Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
презентация к уроку по русскому языку
Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы предполагает использование разнообразных приемов, обеспечивающих успешное решение данной проблемы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 753.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Приём «Верите ли вы...» 1.Верите ли вы, что читательская грамотность – это основа успешности ученика? 2.Верите ли вы, что читательская грамотность – это синоним начитанности, хорошей техники чтения? 3. Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка? 4. Верите ли вы, что формирование читательской грамотности не играет роли в образовании детей?
Читать и не понимать – то же, что совсем не читать Ян Амос Коменский
Выберите общепринятое определение читательской грамотности 1. Способность самостоятельно составлять тексты разных жанров, соблюдая нормы русского литературного языка, проводить информационную обработку текстов. 2. Способность выразительно читать текст, не допуская орфоэпических ошибок и искажения слов, то есть фактических ошибок. 3. Способность быстро прочитать любой текст, понять его тему и основной смысл и передать их в кратком или развёрнутом пересказе. 4. Способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Читательские действия Находить требуемую информацию в тексте и извлекать её Интегрировать и интерпретировать информацию Осмыслять и оценивать содержание и форму текста. Использовать информацию из текста в практических целях.
Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело. К. Д. Ушинский
Работа с текстом Ознакомьтесь с содержанием текста и выполните задания к нему Читательское действие Находить и извлекать информацию из текста
Приемы: «Книга мудрости» «Словарики» Конкурс шпаргалок» «Чтение с остановками» «Кластер» «Верите ли вы, что…»
Работа с текстом Задание 1. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста. Укажите номера ответов . 1.Л.М.Рошалю была вручена премия «Народный герой» 2.О подвигах врача рассказывает документальный фильм «Я ничего не боюсь». 3. В 1988 году землетрясением был разрушен грузинский город Спитак 4. Л.М. Рошаль - практикующий врач, оказывающий помощь только взрослым 134
Читательское действие 2. Интегрировать и интерпретировать информацию
Приемы: «Маркировка» «Мозаика» «Рассечение вопросов» «Чтение с дырками»
Читательское действие 2. Интегрировать и интерпретировать информацию Задание 3. Перед вами «неполный» план текста. Работая в паре, допишите недостающие пункты. Расположите их в соответствии с содержанием текста 1.Леонид Рошаль – мужественный человек. 2 .« Детский доктор мира» 3. 4.
Читательское действие 2. Интегрировать и интерпретировать информацию Задание 3. Перед вами «неполный» план текста. Работая в паре, допишите недостающие пункты. Расположите их в соответствии с содержанием текста 1.Леонид Рошаль – мужественный человек. 2 .« Детский доктор мира» 3. 4.
Читательское действие 2. Интегрировать и интерпретировать информацию Задание 4. Соотнесите понятие и его лексическое значение Понятие Лексическое значение А. Землетрясение 1. Человек, удерживаемый силой с целью заставить кого-либо совершить определённые действия. Б. Хирургия 2. Комплекс медицинский подвижной В. Заложник 3. Подземные толчки и колебания земной поверхности Г.Мобильный госпиталь 4. Область медицины, изучающая острые и хронические заболевания, которые лечат при помощи оперативного метода. А Б В Г 3 4 1 2
Читательское действие 2. Интегрировать и интерпретировать информацию Задание 5 . О каких чертах характера Рошаля Л.М. говорится в тексте? Подтвердите своё мнение примерами из текста. Черты характера Подтверждение из текста 1. 1 . 2. 2.
Читательское действие 3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
Приемы: «Письмо по кругу» « Синквейн » и др.
Почему Леонида Михайловича Рошаля можно назвать человеком – подвижником? Обоснуйте ответ, приведите доказательство своей точки зрения из текста.
Читательское действие 3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста СИНКВЕЙН 1 строка – одно существительное , выражающее главную тему; 2 строка – два прилагательных , выражающих главную мысль; 3 строка – три глагола , описывающие действия в рамках темы; 4 строка – фраза , несущая определенный смысл; 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Читательское действие 4 . Использовать информацию из текста в практических целях Для решения какой практической задачи можно использовать данную информацию?
Возьмите чашку терпения, влейте туда полное сердце любви к тому, что вы делаете, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте. Потом используйте на уроке и предлагайте каждому ученику. И результат обязательно будет!!! Рецепт
Желаю Вам учеников, умеющих читать вдумчиво, осмысленно и продуктивно!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)
Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Доклад на МО «Стратегии смыслового чтения. Приемы работы с текстом по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
В докладе представлены приёмы формирования читательской грамотности, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы....

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...

Приемы для формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
методические приемы...
Выступление на педагогическом совете на тему: "Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"
Работа представляет собой информацию на одну из самых актуальных тем в сфере образования - формирование читательской грамотности учащихся. Для выполнения этой задачи учитель должен освоить технологию ...