Мастер-класс: «Организация деятельности учащихся по формированию метапредметных результатов на уроках русского языка в средней школе»
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Сивко Ольга Анатольевна

Основу мастер-класса составляет фрагмент урока изучения нового материала, включающий этапы целеполагания, планирования работы, выработки критериев достижения результатов; самостоятельная деятельность учащихся по поиску и обработке информации по теме урока, представление результатов работы и рефлексии. Задача учителя на уроке состоит в том, чтобы организовать деятельность учащихся, направленную на развитие УУД. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс: «Организация деятельности учащихся по формированию метапредметных результатов на уроках русского языка в средней школе»

Мастер-класс предназначен для учителей русского языка и литературы, других учителей-предметников, преподающих в классах основного и среднего общего уровней образования.

Цель: представить опыт работы по организации учителем на уроке деятельности учащихся, формирующей универсальные учебные действия.

Актуальность проблемы мастер-класса: в основу образовательных стандартов 2010 года положен системно-деятельностный подход, а среди результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования» стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам. В Стандарте уточняется, что метапредметные результаты включают в себя освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике. Основу мастер-класса составляет фрагмент урока изучения нового материала, включающий этапы целеполагания, планирования работы, выработки критериев достижения результатов; самостоятельная деятельность учащихся по поиску и обработке информации по теме урока, представление результатов работы и рефлексии. Задача учителя на уроке состоит в том, чтобы организовать деятельность учащихся, направленную на развитие УУД.

Урок русского языка в 11 классе: языковая норма.

Цель предметная: помочь учащимся представить изучаемую тему, усвоить на 1 уроке по теме основное понятие «языковая норма», определить виды языковой нормы;

деятельность учителя направлена на развитие регулятивной, учебно-познавательной и информационной компетентностей учащихся.

Тип урока: вводный семинар

Форма работы: групповая, взаимообучение. Группы заранее сформированы на основе существующего размещения в классе, работают по заданному алгоритму: анализируют информацию разную в каждой группе и представляют её перед другими группами, делятся полученной информацией.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся, предположительные ответы

УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности: творческое задание группам

Добрый день!

У нас сегодня урок русского языка, и, пожалуй, все согласятся, что каждый в той или иной мере испытывает трудности в изучении предмета.

А вот теперь представьте: не существует никаких правил. Катастрофа это или долгожданное счастье?

Запишите положительные и (или) отрицательные последствия такого события.

Делятся своим опытом в изучении предмета.

Работа в группах:

Катастрофа или долгожданное счастье? Изучая русский язык, мы часто возмущаемся его сложностью. Представьте: все правила перестали существовать. Запишите положительные и (или) отрицательные последствия такого события. Подготовьте устное рассуждение из 2-3 предложений, закончив его выводом.

2 минуты работают: один – сообщает результаты работы.

Остальные группы не повторяют озвученное, а дополняют новое

Коммуникативные, личностные УУД

Познавательные УУД

Креативные УУД

Вывод:

Изучать правила языка необходимо, для того чтобы…

Какова тема нашего сегодняшнего урока?

В науке существует другое понятие – норма. В каком контексте вы встречались со словом норма?

Сравните с понятием в словаре. Какое значение больше подходит под норму в языке?

Сформулируйте тему урока.

Правила русского языка

Узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-н. Юридическая н. Нормы поведения.

Установленная мера, средняя величина чего-н. Н. выпадения осадков. 

Первое

Языковая норма.

Работа с метапредметным понятием

  1. Целеполагание: определение цели урока и постановка задач

Каковы цели сегодняшнего урока?

Дать понятие языковой нормы, определить, какие виды нормы существуют в русском языке.

Регулятивные

Целеполагание

  1. Планирование работы в группе: выбор направления работы (теоретический материал, примеры нарушения нормы, собственные наблюдения за речью)

Для того чтобы добиться цели, что нам нужно сделать?

- определение можно вывести самостоятельно;

- о разновидностях нормы можно узнать из дополнительной литературы;

- можно проанализировать то, что было нами изучено и сделать выводы;

 - можно взять примеры нарушения норм языка и сделать выводы

Регулятивные Планирование

Что будет результатом нашей работы?

Таблицы с примерами

Критерии

  1. Самостоятельная работа учащихся в группе: изучение нового материала

Предлагаю материал, который поможет вам в достижении цели.

Самостоятельно работают по заданиям 5 минут.

Коммуникативные УУД: работа с текстом, информацией;

анализ и систематизация материала:

наблюдение и анализ

  1. Представление результата работы

Работа подошла к концу, вам предоставляется возможность представить всем изученный материал.

Делают сообщения с опорой на представленные схемы, таблицы (взаимообучение).

По одному вопросу выступающим от каждой группы.

Коммуникативные УУД, познавательные

  1. Рефлексия

Цель нашего урока достигнута?

Оцените свою работу и работу групп.

Анализируют работу в группах

Регулятивные

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и приемы организации деятельности учащихся при подготовке к ГИА на уроках русского языка"

В докладе представлены небольшие находки, которые помогают при подготовке к экзамену....

Формирование метапредметных результатов на уроках английского языка в средней школе (из опыта работы учителя)

Автор статьи делится опытом работы по формированию метапредметных результатов у учащихся при изучении английского языка в средней школе.  Учитель раскрывает несколько основных групп метапредметны...

Формирование и оценка предметных и метапредметных результатов на уроках русского языка в 6 классе.

Разработка новых дидактических материалов, обеспечивающих включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе  которой создаются условия для надежного достижения определе...

Презентация: "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы у обучающихся основной школы в условиях современной образовательной среды"

Презентация к выступлению на августовской конференции педагогов: "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы у обучающихся основной школы в условиях современной...

Сообщение на педсовете «Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы».

С введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения, необходимыми в первую очередь становятся не сами...

Формирование метапредметных результатов на уроке английского языка в средней школе

Статья по теме "Формирование метапредметных результатов в современной школе"...

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 5-9 КЛАССАХ

В данной статье рассматривается вопрос о формировании понятия метапредметность в современной образовании и о практическом применении метапредметного обучения в рамках реализации требований федеральных...