Выступление на педагогическом совете на тему: "Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"
учебно-методический материал по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Работа представляет собой информацию на одну из самых актуальных тем в сфере образования - формирование читательской грамотности учащихся. Для выполнения этой задачи учитель должен освоить технологию конструирования задания к разным видам текстов. В работе представлены основные методы и приемы читательской грамотности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете по теме: «Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Формирование читательской грамотности - это ключевая задача современного урока литературы. Это не просто умение бегло читать, а комплекс навыков работы с текстом: понимать, оценивать и использовать прочитанное в жизни.
В мире современных цифровых технологий, огромного потока и объема информации проблема формирования читательской грамотности в образовательной сфере стоит особенно остро.
По определению, предложенному в исследовании PISA, читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Чтобы формировать читательскую грамотность учащихся, учитель должен освоить технологию конструирования заданий к разным видам текстов. Должен научиться составлять вопросы и задания, чтобы учащиеся смогли проявить следующие умения:
- умение найти и извлечь информацию из текста
- умение интерпретировать прочитанное
- умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нем информацию
В 5–6 классах акцент ставится на развитие навыков осознанного чтения и понимания, а в 8–9 классах — на развитие критического мышления и глубокого анализа текста с применением сложных методов работы с информацией.
Рекомендуемые методы и приемы:
1 | Методы и приемы для поиска и извлечения информации (первый уровень понимания) «Охота за фактами» | Цель: научить ребенка ориентироваться в тексте, находить явно заданную информацию | 5-6кл: Дайте конкретные вопросы, ответы на которые можно найти в тексте дословно. Например: «Как звали лошадь главного героя?», «Куда он отправился в полночь?» 7-9 кл: Усложните задание: найти не только сами факты, но и связи между ними. Например: «Составьте цепочку событий, которые привели к дуэли» |
2 | Составление кластера (паутины ассоциаций) или ментальной карты | Цель: развивать умение систематизировать информацию | Ученики выписывают в центр главного героя или событие, а на ответвлениях фиксируют все, что о нем сказано: внешность, поступки, черты характера, отношения с персонажами. |
3 | «Чтение с остановками» | Цель: научить вдумчивому чтению, отслеживанию понимания, формулированию вопросов | 5-кл: Текст читается частями. После каждой смысловой части учитель задает вопросы трех типов:
|
4 | «Двойной дневник» | 6-9кл: Ученики делят лист на две колонки. Слева: «Цитата из текста». Выписывают отрывок, который вызвал сильную реакцию (удивление, вопрос, восторг) Справа: «Мои мысли» (Пишут комментарий: почему выбрали эту цитату? Что они о ней думают?) | |
5 | «Диалог с автором» | Развивать умение задавать вопросы по ходу чтения | 7-9кл: Вопросы к автору: «Почему вы ввели этого второстепенного героя?» Вопросы по сюжету: «Зачем герой солгал в этой ситуации?» Вопросы к самому себе: «Понял ли я, что произошло? Нет? Нужно перечитать предыдущий абзац» |
6 | «Синквейн» | Цель: глубоко осмыслить текст, выразить свою точку зрения, выйти за его рамки |
Пример: «Гринев.Честный, благородный. Служит, любит, защищает. «Береги честь смолоду». Дворянин. |
7 | «Толстые и тонкие вопросы» | Учиться формулировать вопросы | 5-9кл: Тонкие: простые, фактические (Кто? Что? Когда?) Толстые: требующие размышления (Почему? Как вы думаете…) |
8 | «Ролевая игра: суд над героем» | 7-9кл: Распределяются роли: судья, адвокат, прокурор, свидетели. Прием требует глубокого погружения в текст и его анализа для аргументации своей позиции. | |
9 | «Создание викторины» | После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы | |
10 | «Напиши письмо герою» | 5-7кл: Ученики пишут письмо герою, задают ему вопросы, делятся советами. | |
11 | «ИНСЕРТ» | 7-9 кл: Чтение с пометками на полях: + новое - думал иначе ? не понял После чтения организовать дискуссию |
Важные принципы для учителя:
- Постепенность: в 5-6 классах делаем акцент на игровых и творческих приемах (синквейн, прогнозы). В 7-9 – добавляем больше анализа (сравнительные таблицы)
- Выбор приема под цель: Нельзя использовать все сразу. Четко определяйте, что хотите развивать сегодня: умение задавать вопросы, выделять главное, умение сравнивать.
- Системность: Применяйте приемы регулярно, чтобы они стали для учеников привычным инструментом работы с любым текстом
- Безоценочность на этапе выдвижения гипотез: Любое предложение ученика имеет право на существование и проверяется текстом.
Использование этих приемов превращает урок литературы из лекции о смыслах в увлекательную лабораторию по открытию этих смыслов самими учениками.
Ниже представлен пример разработки урока с приёмами читательской грамотности по теме:
"Образ главной героини в произведении А. Грина 'Алые паруса'":
Тема урока
Образ главной героини Ассоль в повести А. Грина «Алые паруса»
Цели урока
- Познакомить с образом Ассоль, раскрыть ключевые черты характера и мечты героини.
- Развить навыки смыслового и критического чтения.
- Развить умение аргументировать свою точку зрения и работать с текстом творчески.
Оборудование
- Тексты фрагментов произведения.
- Рабочие листы для пометок.
- Интерактивная доска или плакаты.
План урока
- Организационный момент (5 мин)
- Настрой на работу, мотивация: краткий рассказ о Грине и значении его произведения.
- Актуализация знаний (5 мин)
- Обсуждение понятия «мечта» и «счастье».
- Краткий опрос: Что вы знаете о героине Ассоль?
- Чтение и осмысление текста (20 мин)
- Чтение выбранных фрагментов о Ассоль.
- Прием «Чтение с пометками»: подчеркивание слов, выражений, которые раскрывают характер героини.
- Прием «Диалог с автором»: записываем вопросы и комментарии к тексту.
- Анализ и обсуждение (15 мин)
- Обсуждение: какие чувства и мечты составляют образ Ассоль?
- Прием «Работа с вопросником»: отвечаем на вопросы аналитического характера о героине.
- Творческое задание — составление синквейна (5 строк), отражающего образ Ассоль.
- Подведение итогов (5 мин)
- Обобщаем выводы по образу героини.
- Связь с общей темой повести — мечта, надежда, вера в чудо.
- Домашнее задание
- Написать мини-эссе «Что значит для меня образ Ассоль» с использованием текстовых цитат.
Этот урок сочетает эффективные приемы читательской грамотности: чтение с пометками, диалог с автором, работу с вопросником и творческое осмысление через синквейн. Они развивают глубокое понимание текста, критическое мышление и творческие навыки учеников в 5–6 классах по произведению Грина. Конспект включает этапы анализа текста с выделением ключевых литературных образов, активизацию мышления учащихся через вопросы и работу с цитатами, а также развитие читательской грамотности — умения внимательно читать, анализировать и сопереживать персонажам. Использование мелодий и творческих заданий придаст уроку атмосферу сказочности и эмоционального вовлечения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)
Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Доклад на МО «Стратегии смыслового чтения. Приемы работы с текстом по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
В докладе представлены приёмы формирования читательской грамотности, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы....

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...
Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы предполагает использование разнообразных приемов, обеспечивающих успешное решение данной проблемы....

Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
В данном докладе, представленном на заседании школьного методического объединения предметов гуманитарного цикла, рассматриваются методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках...