Методические рекомендации на тему "Применение методов коммуникативно-деятельностного подхода на уроках русского языка"
методическая разработка по русскому языку на тему

Баширова Эльмира Фарруховна

Развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. Поэтому необходимо выстраивать деятельность ребёнка на уроках русского языка как деятельность по преобразованию собственного языка, деятельность, направленную на собственное языковое развитие. В методических рекомендациях описаны некоторые методы коммуникативно-деятельностного подхода, использование которых способствует повышению коммуникативной культуры учащихся  и формированию речевой активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по применению методов коммуникативно-деятельностного подхода

на уроках русского языка

Развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. Поэтому необходимо выстраивать деятельность ребёнка на уроках русского языка как деятельность по преобразованию собственного языка, деятельность, направленную на собственное языковое развитие. Для того чтобы ребёнок сделал то или иное языковое средство частью своего речевого опыта, расширил этот опыт, необходимо учитывать специфику процесса овладения языком и в соответствии с ней организовывать деятельность ребёнка на уроке.

Принципиально важно различать «деятельность ребёнка по отношению к языку» и «деятельность ребёнка в самом языке». Второй тип деятельности основан на моделировании коммуникативной ситуации. В этой связи на уроках русского языка эффективно использовать ролевые игры,  которые повышают интерес к предмету, помогают в игровой форме повысить культуру общения. Школьникам 5-9 классов очень нравятся такие виды работ.

Приведем пример.

Тема урока: «Диалог» (5 класс).

Цель: составлять диалоги на заданную тему, вести диалог; интонационно правильно читать диалоги; правильно ставить знаки препинания при диалоге.

Ход урока.

I. Опрос домашнего задания.

II. Объяснение нового материала:

 1. Материал для наблюдений на с. 96 – 97.

2. Работа с терминологией, с использованием учебника.

3. Ролевая игра на тему «Разговор по телефону»).

4. Анализ диалогов. Учащиеся делают выводы: 1. Начиная разговор по телефону, необходимо поздороваться. 2. Обращаясь к кому-нибудь с просьбой, нужно помнить слова «пожалуйста», «извините», «будьте добры», «спасибо». 3. По окончании разговора  - попрощаться.

III. Домашнее задание: Составление диалогов на темы: «В гостях», «В библиотеке». Записать один из них.

Как видим, на примере ситуативной ролевой игры детям прививаются элементы культуры общения.

В качестве закрепления данной темы можно предложить следующее задание: разыграть по ролям в парах ситуацию общения «У кассы» (в кинотеатре, театре, на стадионе, вокзале). В ходе игры обратить внимание на то, какую форму общения используют дети, какие местоимения употребляют, какие формы выражения просьбы (пожалуйста, будьте добры, разрешите попросить) и благодарности (спасибо, благодарю) используют.

В конце игры учитель вместе с классом анализирует ее, обращая внимание на средства речевого воздействия.

Возможно ситуации записать на видеокамеру, а при просмотре проанализировать (языковая рефлексия).

Одной из ведущих интерактивных форм, используемых мной на уроках словесности, являются устные дискуссии.

Основная цель этого вида работы – научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их.

Подобная работа способствует развитию устной речи.

Урок-диспут на тему: «Категория состояния. Можно ли ее отнести к самостоятельным частям речи?» (7 класс).

Цели: дать понятие о категории состояния; развивать интерес и стремление учащихся научиться дискутировать, показать их реальное общение во время учебной беседы.

Ход урока.

I. Опережающее задание (учащимся заранее была предложена тема дискуссии).

II. Постановка проблемы дискуссии. Обсуждение в группах проблемных вопросов:

 1. Что такое категория состояния?

2. Различие во взглядах ученых на эти слова.

3. Какие слова мы относим к категории состояния?

4. Отличие от других частей речи.

5. Сходство с наречиями и способ отделения наречий от слов категории состояния.

(По ходу дискуссии одним наблюдателем в каждой группе определяется степень участия учащихся в дискуссии и оценивается вклад каждого ученика в решение обсуждаемой проблемы путем ведения протокола).

III. Закрепление: обсуждение результатов бесед в группах, анализ материалов протоколов.

IV. Домашнее задание. Сделать самоанализ участия в дискуссии.

Одной из эффективных форм развития коммуникативной культуры учащихся, которая способствует тренировке собственных речевых умений, является создание устной или письменной газеты. Дети делают сообщения о том, что происходит в школе, в классе, в городе, где они живут. Сообщение должно быть в определенном стиле, точным, информативным, интересным. Основная задача – выбрать интересный материал и грамотно его оформить.

Тема урока: «Публицистический стиль» (7 класс).

Цель: дать представление о публицистическом стиле, его признаках; формировать умение определять текст публицистического стиля и создавать собственный репортаж.

Ход урока.

I. Повторение: сведения о тексте, видах связи в нём, стили речи.

II. Объяснение нового материала:

 1. Составление таблицы «Публицистический стиль и его признаки».

2. Работа с терминологией, с использованием учебника.

III. Закрепление материала.

IV. Домашнее задание: написать статью в газету «Человек и природа», придерживаясь языковых примет публицистического стиля).

Использование языковых игр на уроках русского языка позволяет сформировать стойкую мотивацию, направленную на овладения языковыми знаниями и нормами. Это могут быть всем известные «На одну букву», «Одним словом», «Мы идем в зоопарк» и т.д., которые мы можем использовать на протяжении ряда лет, каждый год усложняя задание. Так, например, при изучении темы «Одушевленное существительное» в 5 классе предлагаем путешествие в зоопарк с перечислением его обитателей, возвращаемся к этой работе, дополняя имена существительные одушевленные качественными и относительными прилагательными  (тема «Разряды имен прилагательных»), в седьмом классе можем продолжить, составляя предложения с различными видами осложнений.

Побудить учеников к самостоятельным размышлениям помогает метод работы со зрительной опорой.

Как правило, в качестве зрительной опоры используются рисунки, картины, фотографии и т.п. Основная цель работы с этим видом зрительной опоры – развитие наблюдательности. Как правило, картины и хорошие фотографии содержат множество интересных деталей, которые нелегко увидеть и еще труднее понять их роль в данной картине. Могут быть использованы картины и фотографии разных жанров, от жанровой живописи, пейзажа (в 5–6-х классах) до психологического портрета (7–9-е классы).

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Наречие» (7 класс).

(Фрагмент урока).

Цели: обобщить и расширить сведения о наречии как части речи; составлять свои тексты с наречиями при помощи представленной учителем картины-стимула.

Ход урока.

I. Вниманию школьников представляется репродукция картины А.А.Дейнеки «Оборона Севастополя».Ученики получают время на размышление.

II. Работа в группах. Учитель предлагает учащимся обменяться мыслями в группах или с партнером.

III. Открытое обсуждение сюжета картины: ученики описывают, что изображено на картине, используя наречия «решительно», «стремительно», «отчаянно», «упрямо», «твердо стоит», «погибнет героически» и т.д.

При работе со зрительной опорой важно не только описать картину, но и выразить свое мнение о ней, поделиться тем, какие эмоции и чувства она вызывает и почему. Сказанное не обсуждается, не критикуется и не комментируется. Высказывается как можно больше учеников.

Ребенку всегда легче говорить о том, что он пережил лично, что стало фактом его жизни, что он пропустил через свою душу. Выразить это он может при написании творческих работ  (сочинений) на основе личных впечатлений. Очень важным принципом этого вида работы является внимание и интерес к внутреннему миру каждого ребенка. Мы стремимся создать такую обстановку в классе, когда все, что связано с индивидуальностью каждого ребенка, его отличием от других, воспринимается положительно и с интересом. Слушая эти работы, дети узнают друг друга, и каждая новая черточка в характере ребенка должна учителем замечаться и доброжелательно подчеркиваться.

Методика этой работы следующая:

1) обдумывание темы творческой работы (возможно, вместе с детьми);         2) чтение творческих работ; 3) анализ.

Тема урока: «Сочинение-описание животного на основе личных впечатлений» (5 класс).

Цель: формировать умение писать сочинение на основе личных наблюдений.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя. Постановка цели и задач урока.

II. Подготовительный этап написания сочинения.

1. Учитель предлагает написать учащимся сочинение о четвероногом друге по личным впечатлениям, указывая его повадки и характер).

 2. Анализ отрывка из рассказа А.Перфильевой о собачке Манюне «Рассказ о Манюне».

3. Составление плана сочинения.

III. Написание сочинения.

IV. Чтение работ.

V. Рецензия на какую-либо работу по плану.

VI. Подведение итогов.

Развитию коммуникативной культуры учащихся способствует также работа по формированию умений и навыков написания собственных текстов.

Таким образом, использование на уроках перечисленных выше методов коммуникативно-деятельностного подхода способствует повышению коммуникативной культуры учащихся  и формированию речевой активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по методической теме «Интегрированный подход на уроках русского языка и литературы»

Обоснование значимости методической темы  Учебные дисциплины: русский язык и литература относятся к циклу гуманитарных предметов. Процесс преподавание таких предметов связан с использованием боль...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА работы по методической теме: "Формы и методы работы по созданию на уроках русского языка развивающей языковой среды".

По данной теме работаю два года, вижу необходимость анализа своей работы для дальнейшей коррекции в плане методических приёмов и применения технологий. Представляю  опыт работы, результаты деятел...

Методическая разработка. Способы обогащения нравственно-эстетического опыта учащихся на основе личностно ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы.

Уроки русского языка и литературы – это уроки, во время которых учитель может заинтересовать, увлечь, создать условия для развития и реализации творчества каждого ребенка, открыть путь к самовыражению...

Коммуникативно-деятельностный принцип обучения на уроках русского языка как условие формирования и совершенствования навыков делового общения современного школьника.

Выступление на областной конференции, посвященной опыту работы в области формирования коммуникативных навыков обучающихся....

«Метод проектов как средство реализации деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы»

Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным яв...