Активные методы и формы обучения как способ формирования компетенций учащихся по русскому языку и литературе
статья по литературе


Предварительный просмотр:

Активные методы и формы обучения как способ формирования компетенций учащихся по русскому языку и литературе

Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Чтобы повысить интерес к русскому языку и литературе, активизировать обучающихся, я использую на своих уроках следующие методы:

«Мозговой штурм» - на доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них. 

«Кластер» (в переводе означает пучок, созвездие). Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить их новыми. Последовательность действий при составлении кластера проста и логична. В центре доски пишется слово или предложение, которое становится главным. Вокруг «набрасываются» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, ассоциации, подходящие для данной темы. В итоге образуется структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле. На уроке литературы во время изучения романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» создается такой кластер:

Родион Раскольников

- Портрет

- Описание каморки

- Отношение к Соне

- Отношения с матерью и сестрой

-Смысл теории Раскольникова

- Отношение к Мармеладову

- Отношение с каторжниками

- Раскольников и Разумихин

Кластер может быть использован на разных этапах урока.

Синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

  Использовать синквейн удобно на уроках литературы для составления характеристики героя.

Марья Болконская

- добрая, скромная

- заботится, верит, любит

- смысл жизни видит в самопожертвовании

-христианка

Этот метод присутствуют у меня при объяснении, закреплении, обобщении знаний, самостоятельной работе.

Инсерт (чтение с пометами). Это приём такой маркировки текста, когда обучающиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков:

«!» – Я это знал.

«+» – Новое для меня

«-» – Вызывает сомнение.

«?» – Вопрос.

  Данный метод обязывает обучающегося не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями. Предлагаю проработать текст документа или параграфа учебника, используя установленную знаковую систему.

Количество используемых условных обозначений может изменяться, в зависимости от сложности предложенного для анализа текста или уровня развития навыков у учащихся. Полученные новые сведения можно оформить в виде таблицы:

Знаю

Узнал

Новая информация

Хочу узнать

Не согласен

Творческие задания. 

Метод «Творческая мастерская» применяется на обобщающих уроках литературы. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов - главная цель этого урока.

Одним из творческих  заданий является  также письмо литературному герою. При изучении романа Ф.М.Достоевского даю задание написать письмо Родиону Раскольникову, оформить которое учащиеся должны в эпистолярном жанре. Необходимо раскрыть смысл его теории, показать, как автор развенчивает ее, подчеркнуть особенную опасность ее в наши дни.

Интересным заданием для учащихся  является создание презентаций. При создании презентации, предположим, на тему: «Жизненный и творческий путь А.Н.Островского» ребята не только систематизируют факты из биографии писателя, но и анализируют произведения.  Презентации, созданные обучающимися, в дальнейшем использую как методический материал на уроке в другой группе, а также во внеклассной работе.

Не менее актуальным заданием является составление кроссвордов. После изучения таких произведений, как «Война и мир» Л.Н.Толстого и «Тихий Дон» М.А.Шолохова, такое задание является зачетным. Кроссворды применяю и как творческое домашнее задание, и как материал для актуализации опорных знаний. Такие задания использую и на любом этапе урока русского языка.

Часто предлагаю учащимся нарисовать иллюстрации к изученному произведению. Наиболее удачные из них использую в последующем на уроках в качестве наглядного материала.

Прием «Написание эссе»  предполагает выражение автором своей точки зрения, активной жизненной позиции. Например, на уроке русского языка при изучении темы «Типы речи» даю задание написать текст- рассуждение. Темы выбираю из русских пословиц и поговорок: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Курить - здоровью вредить» и т.д. В условиях недостатка времени на уроке данный вид работы предлагаю в качестве домашнего задания, но обсуждение написанных эссе провожу на уроке. Важно давать положительную оценку творчеству учащихся, обращать особое внимание на аргументированность суждений, логическую завершенность размышления.

Кейс – метод - это не изобретение нашего времени, он возник еще в начале прошлого века на базе школы бизнеса Гарвардского университета. Суть метода состоит в том, что обучающиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих однозначного решения. Соответственно от обучающихся требуется или определить проблему и пути ее решения, или выработать варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваясь на своих уроках, чтобы студенты могли свободно высказывать свое мнение и аргументировано отстаивать свою позицию, а также внимательно слушать мнение выступающих. Так при изучении романа Л.Н.Толстого «Война и мир» ввожу в урок элемент дискуссии «Марья Болконская и современная девушка - за и против». После изучения пьесы А.Н. Островского «Гроза» учащиеся дискутируют на тему: «Мое отношение к поступку Катерины»

Чтобы повысить интерес к русскому языку и литературе, я широко использую в своей работе метод проектов. Учебный проект – это возможность максимально раскрыть творческий потенциал детей. Проектная деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы. На заключительном этапе урока-проекта, целесообразно провести рефлексию.

Коллоквиум (лат. colloquium — разговор, беседа)  — форма проверки и оценивания знаний учащихся. В ходе коллоквиума могут также проверяться проекты, рефераты и другие письменные работы.

Метод незаконченного предложения. С помощью данного метода можно осуществить проверку усвоенных знаний на уроке. Для этого пишу начало предложений на доскеУчащиеся строят короткое высказывание (2-3 предложения), чтобы закончить мысль.

Например:

-Я уверен(а), что ……………………, так как….

- Я понял(а), что …

- Мне хотелось бы сказать о …

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса.

Анализируя результаты своей работы, делаю вывод о том, что активные формы обучения:

• пробуждают у обучающихся интерес; 
• поощряют активное участие каждого в учебном процессе; 
• способствуют эффективному усвоению учебного материала; 
• формируют жизненные навыки; 
• способствуют изменению поведения.

А значит, высшая цель обучения, в том числе и русскому языку, – формирование у выпускников ключевых компетенций – находится в процессе реализации на должном уровне. Ключевые компетенции учащегося играют большую многофункциональную роль, проявляющуюся и в процессе дальнейшего обучения в высших и средних учебных заведениях, и в семье, и в кругу друзей, и в будущих профессиональных отношениях. Всё это даёт возможность использовать приобретенные знания и умения, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерство учителя по формированию знаний учащихся по русскому языку и литературе

Как же  работать, чтобы вдохновлять?  Современный урок  –  это активный диалог, поиск, эксперимент. Это время, когда дети сами ищут, сопоставляют, обобщают, делают выво...

Формирование компетенций на уроках русского языка и литературы через личностно- ориентированный подход

В условиях коррекционной школы VIII вида личностно-ориентированный подход направлен на развитие индивидуальности обучающихся, освоение ими социального опыта....

"Активные методы обучения как способ формирования компетенций учащихся"

Презентация  для учителей иностранного языка  к методическому материалу по теме "Активные методы обучения"...

Активные методы обучения как способ формирования компетенций учащихся

Методический материал для учителей иностранного языка , можно применять в урочной и внеурочной деятельности...

Как помочь слабоуспевающему ученику сдать экзамены? Интерактивные методы обучения, стимулирование интереса и мотивации к изучению русского языка и литературы через игровую активность.

Адаптированные материалыЧто это такое? Адаптированные учебные материалы — это учебники, рабочие тетради и дидактические пособия, которые учитывают особенности восприятия и обработки информа...