ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 5-9 КЛАССАХ
статья по русскому языку

В данной статье рассматривается вопрос о формировании понятия метапредметность в современной образовании и о практическом применении метапредметного обучения в рамках реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 81-139

ББК 80.003

 ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 5-9 КЛАССАХ

Фаизова Ляля Фаварисовна

МБОУ СОШ с.Карача-Елга Кушнаренковского района Республики Башкортостан

Учитель русского языка и литературы

faizova-1972@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о формировании понятия метапредметность в современной образовании и о практическом применении метапредметного обучения в рамках реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Ключевые слова: метапредметность, научность, надпредметность, личностные, ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, коммуникативные компетенции, социально-трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.

FORMATION OF META-SUBJECT RESULTS IN RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE LESSONS IN GRADES 5-9

Faizova Lyayla Favarisovna

MBEI SGES v.Karacha-Yelga of Kushnarenkovsky district of the Republic of Bashkortostan Teacher of Russian language and literature

faizova-1972@mail.ru

Annotation. This article discusses the formation of the concept of meta-subject in modern education and the practical application of meta-subject learning in the framework of the implementation of the requirements of federal state educational standards.

Keywords: meta-subject, scientific, over-subject, personal, value-semantic competencies, general cultural competencies, educational and cognitive competencies, information competencies, communicative competencies, social and labor competencies, personal self-improvement competencies.

   Современная школа стремительно меняется, отвечая новым требованиям. Возникает необходимость  не столько дать ребенку как можно больше  знаний, сколько вооружить  его общекультурное, личностное и познавательное развитие, обеспечить  умением и желанием  учиться. Это  главная задача новых образовательных стандартов.

    Успешность сегодняшнего ученика будет определять способность к саморазвитию и самообразованию, умение и желание обогащать свои знания.  Государство, в свою очередь, заинтересовано в гражданине, который может проявлять гибкость, мобильность и креативность мышления.

     В результате изучения всех предметов общего образования у учащихся сформируются ключевые компетенции: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные (универсальные учебные действия) как основа умения учиться.

   Что такое метапредметный подход? В чем именно состоит его суть, как подготовить и проводить учебное занятие с использованием принципов метапредметного подхода?   Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин. Отпуская ученика в другую аудиторию на другой урок, мы имеем очень слабое представление о том, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого или как он будет работать с моделями — так же, как на нашем предмете, или как-то по-другому?                                                                                                                    

Именно на это (научить человека учиться) нацеливают учителей ФГОС нового поколения. В их основу заложен метапредметный подход, который базируется на понимании того, что главное, чему надо научить и научиться в школе – творческое мышление. Ученик не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные (надпредметные) способы действий, и с их помощью сможет самостоятельно получать информацию об окружающем мире.

Метапредметность обозначает надпредметную сущность полученных знаний и всего образования в целом. Она формируется не на одном школьном предмете, а в ходе всего обучения. Метапредметными знаниями пользуются не только в школе для решения образовательных задач, но и в повседневной жизни. Метапредметная технология предполагает включение каждого ребенка в разные типы деятельности, создавая условия для его личностного роста.

В условиях перегруженности современного содержания образования, введение новых образовательных стандартов остаётся весьма проблематичной задачей. По мнению некоторых учёных современной педагогики, достижение метапредметных результатов опирается на формирование ключевых компетенций, которые способны обеспечить эффективную деятельность в различных сферах человеческой жизни. ФГОС опирается на деятельностный характер образования, который главной целью ставит развитие личности учащегося, на формирование интеллектуальной, высокообразованной личности.

Перед школой стоит труднейшая задача – готовить своих питомцев к такой жизни, о которой она сама ещё не имеет представления. Миссией современного образования становится не столько усвоение готовых знаний, сколько обеспечение его познавательным, общекультурным, личностным развитием, сформированностью у учащихся умения учиться. Это главная суть новых образовательных стандартов. Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Метапредметный подход предлагает такую реорганизацию образования, когда ученик воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни. Использование такого подхода способно сформировать у ребёнка представление о дисциплине, как о системе знаний о мире, выраженном в числах, телах, веществах, предметах. То есть метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность учащегося, а также обеспечить преемственность всех ступеней образования.

Какова же классификация метапредметных компетенций? Рассмотрим метапредметные  компетенции  по классификации доктора педагогических наук,  Андрея Викторовича  Хуторского:  ценностно-смысловые компетенции; общекультурные компетенции; учебно-познавательные компетенции; информационные компетенции; коммуникативные компетенции; социально-трудовые компетенции; компетенции личностного самосовершенствования.

Именно ссылаясь на данную классификацию, формирование метапредметных компетенций опирается на формирование ключевых компетенций школьников.

С введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения, необходимыми в первую очередь становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять, а также умение  эту информацию добывать, интегрировать или создавать. Таким образом, процесс изучения любого  предмета преследует своей целью  в том числе и формирование универсальных учебных действий.    И здесь неисчерпаемым источником формирования и использования УУД является  преподавание русского языка и литературы. На этих занятиях средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса, которые в свою очередь оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

Чем же метапредметный урок отличается от традиционного урока? На что следует опираться? Ядром творческого метапредметного урока является именно проблемная образовательная ситуация. Для того,  чтобы урок получился содержательным, нужно сформулировать одну или несколько основных проблем, которые способны помочь детям проявить себя. Проблема должна быть поставлена так, чтобы ученик захотел её решить, т.е. вызвать интерес у учеников. И проблема должна носить метапредметный характер. Ни для кого не секрет, что  ученики имеют разные способности: кто- то силен в математике, кто- то любит историю или географию. И, если урок будет носить метапредметный характер, то они смогут и на уроке русского языка и литературы применить свои знания, полученные на своем любимом предмете. Задания для учеников должны быть чётко сформулированы на каждом этапе урока. Желательно определить конкретный образовательный продукт, который в результате должен быть получен. Обязательно нужно продумать рефлексию учениками своей деятельности. Ну и, конечно, тщательно подобрать диагностику образовательного продукта, созданного учеником.

Одним из эффективных способов, формирующих метапредметные знания, являются интегрированные уроки, на которых развивается кругозор учащихся, интеллект, а также формируется в сознании целостная картина мира. Это уроки, где ученики применяют знания по истории, литературе и другим предметам. Например, интегрированный урок, где учащимся, перед тем как анализировать рассказ В. Астафьева «Васюткино озеро», выявлять его особенности, необходимо представить свои знания об особенностях тайги, о приметах, по которым герой рассказа смог выбраться из леса. А значит обратиться к уроку географии, а возможно и к биологии. При изучении произведения «Песня про купца Калашникова», сопоставляется  представления об образе царя в живописи и в истории. В повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина , в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого прослеживается связь с историей.  В этих произведениях описаны две великие события нашей страны. Повесть  «Капитанская дочка»  связана с восстанием Е.Пугачева. Ребятам рассказываю , что в этом восстании участвовали и наши земляки- башкиры.  В романе «Война и мир»  описывается Отечественная война 1812 года.  Думаю, не лишне будет упомянуть , что и наши земляки внесли большой вклад в ходе военных действий этих дней. Например,  можно вспомнить Северных амуров.  Кстати, и в нашей школе учатся потомки из рода Валитовых, предки которых  участвовали в Отечественной войне 1812 года.

Интегрированные уроки  литературы сведениями по истории, географии, живописи, архитектуре, музыке, театру, кино дают такие результаты обучения, которые проявляются в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; выявлять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях; умение работать с разными источниками информации.

В формировании метапредметных компетенций учащихся очень эффективен метод исследования. Использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских методов делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, мотивировать их на достижение более высоких результатов. Урок-исследование отвечает критериям современного урока. Это урок-открытие нового. Это самореализация ученика. Это урок коммуникаций. Это урок-создание образовательного продукта: правило, алгоритм, сочинение, изложение.

Уроки русского языка и литературы способствуют развитию коммуникативной, учебно-познавательной компетентности. Основными видами деятельности на уроках являются: выделение главной мысли текста, заключение в схемы, таблицы. Работа с текстом строится на интерпретации, алгоритмизации, презентации.

Одной из составляющих программы по русскому языку является формирование словарного запаса учащихся. Работу по формированию лексического запаса учащихся необходимо проводить на каждом уроке.

Исследовательская деятельность на уроках формирует метапредметные умения. Работать со справочной литературой, анализировать и делать выводы, формировать свою речь, организовывать собственную деятельность. Часто для формирования лексического запаса школьников использую комплексный анализ текста. На этом этапе учащиеся учатся применять свои знания и правильно оформлять речь.

Для формирования метапредметных компетенций очень хорош и метод проектов. Ведь проектная деятельность включает не только работу исследовательского характера, но и поиск, обработку данных по теоретической и практической проблеме. Ребятам предлагаю различные индивидуальные задания – проекты: подготовка биографической справки об авторе произведения, сообщение об особенностях драматического произведения, подготовка мини-викторины «Угадай персонажа», заучивание стихотворения наизусть, защита иллюстраций (в том числе, сделанных самими учениками). Всё это способствует развитию таких метапредметных компетенций, как навыки сотрудничества, умение работать с информацией.
   Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. Важен результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

Таким образом, метапредметные компетенции – это овладение основными универсальными учебными действиями: регулятивными, коммуникативными, познавательными; способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Обучение пронизано множеством условий, задач, которые определяют дидактические принципы. Кардинально меняется роль учителя на уроке, из транслятора знаний он превращается в организатора учебного процесса, помощника и советчика детей. Педагог должен четко видеть перспективы развития каждого ребенка и коллектива в целом. Учитель каждую минуту должен быть готов к импровизации, неожиданным поворотам на уроке. Несомненно, он должен прекрасно владеть учебным материалом и стремиться к знаниям, быть в постоянном поиске методических приемов, обеспечивающих развивающее обучение, владеть самоанализом, адекватной самооценкой, должен уметь корректировать результаты своей деятельности.

Введение метапредметных компетенций в образовательный процесс - это ответ системы образования на требования времени и общества, которые требуют от школы воспитания в её питомцах умения «эффективно действовать за пределами учебных ситуаций и сюжетов».

Список источников

1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования//Народное образование–2009–№2–с.58-64.
2. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm
3. Хуторской А.В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта // Народное образование №4 2013 – с. 157-171.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Организация деятельности учащихся по формированию метапредметных результатов на уроках русского языка в средней школе»

Основу мастер-класса составляет фрагмент урока изучения нового материала, включающий этапы целеполагания, планирования работы, выработки критериев достижения результатов; самостоятельная деятельность ...

«Система заданий, направленных на формирование логических УУД на уроках русского языка и литературы в 5-7 классах»

Сегодня  многие учителя основной школы , согласно требованиям ФГОС,  работают над формированием универсальных учебных действий на своих уроках. Я предлагаю вниманию методическую разработку, ...

Презентация: "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы у обучающихся основной школы в условиях современной образовательной среды"

Презентация к выступлению на августовской конференции педагогов: "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы у обучающихся основной школы в условиях современной...

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...

Сообщение на педсовете «Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы».

С введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения, необходимыми в первую очередь становятся не сами...

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Материал по формированию метапредметных компетенций...