Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
презентация к уроку по русскому языку

Формирование читательской грамотности   на уроках русского языка и литературы предполагает использование разнообразных приемов, обеспечивающих успешное решение данной проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_formirovaniya_chitatelskoy_gramotnosti.pptx753.36 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Слайд 3

Приём «Верите ли вы...» 1.Верите ли вы, что читательская грамотность – это основа успешности ученика? 2.Верите ли вы, что читательская грамотность – это синоним начитанности, хорошей техники чтения? 3. Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка? 4. Верите ли вы, что формирование читательской грамотности не играет роли в образовании детей?

Слайд 4

Читать и не понимать – то же, что совсем не читать Ян Амос Коменский

Слайд 5

Выберите общепринятое определение читательской грамотности 1. Способность самостоятельно составлять тексты разных жанров, соблюдая нормы русского литературного языка, проводить информационную обработку текстов. 2. Способность выразительно читать текст, не допуская орфоэпических ошибок и искажения слов, то есть фактических ошибок. 3. Способность быстро прочитать любой текст, понять его тему и основной смысл и передать их в кратком или развёрнутом пересказе. 4. Способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Слайд 6

Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Слайд 7

Читательские действия Находить требуемую информацию в тексте и извлекать её Интегрировать и интерпретировать информацию Осмыслять и оценивать содержание и форму текста. Использовать информацию из текста в практических целях.

Слайд 8

Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело. К. Д. Ушинский

Слайд 9

Работа с текстом Ознакомьтесь с содержанием текста и выполните задания к нему Читательское действие Находить и извлекать информацию из текста

Слайд 10

Приемы: «Книга мудрости» «Словарики» Конкурс шпаргалок» «Чтение с остановками» «Кластер» «Верите ли вы, что…»

Слайд 11

Работа с текстом Задание 1. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста. Укажите номера ответов . 1.Л.М.Рошалю была вручена премия «Народный герой» 2.О подвигах врача рассказывает документальный фильм «Я ничего не боюсь». 3. В 1988 году землетрясением был разрушен грузинский город Спитак 4. Л.М. Рошаль - практикующий врач, оказывающий помощь только взрослым 134

Слайд 12

Читательское действие 2. Интегрировать и интерпретировать информацию

Слайд 13

Приемы: «Маркировка» «Мозаика» «Рассечение вопросов» «Чтение с дырками»

Слайд 14

Читательское действие 2. Интегрировать и интерпретировать информацию Задание 3. Перед вами «неполный» план текста. Работая в паре, допишите недостающие пункты. Расположите их в соответствии с содержанием текста 1.Леонид Рошаль – мужественный человек. 2 .« Детский доктор мира» 3. 4.

Слайд 15

Читательское действие 2. Интегрировать и интерпретировать информацию Задание 3. Перед вами «неполный» план текста. Работая в паре, допишите недостающие пункты. Расположите их в соответствии с содержанием текста 1.Леонид Рошаль – мужественный человек. 2 .« Детский доктор мира» 3. 4.

Слайд 16

Читательское действие 2. Интегрировать и интерпретировать информацию Задание 4. Соотнесите понятие и его лексическое значение Понятие Лексическое значение А. Землетрясение 1. Человек, удерживаемый силой с целью заставить кого-либо совершить определённые действия. Б. Хирургия 2. Комплекс медицинский подвижной В. Заложник 3. Подземные толчки и колебания земной поверхности Г.Мобильный госпиталь 4. Область медицины, изучающая острые и хронические заболевания, которые лечат при помощи оперативного метода. А Б В Г 3 4 1 2

Слайд 17

Читательское действие 2. Интегрировать и интерпретировать информацию Задание 5 . О каких чертах характера Рошаля Л.М. говорится в тексте? Подтвердите своё мнение примерами из текста. Черты характера Подтверждение из текста 1. 1 . 2. 2.

Слайд 18

Читательское действие 3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

Слайд 19

Приемы: «Письмо по кругу» « Синквейн » и др.

Слайд 20

Почему Леонида Михайловича Рошаля можно назвать человеком – подвижником? Обоснуйте ответ, приведите доказательство своей точки зрения из текста.

Слайд 21

Читательское действие 3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста СИНКВЕЙН 1 строка – одно существительное , выражающее главную тему; 2 строка – два прилагательных , выражающих главную мысль; 3 строка – три глагола , описывающие действия в рамках темы; 4 строка – фраза , несущая определенный смысл; 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Слайд 22

Читательское действие 4 . Использовать информацию из текста в практических целях Для решения какой практической задачи можно использовать данную информацию?

Слайд 23

Возьмите чашку терпения, влейте туда полное сердце любви к тому, что вы делаете, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте. Потом используйте на уроке и предлагайте каждому ученику. И результат обязательно будет!!! Рецепт

Слайд 24

Желаю Вам учеников, умеющих читать вдумчиво, осмысленно и продуктивно!

Слайд 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Доклад на МО «Стратегии смыслового чтения. Приемы работы с текстом по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

В докладе представлены приёмы  формирования читательской грамотности, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы....

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"

Работа представляет собой информацию на одну из самых актуальных тем в сфере образования - формирование читательской грамотности учащихся. Для выполнения этой задачи учитель должен освоить технологию ...