Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
В эпоху цифровых технологий, когда объем информации растет экспоненциально, а быстрота ее потребления становится нормой, формирование читательской грамотности приобретает особое значение. Это уже не просто умение читать и понимать текст, а способность осмысленно воспринимать, критически оценивать и использовать информацию из различных источников для решения жизненных задач. На уроках русского языка и литературы перед учителем стоит сложная, но крайне важная задача – научить учеников не только «читать», но и мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать критическое мышление и формировать собственную позицию.
Основой развития читательской грамотности является работа с текстом. При этом важно выбирать тексты, соответствующие возрасту и интересам учащихся, но в то же время представляющие определенную сложность и стимулирующие к размышлению. Важен не только сам текст, но и система вопросов и заданий, направленных на глубокое понимание содержания, выявление авторской позиции, сопоставление различных точек зрения и развитие критического мышления.
Одним из эффективных приемов является «Чтение с остановками». Этот прием предполагает разбиение текста на смысловые части и обсуждение каждой части после ее прочтения. Учитель задает вопросы, побуждающие учеников к прогнозированию дальнейшего развития событий, анализу мотивов поступков героев, оценке достоверности информации. Таким образом, ученики активно вовлекаются в процесс чтения, учатся видеть за текстом скрытые смыслы и формировать собственное мнение.
Другой прием, способствующий развитию читательской грамотности, – «Инсерт» (Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking). Ученикам предлагается читать текст, делая пометки на полях: «V» – уже знал, «+» – новое, «−» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы. После прочтения происходит обсуждение пометок, что помогает ученикам систематизировать информацию, выявить пробелы в понимании и сформулировать вопросы для дальнейшего исследования.
Не менее важны приемы, направленные на развитие критического мышления. Одним из таких приемов является «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно. Этот прием предполагает рассмотрение проблемы с шести разных точек зрения, каждой из которых соответствует определенная «шляпа»: белая – факты, красная – эмоции, черная – критика, желтая – оптимизм, зеленая – творчество, синяя – управление процессом. Используя этот прием, ученики учатся анализировать информацию с разных сторон, видеть возможности и риски, формировать объективное мнение.
Важным аспектом формирования читательской грамотности является работа с разными типами текстов – художественными, научно-популярными, публицистическими, инструктивными. Ученики должны уметь определять цель создания текста, целевую аудиторию, используемые автором приемы воздействия на читателя, отличать факты от мнений, оценивать достоверность информации.
Для анализа художественного текста эффективным является прием «Составление ментальной карты». Ученикам предлагается изобразить взаимосвязи между персонажами, событиями, мотивами в виде схемы, что помогает визуализировать информацию и лучше понять произведение.
Для работы с научно-популярными и публицистическими текстами полезен прием «Фишбоун» (Fishbone). Ученикам предлагается заполнить схему, в которой «голова» рыбы – проблема, «верхние кости» – причины, «нижние кости» – факты, подтверждающие причины, «хвост» – выводы. Этот прием помогает структурировать информацию, выявить причинно-следственные связи и сформулировать собственную позицию.
В современном мире, когда информация доступна в огромных количествах, важно научить учеников не только читать, но и отбирать, анализировать и критически оценивать информацию. Поэтому на уроках русского языка и литературы необходимо использовать приемы, направленные на развитие медиаграмотности. Ученики должны уметь отличать достоверную информацию от фейков, определять источники информации, оценивать авторство и предвзятость, понимать как создается и распространяется информация в сети.
Одним из приемов развития медиаграмотности является «Анализ медиатекста». Ученикам предлагается проанализировать статью из газеты, новостной сюжет или рекламный ролик, отвечая на вопросы: Кто является автором? Какова цель создания этого текста? На какую аудиторию он рассчитан? Какие приемы воздействия на читателя (зрителя) используются? Насколько достоверна представленная информация?
Кроме того, важно включать в уроки элементы проектной деятельности, позволяющие ученикам применять полученные знания и навыки на практике. Ученики могут создавать собственные медиатексты – статьи, репортажи, блоги – и представлять их аудитории.
Таким образом, формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы – это комплексный и многоплановый процесс, требующий от учителя постоянного самосовершенствования, использования инновационных методов и приемов, а также создания благоприятной образовательной среды, стимулирующей учащихся к активному познанию и критическому мышлению. Только тогда мы сможем воспитать поколение читателей, способных осмысленно воспринимать мир, самостоятельно принимать решения и эффективно действовать в современном информационном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)
Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Доклад на МО «Стратегии смыслового чтения. Приемы работы с текстом по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
В докладе представлены приёмы формирования читательской грамотности, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы....

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...
Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы предполагает использование разнообразных приемов, обеспечивающих успешное решение данной проблемы....
Выступление на педагогическом совете на тему: "Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"
Работа представляет собой информацию на одну из самых актуальных тем в сфере образования - формирование читательской грамотности учащихся. Для выполнения этой задачи учитель должен освоить технологию ...

Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
В данном докладе, представленном на заседании школьного методического объединения предметов гуманитарного цикла, рассматриваются методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках...
