Интерактивные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
статья по литературе по теме

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gimatdinova_s.yu_.-vystuplenie.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Гиматдинова С.Ю.,

учитель русского языка и

литературы высшей квалификационной категории

 МБОУ «Гимназия № 4» г.Елабуги

Интерактивные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции  на уроках русского языка и литературы. (Из  опыта работы)

Коммуникативная компетенция представляет собой комплекс коммуникативных умений, основанных на синтезе лингвистических, культурологических, психологических и социальных знаний. Чтобы сформировать эту компетенцию и те частные элементы, которые определяют её содержание, необходимо по-новому взглянуть на систему методов и приёмов, организующих деятельностное  обучающее пространство.

Интерактивное обучение располагает такими методами и приемами.

Ибо, интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. При этом «погруженное» не означает «замещенное» общение. Технология интерактивного обучения сохраняет конечную цель и основное содержание  образовательного процесса, но видоизменяет транслирующие формы на диалоговые, т.е. основанные на взаимопонимании и взаимодействии.

Определение «интерактивный» уже уверенно вошло в нашу жизнь. Традиционно «интерактивный» понимается как инициативная ответная позиция субъекта, которому адресованы производимые действия и процедуры. Интерактивная технология понимается  как форма обучения, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем.

Специфической чертой учебного диалога является наличие постоянной обратной связи между учителем и учащимися, осуществляемой в самых различных формах.

Какие интерактивные методы можно использовать на уроках русского языка и литературы?.

Это «мозговой штурм» , «метод неоконченного предложения», «групповая дискуссия», «синквейн».

Только нестандартная постановка проблемы вынуждает школьников искать помощи друг у друга, обмениваться точками зрения – так формируется общее мнение группы. Задание для интерактивной формы обучения должно обязательно содержать «поле для поиска», «диалога мнений»: например, выбрать из предложенного множества качеств только те, которые, по мнению группы, наиболее полно характеризуют личность героя литературного произведения.

Параллельно  с работой  над непосредственным учебным заданием происходит формирование благоприятной  коммуникативной среды, что подразумевает выработку правил кооперации, сотрудничества, которые способствуют совместной продуктивной деятельности.

Психологи выделяют  следующие правила поведения в процессе интерактивного обучения:

  1. основное внимание в процессе поиска совместного решения уделяется не личностям, а действиям группы;
  2. сознательный  отказ от позиции  «иждивенца» в учебно-познавательной ситуации: нет  «актеров» и «зрителей», все – участники;
  3. поддержка друг друга в совместной работе: каждый член микрогруппы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;
  4. если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы на понимание (например: «Правильно ли я поняла?..»); только после этого делаются выводы;
  5. уважение к другим в совместной работе: следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;
  6. лидером может стать любой в группе в зависимости от учебно-познавательной ситуации;
  7. цель совместной деятельности заключается  не в  соревновательности, не в «победе» какой-либо одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме и т.д.

Рассмотрим каждый метод подробнее.

Мозговой штурм. При организации мозгового штурма необходимо учащихся ознакомить с основными правилами проведения мозгового штурма:

  1. называя идеи, нельзя повторяться;
  2. чем больше список идей, тем лучше;
  3. разрабатывайте проблему, подходя к ней с разных сторон, расширяйте и углубляйте различные подходы;
  4. идеи не оцениваются и не критикуются.

Очень важен последний пункт. Зная правила, дети чувствуют себя раскованно, свободно высказывают свои идеи, учатся формулировать свою мысль, ведь мысль формулируясь формируется. В процесс обсуждения включаются все учащиеся, даже те, которые при традиционной форме ведения урока (допустим, при фронтальной беседе) отмалчиваются или уклоняются от ответов, от обсуждения того или иного вопроса.

Все предложенные идеи записываются на доске, а после обсуждения определяются самые важные.

Групповая дискуссия в отличие от традиционной дискуссии предполагает голосование ногами. Ребятам предлагается вопрос для групповой дискуссии и варианты ответов, которые раскладываются на полу:

  1. Согласен
  2. Не согласен
  3. Согласен, но с оговоркой
  4. Не знаю

Учащиеся по вариантам ответов распределяются по группам. После обсуждения все группы представляют свои аргументы, обосновывают свою точку зрения. В ходе групповой дискуссии возможно изменение точки зрения отдельного ученика или всей группы.

К примеру, при изучении романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» можно предложить такой вопрос для групповой дискуссии: «Согласны ли вы с мнением Печорина о том, что «из двух друзей всегда один раб другого

Метод группового обсуждения способствует выработке собственной точки зрения, развитию инициативы, становлению соответствующих коммуникативных умений и навыков. Очень важно научить учащихся грамотно аргументировать  свою точку зрения. Для речевого оформления высказывания можно предложить ряд готовых речевых моделей.

Введение темы: Я считаю…; А мне кажется…; У меня следующая точка зрения…;Я  начну так….

Иллюстрирование изложенной точки зрения: В доказательство мне хотелось бы привести следующие факты..;Сошлюсь на высказывание (исследование, мнение и т.п.)

Дополнительная аргументация: Следует добавить к сказанному…; Можно добавить, что..; К тому же..; Одновременно с этим..; Кроме того..; В связи с тем, что ты сейчас сказал, у меня возникли следующие соображения.. .

Уточнение собственной позиции: Можно сказать иначе..; Попробую уточнить то, что я сказал..; Сейчас поясню (уточню, расскажу)..;

Уточнение позиции оппонента: Если я правильно тебя понял..; Что ты имеешь в виду, когда говоришь..; Если я не ошибаюсь, ты утверждаешь..; Не мог бы ты уточнить.. .

Подчеркивание: Я хочу подчеркнуть..; Нужно выделить..; Именно об этом говорят.. .

Предупреждение возражений: Мне могут возразить.. .

Разъяснение ошибочного понимания толкования изложенной точки зрения, ее уточнение: Мне представляется необходимым пояснить свою точку зрения..; Вы не совсем правильно поняли мою позицию.. .

Частичное согласие с позицией оппонентов, частичное признание их правоты: Допустим, но ведь..; В какой-то мере ты прав¸но..; Так-то оно так, но.. .

Возражение оппоненту: Не уверен, что это так..; Я так  не думаю..; У меня есть возражения по этому поводу..; У меня другое мнение..; Думаю, что ты не прав.. .

Подведение итогов групповой дискуссии:

- отмечаем результаты проведенной дискуссии: анализируем выводы, к которым пришли участники спора, подчеркиваем основные моменты правильного понимания проблемы, достижения цели;

- формулируем вариант согласованной точки зрения или приводим противоположные точки зрения, их основную аргументацию; характеризуем состояние вопроса;

- обращаем внимание на содержательную сторону выступлений: глубину аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий. Оцениваем умение отвечать на вопросы, использовать приемы доказательства и  опровержения;

- отмечаем этическую сторону выступлений: стремление к согласию, тактичное поведение спорящих.

Во время дискуссии хорошо видно, умеют ли учащиеся планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументированно доказывать свою точку зрения, владеть собой. Чтобы участники дискуссии все это осознали, очень важен момент рефлексии, когда каждый из учеников  осмысливает свое поведение и степень своего участия в дискуссии. Этому помогают правильно сформулированные  вопросы: «Насколько аргументированно ты доказывал свою точку зрения?»; «Удалось ли все аргументы выстроить в логическую цепочку?»; «Доволен ли ты своим выступлением? Если не доволен, то почему?»; «Какие факторы в наибольшей степени повлияли на убедительность твоих аргументов?»; «Что именно в твоем поведении заставляло окружающих прислушаться к тебе?».

При  изучении романа Гончарова «Обломов» для групповой дискуссии может быть предложен такой вопрос: «По мнению Добролюбова, черты обломовщины, и главное – неумение связать слово и дело, свойственны таким героям русской литературы, как Евгений Онегин, Печорин, Рудин и другие. Согласны ли вы с Добролюбовым?»

Метод неоконченного предложения для Мозгового штурма:  «И все-таки обломовская лень не вызывает  у нас чувства пошлости, потому что…

(варианты ответов:

- главный герой- порождение русской жизни;

- в главном герое мы видим частичку самих себя;

- образ Обломова трагичен; перед нами трагедия Обломова;

- Обломов добр, сердечен, никому не желает зла;

- он сам осознает весь ужас своего положения, безнадежность и пустоту жизни, но ничего не может с этим поделать;

- он идет по жизни со своими принципами, которым его научило его поколение;

- в душевности, доброте, сердечности героя автор видит антитезу суете и тщеславию столичного чиновничьего общества.

Синквейн «Обломовщина»

«Синквейн» «Мцыри»,

Использование интерактивных форм обучения содействует формированию у школьников активного подхода к овладению информацией, у учащихся исчезает страх  высказать «неправильное» предположение, поскольку на этапе группового обсуждения эту позицию можно скорректировать, а при презентации общих решений вся группа разделяет ответственность за выдвинутое решение), устанавливаются доверительные отношения с одноклассниками, с учителем, который готов и к проявлениям нестандартного мышления школьников.

Интерактивное обучение следует рассматривать как  многомерное  явление, которое на каждом этапе занятия решает одновременно три задачи: учебно-познавательную, коммуникативно-развивающую и социальную.

В этом и заключается  важнейшая особенность обучения в сотрудничестве: процесс научения происходит в групповой совместной деятельности.

Само интерактивное занятие представляет собой форму обучения, основанную на интенсивном  межличностном общении и взаимодействии всех субъектов, включенных в учебно-познавательный процесс. Интерактивное обучение сохраняет основную цель образовательного процесса, но видоизменяет формы познавательной деятельности с транслирующих (передаточных) на само- и взаимоактивные, основанные на общих усилиях, совместном поиске, взаимодействии и поддержке друг друга.

Внедрение технологии интерактивного обучения в образовательный процесс необходимо не только в связи с тем, что она приводит к «более высокому уровню результативности и продуктивности учебного процесса; формированию более дружественной, доброжелательной обстановки в классе; повышению самооценки и коммуникационной компетентности школьников», но и в связи с запросами общества: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству» («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему "Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции"

Материал может быть использован при подготовке выступлений на педчтениях....

презентация на тему "Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции" 2

Материал может быть использован при подготовке выступлений на педчтениях....

презентация на тему "Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции" 3

Материал может быть использован при подготовке выступлений на педчтениях....

Доклад "Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции"

В докладе говорится о том,что для формирования этой компетенции и тех частных элементов, которые определяют её содержание, необходимо по - новому взглянуть на систему методов и приемов, организующих д...

Применение интерактивных методов с целью повышения уровня знаний обучающихся по русскому языку и литературе

Повысить уровень знаний обучающихся по русскому языку и литературе может использование интерактивных методов обучения....