    в 2012  - 2014 уч. годах

    Технология проблемного диалога

    Технология лингвистического анализа текста

    технология развивающего обучения;

    Апробирована

    в  2012 – 2014 уч. году

    Технология оценивания учебных успехов

    технология дидактической игры

    В настоящее время

    Мониторинг успешности обучающихся

    Система работы по применению  технологий

    Направление деятельности

    Содержание деятельности

    а) Формирование умений работы с текстом на базовом уровне 

    Репродуктивные упроажнения.:

    Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

    Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план,  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

    Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

    б)Мониторинг сформированности базовых умений и навыков

    Стартовая диагностика ( вопросы по содержанию текста, пересказ по плану)

     Наблюдение за выполнением  типовых заданий, нацеленных на формирование базовых  учебных действий (в учебниках, рабочих тетрадях, тетрадях для проверочных и контрольных работ, дневниках школьника)

    Текущее и итоговое оценивание  предметных и умений   с помощью контрольных  работ по русскому языку.  

    в) Формирование творческих речевых навыков

    Изучение  и применение в практике работы основных составляющих технологии: развитие умений самоконтроля и самооценки, фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований, дифференциация оценки по шкале уровней успешности. Использую методику оценивания из опыта учителей начальных классов. 

    г) мониторинг  оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

    Подробное  пошаговое описание с методическими рекомендациями на каждого учащегося. ( по плану 2014\15 уч.год)

    д) Методы оценивания

    Пополнение методической копилки:

    описание методик «Методы и приёмы развития оценочной самостоятельности младших школьников», памятки  «Приёмы организации рефлексии на разных этапах урока», «Освоение технологии оценивания учебных успехов», «Самооценка»

           Важным этапом работы по теме считаю организацию и проведение мониторинга. В 2012\13 уч. году изучила теорию вопроса по технологии оценивания образовательных достижений, разработанной  в рамках эксперимента Российской академии образования в 2004–2007 годах. Научный руководитель эксперимента – академик РАО, доктор психологических наук Д.И. Фельдштейн. Авторский коллектив разработчиков: координатор – Д.Д. Данилов. В данной технологии приемлемым для моей работы является путь оценивания и те задачи, которые ставит перед собой рабочая группа  проекта,  решает и требования по достижению цели в моей деятельности. В конкретном случае работы по созданию языковой развивающей среды предполагает творческий поход в работе с текстом на уроке русского языка: технология мониторинга образовательных достижений тесно сочетается с приёмами оценивания. Осуществляется процесс определения того, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть насколько обучение соответствует современным целям образования. Развивается умение  самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. Использование данной технологии мотивирует ученика на успех, избавляет  его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создаёт  комфортную обстановку, реализуется принцип здоровьесбережения.

      Использование в практике  проектной технологии,  технологии проектного обучения; технологии проблемного обучения; здоровьесберегающие технологий; технологии дидактической игры; перспективно-опережающее обучения с использованием опорных схем; компьютерные (новые информационные) технологии обучения; технология развивающего обучения позволяет решать поставленные задачи и получать положительные результаты.  Уровень качества обучения по русскому языку в 5кл (2012\13уч.год) составляет 50% ( 4 учащихся) и в 2013\14 остаётся стабильным  - при количестве 5 учащихся 40% качества обучения. Повысилась мотивация к изучению русского языка: в олимпиаде по предмету на школьном уровне приняли участие 2 учащихся, из них 1ученица заняла 2  место. В творческих конкурсах районного уровня сочинение на экологическую тему: «Зелёная планета глазами детей» ученица 6 класса заняла 1 место. Работа с текстом на уроках и во внеурочной деятельности (кружок «Юнкор») позволили учащимся 6 класса принимать активное участие в создании школьной газеты, писать заметки в районную газету, детскую газету «Росток». В 2013\14 г. ученицы 6 класса приняли участие в районном конкурсе чтецов «Живая классика», были награждены Сертификатами.

        Применение технологии проблемного обучения, использование методов частично – поисковых, метода проектной деятельности,  активизация работы по лингвистическому анализу текста помогли повысить интерес к исследовательской работе у учащихся 9 класса. Результаты итоговой аттестации в сравнении последних двух лет стабильные: в 2012\13 уч. году один обучающийся -100% качества; в 2013\14 уч. году 4 обучающихся -50% качества. Нет учащихся, получивших неудовлетворительную отметку по русскому языку.

         В данном классе начала работать по теме в 2012\13 уч.году,  и результаты участия в конкурсах проектных и исследовательских работ позволяют сказать, что ключевые компетенции сформированы, учащиеся приобрели опыт по созданию социально –значимых проектов.

    год

    Название

    Уровень

    результат

    2012\13

    «Зелёная планета» /сочинение/

    Всероссийский

    1 место

    «Я горжусь своей страной /сочинение/

    Всероссийский

    1 место

    Областная смена «Тропой Улукиткана». /Сочинение/

    областной

    2 место

    Конкурс исследовательских работ:

    « Г. А. Федосеев о традиционном природопользовании»

    Районный

    1 место

    Проект экскурсионного маршрута

    «Уникальное место нашего края»

    районный

    2 место

    Конкурс социально – значимых проектов «Я –гражданин России»

    районный

    1 место

    2013\14

    «Самая волшебная ночь году»

    Всероссийский

    1 место

    Конкурс проектов

    областной этап XIV всероссийской акции «Я – гражданин России»

    областной

    2 место

    Муниципальный конкурс по  Охране труда /сочинение/

    муниципальный

    1 место

    Конкурс проектов «Я –гражданин России»

    районный

    1 место

    «Экология глазами амурских детей» /сочинения/

    Районный

    2 место

    Живые богатства природы

    районный

    2место

    «Этот день Победы» /конкурс эссе, стихотворений/

    районный

    2 место

         

    Обеспечение  стабильных результатов и высокого уровня мотивации к участию в творческих конкурсах может только самообразование учителя и повышение квалификации, обмен опытом на разных уровнях, активное участие в профессиональных конкурсах, повышение своего мастерства. За последние 3 года мною пройдены курсы Компьютерной грамотности, курсы по теме «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в условиях перехода к стандартам второго поколения» (80ч). Так как в сельской школе всё больше детей, которым рекомендовано обучение по программе 7 и 8 вида, то  я  прошла курсы «Специфика образовательного процесса при реализации программ 7 и 8 видов для детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях» (72ч). Как учителю литературы показался интересным новый учебный курс ОРКСЭ, и я прошла обучение в количестве 72 часов по теме «Актуальные проблемы преподавания учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Работая по методической теме возникла необходимость получить знания о работе с текстом, и курсы по теме «Технология работы с текстом при подготовке к ГИА и ЕГЭ как способ достижения предметных и метапредметных результатов» (16ч), семинар Г. Т.  Егораевой  (12 ч) позволили мне по – новому взглянуть на организацию работы с текстом.

           Результаты итоговой аттестации, итоги участия в конкурсах различного уровня говорят о том, что у учащихся выше среднего уровень мотивации к предмету. Но необходимо отметить о возникновении трудностей и противоречий в работе по методической теме.

    С одной стороны, разрабатываются образовательные стандарты, что подчёркивает значимость качественных знаний и умений, вводится тестирование, обеспечивающее,  по замыслу, равные возможности поступления всем выпускникам, и при это ориентирует учащегося на частное знание, при котором не учитываются и не оцениваются особенности личности (стиль мышления, оригинальность).

    С другой стороны, всё более привлекательным и неизбежным в условиях обеспечения образовательного стандарта Второго поколения представляется переход к такому обучению и воспитанию, которое бы способствовало развитию всесторонне развитой личности. Таким образом, учитывая не только противоречия межпредметные, но и результаты проблемного анализа успеваемости по предмету, итоговой аттестации пришла к следующим выводам:

    1. На уроках русского языка и литературы, во внеурочной работе по предмету продолжить решать задачи развития устной и письменной речи, выявляя творческий потенциал каждого ребёнка.
    2. Разработать систему проблемных и творческих заданий. Формирующих познавательный интерес и способствующий повышению мотивации обучающихся.
    3. Обеспечить сохранение здоровья детей правильной организацией учебного труда,  адекватным выбором методов и средств обучения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

    Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

    Обобщение опыта по теме « Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся»

    Обобщение опыта по теме "Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся"...

    Урок русского языка "Фразеологизмы - языковые самородки"

    Урок русского языка "Фразеологизмы - языковые самородки" разработан для повторения темы "Фразеология" в 7 классе. Форма урока - лингвистическая лаборатория. На уроке ребята находят фразеологизмы в тек...

    «Эффективные методы и приёмы при работе с текстом на уроках русского языка и литературы».

    Наиболее успешные приёмы и методы технологии проблемного обучения и развития критического мышления,которые можно использовать на уроках русского языка и литературы при работе с текстом....

    Текст как основа создания на уроках иностранного языка развивающей речевой среды.

    Методические рекомендации из опыта работы, как можно производить речевое взаимодействие на основе заданного текста....

    Методы работы с текстом на уроках русского языка

    Работая  с текстом  на уроках русского языка,  я опираюсь на различные  методы  технологии критического мышления. Почему именно эта технология? Сущность применения элементов т...

    Методические рекомендации на тему "Применение методов коммуникативно-деятельностного подхода на уроках русского языка"

    Развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. Поэтому необходимо выстраивать деятельность ребёнка на уроках русского языка как деятельность по пре...