Формирование метапредметных связей на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
методическая разработка по русскому языку по теме

Янцен Марина Алексеевна

Работа выполнена для защиты после курсов ИОЧ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Метапредметные связи136 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Тема.  « Формирование метапредметных связей на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности ».

                                           

                                                                                     Выполнила:

Янцен Марина Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ лицея «Технический» г.о. Самара

Научный руководитель:

Горячева Раиса Наумовна

 

САМАРА, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3 - 5                                                                                    

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕМЫ………………………...6

              1.1. Метапредметный подход. Что это такое?................................6 - 7  

              1.2. Немного истории………………………………………………7 - 8

              1.3. Главные особенности метапредметов………………………..8 - 9

              1.4. Метапредметные технологии…………………………………9 - 13

             1.4.1 Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков………………………………………..9 - 10

             1.4.2. Интерактивная методика………………………………10 - 11

             1.4.3. Личностноориентированные технологии обучения...11

             1.4.4. Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний……………………………………………………11 - 13

 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………14 - 15

     2.1. Метапредметные связи на уроках литературы и во внеурочной деятельности………………………………………………………………...15 -16

    2.2. Другие метапредметы и их использование………………………...16- 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...20

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….21

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………  23 -28

Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому

                                                    и я научусь.

Конфуций

Введение

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к реальной школе?

В широком значении этот термин означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом смысле универсальные учебные действия это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Вообще использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи.  И не только. Если изучение любого предмета зачастую сводится к заучиванию (зазубриванию) правил, алгоритмов схем и т.д., то метапредметность должна вести к их осмыслению.
Обычные уроки позволяют получить некий объём знаний, а на метапредметах ценится дело (действие), позволяющее мыслить более свободно (индивидуально, сообща с учителем или одноклассниками).

На самом деле метапредметный подход в его классическом виде предполагает полный пересмотр подходов в преподавании того или иного предмета. Тут не обойтись обычной эрудицией, которой славятся иные педагоги, здесь требуется основательная подготовка. Попросту - создание нового учителя.

Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.

Актуальность проблемы, связанной с необходимостью реализации проекта инновационных изменений в преподавании предметов гуманитарного цикла  в общеобразовательной школе, заключается:

в новых подходах к измерениям образовательных результатов школьников;

в требовании новых технологий организации  учебной и внеучебной деятельности;

в обеспечении комплексного подхода к инновационным процессам;

в заложенных в программу развития школы идеях личностно- ориентированного обучения;

в обеспечении индивидуальных образовательных запросов обучающихся.

Цель работы:  теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность применения метапредметных связей на уроках русского языка и литературы.

Задачи:

исследовать, что такое метапредметность с точки зрения теории вопроса и практики применения ее на уроках,

рассмотреть наиболее перспективные  пути внедрения метапредметных подходов в процесс предметного обучения,

создать условия для активного использования метапредметных связей в учебной и внеурочной деятельности,

Ожидаемый результат:

у выпускников должно быть сформировано политическое и гражданское сознание, умение самоопределяться в различных жизненных ситуациях,

школьники при помощи метапредметных технологий должны научиться видеть, какие теории и системы понятий стоят за той или иной наукой, в каких они находятся взаимоотношениях, какие позиции спорят, сталкиваются и тем самым задают живое разворачивание науки,

ребята смогут  определить, какие рубежи современного знания та или иная наука уже освоила, а какие нет, и где те основные точки приложения сил, в которых ожидаются прорывные результаты.

В данной работе я привела теоретические сведения о том, что такое метапредметные связи, метапредметный подход в образовании, как должно происходить формирование метапредметных знаний и умений на уроках русского языка и литературы.

Глава 1. Теоретические основы темы.

     1.1. Метапредметный подход. Что это такое?

Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов: «надпредметные умения», «метапредметные умения», «полипредметные умения». Как со всем этим разобраться?

 Плохо, что мы зачастую далеки от понимания сути метапредметов, того, как можно применять метапредметный подход на уроках. Мы еще до конца не поняли, что такое проектная деятельность, а уже появилось метапроектное обучение. Так что вокруг этого понятия сегодня много вопросов. Хотя ещё в 2009 году «Учительская газета» предложила новую модель проведения Всероссийского конкурса «Учитель года России». Идея метапредметности прочно вошла в содержание его. «Эта технология прорывная, модернизационная, но она трудна: приходится ломать привычные рутинные методы педагогического труда. Метапредмет является такой же экспериментальной установкой, как большой адронный коллайдер. Метапредметные технологии были созданы для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и учащегося, и учителя, который не «застревает» в информационных ограничениях одного учебного предмета, но работает с взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из дисциплин. Это происходит, благодаря тому, что на метапредметах и  учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога. В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность. Таким образом, метапредмет в образовании – это своеобразная машина по удвоению производительности труда в рамках того же самого учебного времени. Кроме того, включение ребенка в разные типы деятельности связано с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает условия для его личностного роста», - утверждает Нина Громыко, заместитель директора Института инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования города Москвы, кандидат философских наук.

Общеобразовательные программы опираются сегодня на достижения наук более чем полувековой давности и совершено не ставят перед собой задачу обновления знаний. В основу новой дидактики, работающей с передовыми знаниями, должен быть положен метапредметный подход. Он предполагает такую переорганизацию предметного образования, при которой получилось бы транслировать необходимое содержание не как сведения для запоминания, но как знания для осмысленного использования. 

 Если учитель двигается только в рамках своей узкой предметной парадигмы, то у него нет возможности перспективного развития в новом, ХХI веке.

1.2. Немного истории.

Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Все это отражено в Основных положениях единой трудовой школы и называлось тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти от классической системы образования, сложившейся в России, сбросить с корабля современности то, что напоминало прежние порядки. Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени – самой младшей –  с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Это время также знаменито тем, что тогда школа, по сути, отказалась от традиционных учебников, заменяя их рассыпными. В 1930 году  был введен всеобуч, а в 1932 году метод проектов жестко осудили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное и межпредметное обучение.

На практике часто очень сложно провести четкую грань между метапредметным и межпредметным подходами. «Мета» - «над», «всеобщее», «интегрирующее», а «Меж» - «близко к тому и к другому», «в смеси с чем-то». Очевидно, что в определении этих двух понятий прослеживаются различия.

       Сегодня  никто не собирается в связи с принятием новых стандартов вводить метапредметы в таком виде, скажем, как предложил их ученый-педагог Громыко: он разделил их на четыре большие группы: знание, знак, проблема и задача. Сегодня мы говорим лишь о метапредметном подходе и метапредметных результатах в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования.

 1.3. Главные особенности метапредметов

Метапредмет выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности. В качестве таких мыследеятельностных организованностей могут быть знание, знак, проблема, задача, смысл, категория… Все они имеют деятельностный, а потому универсальный метапредметный характер. На их основе могут быть выстроены учебные предметы нового типа – метапредметы.

Необходимо очень хорошее знание материала традиционных учебных предметов. Собственно, это и позволяет грамотно переорганизовать учебный материал вокруг деятельностных единиц содержания, сориентировать школьников на развитие базовых способностей.

Таким образом, многообразие методических форм и приемов позволяет интенсифицировать работу на уроке.

 

1.4. Метапредметные технологии.

В практике образования учащихся используются метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль. Это позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи.

1.4.1 Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

Применение метода проектов имеет большие преимущества.

Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.

Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.

В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования.

В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.

     Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

1.4.2. Интерактивная методика.

Интерактивное обучение  это обучение через опыт. Что он в себя включает?

Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации).

Осмысление полученного опыта.

Обобщение (рефлексия).

Применение на практике.

Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми. Интерактивное обучение имеет ряд преимуществ, прежде всего, потому, что оно связано с групповым взаимодействием всех участников и с эмоциональной включенностью и активностью каждого в процессе работы. В связи с этим групповые методы выходят далеко за пределы учебных целей. Они являются средством самопознания и познания других людей, формируют мировоззрение, способствуют личностному развитию и пониманию поступков и мотивов поведения окружающих, развивает у школьников коммуникативную компетентность, столь необходимую в современном обществе.

Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса. На уроке создается «поле общения» для учащихся, в результате чего они учатся самостоятельно принимать решения, справляться со своей тревожностью, открыто выражать свою жизненную позицию, развивают сильные стороны своего характера.

1.4.3. Личностноориентированные технологии обучения.

Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности.

Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.

1.4.4. Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний и умений.

При остром дефиците гуманитарной составляющей в социальном поле нашей культуры огромное значение имеет синтез разных учебных предметов и прежде всего предметов гуманитарного цикла в парадигме культуры, разработка интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновение всех школьных дисциплин. Поскольку человек – самое сложное существо на земле, соединяющее в себе природные и культурные начала, которые в свою очередь являются синтетическим продуктом деятельности предшествующих поколений, постольку идеи интеграции максимально адекватны феномену человеческого сознания. Не удивительно, что идеи интеграции все настойчивее проникают в школьную практику.

В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук, к которым, безусловно, относятся предметы гуманитарного цикла. Такая работа проводится поэтапно: согласование учебных программ, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени изучения, взаимные консультации, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков.

В процессе интеграции гуманитарных наук формируются метапредметные умения:

аналитические,

учебно-информационные,

коммуникативно-речевые.

На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование следующих умений:

умения сопоставлять явления и факты;

умения выделять главное;

умения составлять из отдельных элементов целую картину;

умения формулировать общую проблему;

умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.

Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:

умение извлекать информацию из различных источников;

умение составлять план;

умение отбирать материал по заданной теме;

умение составлять письменные тезисы;

умение подбирать цитаты;

умение составлять таблицы, схемы, графики.

Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения:

умение составлять связное устное высказывание;

умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;

умение выделять интонационно-значимые части высказывания;

умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;

умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;

умение использовать различные средства наглядности;

умение выражать свое мнение и аргументировать его;

умение оформлять научно-исследовательские работы;

умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);

умение вести дискуссию.

Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость  различных наук.

Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

    

Глава 2. Практическая часть.

Главное  изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором  школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной  задачей  новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача каждого из нас.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться – существенный фактор повышение эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. 
Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания.  Но он при этом открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного, и познавательного развития и саморазвития личности. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. По-мнению А.А. Кузнецова, метапредметные  результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

    2.1. Метапредметные связи на уроках литературы и во внеурочной деятельности.

Все наши базовые ценности унаследованы из прошлого, и работу по самоопределению детей можно вести лишь на основе того, что дают нам русская литература и история. Наша задача  - сделать так, чтобы ребенок идентифицировал себя с русской цивилизацией. Достичь этой цели можно с помощью метапредмета «Проблема», используя литературу, историю, в целом русскую культуру. Необходимо формировать на уроке проблемную ситуацию, требующую личного самоопределения. Старшеклассник должен уметь в сложной ситуации выделить проблему и предложить ее решение. Литературу, историю, искусство нужно преподавать так, чтобы у школьника формировалась позиция его исторического и национального самоопределения.

Несмотря на то, что я преподаю русский язык и литературу, связь с физикой, математикой, историей давно научилась выстраивать. Ещё в  90-ые годы популярными стали бинарные и интегрированные уроки Мы с коллегой, учителем физики Безбожновой И.Ю., успешно проводили внеклассные мероприятия по предметам, соединяя, казалось бы, не    соединяемое: физику и литературу. Я даже тогда придумала такие строчки: «Сердечный ритм литературы всегда у физики в плену». Сколько физических явлений мы находили в строчках стихов и прозы и как интересно и глубоко объясняли их ребята.

  Преподавание литературы с использованием метапредметной технологии напрямую связано с работой по формированию мировоззрения учащихся. Современному школьнику сложно разобраться в том, кому верить и какие ценности для себя выбирать. В такой ситуации ребятам должна помочь классическая литература, где даны культурные образцы. Читая классику, школьники могут понять, что такое настоящая любовь, свобода выбора, совесть, ответственность. Но, к сожалению, изучение литературы зачастую сводится лишь к анализу художественных особенностей произведений. Использование метапредметной технологии на уроке литературы дает возможность, разбирая художественное произведение, выделять основные понятия – любовь, смысл жизни, свобода, ответственность.  ( См. Приложение.)

2.2. Другие метапредметы и их использование.

Обучение математике, как правило, сводится к тому, что ребенка знакомят с определениями, правилами и формулами. Он решает типовые задачки, суть которых в том, чтобы в нужном месте применить нужный алгоритм. Развитие мышления происходит только у небольшой части детей, обладающих задатками для изучения математики. Большая же часть учеников просто заучивает формулировки и алгоритмы действий. При этом развивается память, но не мышление. Использование технологии метапредмета «Задача» в преподавании математики дает возможность развивать мышления у всех учеников. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. При этом педагог объясняет ребятам понимание сути задачи, построение эффективных моделей. Ученики могут выдвигать способы решения зачастую методом проб и ошибок. Освоение культурной нормы этих процессов и составляет содержание метапредмета «Задача». Хочу также подчеркнуть, что работа с содержанием метапредмета «Задача» позволяет формировать способы постановки и решения задач, которые пригодятся и за границами урока математики, и вне школы. Если ученик приобретает опыт работы с моделями и опыт самостоятельного порождения способа действия при решении математической задачи, то он может опираться на этот опыт при изучении других предметов. Приемы работы с моделями наверняка будут востребованы во многих профессиях.

Я хотела бы ещё остановиться на предмете «История». Я знаю, как сегодня трудно работать учителям истории и обществознания. Они должны формировать понятия, передавать совокупность фактов и какие-то размытые представления, сопровождающие эти факты. И если эти понятия формируются, то они формируются, во-первых, случайным порядком, во-вторых, разрозненно и фрагментарно. Оказалось, учитель считает, что передать понятие –  это научить ребенка давать ему определение. Если в ответ на вопрос, что такое революция, ребенок дает словесное определение, которое соответствует учебнику, значит, ребенок, по мнению педагога, освоил материал. Повторяет – значит, владеет понятием.

При подготовке работы я прочитала о подходе Давыдова. Во-первых, понятие связано с владением идеей, которая заложена в этом понятии. Во-вторых, на базе этой идеи человек овладевает набором различений, которые позволяет делать идея. Если я владею понятием «революция», я могу отличить революцию от бунта, смуты или переворота. Например, «оранжевые революции» - это революции? Понятийно это не революции. Октябрьская революция – это революция? Да, революция. А вот, например, перестройка? С моей точки зрения, революция, потому что произошла смена класса собственника на средства производства. Это понятие не передается. А зачем тогда безумное количество времени тратить на изучение французской, английской революций? Это можно прочитать в художественных книгах, посмотреть в кино. Учитель должен передавать понятийную структуру.

           Наши дети катастрофически теряют интерес к обучению на уровне 7- 8-го класса. Чем старше ребенок, тем меньше мотивация. Ценность обучения для ребенка теряется, и смыслов, которые заставляли бы его учиться, пока массовая школа не предъявила, потому что за отдельными предметами смысл обучения вообще не виден.

Теперь посмотрим, что делают метапредметы. Они пытаются говорить о том, о чем современная массовая школа не умеет – о смысле жизни, о ценности жизни, причем делает это не назидательно, как делала советская школа, а качественно, технологично. Такую задачу решают метапредметные технологии, особенно метапредмет «Проблема» и метапредмет «Смысл». Они позволяют работать с перспективой ребенка всерьез, а не просто в русле советов.

Сколько нужно времени на то, чтобы освоить метапредметные технологии? Метапредметные технологии позволяют педагогу критически осмыслить проблемы, которые он у детей фиксирует. Традиционная практика: педагог в программу встроен и по ней идет. И это правильно.

Всем нам важно задуматься, а носителем каких культурных способов мы являемся? На первом этапе сложно освоить метапредметную технологию, но за счет нее  открывается третий глаз, глубокое видение предметной действительности. И это подвигает к тому, чтобы деятельностно работать с тем, что у нас является содержанием предметного преподавания, – базовые понятия, другие ключевые модели, идеализации и категории.

Еще одна важная вещь, которую дает метапредметное преподавание, – это мировоззрение, которое начинает затрагивать педагога. Что значит для нас изменение в собственном мировоззрении? Мы  вдруг начинаем понимать, что есть не просто успевающие или неуспевающие дети, а что зачастую не очень хорошие результаты связаны с нашим собственным незнанием некоторых культурных способов, с невозможностью выделить, как  ими пользоваться.

Это происходит не потому, что педагог плохой. Так обучали в свое время, так программа построена.

Теперь по поводу проектных способностей. Если возвращаться к национальной образовательной инициативе, то там есть хорошие идеи. К примеру, перед учащимися ставится задача, чтобы они учились жить в высокотехнологичном мире, а для этого им просто необходим метапредмет «Знание», который показывает границу сегодняшнего знания. Новые технологии можно формировать только на основе нового фундаментального знания. Старые же технологии ведут не к развитию, а к заимствованию. 

       Итак, метапредметы нужны, во-первых, с точки зрения развития мышления и профессионализма самого педагога. Они нужны, потому что задают новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни. То есть они задают новые возможности для всех учащихся. Кроме того, уже замечено: после внедрения метапредметных технологий в обычной школе часть детей, которые очень плохо усваивали материал, вдруг начинают хорошо учиться. Приходят благодарные родители. Это происходит за счет того, что этим ребятам необходимо, чтобы будоражили их мышление. Поэтому метапредметное обучение - это реальная возможность повысить качество образования.

 

 

Заключение

И все-таки что является результатом метапредметного обучения?

 Версия ответа на этот вопрос, которая дается в ФГОС, а именно универсальные учебные действия, является, на мой взгляд, недостаточно технологичной. За ней не стоит отчетливого понимания того, что, по сути, представляют собой универсальные учебные действия, отсутствует указание на конкретную образовательную практику и технологии, где такой результат обучения достигается. Значительно удобнее и правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах.

Метапредметный подход не означает, что нужно выбросить предметное образование. Осваиваются универсальные принципы и общие универсальные стратегии познания. Это не усложнение, а увеличение эффективности работы детей, причем многократное.

Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка на первых ступенях его включения в социализацию. Необходимо ускоренное совершенствование образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создание условий для достижения успешности всеми учащимися.

 Конечно, пока это просто модное нововведение, но мне думается, что у этой образовательной формы большое будущее, поскольку она не просто помогает детям усвоить материал, но и открывает взаимосвязь различных вещей и явлений, подталкивает детей к пониманию их сути.

Литература
1.  Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. 
2. Вагина С. Г., Гливинская О. В., Михайлюк Я. В. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе. - М.,2010.

 3. Валькова Г., Зайнуллина Ф., Штейнберг В. Логико-смысловые модели - дидактическая многомерная технология / В. // ДИРЕКТОР ШКОЛЫ: науч.-метод. журн. для рук. учеб. заведений и органов образования. - 2009. - № 1.
4.  Канаева М.В. Развитие универсальных учебных действий. -2011.

5.  Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /www. standart. edu. ru/.

6.  Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.
7.  Масюкова Н.Г., зав. Кафедрой гуманитарных дисциплин СКИПКРО
Методические рекомендации в помощь слушателям курсов в номинации «Учитель года» по истории и обществознанию.

8.  Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого, М. 2004.
9. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов  метапредметности.
/ fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/. 

    

ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ
(Из опыта работы

учителя МБОУ лицей

«Технический» г.о. Самара

Янцен М.А.)

Мы воспитываем через
искусство, а не учим ремеслу…
Е. Г. Макарова

Литературное творчество учащихся – это попытка выразить себя в слове, образе. Чуткость к слову, владение литературными жанрами делает по-настоящему творческим процесс чтения. «От маленького писателя к большому читателю, – в этом цель детского литературного творчества», – утверждает М.А. Рыбникова. Сегодня у нас осуществляется переход от традиционной авторитарной педагогики к педагогике гуманно-личностной, неотъемлемым свойством которой является развитие творческого потенциала ребенка. В. В. Давыдов утверждал, что способность к творчеству измеряется уровень развития личности и основная цель развивающего обучения состоит в способствовании развитию творческого потенциала ребенка. В этом особую роль играет словесное творчество.
      Каковы особенности детского, в частности словесного творчества, каковы условия развития?
      В качестве предпосылок творческого процесса Н.С. Лейтес отмечал свойственные детям необычную чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, особую отзывчивость ко всему окружающему.
В исследовании детского творчества важное место занимает проблема одаренности. Задача учителя – не отбирать специально одаренных детей,
В чем состоит специфика но выявить скрытый дар каждого и помочь развить его.

Детское творчество – это свободное выражение ребенком в устной или в письменной форме субъективно значимого для него нового словесного содержания. Словесно-творческая деятельность детей служит в первую очередь общему развитию личности. Смысл и значение детского литературного творчества состоит в том, что оно развивает и «прочищает» эмоциональную жизнь ребенка, позволяет ребенку овладеть человеческой речью. Н. С. Лейтес первым обратил внимание на ценность детского творчества.
      Важны советы К. Чуковского для педагогов, занимающихся с детьми литературным творчеством. Дело это, по словам писателя, чрезвычайно ответственное, так как потеря педагогом чувства меры грозит серьезными искажениями в развитии личности и творчества ребенка.
В. Глоцер в книге «Дети пишут стихи» предлагает относиться к стихам детей с предельной бережностью. Но, не ограничивая творческие дерзания детей, педагогу необходимо указывать на явную пошлость и бессмыслицу. Сохранить в этом случае меру и такт поможет рассмотрение всего, что сочиняют дети, в перспективе развития. Творчество – это обязательно веселый игровой процесс, в котором учитель выступает в роли «воодушевителя», стимулятора творчества. Но для нормального развития творческих способностей ребенка одного только игрового отношения к слову недостаточно, потому что наслаждение безграничностью собственного творчества легко увлекает в сторону безвкусицы и безобразия.  

Для преодоления этого недостатка следует уравновесить вдохновенное фантазирование с литературной классикой, а также постепенным развитием умения рецензировать литературные произведения. В то же время одно лишь изучение классики без собственного творчества не дает возможности полноценно понять эти произведения и развить свои творческие способности.

Сначала наш кружок работал по плану, который мы составили самостоятельно, используя как методическое руководство книгу К. Д. Вишневского «Мир глазами поэта», где в популярной и увлекательной форме освещается сущность поэзии как искусства, излагаются основные положения поэтики стихотворных произведений, даются начальные сведения по теории стиха.
Вот этот план:
1. Вводное занятие. Анкетирование с целью выяснения читательского кругозора и художественного вкуса детей. Беседа по содержанию стихотворения С. Михалкова «Как научиться писать стихи?».
2. Стих и проза. В чем разница? Поэтическое произведение и штамп. Изобразительная сила поэзии.
3. Труд поэта – «добычи радия». Знакомство с фотокопиями черновиков поэтов – классиков.
4. Подражательность и плагиат
5. Сюжет и композиция. Единство содержания и формы
6. Звуковая организация стиха. Ассонанс. Аллитерация
7. Ритм. Анализ ритмического построения классических произведений.
8. Отработка навыков ритмического построения стиха. Буриме.
9. Рифмы. Виды рифм.
10. Практическое занятие. Подбор рифм. Игра «Подскажи словечко». Написание четверостиший на заданную тему.
11. Чтение и обсуждение четверостиший на заданную тему.
12. Изобразительные средства, используемые в поэтических произведениях. Эпитеты. Наблюдение. Чтение стихов классиков.
13. Практическая работа. Подбор эпитетов и сравнений.
14. Метафора и ее разновидности.

15.Практическое занятие.

16. Чтение и обсуждение стихотворений на свободную тему.
17. Метрика двухсложные разделы стиха Хорей. Ямб.
18. Трехсложные размеры стиха. Дактиль. Амфибрахий. Анапест
19. Практическая работа. Определение стихотворного размера.
20. Белый стих. Особенности построения. Наблюдение.
21. Практическая работа. Сочинение белого стиха.
22. Конкурс на лучшего чтеца стихотворения собственного сочинения.
23. Работа над выпуском газеты «Проба пера».

24. Итоговое занятие.

Программа В.А. Левина «Приобщение к искусству».
Она имеет четыре ступени:
1. Включение в игровое творчество.
2. Освоение элементов художественной формы в качестве материала игры.
3. Открытие в себе автора.
4. Формирование коммуникативно-оценочного отношения к искусств

Как мы строили первые занятия? Начинается с анкетирования с целью выяснения читательского кругозора и художественного вкуса детей. Потом мы читаем детям стихотворение С. Михалкова «Как научиться писать стихи?».
Как мне помочь своим советом
Тому, кто хочет стать поэтом?
Чтоб написать стихотворенье
Умножь желанье на терпенье,
Сложи все то, о чем мечтал
Со всем, что в жизни прочитал
Словесный хлам без сожаленья
Сожги в горниле вдохновенья,
А что осталось для души,
Десяток раз перепиши...
Вот тот совет. Но и при этом
Сперва, мой друг, родись поэтом.

      Последняя строчка стихотворения обычно несколько озадачивает детей, потом мы говорим детям, что хотя далеко не каждому дано стать настоящим поэтом, никому не запрещается писать стихи для себя, для того, чтобы выразить свои мысли и чувства, поделиться ими с близкими и друзьями, поздравить их в стихотворной форме с праздником, днем рождения. Но даже для этого надо иметь необходимые знания о строении стиха, тем более надо иметь эти знания имеющим одаренность и мечту стать поэтом.
      Так что же такое поэзия? В чем ее отличие от прозы? Почему нас волнует поэтическое произведение? Как удается поэту иной раз несколькими строками вызвать в нашем представлении целостную картину. Обычно дети говорят, что «стихи в отличие от прозы пишут «столбиками», что в поэтическом произведении должны быть ритм и рифма. После таких ответов приводим пример:
Птицы прилетели,
И тепло уж стало,
Песню птицы спели
И весна настала
      Рифма есть? Есть. Ритм? Тоже есть. Написано столбиком. Вроде бы стих. Но поэзии нет. Дело в том, что не всякие стихи – поэзия. Поэзия не терпит штампов, пустоты, повторения чужих мыслей. Поэтическое произведение, помимо формальных признаков (ритм, рифма и пр.) должна обладать художественностью, быть интересным, живым, образным, удовлетворять наше эстетическое чувство яркой и выразительной формой:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера...
       Говорим детям о том, что мы будем учиться при помощи стихотворной речи выражать свои мысли и чувства, воспринимать и ощущать великую силу поэтического слова. Ведь без этой способности человек теряет очень большую часть духовной жизни. Дети с интересом слушали, вступали в разговор и уже буквально назавтра самые младшие принесли свои первые, несовершенные и наивные стихи:
Аленький цветочек
Расцвел в моем саду,
Аленький цветочек
Я очень берегу
Каждый день спешу я
В маленький садок,
Навещаю, поливаю
Свой аленький цветок.

Пришла красавица зима
Она нам радость принесла,
Принесла замерзший пруд
И, конечно, снега пуд.

Дальнейшая работа велась нами по вышеуказанному плану, но были, конечно, отступления, потому что сразу появилось очень много «поэтических произведений», о которых каждый автор хотел услышать мнение. Мы занялись «черновой» работой: изучали теорию, вели наблюдение над стихотворениями известных поэтов. И на каждом занятии были у нас игры, отрабатывающие навыки подбора рифм, развивающие чувство ритма, художественное чутье, эстетический вкус. Сочинялись стихи обычно дома. На занятиях кружка мы их слушали, делились впечатлениями, редактировали. Потом проводились индивидуальные занятия, которые занимали очень много времени, так как надо было отметить удачные находки, указать на недостатки, помочь найти единственное здесь нужное слово.

 Работу по подготовке к стихосложению начинаем на уроках языка и литературы в игровой форме. Чаще всего это такие игры, как «подскажи словечко» и буриме – это игра, предполагающая написание стихов на заданную рифму. Буриме помогает отрабатывать чувство ритма.
      Поделиться опытом индивидуальной работы невозможно, так как в каждом отдельном случае требовался своеобразный подход и манера общения: ведь поэты – народ уязвимый и обидчивый.
Были стихи и очень слабые, но довольно много было для данного уровня и неплохих.

К сожалению, здесь мы столкнулись и с плагиатом, почему и ввели в свой план отдельным пунктом беседу об этом неприятном явлении.
Наш кружок «Проба пера» работает уже много лет.
О чем пишут дети? Предполагая создать альманах, включающий детские стихотворения, собранные на протяжении нескольких лет, мы распределили их по нескольким разделам, давая каждому из них названия:
1. О братьях наших меньших (стихи, басни и сказки о животных).
2. «У природы нет плохой погоды» (пейзажная лирика).
3. «Родительский дом – начало начал...» (о доме, семье, родителях).
4. Моя земля – моя судьба (философская лирика).
5. Все начинается с любви (стихи о любви, дружбе).
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
       
Многие из наших юных поэтов окончили школу, стали студентами средних специальных заведений и ВУЗов. Уже закончили учебные заведения Карпушкина Екатерина, Свышинская Инна, Свидан Людмила, Коскова Людмила. Пусть самая скромная, но и наша заслуга в этом есть. Продолжают учебу в ВУЗах Мурзаева Ксения, Губарева Ирина, Левин Даниил. Большинство из них продолжают писать стихи. Расставаться с этими детьми было грустно.

Но подрастает новое поколение юных поэтов, так что впереди много работы. Хочется надеяться, что работа эта будет плодотворной. А для того, чтобы это так и было, учитель, взявший на себя руководство кружком, должен иметь не только развитый эстетический вкус, но и владеть основами стихосложения. Конечно, желательно, – но не обязательно! – чтобы он сам писал стихи.
       Прикосновение к волшебному миру поэзии обогащает нас духовно и эстетически, пробуждает в нас любовь к окружающему.

Кружковые занятия с детьми не ставят своей целью подготовку профессиональных поэтов: наша главная задача – развитие творческого потенциала детей, обогащение их духовного мира, формирование умения понимать эстетическую красоту художественного произведения и гармонию окружающего мира. Мы помогаем начинающим поэтам построить стих в соответствии с законами стихосложения, предостерегаем от подражательства, безвкусицы и пошлости.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"

В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о  технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....

Внедрение метапредметных технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.

     Внедрениеэффективных средств обучения  на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.Цель :  активное внедрние эффективных методов и приё...

Обобщение и систематизация опыта по теме: "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах"

Согласно «Концепции модернизации российского образования» в основу обновленного содержания положены ключевые компетентности. «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать...

«Использование интерактивных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»

Обобщение опыта работы «Использование интерактивных методов обучения для формирования  ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы  и во внеурочной д...

Презентация: "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы у обучающихся основной школы в условиях современной образовательной среды"

Презентация к выступлению на августовской конференции педагогов: "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы у обучающихся основной школы в условиях современной...