Главные вкладки

    Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)
    статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)

    Жидкова Лариса Ивановна

    Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.docx19.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)

    Дата: 20.11.2019г.

    Докладчик: Жидкова Л.И.

    Все мы знаем, что успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. 

    Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    Формировать читательскую грамотность можно и нужно на любом уроке. Но базовым предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения.

    Я покажу несколько эффективных, на мой взгляд, приёмов работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности.

    Прием – «Словарики» 

    При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем попросить встать тех ребят-словариков, кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости учитель помогает.

    Этот прием помогает рационально и эффективно провести словарную работу, которая должна быть организована при первичном знакомстве с любым текстом.

    Приём – «Чтение с остановками» 

    Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

    Пример на слайде

    Данная стратегия способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались неверными.

    Приём «Синквейн».

    В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

    В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идёт о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроке чтения.


    Приём «Работа с вопросником»

    Этот приём можно применять при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причём вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего. 

    Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».

    Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

    Приём «Мозговой штурм»

    позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

    Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при 

    составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

    Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

    Эффективным является использование метода фонограмм - «фантазия», «фантастика», «фантом». Предлагаем ученикам составлять фонограммы (Фонограмма – это сочинение, в котором действительность выступает в сверхъестестественном, нереальном виде). Это позволяет поддерживать познавательный интерес, развивать творческое воображение учащихся, обогащать их словарный запас, вырабатывать умение аргументированно строить ответ на любую заданную тему, соблюдать структуру сочинения (вступление, основная часть, заключительная часть). Рецензирование и стилистическая правка сочинений, проведенная с учениками, позволяет исправить ошибки. Тематика может быть разной. Например: «Что было бы, если бы я увидел/а, что книга плачет»?, «ЧТО было бы, если бы ручка умела подсказывать?», «Ах уж этот шестой урок», «Если бы школьная парта умела рассказывать», «Что бы я попросил у доброй феи» и другие.

    Приём «Создание викторины».

    После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие).


    Приём «Верите ли вы…»

    Может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).

    Прием «Мозаика». «Реконструкция текста».

    Это приём эффективен при изучении, например,  тем: «Предложение» “Текст”, “ Тема текста”. Ученикам предлагается составить из слов предложение, восстановить деформированный текст (расставить предложения в нужной последовательности)

    Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

    Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности.

    Приём «Логическая цепочка».

    После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения, которые мы читаем на уроках.

    Наш текст небольшой, поэтому лучше предложить составить план рассказа и определить его границы.

    Слайд

    Приём - «Тонкие и толстые вопросы»

    Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

    Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание. Можно дать в качестве д/з составить «Толстые и тонкие вопросы»

    Кластер («гроздь»)

    Суть этого приёма критического мышления в рамках литературного чтения — выделение смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определённом порядке в виде грозди. Использовать этот приём можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

    «Грозди» — графический приём систематизации материала. Правила его применения очень просты.

    Выделяем центр — это тема, от неё отходят лучи — крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы.

    Система кластеров охватывает большее количество информации, чем обучающиеся получают при обычной письменной работе.

    Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот приём стал технологичным.


    Приём «Лингвистические сказки» благотворно влияют на отношение учащихся к русскому языку как к учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти. Сказочный дидактический материал придает уроку яркую эмоциональную окрашенность, иллюстрируя сухие правила учебника.

     
    Лингвистическая сказка помогает сделать процесс обучения эффективным, разнообразным, а главное — интересным. Она способствует развитию у детей фантазии, воображения, чувства слова. Лингвистические сказки на уроках русского языка позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к самому предмету, формируют коммуникативные компетентности и повышают орфографическую грамотность учащихся

    Приём «Письмо с дырками» (реконструкция текста)

    Применение данных приемов критического мышления на уроках гуманитарного цикла в школе позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал, ведь на уроках важно не столько техника чтения, сколько умение эффективно работать с текстом: понимать его, анализировать, использовать.

    Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приемы формирование поликультурной личности на уроках русского языка и литературы

    обобщение опыта работы по формированию поликультурной личности на уроках русского языека и литературы...

    Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"

    Павлуцкая Е.В., учитель  русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...

    Формирование читательской компетентности на уроках русского языка и литературы как основа успешного обучения

    Выступление на районном семинаре для учителей русского языка и литературы «Формирование предметных компетенций на уроках русского языка и литературы средствами инновационных методов преподавания...

    Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы 

    На сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда и дефицит знаний, информации. Падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности.Данная проблема масш...

    Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (статья)

    Статья с приемами формирования читательской грамотности у школьников...

    Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

    Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....