Мастер-класс: «Организация деятельности учащихся по формированию метапредметных результатов на уроках русского языка в средней школе»
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Основу мастер-класса составляет фрагмент урока изучения нового материала, включающий этапы целеполагания, планирования работы, выработки критериев достижения результатов; самостоятельная деятельность учащихся по поиску и обработке информации по теме урока, представление результатов работы и рефлексии. Задача учителя на уроке состоит в том, чтобы организовать деятельность учащихся, направленную на развитие УУД.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс: «Организация деятельности учащихся по формированию метапредметных результатов на уроках русского языка в средней школе»
Мастер-класс предназначен для учителей русского языка и литературы, других учителей-предметников, преподающих в классах основного и среднего общего уровней образования.
Цель: представить опыт работы по организации учителем на уроке деятельности учащихся, формирующей универсальные учебные действия.
Актуальность проблемы мастер-класса: в основу образовательных стандартов 2010 года положен системно-деятельностный подход, а среди результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования» стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам. В Стандарте уточняется, что метапредметные результаты включают в себя освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике. Основу мастер-класса составляет фрагмент урока изучения нового материала, включающий этапы целеполагания, планирования работы, выработки критериев достижения результатов; самостоятельная деятельность учащихся по поиску и обработке информации по теме урока, представление результатов работы и рефлексии. Задача учителя на уроке состоит в том, чтобы организовать деятельность учащихся, направленную на развитие УУД.
Урок русского языка в 11 классе: языковая норма.
Цель предметная: помочь учащимся представить изучаемую тему, усвоить на 1 уроке по теме основное понятие «языковая норма», определить виды языковой нормы;
деятельность учителя направлена на развитие регулятивной, учебно-познавательной и информационной компетентностей учащихся.
Тип урока: вводный семинар
Форма работы: групповая, взаимообучение. Группы заранее сформированы на основе существующего размещения в классе, работают по заданному алгоритму: анализируют информацию разную в каждой группе и представляют её перед другими группами, делятся полученной информацией.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся, предположительные ответы | УУД |
| ||
Добрый день! У нас сегодня урок русского языка, и, пожалуй, все согласятся, что каждый в той или иной мере испытывает трудности в изучении предмета. А вот теперь представьте: не существует никаких правил. Катастрофа это или долгожданное счастье? Запишите положительные и (или) отрицательные последствия такого события. | Делятся своим опытом в изучении предмета. Работа в группах: Катастрофа или долгожданное счастье? Изучая русский язык, мы часто возмущаемся его сложностью. Представьте: все правила перестали существовать. Запишите положительные и (или) отрицательные последствия такого события. Подготовьте устное рассуждение из 2-3 предложений, закончив его выводом. 2 минуты работают: один – сообщает результаты работы. Остальные группы не повторяют озвученное, а дополняют новое | Коммуникативные, личностные УУД Познавательные УУД Креативные УУД |
Вывод: | Изучать правила языка необходимо, для того чтобы… | |
Какова тема нашего сегодняшнего урока? В науке существует другое понятие – норма. В каком контексте вы встречались со словом норма? Сравните с понятием в словаре. Какое значение больше подходит под норму в языке? Сформулируйте тему урока. | Правила русского языка Узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-н. Юридическая н. Нормы поведения. Установленная мера, средняя величина чего-н. Н. выпадения осадков. Первое Языковая норма. | Работа с метапредметным понятием |
| ||
Каковы цели сегодняшнего урока? | Дать понятие языковой нормы, определить, какие виды нормы существуют в русском языке. | Регулятивные Целеполагание |
| ||
Для того чтобы добиться цели, что нам нужно сделать? | - определение можно вывести самостоятельно; - о разновидностях нормы можно узнать из дополнительной литературы; - можно проанализировать то, что было нами изучено и сделать выводы; - можно взять примеры нарушения норм языка и сделать выводы | Регулятивные Планирование |
Что будет результатом нашей работы? | Таблицы с примерами | Критерии |
| ||
Предлагаю материал, который поможет вам в достижении цели. | Самостоятельно работают по заданиям 5 минут. | Коммуникативные УУД: работа с текстом, информацией; анализ и систематизация материала: наблюдение и анализ |
| ||
Работа подошла к концу, вам предоставляется возможность представить всем изученный материал. | Делают сообщения с опорой на представленные схемы, таблицы (взаимообучение). По одному вопросу выступающим от каждой группы. | Коммуникативные УУД, познавательные |
| ||
Цель нашего урока достигнута? Оцените свою работу и работу групп. | Анализируют работу в группах | Регулятивные Рефлексия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и приемы организации деятельности учащихся при подготовке к ГИА на уроках русского языка"
В докладе представлены небольшие находки, которые помогают при подготовке к экзамену....
Формирование метапредметных результатов на уроках английского языка в средней школе (из опыта работы учителя)
Автор статьи делится опытом работы по формированию метапредметных результатов у учащихся при изучении английского языка в средней школе. Учитель раскрывает несколько основных групп метапредметны...
Формирование и оценка предметных и метапредметных результатов на уроках русского языка в 6 классе.
Разработка новых дидактических материалов, обеспечивающих включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для надежного достижения определе...
Презентация: "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы у обучающихся основной школы в условиях современной образовательной среды"
Презентация к выступлению на августовской конференции педагогов: "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы у обучающихся основной школы в условиях современной...
Сообщение на педсовете «Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы».
С введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения, необходимыми в первую очередь становятся не сами...
Формирование метапредметных результатов на уроке английского языка в средней школе
Статья по теме "Формирование метапредметных результатов в современной школе"...
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 5-9 КЛАССАХ
В данной статье рассматривается вопрос о формировании понятия метапредметность в современной образовании и о практическом применении метапредметного обучения в рамках реализации требований федеральных...