Главные вкладки

    Обобщение и систематизация опыта по теме: "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах"
    статья по русскому языку на тему

    Иваненко Лариса Геннадьевна

    Согласно «Концепции модернизации российского образования» в основу обновленного содержания положены ключевые компетентности. «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах».

    Одним из приоритетных направлений является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, т.е. сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБОУ СОШ №1 г. Алдан.

    Научить и душой обогреть –

    в этом учительской профессии суть

    Обобщение и систематизация опыта по теме:

    Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах

    учителя русского языка и литературы

    Иваненко Ларисы Геннадьевны

    2015 год

    Содержание

    Введение ………………………………………………………………………….3

    Глава 1. Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах…………….5

    1.1. Теоретическое обоснование работы………………………………………...5

    Глава 2. Технологии, методы и приемы, формы обучения, применяемые на уроках русского языка с целью формирования коммуникативной компетенции учащихся…………………………………………………………..7

    Заключение ……………………………………………………………………...

    Введение

    Согласно «Концепции модернизации российского образования» в основу обновленного содержания положены ключевые компетентности. «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах».

    Одним из приоритетных направлений является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, т.е. сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию. Поэтому  тему систематизации опыта считаю актуальной.

    Проблема – недостаточное умение учащимися использовать языковой материал в соответствии с контекстом, организовывать речь, слушать собеседника, поддерживать беседу мешает формированию коммуникативных компетенций.

    Цель: показать, как формирую коммуникативные компетенции у учащихся 5-9 классов на уроках русского языка и литературы и  во внеурочной деятельности, путем подбора технологий, методов и приемов обучения.

    Из цели вытекают следующие задачи:

    1. Изучить документацию по ключевым компетенциям, дать определение коммуникативной компетенции;
    2. Создать комфортные условия для формирования коммуникативных  компетенций на уроках и вне урока;
    3. Создать банк технологий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;
    4. Отобрать методы и приемы обучения с целью формирования данной компетенции, опираясь на урок как на основной инструмент учительского труда, который несет на себе отпечаток личности учителя;
    5. Предоставить детям свободу в своих высказываниях, мыслях, чувствах, в проявлениях открытости, в рефлексии, как на уроках, так и вне уроков, формируя у них коммуникативную компетенцию.

    Новизна данной работы заключается  в подборе технологий, методов и приемов обучения для формирования коммуникативной компетенции, в индивидуальном почерке учителя, мастерстве при подготовке и ведения разных мероприятий.  

    Глава 1. Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах

    1.1. Теоретическое обоснование работы.

    В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывают, недостаточны для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого необходимы ключевые компетенции и их возможности овладения ими с помощью различных учебных дисциплин.

    Что такое компетенция? Существует  несколько трактовок термина:

    1.  Компетенция – от латинского compete – «добиваться».

    2. Компетенция – круг вопросов, в которых данное лицо обладает авторитетностью (толковый словарь под редакцией Д.И.Ушакова).

    3. Компетенция – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен («Словарь русского языка» С.И. Ожегова).

    Я остановлюсь на следующем определении (своем):

    Компетенции - постоянно развивающиеся качества личности, умение применять знания в новой ситуации.

    Различают более десяти ключевых компетенций (когнитивные, креативные, мировоззренческие и др.). Каждая из них важна и необходима. Я хотела бы остановиться на коммуникативных компетенциях, поскольку они лежат в основе других. Невозможно формировать какую-либо компетенцию, если недостаточно сформирована коммуникативная компетенция.

    Есть несколько формулировок определения коммуникативной компетенции.

    Коммуникативная компетенция – это совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих (определение методиста В.В. Сафоновой). По другой трактовке это:

    -   овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи;

    - способность учащихся решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения;

    - совокупность ЗУН в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.

    Считаю необходимым в образовательном процессе для учащихся создать условия, помогающие формировать данную компетенцию:

    -   компетентностное развитие педагога;

    -   демонстрация учителем собственного    компетентного поведения;

    - ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

    - включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование;

    - четкость и понятность всем сторонам учебного процесса правил оценивания.

    Коммуникативная компетенция объединяет:

    1). Лингвистическую компетенцию – Оформление речи. При изучении лексики и грамматики у учащихся формируются лексико-грамматические навыки;

    2). Социолингвистическую компетенцию – учащиеся учатся применять языковой материал в соответствии с контекстом;

    3). Дискурсивную компетенцию – построение текстов. При помощи диалога и монолога ученики овладевают коммуникативной деятельностью;

    4). Прагматическую компетенцию – достижение цели. Перед учащимися ставится вопрос (намерение), они учатся находить на него ответ(результат). Происходит передача и восприятие смысла.

    5). Социальную компетенцию – дети обучаются умению ставить себя на место другого и способности справиться со сложившейся ситуацией;

    6). Социокультурную компетенцию – учащиеся применяют знания истории, культуры, традиций и обычаев стран изучаемого языка.

    Таким образом, в основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он развивает самостоятельность, творческую активность каждого ученика.

    Глава 2. Технологии, методы и приемы, формы обучения, применяемые на уроках русского языка с целью формирования коммуникативной компетенции учащихся.

    Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. К этому процессу я подхожу обдуманно, строя каждый урок на взаимопонимании, сопереживании, сотрудничестве, даю положительную оценку знаний, поощряю промежуточные действия учащихся, их самостоятельность, неординарные мысли и высказывания, предлагаю дифференцированную помощь, предоставляю право выбора задания, право на ошибку. При подготовке к уроку тщательно отбираю материал – фактический, теоретический, практический. Главное, все должно быть мною пережито, тревожить душу и будить ум.

    Формулировка темы урока – самый сложный момент, так как должен мотивировать учеников, вызвать желание работать. Иду  на урок не с темой, а жгучей проблемой. Стараюсь придумывать яркое и броское название урока, которое предполагает, что речь пойдет о той или иной теме, проблеме, ценности. Например, урок - повторение пройденной темы в 5 классе «Всем нам при общении поможет обращение», урок развития речи в 8 классе «Будем милосердны к окружающим!», урок развития речи в 5 классе «Музыкальный пейзаж».

    Урок начинаю с интриги, с чтения наизусть, выразительного чтения, сценки, проблемного вопроса, тренинга, эмоционального настроя при помощи музыки или песни, потому что от этого зависит, захотят ли продвигаться со мною ученики далее. Затем вызываю у них желание работать, творить. Только в творчестве можно проследить чувства, которые вызвал урок.

    На уроках применяю следующие технологии:

    • Педагогика сотрудничества (В.В.Гузеев);
    • Гуманно-личностная технология (Ш.А.Амонашвили);
    • Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко);
    • Диалог культур (В.С.Библер);
    • Информационные технологии (А.А.Хуторской);
    • Технология развивающих игр (Л.А.Венгер).
    • Технология коллективного обучения;
    • Частично использую технологию мастерских, «дебаты», развитие критического мышления.

    - методы:

    Словесные:

    • Объяснение;
    • Рассказ;
    • Работа с печатным словом (книгой);
    • Изложение;
    • Повествование;
    • Описание;
    • Проблемное изложение;
    • Беседа;
    • Инсценировка;
    • Познавательный спор.

    Наглядные:

    • Иллюстрации;
    • Демонстрация;
    • Презентация.

    Практические:

    • Упражнения;
    • Решение лингвистических задач;
    • Сочинения разных жанров.
    • Метод апперцепции (опора на жизненный опыт);
    • Методы стимулирования интереса к учению.

            Приемы:

    • Выразительное чтение учителя;
    • Комментированное чтение;
    • Работа со словом (ассоциации);
    • Пересказ(сжатый, подробный);
    • Слушание текста;
    • Заучивание;
    • Работа с заголовком;
    • Чтение по ролям;
    • Обучение анализу;
    • Продолжить фразу;
    • Подобрать цитаты;
    • Составление конспекта;
    • Составление плана;
    • Составление сценария;
    • Обзорная лекция;
    • Ответы на вопросы с привлечением материала;
    • Подбор аргументов.
    • Убеждение.

     Форма обучения: коллективная, групповая, индивидуальная, парная, заочная.

     Средства обучения: таблицы, карточки, схемы, графики, аудио и видеозаписи, DVD, компьютерная техника, обучающие программы, презентации, выставка, иллюстрации, открытки.

    Каждый урок – это открытие, каждый ученик – первооткрыватель в себе, для себя, в другом, для другого. Поэтому я наряду с традиционными, провожу нетрадиционные формы уроков: урок-эврика, урок-семинар, беседа, диспут, урок открытых мыслей, защита работы, ролевая игра, урок-мастерская, викторина и др.

    Больше всего люблю педагогические мастерские: мастерские построения знаний, мастерские ценностных ориентаций, мастерские письма, сотрудничества, интерпретации текста. Они, я считаю, нужны как воздух и детям, и взрослым, потому что позволяют «переварить» огромное количество точек зрения на какую-то проблему и выработать свою. Мастерская как будто специально создана для того, чтобы участвующий в ней ученик в сжатое время пережил то, что человечество нарабатывало веками через падения и взлеты, радости и потери, боль и всплески озарений, приводящих к разрыву со старыми понятиями, знаниями. Например, урок-мастерская в 7 классе «Лошадь тоже человек» по рассказу Б.Васильева «Великолепная шестерка».

           На уроках варьирую формы обучения – индивидуальные, коллективные, групповые, парные.

           Неотъемлемой частью урока является работа с текстом. Поэтому уделяю много внимания словарной работе, опорным словам, деталям, подбору ассоциаций, анализу сцен, характера героя. Предоставляю учащимся возможность самим искать ответ. Очень люблю, когда в классе после бурного обсуждения вдруг возникает тишина. Все думают. Я думаю. В этот момент происходит путь к самопознанию. Работая с книгой, учащиеся учатся наслаждаться красотой и силой слова, приобщаются к нравственным ценностям. Часто советую для внеклассного чтения те или иные произведения, учитывая интересы ребят. Ученики с большим удовольствием с 5 по 11класс ведут дневники чтения, что стало уже традицией.

          На уроке предпочитаю давать творческие работы: мини-сочинения, эссе, предполагающие выражение собственного мнения, синквейны, изображения своих мыслей в музыке, цвете, символе.

          Практика нетрадиционных уроков дает возможность по-новому, нестандартно взглянуть и на внеклассную работу по предмету. 

           Учитель, проводя внеклассные мероприятия, раскрывает детям истины, известные многим и некоторым, развивает в них творческие и познавательные способности.

           Мероприятия, которые я провожу, объединяют мальчишек и девчонок, развивают у них чувство ответственности за общее дело, стремление утвердиться, завоевать авторитет.

           Внеклассные занятия проходят в форме путешествия («Путешествие в мире слов» для 5-6 классов), литературной игры «Что? Где? Когда?», тематических вечеров, например «Имена собственные» для 8-9классов, учащиеся 8 класса с удовольствием играли в сценке «Детективная история с прологом и эпилогом, с кражей-пропажей и даже с моралью», а затем провели беседу по этимологии для 4 класса.

           У детей всегда присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового и необычного. В.А.Сухомлинский когда-то написал слова: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Внеклассные мероприятия, которые я провожу, развивают у учащихся интерес к учебным предметам, углубляют представления об использовании знаний на практике, прививают навыки самостоятельной работы.

           Внеклассная работа направлена на развитие творческих и познавательных способностей. Чтобы развивать способности детей, я провожу внеклассные мероприятия в форме игр «Поле чудес», «Счастливы случай», КВН; в форме устных познавательных журналов; конкурсов. На таких занятиях дети говорят, доказывают свою точку зрения, учатся слушать собеседника и поддерживать разговор.

          Одобряю обращение своих учеников к информационным технологиям, компьютерной презентации. С неподдельным интересом пишут дети научно-исследовательские работы, защищают их. Такая деятельность помогает стать ученикам успешными.

          Чтобы помочь учащимся овладеть понятием «Культура речевого этикета», усвоить усвоить основные правила русского речевого этикета, я работаю в 9 классе по программе элективного курса «Речевой этикет». Формы организации работы носят преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением сформировать у школьников практические навыки эффективного речевого поведения. Такими формами являются моделированные речевые ситуации, практикумы, проектная деятельность. Занимаюсь с ребятами научно-исследовательскими работами по языкознанию и литературоведению.  В 5 классе провожу занятия предметного кружка «Русская речь». В этом году я начала работу по возрождению школьной газеты «ШАР». Учащиеся 9, 10 классов посещают школу журналистики в Алданской гимназии.

    В конце каждого урока или мероприятия даю оценку деятельности учащихся: качественную или количественную, психологическую или поощрительную. Награждаю жетонами, отличительными знаками, сертификатами, оформляю благодарственную запись ученикам и родителям. Все это помогает добиться высоких результатов.

      Вывод: 

    В результате проделанной работы я вижу, что мои учащиеся могут вести дискуссию, представлять себя; взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; уметь отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (электронная почта, Интернет).

    Работа над формированием коммуникативной компетенции будет продолжаться. Но я хотела отметить: для меня важнее результаты, которые нельзя посчитать, потрогать, сразу увидеть. Все покажет только время. Какими станут мои выпускники?..

    А пока…Когда после уроков в классе наступает тишина, я пишу новые конспекты, подбираю литературу, думаю, что скажу Валере, Лене, Павлу, Денису, Яне… Сам собой возникает вопрос: все отдай и ничего взамен? Ответ однозначен: я получаю больше, чем отдаю. Иные из нас и за всю жизнь не испытали бы острого чувства любви, не узнали бы, что такое нежность, заливающая сердце, если бы не дети…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

    Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....

    эффективные технологии и методики формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

    Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы может быть использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эфф...

    Обобщение опыта Цыгановой О.Г. по теме "Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка "

    Условия  возникновения и становления опыта, перспективности его развития, теоретическоеобоснование своей  деятельности. Использование  педагогических технологий  на основе...

    Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

    Данный материал предназначен как для учителей общеобразовательных школ, так и коррекционных школ и классов. В нем представлен опыт работы по развитию речи в классах разного уровня....

    ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

    Происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом ми...

    Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

    Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...