Главные вкладки

    Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
    статья по русскому языку (8 класс) по теме

    Солохина Гелена Геннадьевна

    Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями

    (на примере уроков русского языка в 8 классе)

    Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе

                                                                                                                         

    Мир, в котором мы живём, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных в школе и вузе. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве методологического подхода заложено формирование метапредметных результатов обучения. Что это такое и насколько применимо в практике школы? В широком значении это означает, что на первый план ставится развитие способности учиться, то есть саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом смысле метапредметные результаты могут быть получены в результате применения универсальных учебных действий, совокупности способов действия учащихся, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая и организацию этого процесса. Метапредметный подход предполагает, что ребёнок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью может сам добывать информацию о мире.

    Урок, построенный на метапредметных связях – это не просто соединение близких понятий из разных предметов для получения прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы или целого блока тем в одно целое на основе общего подхода. Установление метапредметных связей способствует формированию целостной картины мира и выделению универсальных учебных действий как общего способа познания действительности.

    Связи русского языка как предмета школьного преподавания с другими учебными дисциплинами в зависимости от дидактических целей могут рассматриваться с разных позиций.

    Обычно указывают на то, что русский язык связан со всеми школьными дисциплинами, поскольку, по мнению Ш. И. Ганелина, язык является необходимым средством выражения по всем предметам, а В. А. Добромыслов считал, что он отражает все стороны действительности и поскольку без овладения языком невозможна никакая мыслительная деятельность. Наличие такой связи бесспорно. В цепочке русский язык - другие предметы эта связь устанавливается не столько для русского языка, сколько для всех других предметов, так как язык в качестве орудия познания является одним из решающих условий усвоения учащимися знаний по любому предмету.

    Изучая русский язык в 8 классе, можно выявить  связь русского языка с другими предметами, такими как литература, история, математика, физика и др.

    В процессе интеграции русского языка и других наук формируются метапредметные умения:

    • аналитические;
    • учебно-информационные;
    • коммуникативно-речевые.

    На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование следующих умений:

    • умения сопоставлять явления и факты;
    • умения выделять главное;
    • умения составлять из отдельных элементов целую картину;
    • умения формулировать общую проблему;
    • умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.

    Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:

    • умение извлекать информацию из различных источников;
    • умение составлять план;
    • умение отбирать материал по заданной теме;
    • умение составлять письменные тезисы;
    • умение подбирать цитаты;
    • умение составлять таблицы, схемы, графики.

    Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения:

    • умение составлять связное устное высказывание;
    • умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;
    • умение выделять интонационно-значимые части высказывания;
    • умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;
    • умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;
    • умение использовать различные средства наглядности;
    • умение выражать свое мнение и аргументировать его;
    • умение оформлять научно-исследовательские работы;
    • умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);
    • умение вести дискуссию.

    Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

    В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных и метапредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук. Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

    Обратимся к примерам из опыта работы. Рассмотрим уроки развития речи, которые считаются одними из самых сложных, но интересных. Подобные уроки предполагают использование обширных знаний учеников при работе с текстом.

    Так, при изучении в 8 классе темы «Односоставные предложения» используем текст анализируемого ранее произведения А.С. Пушкина  «Капитанская дочка». Учащиеся при выполнении домашнего задания выписывают из текста повести односоставные предложения и определяют их вид, начиная с эпиграфа к произведению:

    1. В комнате не было ни Василисы Егоровны, ни Марьи Ивановны (неопределённо-личное).

    2. Комендант вынул из кармана бумагу и сказал нам: «Господа офицеры, важная новость (назывное)! Слушайте, что пишет генерал (определённо-личное)».

    3. Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать могилы на чужой стороне (безличное).

    4. Авось, дадим отпор Пугачеву (определённо-личное).

    Обратим внимание на наличие односоставного предложения  в составе сложного. Предложим составить схему этого предложения.

    Назовите эпиграф к повести Пушкина «Капитанская дочка»

    5.(Береги честь смолоду) Как вы понимаете его смысл? А какое это предложение, почему? (Обобщённо-личное).

    6.«Любезный Пётр Андреевич, пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком сто рублей…» (определённо-личное).

    7) Между тем смеркалось (безличное).

    8) Марью Ивановну снарядили (неопределённо-личное), и уже через несколько дней она отправилась в дорогу.

    Связь с литературой не только очевидна, она необходима.  А связь с историей?

    При изучении любого литературного произведения вводишь учеников в историческую обстановку, чтобы реальнее представлялось происходящее. «Песня про купца Калашникова…» М.Ю. Лермонтова», «Дубровский»  А.С.Пушкина, «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя…  Этот список можно продолжать и продолжать…Но в такой последовательности эти произведения расставлены неслучайно. Из класса в класс, из урока в урок, начиная с 5 класса,  мы через уроки развития речи, через тесные метапредметные связи подходим к итоговому сочинению и выполнению задания «С» на ЕГЭ.

    При изучении темы «Приложение» часто используем географические названия: реки, города, горы, озёра. Москва – река, озеро Байкал, Сахара - пустыня и т.д.

    На уроках по обобщению темы очень хорошо использовать методику сверхэффективного и быстрого обучения по Шаталову В.Ф. Знаем ,что учёный разрабатывал эту систему для уроков физики, но она отлично подходит для составления алгоритмов и на уроках русского языка. 

    Основные требования, которым должны отвечать опорные сигналы:

    1.Лаконичность.

    2. Структурность (в сигнале используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр. Обучение с помощью опорных сигналов развивает системность мышления, учит разделять общее и главное, выделять причинно -  следственные связи. Все  эти навыки развиваются у обучаемого незаметно для него – просто в ходе изучения материала).

    3. Наличие смысловых акцентов.

    4. Ассоциативность и образность.

    5. Доступность воспроизведения от руки.

    6. Автономность. Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным, понимаемым в независимости от других блоков опорного сигнала.

    7. Цветовая наглядность. Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти. Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета.

    8. Ещё один полезный приём при составлении опорных сигналов – использование удобно читаемых аббревиатур.

    Например,

    ПП – простое предложение:

    СП – сложное предложение.

    БСП – бессоюзное сложное предложение.

    ССП – сложносочиненное предложение.

    СПП – сложноподчиненное предложение.

    На уроке обобщения, например, по теме «Предложение» составим опорную схему, предъявив алгоритм, объединяющий все изученные в 8 классе понятия по этой теме, а для повторения достаточно лишь расшифровать схему, включив в процесс зрительную, ассоциативную память. При данном обобщении материала даже ученики с заниженной мотивацией к обучению запоминают материал и легко его воспроизводят. При изучении тем задаём ребятам традиционный вопрос: «Кто понял данную тему?» Дети знают установку: если «понял», значит, могу объяснить другому. Подобные алгоритмы помогают воспроизводить даже незначительные моменты и полностью вспомнить изученный материал.

    В данной работе приведены немногие примеры использования межпредметных связей на уроках русского языка.  При изучении  имен числительных, например, ученики решают задачи, только записывают они их  не цифрами, а словами. Изучая  терминологическую лексику, ребята вспоминают определения различных наук: биологии, географии, и т.д.

    Тексты для изучения и повторения той или иной темы подбираются такие, чтобы расширялся кругозор учеников. Когда повторяем причастный и деепричастный обороты, можно использовать такой текст: Самое крупное хвостатое животное – исполинская саламандра, живущая в быстрых горных реках Восточного Китая и на одном из островов Японии. Днём саламандры практически никогда не покидают воды, скрываясь под большими камнями или под нависающим берегом. Ночью же они, пользуясь исключительным обонянием, отыскивают лягушек, рыб, раков и водяных насекомых.

    Таким образом, на уроках русского языка можно в полной мере осуществлять межпредметные связи. Межпредметные связи могут рассматриваться как один из способов организации познавательной деятельности обучающихся в системе развивающего обучения., где появляется возможность управления мыслительными процессами, которые всегда связаны с выходом за пределы формальных знаний,  межпредметность – это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизируя методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

    Межпредметные связи способствуют увеличению информационной ёмкости формируемого понятия, углублению его сущностной стороны, формированию концептуального мышления, осознанию учебного предмета в общей системе других наук, системности знаний.

    На основе полученных представлений стоится обобщенное понятие метапредметности, позволяющее раскрыть природу изучаемых связей; осознать усваиваемое, сформировать умения и навыки систематического применения универсальных учебных действий для получения новых знаний.

    Метапредметные связи становятся явно выраженными, если визуальные средства обучения (рисунки, графики, другие изобразительные средства и иллюстрации) используются как основные, активизирующие и направляющие познавательную деятельность школьника.

    Таким образом, межпредметные и метапредметные связи представляют собой необходимое условие организации учебно-воспитательного процесса как целенаправленной системы. Они выступают как средство комплексного подхода к обучению и усиления его единства с воспитанием. В учебной деятельности учащихся реализация метапредметных связей служит дидактическим условием активизации, систематизации знаний, формирования самостоятельности мышления и познавательного интереса.

    Литература

    Добромыслов В.А., Д. Э. Розенталь «Трудные вопросы грамматики и правописания», Издательство: "Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР" ,1955

     Добромыслов В.А. О разработке научной теории обучения русскому языку.// Русский язык в школе. – 1986. - № 4

     Ганелин Ш.И., Дидактический принцип сознательности.- М:Просвещение, 1961.

    Пушкин А.С., Капитанская дочка,- М:Астрель,2007.

    Бабайцева В.В. Избранное. 1955—2005: Сборник научных и научно-методических статей / Под ред. проф. К.Э. Штайн. — М. — Ставрополь: Издательство СГУ, 2005.

    Шаталов В. Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. — Минск: «Университетское», 1990.

    Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается / В. Ф. Шаталов. — М.: «Педагогика», 1989


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад "Технология интегрированного урока как средство осуществления межпредметных связей"

    Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.  Проблема интеграции обучения и воспитани...

    Отчёт по методической теме «Интегрированный подход на уроках русского языка и литературы»

    Обоснование значимости методической темы  Учебные дисциплины: русский язык и литература относятся к циклу гуманитарных предметов. Процесс преподавание таких предметов связан с использованием боль...

    Мастер-класс: «Организация деятельности учащихся по формированию метапредметных результатов на уроках русского языка в средней школе»

    Основу мастер-класса составляет фрагмент урока изучения нового материала, включающий этапы целеполагания, планирования работы, выработки критериев достижения результатов; самостоятельная деятельность ...

    Доклад: " Метапредметный подход в обучении русскому языку и литературе и способы его реализации"

    Материал содержит информацию о метапредметном подходе в обучении русскому языку и литературе ....

    Примеры методик парной работы в рамках деятельностного подхода на уроках иностранного языка.

    Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обуче...

    Метапредметная диагностика на уроках русского языка 7 класс

    Работа предназначена для диагностики предметных результатов обучения и метапредметных достижений учащихся 7 класса...

    Интегрированный урок развития речи «Этюд как вид творчества на уроках русского языка».

    На этом уроке развития речи обучающиеся познакомятся с этюдом как жанром творчества,научатся писать сочинения-этюды....