Активные методы обучения как способ формирования компетенций учащихся
статья по английскому языку

Одегова Фануза Шайхутдиновна

Методический материал для учителей иностранного языка , можно применять в урочной и внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активные методы обучения как способ формирования компетенций учащихся

В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Новые стандарты пересматривают роли участвующих сторон в учебном процессе. В чем видится  роль учителя? Прежде всего, в том, что он должен грамотно направлять деятельность учащихся. В чем изменяется роль ученика? Ученик становится активным участником учебного процесса. Перед обучением встают новые задачи: формировать компетенции учащихся для достижения предметных, метапредметных и личностных   результатов  . В этом , на мой взгляд, учителю помогают активные методы обучения.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Они основываются на

  • практической направленности;
  • творческом характере обучения;
  • интерактивности;
  • разнообразных коммуникациях;
  • диалоге и полилоге;
  • использовании знаний и опыта обучающихся;
  • групповой форме организации их работы;
  • вовлечении в процесс всех органов чувств;
  • деятельностном подходе к обучению;
  • движении и рефлексии.

Активные методы обучения подразделяются на методы начала урока, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, релаксации, подведения итогов. Для каждого этапа урока следует использовать метод, позволяющий эффективно решать конкретные задачи этапа. Я хочу поделиться теми методами, которые прочно вошли в мою копилку.

Приведём некоторые примеры использования АМО:

  • АМО начала урока или  мероприятия

эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

Метод «Карусель»

Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это стоящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, тема « знакомство, национальности»,  разговор в общественном месте (расспрос дороги).

Метод «Комплименты»   поможет учащимся получить отличное настроение в начале урока и обеспечить хорошую атмосферу в классе. Комплименты — такие маленькие приятности, которые делают наш день лучше и поддерживают уверенность в себе.

  • You look wonderful! -So do you! (great, cool)
  • Your haircut is nice!- Thank you!
  • Your smile is fantastic! –I’m glad to hear that!
  • What a lovely dress (skirt, suit)!

Этап вхождения в тему

Метод «Ассоциаций»  ( Иллюстрация, голоса, пазлы, видеоклипы)

  • дети собирают из частей картину, чтобы узнать тему урока.
  • дети просматривают короткое видео и на его основе формулируют тему и цели урока.
  • дети придумывают ассоциации к картинке или слову, догадываясь о теме урока.

Концептуальное колесо  эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса

https://fsd.videouroki.net/html/2020/01/11/v_5e1a33e9845aa/99743262_1.jpeg

  АМО организации самостоятельной работы над темой

На своих уроках я использую такие методы, как «Инфо карусель» , «Автобусная остановка», «Следопыт», направленные  на то, чтобы научить ребят работать с различными источниками информации.  Данные методы помогают избежать монотонности при сообщении информации, помогают научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Учащиеся работают в группах по 5- 7 человек.  За отведенное время каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет задания. По истечении отведенного времени, группа переходит к следующему столу. Группы работают до тех пор, пока не побывают за каждым информационным столом. Единственное различие, что в «Инфо – карусели» группы от стола к столу ходят со своими маршрутными листами, а в «Автобусной остановке» каждый лист дополняет каждая группа.

 

  • Активные методы релаксации

Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Активные методы  «Роботы», Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Земля, воздух, огонь и вода» и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса..

  • Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Кафе», «Комплименты». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.
    КАФЕ
    Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в кафе и теперь директор просит их ответить на несколько вопросов:
    - Я съел бы еще этого…
    - Больше всего мне понравилось…
    - Я почти переварил…
    - Пожалуйста, добавьте
    Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

 

Приведенные выше методы – лишь малая часть известных на сегодняшний день методов игрообучения.

Особое место среди АМО занимает метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Кейс-метод: анализ конкретных ситуаций перекликается с требованием нового образовательного стандарта, включающим умение применять приобретенные знания и навыки для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением человеком типичных социальных ролей

Действительно, с помощью активных методов можно эффективно решать проблемы, но все дети любят проявлять активность, поэтому постепенно приучайте их к самостоятельности, переходите от контролируемых к более свободным, творческим заданиям. При системном использовании активных методов роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки учителя по проектированию такого занятия и цикла уроков, знания активных методов обучения, технологии модерации, психофизиологических особенностей школьников. Но все эти вложения с лихвой окупаются эффектами от внедрения АМО. Применение АМО на уроках английского языка способствует развитию активной личности ребенка, что и является целью образования согласно ФГОС.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему "Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции"

Материал может быть использован при подготовке выступлений на педчтениях....

презентация на тему "Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции" 2

Материал может быть использован при подготовке выступлений на педчтениях....

презентация на тему "Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции" 3

Материал может быть использован при подготовке выступлений на педчтениях....

"Активные методы обучения как способ формирования компетенций учащихся"

Презентация  для учителей иностранного языка  к методическому материалу по теме "Активные методы обучения"...