Главные вкладки

    Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы
    методическая разработка по русскому языку на тему

    Тайшина Вероника Васильевна

    Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную записку. Работа была выполнена в рамках участия в районном профессиональном конкурсе "УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДОНА  - 2017" (заочный тур "Методическое портфолио" , конкурсное задание "Методический семинар"

    Скачать:


    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Конкурсное задание «Методический семинар»   Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 г.Алдан, Тайшина В.В. Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио»

    Слайд 2

    Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое Русское Слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки.                    А. А. Ахматова Слово — великое оружие жизни.   В. О. Ключевский

    Слайд 3

    Актуальность Чтобы воспитать личность, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей, открытую для восприятия нового опыта, способную на осознанный и ответственный выбор в различных ситуациях, необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, т.е. сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию.

    Слайд 4

    Цель: формирование коммуникативных компетенции у учащихся на уроках русского языка и литературы, путем подбора технологий, методов и приемов обучения. З адачи : Создать комфортные условия для формирования коммуникативных компетенций на уроках Представить банк технологий, приемов, методов, способствующих формированию коммуникативных компетенций Показать методы и приемы обучения, используемые для формирования данной компетенции, опираясь на урок как на основной инструмент учительского труда, который несет на себе отпечаток личности учителя

    Слайд 5

    Теоретическое обоснование Компетенции - постоянно развивающиеся качества личности, умение применять знания в новой ситуации. Коммуникативная компетенция – это совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих (определение методиста В.В. Сафоновой). В основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он развивает самостоятельность, творческую активность каждого ученика.

    Слайд 6

    Технологии, методы и приемы, формы обучения, применяемые на уроках русского языка с целью формирования коммуникативной компетенции учащихся. Т ехнологии : Педагогика сотрудничества ( В.В.Гузеев ); Гуманно-личностная технология ( Ш.А.Амонашвили ); Технология саморазвивающего обучения ( Г.К.Селевко ); Диалог культур ( В.С.Библер ); Информационные технологии ( А.А.Хуторской ); Технология развивающих игр ( Л.А.Венгер ). Технология коллективного обучения; Частично использую технологию мастерских, «дебаты», развитие критического мышления

    Слайд 7

    Методы ориентированные на устную коммуникацию:   Все виды пересказа  Доклады и сообщения  Все формы учебного диалога Ролевые и деловые игры  Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей Обсуждение, дискуссия, диспут  Выступление на защитах учебных исследовательских работ Выступления в качестве ведущих на мероприятиях ориентированные на письменную коммуникацию:   Сочинения и изложения  Упражнения Решение лингвистических задач Метод апперцепции (опора на жизненный опыт); Участие в конкурсах сочинений  Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников)

    Слайд 8

    Приемы: Выразительное чтение учителя Комментированное чтение Работа со словом (ассоциации) Пересказ (сжатый, подробный) Слушание текста Заучивание Работа с заголовком Чтение по ролям Обучение анализу текста Продолжить фразу Подобрать цитаты Составление конспекта Составление плана Составление таблицы Синквейн Составление кроссвордов Обзорная лекция Ответы на вопросы с привлечением материала Подбор аргументов Убеждение

    Слайд 9

    Прием подбора цитат 1.Задание при работе с текстом поэмы «Русские женщины» (отрывок «Княгиня Трубецкая») Н. А. Некрасова 7 класс: с оставьте цитатную характеристику княгини Трубецкой. 2. Задание при работе с ранней лирикой С. А. Есенина «Многоликая Россия в ранней лирике С. Есенина»: подбором цитат создайте образ России, изображенный С. Есениным.

    Слайд 10

    Работа со словом (ассоциации) К данным словам: « тучи, луна, летучий, мутна » подберите ассоциации, построив связный лирический текст. Пример: Темные тучи Светит луна. Корабль летучий, Речка мутна. ( Шамайда Ю. 5 «В»)

    Слайд 11

    Составление кроссвордов При изучении темы «Лексика» в 5 классе уместно предложить составление кроссвордов на лингвистические темы.

    Слайд 12

    Ответы на вопросы с привлечением материала На уроке развития речи в 5 классе по теме «Стили речи» можно использовать задание: - опишите речевые ситуации, в которых могут быть использованы данные тексты. Сделайте вывод о принадлежности текста к определённому стилю речи (к одному из книжных, к разговорному). 1) Утро. С гор ласково течёт запах цветов. Только что взошло солнце. На листьях деревьев, на стеблях трав еще блестит роса. Дорога кажется мягкой, как бархат, и хочется погладить ее рукой. (По М. Горькому) 2) - Ты, Санёк, когда в воротах стоишь, по сторонам не зевай. 3) - Когда я зевал-то? Я такие мячи беру, что тебе и не снилось!

    Слайд 13

    Выступления в качестве ведущих на мероприятиях Открытое мероприятие «Космические дали на страницах книг» ( В рамках проекта «Читатель XXI века») (5 «В» кл ., 7 «Б» кл .)

    Слайд 14

    Творческие работы Сочинения и изложения. Урок «Прекрасное вокруг нас» (сказка- быль А. Платонова «Неизвестный цветок»)- 6 класс. Задание: написать авторскую сказку-быль Синквейн Урок анализа рассказа «Старый гений » Н. С. Лескова 8 класс. Пример: Русский человек Простосердечный, умелый Творит, переживает, помогает Умом Россию не понять, в Россию можно только верить Гений Мацалюк В.

    Слайд 15

    Выступление на защитах учебных исследовательских работ (проектная деятельность) При изучении темы «Понятие об осложненном предложении» (8 класс) дано задание: создать презентацию, показывающую, какие средства осложнения простого предложения дают возможность расширить коммуникативную и информационную функцию речи.

    Слайд 16

    Результаты – достижения учащихся. - Анкетирование среди учащихся показало интерес к моим урокам (75 %); Победитель районной олимпиады по литературе (2017 год ): Идрисова А. (7 класс) Призер школьных олимпиад ( 2016 год ): Ковальчук В. (6 класс) – II место по русскому языку. -Призеры школьных олимпиад (2017 год): Мигунова Е.(7класс ) – I место по русскому языку, Сидорова А.(7 класс) – II место по русскому языку, Хомутова Е. (8 класс) - III место по русскому языку; Идрисова А. (7 класс) – I место по литературе, Явкина К. Шафигуллина У. (7 класс) - II место по литературе; Макишвили Н.(7 класс) – III место по литературе Заочная олимпиада «Русский медвежонок» (2017 г.) – I-II место (район) Могилевич Е. (7 класс), I место(район ) - Гайнанова (8 класс), II место (район) - Хомутова Е. (8 класс) Заочная олимпиада «Пегас» (2017 г.) – I место (район ) Идрисова А., 2016 год – II место (район) Идрисова А. (6 класс), III место ( район ) Макишвили Н. (6 класс)

    Слайд 17

    Результаты – достижения учащихся - Выступления учащихся на районной научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее»: 2014-2015г.- Попелышко Владислава, 6 класс; 2015-2016г.- Сидорова Алина, 6 класс. Участие в районном конкурсе сочинений «История моей семьи » ( 2016 г.) – Идрисова А . Участие во Всероссийском конкурсе сочинений (школьный этап), посвященном году литературы (2016 г.) – Гайнанова В. (7 класс), Идрисова А. (6 класс), Фирстова Ю. (6 класс) Участие в районном конкурсе «Живая классика» (2016 г.) - Тимошкина А. (6 класс ) Участие в районном конкурсе « Есениеа песню поет нам осень…» ( 2015 г .)- III место Романова Д. (6 класс) Участие в районном конкурсе «Природа в стихах якутских и алданских поэтов» ( 2015 г .) - III место Дмитриева В. (6 класс ) Результаты республиканской диагностической контрольной работы (2017 г.) – 7 «А» класс – качество 64%, 7 «В» класс – 52 % - Творческие работы учащихся: сочинения, сказки, иллюстрации, рисунки.

    Слайд 18

    Перспективы   В дальнейшей деятельности я планирую продолжить работу по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы, посредством использования уже апробированных мной методик и введением новых.

    Слайд 19

    Вывод В результате проделанной работы я вижу, что многие из моих учащихся могут вести дискуссию, представлять себя; взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умеют отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (электронная почта, Интернет). Таким образом, в основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он развивает самостоятельность, творческую активность каждого ученика.

    Слайд 20

    Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь.                   А. Н. Радищев



    Предварительный просмотр:

    Районный профессиональный конкурс

     «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017»

    Заочный тур «Методическое портфолио»

    Конкурсное задание «Методический семинар»

    Обобщение и систематизация опыта по теме:

    Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы

    учителя русского языка и литературы

    Тайшиной Вероники Васильевны

    2017 год

    Не страшно под пулями мертвыми лечь,
    Не горько остаться без крова,
    И мы сохраним тебя, русская речь,
    Великое Русское Слово.
    Свободным и чистым тебя пронесем,
    И внукам
     дадим, и от плена спасем
    Навеки.
                     
    А. А. Ахматова

    Слово — великое оружие жизни.

     В. О. Ключевский

    Введение

    Обучение русскому языку и литературе в современном образовательном учреждении осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Эти изменения обусловлены необходимостью приведения качества последнего в соответствие с требованиями современного общества.

    Необходимым условием успешной социализации, интеллектуального и эмоционального развития личности является повышение общей и коммуникативной культуры.

    Следует отметить частую проблему детей:  слабую сформированность навыков развития речи. Учащиеся не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний.  Ученики допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.

    Чтобы воспитать личность, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей, открытую для восприятия нового опыта, способную на осознанный и ответственный выбор в различных ситуациях, необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, т.е. сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию. Поэтому  создание условий  на уроке для формирования коммуникативных компетенций считаю актуальным.

    Цель: формирование коммуникативных компетенции у учащихся на уроках русского языка и литературы, путем подбора технологий, методов и приемов обучения.

    Из цели вытекают следующие задачи:

    1. Создать комфортные условия для формирования коммуникативных  компетенций на уроках;
    2. Создать банк технологий, приемов, методов, способствующих формированию коммуникативных компетенций;
    3. Показать методы и приемы обучения, используемые для формирования данной компетенции, опираясь на урок как на основной инструмент учительского труда, который несет на себе отпечаток личности учителя;

    1. Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы

    В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывают, недостаточны для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого необходимы ключевые компетенции и их возможности овладения ими с помощью различных учебных дисциплин.

    Компетенции - постоянно развивающиеся качества личности, умение применять знания в новой ситуации.

    Различают более десяти ключевых компетенций (когнитивные, креативные, мировоззренческие и др.). Каждая из них важна и необходима. Я хотела бы остановиться на коммуникативных компетенциях, поскольку они лежат в основе других. Невозможно формировать какую-либо компетенцию, если недостаточно сформирована коммуникативная компетенция.

    Коммуникативная компетенция – это совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих (определение методиста В.В. Сафоновой).

    Коммуникативная компетентность - основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. В сегодняшнем обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи.  Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной речи.

    Коммуникативная компетенция объединяет:

    1) Лингвистическую компетенцию – Оформление речи. При изучении лексики и грамматики у учащихся формируются лексико-грамматические навыки;

    2) Социолингвистическую компетенцию – учащиеся учатся применять языковой материал в соответствии с контекстом;

    3) Дискурсивную компетенцию – построение текстов. При помощи диалога и монолога ученики овладевают коммуникативной деятельностью;

    4) Прагматическую компетенцию – достижение цели. Перед учащимися ставится вопрос (намерение), они учатся находить на него ответ(результат). Происходит передача и восприятие смысла.

    5) Социальную компетенцию – дети обучаются умению ставить себя на место другого и способности справиться со сложившейся ситуацией;

    6) Социокультурную компетенцию – учащиеся применяют знания истории, культуры, традиций и обычаев стран изучаемого языка.

    Таким образом, в основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он развивает самостоятельность, творческую активность каждого ученика.

    2. Технологии, методы и приемы, формы обучения, применяемые на уроках русского языка с целью формирования коммуникативной компетенции учащихся.

    Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Необходимо обдуманно подходить к этому процессу, строя урок на взаимопонимании, сотрудничестве, поощрении пытливости ума  учащихся, предоставлении им права на ошибку и самостоятельный поиск новых знаний. Материал к уроку должен быть тщательно отобран.

    На уроках применяю следующие технологии:

    • Педагогика сотрудничества (В.В.Гузеев);
    • Гуманно-личностная технология (Ш.А.Амонашвили);
    • Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко);
    • Диалог культур (В.С.Библер);
    • Информационные технологии (А.А.Хуторской);
    • Технология развивающих игр (Л.А.Венгер).
    • Технология коллективного обучения;
    • Частично использую технологию мастерских, «дебаты», развитие критического мышления.

    Использую методы, ориентированные на устную коммуникацию 

    • Все виды пересказа 
    • Доклады и сообщения 
    • Все формы учебного диалога
    • Ролевые и деловые игры 
    • Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей
    • Обсуждение, дискуссия, диспут 
    • Выступление на защитах учебных исследовательских работ Выступления в качестве ведущих на мероприятиях

    Использую методы, ориентированные на письменную коммуникацию 

    • Сочинения и изложения 
    • Упражнения
    • Решение лингвистических задач
    • Метод апперцепции (опора на жизненный опыт);
    • Участие в конкурсах сочинений 
    • Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников)

            Приемы:

    • Выразительное чтение учителя
    • Комментированное чтение
    • Работа со словом (ассоциации)
    • Пересказ (сжатый, подробный)
    • Слушание текста
    • Заучивание
    • Работа с заголовком
    • Чтение по ролям
    • Обучение анализу
    • Продолжить фразу
    • Подобрать цитаты
    • Составление конспекта
    • Составление плана
    • Составление таблицы
    • Обзорная лекция
    • Ответы на вопросы с привлечением материала
    • Подбор аргументов
    • Убеждение

     Форма обучения: коллективная, групповая, индивидуальная, парная, заочная.

     Средства обучения: таблицы, карточки, схемы, графики, аудио и видеозаписи, DVD, компьютерная техника, обучающие программы, презентации, выставка, иллюстрации, открытки.

    Каждый урок – это открытие, каждый ученик – первооткрыватель в себе, для себя, в другом, для другого. Поэтому я наряду с традиционными, провожу нетрадиционные формы уроков: урок-эврика, урок-семинар, беседа, диспут, урок открытых мыслей, защита работы, ролевая игра, урок-мастерская, викторина и др.

    В дальнейшей деятельности я планирую продолжить работу по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы, посредством использования уже апробированных мной методик и введением новых.

    Вывод

    В результате проделанной работы я вижу, что мои учащиеся могут вести дискуссию, представлять себя; взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умеют отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (электронная почта, Интернет).

    Таким образом, в основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он развивает самостоятельность, творческую активность каждого ученика.

    Работа над формированием коммуникативной компетенции будет продолжаться. Но я хотела отметить: для меня важнее результаты, которые нельзя посчитать, потрогать, сразу увидеть. Все покажет только время. Какими станут мои выпускники?..

    Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь.

    А.Н. Радищев


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта по теме "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования мультимедийной презентационной технологии на уроках немецкого языка".

    Представлен опыт учителя немецкого языка Николаевой Е.В. по теме“ Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования мультимедийной презентационной технологии на ...

    Обобщение опыта Цыгановой О.Г. по теме "Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка "

    Условия  возникновения и становления опыта, перспективности его развития, теоретическоеобоснование своей  деятельности. Использование  педагогических технологий  на основе...

    Презентация к выступлению на тему "Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в школе-интернате 5 вида"

    Данная презентация отражает систему работы учителя над формированием коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка в школе-интернате 5 вида....

    Статья обобщение опыта по теме: "Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка через использование ситуативных картин".

    При изучении иностранного языка большинство учащихся испытывает  трудности в применении своих знаний на практике. Имея достаточный словарный запас по теме, владея определенными грамматическими ст...

    Доклад по теме: «Формирование коммуникативных компетенций на уроках чтения, русского языка и развития речи и совершенствование их во внеурочной деятельности у детей со сниженным интеллектом»

    «НРАВСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ВИДНАВ ЕГО ОТНОШЕНИИ К СЛОВУ».Л.Н.ТОЛСТОЙКоммуникативная компетентность  - это развивающийся опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного...

    Обобщение и систематизация опыта по теме: "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в 5-9 классах"

    Согласно «Концепции модернизации российского образования» в основу обновленного содержания положены ключевые компетентности. «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать...