Выступление на педагогическом совете на тему: "Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"
учебно-методический материал по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Работа представляет собой информацию на одну из самых актуальных тем в сфере образования - формирование читательской грамотности учащихся. Для выполнения этой задачи учитель должен освоить технологию конструирования задания к разным видам текстов. В работе представлены основные методы и приемы читательской грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_formirovaniya_chitatelskoy_gramotnosti.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

     Выступление на педагогическом совете по теме: «Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

  Формирование читательской грамотности - это ключевая задача современного урока литературы. Это не просто умение бегло читать, а комплекс навыков работы с текстом: понимать, оценивать и использовать прочитанное в жизни.

В мире современных цифровых технологий, огромного потока и объема информации проблема формирования читательской грамотности в образовательной сфере стоит особенно остро.

По определению, предложенному в исследовании PISA, читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Чтобы формировать читательскую грамотность учащихся, учитель должен освоить технологию конструирования заданий к разным видам текстов. Должен научиться составлять вопросы и задания, чтобы учащиеся смогли проявить следующие умения:

- умение найти и извлечь информацию из текста

- умение интерпретировать прочитанное

- умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нем информацию

В 5–6 классах акцент ставится на развитие навыков осознанного чтения и понимания, а в 8–9 классах — на развитие критического мышления и глубокого анализа текста с применением сложных методов работы с информацией.

Рекомендуемые методы и приемы:

1

Методы и приемы для поиска и извлечения информации (первый уровень понимания)

«Охота за фактами»

Цель: научить ребенка ориентироваться в тексте, находить явно заданную информацию

5-6кл:

Дайте конкретные вопросы, ответы на которые можно найти в тексте дословно. Например: «Как звали лошадь главного героя?», «Куда он отправился в полночь?»

7-9 кл:

Усложните задание: найти не только сами факты, но и связи между ними. Например: «Составьте цепочку событий, которые привели к дуэли»

2

Составление кластера (паутины ассоциаций) или ментальной карты

Цель: развивать умение систематизировать информацию

Ученики выписывают в центр главного героя или событие, а на ответвлениях фиксируют все, что о нем сказано: внешность, поступки, черты характера, отношения с персонажами.

3

«Чтение с остановками»

Цель: научить вдумчивому чтению, отслеживанию понимания, формулированию вопросов

5-кл: Текст читается частями. После каждой смысловой части учитель задает вопросы трех типов:

  1. Фактические (Что произошло? Где это случилось?)
  2. Аналитические (Почему герой так поступил? Что он чувствовал?)
  3. Прогностические (Что произойдет дальше? Как вы думаете, чем это закончится?)

4

 «Двойной дневник»

6-9кл:

Ученики делят лист на две колонки.

Слева: «Цитата из текста». Выписывают отрывок, который вызвал сильную реакцию (удивление, вопрос, восторг)

Справа: «Мои мысли» (Пишут комментарий: почему выбрали эту цитату?  Что они о ней думают?)

5

«Диалог с автором»

Развивать умение задавать вопросы по ходу чтения

7-9кл:

Вопросы к автору:

«Почему вы ввели этого второстепенного героя?»

Вопросы по сюжету:

«Зачем герой солгал в этой ситуации?»

Вопросы к самому себе:

«Понял ли я, что произошло? Нет? Нужно перечитать предыдущий абзац»

6

«Синквейн»

Цель: глубоко осмыслить текст, выразить свою точку зрения, выйти за его рамки

  1. Одно существительное
  2. Два прилагательных
  3. Три глагола
  4. Фраза из 4х слов
  5. Одно слово (синоним или вывод)

Пример: «Гринев.Честный, благородный. Служит, любит, защищает. «Береги честь смолоду». Дворянин.

7

«Толстые и тонкие вопросы»

Учиться формулировать вопросы

5-9кл:

Тонкие: простые, фактические (Кто? Что? Когда?)

Толстые: требующие размышления (Почему? Как вы думаете…)

8

 «Ролевая игра: суд над героем»

7-9кл:

Распределяются роли: судья, адвокат, прокурор, свидетели. Прием требует глубокого погружения  в текст и его анализа для аргументации своей позиции.

9

«Создание викторины»

После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы

10

«Напиши письмо герою»

5-7кл:

Ученики пишут письмо герою, задают ему вопросы, делятся советами.

11

«ИНСЕРТ»

7-9 кл:

Чтение с пометками на полях:

+ новое

- думал иначе

? не понял

После чтения организовать дискуссию

   Важные принципы для учителя:

  1. Постепенность: в 5-6 классах делаем акцент на игровых и творческих приемах (синквейн, прогнозы). В 7-9 – добавляем больше анализа (сравнительные таблицы)
  2. Выбор приема под цель: Нельзя использовать все сразу. Четко определяйте, что хотите развивать сегодня: умение задавать вопросы, выделять главное, умение сравнивать.
  3. Системность: Применяйте приемы регулярно, чтобы они стали для учеников привычным инструментом работы с любым текстом
  4. Безоценочность на этапе выдвижения гипотез: Любое предложение ученика имеет право на существование  и проверяется текстом.

Использование этих приемов превращает урок литературы из лекции о смыслах в увлекательную лабораторию по открытию этих смыслов самими учениками.

Ниже представлен пример разработки урока с приёмами читательской грамотности по теме:

 "Образ главной героини в произведении А. Грина 'Алые паруса'":

Тема урока

Образ главной героини Ассоль в повести А. Грина «Алые паруса»

Цели урока

  • Познакомить с образом Ассоль, раскрыть ключевые черты характера и мечты героини.
  • Развить навыки смыслового и критического чтения.
  • Развить умение аргументировать свою точку зрения и работать с текстом творчески.

Оборудование

  • Тексты фрагментов произведения.
  • Рабочие листы для пометок.
  • Интерактивная доска или плакаты.

План урока

  1. Организационный момент (5 мин)
  • Настрой на работу, мотивация: краткий рассказ о Грине и значении его произведения.
  1. Актуализация знаний (5 мин)
  • Обсуждение понятия «мечта» и «счастье».
  • Краткий опрос: Что вы знаете о героине Ассоль?
  1. Чтение и осмысление текста (20 мин)
  • Чтение выбранных фрагментов о Ассоль.
  • Прием «Чтение с пометками»: подчеркивание слов, выражений, которые раскрывают характер героини.
  • Прием «Диалог с автором»: записываем вопросы и комментарии к тексту.
  1. Анализ и обсуждение (15 мин)
  • Обсуждение: какие чувства и мечты составляют образ Ассоль?
  • Прием «Работа с вопросником»: отвечаем на вопросы аналитического характера о героине.
  • Творческое задание — составление синквейна (5 строк), отражающего образ Ассоль.
  1. Подведение итогов (5 мин)
  • Обобщаем выводы по образу героини.
  • Связь с общей темой повести — мечта, надежда, вера в чудо.
  1. Домашнее задание
  • Написать мини-эссе «Что значит для меня образ Ассоль» с использованием текстовых цитат.

    Этот урок сочетает эффективные приемы читательской грамотности: чтение с пометками, диалог с автором, работу с вопросником и творческое осмысление через синквейн. Они развивают глубокое понимание текста, критическое мышление и творческие навыки учеников в 5–6 классах по произведению Грина. Конспект включает этапы анализа текста с выделением ключевых литературных образов, активизацию мышления учащихся через вопросы и работу с цитатами, а также развитие читательской грамотности — умения внимательно читать, анализировать и сопереживать персонажам. Использование мелодий и творческих заданий придаст уроку атмосферу сказочности и эмоционального вовлечения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Доклад на МО «Стратегии смыслового чтения. Приемы работы с текстом по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

В докладе представлены приёмы  формирования читательской грамотности, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы....

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Формирование читательской грамотности   на уроках русского языка и литературы предполагает использование разнообразных приемов, обеспечивающих успешное решение данной проблемы....

Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

В данном докладе, представленном на заседании школьного методического объединения предметов гуманитарного цикла, рассматриваются методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках...