Доклад по теме: «Формирование коммуникативных компетенций на уроках чтения, русского языка и развития речи и совершенствование их во внеурочной деятельности у детей со сниженным интеллектом»
презентация к уроку на тему

Андреева Людмила Владимировна

«НРАВСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ВИДНА

В ЕГО ОТНОШЕНИИ К СЛОВУ».

Л.Н.ТОЛСТОЙ

Коммуникативная компетентность  - это развивающийся опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного  взаимодействия. Процесс  совершенствования коммуникативной компетентности неразрывно связан с развитием личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_p.s.docx39.22 КБ
Файл k_dokladu_-_kopiya.pptx2.86 МБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СКОШИ VIII вида №7

Доклад

По теме:

«Формирование  коммуникативных компетенций на уроках чтения, русского языка  и развития речи и совершенствование их во внеурочной деятельности у детей со сниженным интеллектом»

Выполнила:

Учитель русского языка

Андреева Людмила Владимировна

Педагогический совет- 2013-2014 учебный год

ВВЕДЕНИЕ.     Под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетентности включают совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Такого рода компетентность предполагает умение изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятыми партнёрами по общению. (Слайд 2)

Коммуникативная компетентность  - это развивающийся опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного  взаимодействия. Процесс  совершенствования коммуникативной компетентности неразрывно связан с развитием личности. (Слайд 3)

«НРАВСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ВИДНА

В ЕГО ОТНОШЕНИИ К СЛОВУ».

Л.Н.ТОЛСТОЙ

Коммуникативная компетентность обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях. Формирование коммуникативных компетенций - одна из приоритетных задач школы для детей с интеллектуальной недостаточностью. У наших учащихся выявляется  бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность  структуры значения  слова и другие нарушения. В силу общего недоразвития психики любая деятельность: практическая и познавательная развивается у таких детей медленно, ущербно и аномально.

Формирование коммуникативной компетенции у детей специальной (коррекционной школы) является очень значимым и сложным процессом. Он осуществляется на всех школьных занятиях, но особая роль отводится предметам: русский язык, чтение и развитие речи.

 Что же из себя представляют коммуникативные компетенции? (Слайд 4)

Коммуникативные компетенции:

   -уметь представить себя устно и письменно, заполнить анкету, написать письмо, составить поздравление;

- уметь представить свой класс, школу;

- владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, умение задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);

- владеть способами совместной деятельности в группе, приёмами действий в ситуациях общения; умения искать и находить компромиссы;

- иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций.

Коммуникативная компетенция – овладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

 Что может сделать учитель, чтобы обеспечить коммуникативную компетентность учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве.

На уроках чтения и развития речи уделяется большое внимание формированию коммуникативных компетенций. Используются различные формы и методы обучения. (Слайд 5)

Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

-все виды пересказа;

-все формы учебного диалога;

-доклады и сообщения;

-ролевые и деловые игры;

-обсуждения, дискуссия, диспут;

-выступления на внеклассных мероприятиях.

Овладение коммуникативной компетентностью - необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать свои мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться - необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие коммуникативных способностей. (Слайд 6)

Работа складывается из следующих компонентов:

  1. Обогащение словаря, т.е. усвоение новых слов, которых школьники ранее не знали вовсе, новых значений слов;
  2. Уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их значения;
  3. Активизация слова, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;
  4. Устранение нелитературных слов, употребляемых школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.

Большое внимание на уроках чтения и развития речи уделяется устной речи учащихся: умение отвечать на вопросы, пересказывать,  устно описывать внешность и поведение героев произведения, вести сравнительный анализ поведения главных героев. Учителем проводится подробный анализ произведения с целью выяснения главной мысли, идеи рассказа. Учащиеся должны сделать вывод и ответить на главный вопрос:  «Чему учит нас это произведение?»  На уроках чтения при анализе того или другого произведения необходимо проследить связь с жизнью, обучать полным и связным ответам. (Слайд 7)

Помогая организовать обсуждение содержания прочитанного текста, характеристик образов, учителю следует привлекать личный опыт старшеклассников, использовать средства наглядности (иллюстрации, фотографии, фрагменты кино- и видеоматериалов), обращаться к приёму драматизации.

Юноши и девушки (10кл.), знакомясь с доступными их осмыслению литературными текстами, которые вызывают у них непосредственный  эмоциональный интерес и соотносятся с их личным опытом, получают основу для перехода к самостоятельной читательской деятельности.

  Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое  в его развитие.  Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский и школьный возраст. Речь человека является своеобразным зеркалом культуры  и образованности. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также уровень его развития. Развивая речь учащегося, мы развиваем его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познавать мир. Для ребёнка грамотная речь – залог успешного обучения и развития. Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека  в обществе. (Слайд 8)

Хотелось бы, охарактеризовать программу по русскому языку и развитию письменной речи в 10-х классах. Основная цель обучения русскому языку в 10-12 классах состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие умственно-отсталых учащихся: помочь им овладеть речевой деятельностью через полноценное восприятие и понимание письменной и устной речи, пользоваться им в жизни как основным средством общения, а также сформировать навыки грамотного письма.

Учебный материал по русскому языку (в плане усвоения грамматики и синтаксиса) остаётся в объёме ранее изученного в 5-9 классах. Предлагаемая программа представляет собой интегрированный курс русского языка и делового, и творческого письма.  Большое значение имеет речевая направленность курса, т. е. работа, связанная с обогащением словарного запаса учащихся. В процессе обучения идёт постепенное накопление словаря существительных, прилагательных, глаголов, наречий, т. е. всех основных частей речи. При этом предусматривается не только его количественное развитие, пополнение активного словаря новыми словами, речевыми оборотами, но и качественное: уточнение значения слова ,знакомство с многозначностью слова, синонимическим рядом, развитие словаря признаков. Например, при повторении темы «Имя прилагательное» акцентируется внимание на характеристиках людей, их взаимоотношений и поступков.

Программа включает в себя формирование у учащихся навыков творческого письма и оформления деловых бумаг. Деловое письмо представляет собой письменный диалог, решающий вопросы экономико-правовой деятельности гражданина. Поэтому, несмотря на широкое использование в деловом общении телефона, деловое письмо продолжает выполнять важнейшие функции вне зависимости от способа передачи: почтовые отправления (письмо, открытка, телеграмма), служебные или докладные записки и т. п.

Для формирования у наших учащихся необходимых умений по составлению деловых бумаг следует исходить из основных признаков базовой модели речевых ситуаций, делать опору на речевые штампы и клише, наполняя их в процессе упражнений различным содержанием. Образцы (клише) деловых бумаг: заявление о приёме на работу, заявление о приёме ребёнка в дошкольное учреждение, заявление о выдаче заграничного паспорта, автобиография (резюме) и многие др. составят некий справочник выпускника, которым он будет пользоваться в своей дальнейшей жизни.

 Деловой стиль-это сообщение, которое носит характер деловой информации, делового указания. Он используется  различного рода в деловых бумагах: справка, инструкция, объявление, заявление, расписка и т. д. Задача курса деловой речи заключается в том, чтобы научить сообщать сведения, имеющие практическое значение, и дать точные указания и рекомендации. Задачей для учителя является перевод пассивного словаря учащихся в активный, а именно, выработка навыков пользования устной деловой речью в деловых переговорах, выработка навыков составления делового письма  в соответствии с общепринятыми правилами.

В содержание учебного материала по развитию речевой деятельности целесообразно внести и деловые игры. Например, деловая игра «Давайте познакомимся!», которая проводится в устной и письменной форме (автобиография). Также заполнение различного вида анкет. Например: (Слайд 9)

  1. С кем ты дома чаще всего беседуешь?
  2. С кем из одноклассников чаще всего общаешься?
  3. Можешь ли ты заговорить с незнакомым человеком?
  4. Что ты больше любишь (подчеркни нужное слово): читать, говорить или слушать?
  5. Ты хороший рассказчик?

(Слайд 10)

Учащиеся сначала отвечают устно, а потом письменно по возможности подробнее с объяснениями почему?, затем зачитывают анкету вслух. По результатам ответов на вопросы анкеты дается оценка – общительный, необщительный или малообщительный человек. Умею ли я общаться? Какая речь содержит больше информации: письменная или устная?

(Слайд 11)

Для подготовки развернутой речи можно использовать прием составления плана:

  1. С кем ты будешь говорить?
  2. О чем?
  3. Что главное ты хочешь сказать?

(Слайд 12)

Составить письменную просьбу родителям, чтобы они подарили тебе на день рождения ту вещь, о которой ты давно мечтаешь.

При знакомстве с темой: «Обращение», «Вводные слова» можно провести тест «Вежлив ли ты», составить и записать предложения с вежливыми словами, составить предложения по схеме: (Слайд 13)

1.Кого? (знакомых, родных, сверстника, учителя, друга)

2.С чем? (с днём рождения, с новосельем, с Новым годом)

3.Как? (от всего сердца, от всей души, от имени, по поручению)

4.Желаю…; желаю чтобы; желаю… и хочу, чтобы….; желаю, пусть….

5.Подпись

При знакомстве с разными видами словарей, определяем их назначение и правила работы с ними. Проводится работа по дифференциации значения слов-синонимов по степени нарастания признака, действия: (Слайд 14)

-большой, огромный, громадный        

-грусть, печаль, тоска, скорбь

-приплёлся, пришёл, примчался и т. д.

(Слайд 15)

При изучении правописания приставок, меняющих конечную согласную: без-(бес-), воз-(вос-), из-(ис-),раз-(рас-) составляются словосочетания и предложения, наиболее часто встречающиеся в деловом письме: прошу рассмотреть мою просьбу, безвозмездная помощь, восстановить на работе, известить меня, расторгнуть договор и т. д.

Как итоговую работу можно предложить учащимся написать сочинение по культуре общения: «Я иду в гости», «Я в театре» и т.д., используя при этом план и опорные слова.

Наблюдаются затруднения в согласовании имён прилагательных с именами существительными в тексте. Поскольку речь учащихся ограничена в употреблении прилагательного, предлагаю задания, которые направлены: на уточнение семантики при обозначении признаков предмета; на распознавание в тексте и использование прилагательных обозначающих признаки, свойственные предметам или явлениям; на выделение синонимов и антонимов; на понимание смысла фразеологических оборотов, имеющих переносное значение.

Расширение словарного запаса достигается путём замены словосочетания прилагательным: блузка из шёлка-шёлковая блузка, прибор для измерения- измерительный прибор и т.д. Расширению словарного запаса также способствуют упражнения на образование сравнительных степеней качества, образование словосочетаний с существительными, указывающих на качество, стоимость товаров и услуг. При описании погодных явлений, подборе признаков предметов и т. д. учащимся можно предложить следующие виды письменных работ:

-кто больше придумает признаков хорошей погоды;

(Слайд 16)

-объяснить значение словосочетания: сырая земля, сырое мясо, золотые руки, золотое сердце, железная дисциплина, железные ворота, собачий холод, собачья конура, волчий аппетит, волчья нора, оптовая торговля, розничная торговля, коммунальные платежи и т. д.

Одним из важных направлений работы по упорядочению, уточнению и формированию грамматически правильной речи у учащихся является выполнение заданий по практическому овладению навыками и умениями в употреблении глагола-сказуемого. Наибольшее количество ошибок наблюдается при формообразовании и умении реализовывать  лексические и грамматические связи глагола с управляемым словом. Для устранения такого рода ошибок использую следующие виды работ:

-образование ряда слов от неопределённой формы глагола для выражения просьбы, побуждения, совета. Например, написать-напиши-напишите, позвонить – позвони - позвоните. Составление предложений с употреблением повелительного наклонения и вежливых слов;

-составление по опорным словам правил личной гигиены, правил ухода за больным дома, правил пожарной безопасности при пользовании электроприборами, правил безопасного поведения на улице с употреблением частицы НЕ.

При изучении понятия о наречии, объясняю, что наречия служат для уточнения при описании происходящего, для передачи оттенков того или иного признака, способствуют выразительности и точности высказывания, эмоционально окрашивают устную и письменную речь. При этом ставлю следующие задачи:

-обогащение словаря учащихся малознакомыми и незнакомыми наречиями и устойчивыми сочетаниями;

-работа над пониманием и уточнением значения наречий;

-формирование умений в употреблении слов, обладающих образностью, выразительностью в выражении действий и состояний. При этом используются такие виды работ, как: упражнения, деформированный текст, творческий диктант.

В целях совершенствования коммуникативной компетентности учащихся, активизации мыслительной деятельности учащихся  на уроках чтения, письма и развития речи использую специальные развивающие минутки.

(Слайд 17)

Они занимают совсем немного учебного времени, могут применяться на разных этапах урока, но обязательно должны быть связаны с задачами данного урока. Например,

-разговорная минутка. Она направлена на развитие навыков общения у школьников с нарушением интеллекта: умение слушать других, планировать и реализовывать собственное речевое высказывание. Это попытка выйти на разговор о том, чем живёт мир, страна, город, сами дети. Возникает живая ситуация общения, когда хочется поделиться информацией, мнениями, впечатлениями. Обычно разговорная минутка проводится в начале урока, начинается с постановки вопроса учителем и может служить материалом для введения в тему урока. Например: -Какая новость по телевидению вчера вас удивила?  -Почему на перемене плакал новенький ученик? Что вы сделали для того, чтобы его утешить?

-поэтическая минутка. Стихотворение читается учителем наизусть и при зрительном контакте с учениками пытается уловить малейшие эмоциональные реакции учащихся. После прочтения стихотворения и паузы, предлагаются вопросы для обсуждения. Например, стихотворение В. Высоцкого «На братских могилах не ставят крестов». После прочтения можно обсудить следующие вопросы: - Почему на братских могилах не ставят крестов? – Для чего у братских могил зажигают Вечный огонь? – Кто чаще всего приходит сюда?  -Что приводит людей к Вечному огню? –Что можно сказать о поэте Владимире Высоцком, прочитав это стихотворение?    К стихотворению Э.Асадова «Стихи о рыжей дворняге» вопросы могут быть следующими:

-Как вы понимаете выражение «сердце чистейшей породы»?

-Как вы думаете, что заставило хозяина оставить собаку?

-Как нужно было поступить на ваш взгляд? (Слайд 18)

-минутка эмоциональной зарядки. Это выразительное чтение всеми учащимися одновременно ярких высказываний о русском языке, способствующее развитию эмоциональной сферы учащихся. Учитель, прочитав высказывание, просит сделать это детей. При этом, как бы дирижирует произносительным оркестром. Дети с увлечением повторяют слова о русском языке, постепенно запоминают их (развитие памяти) и учатся выразительному чтению (совершенствование навыков чтения).

 (Слайд 19)

Образцы высказываний:  1. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса! (И. Тургенев);

(Слайд 20)

2. «Нет на свете оружия сильнее слова. Недаром говорят, что словом человеческим можно сдвинуть гору с места. Словами  сражаются, словами ненавидят, словами убивают, словами помогают и творят величайшие дела в истории человечества». (К. Станиславский);

(Слайд 21)

  1. «Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд.»(К. Паустовский);

(Слайд 22)

  1. «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью». (А. Толстой);

(Слайд 23)

  1. «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». (К. Паустовский).

Выявлен ряд определённых трудностей в общении умственно-отсталых школьников между собой и другими людьми, что обуславливается недостаточным развитием интеллекта и речи. Многочисленные исследования в области речевого развития (Гнездилов М.Ф., Занков Л.В. и др.) показывают, что наши школьники с трудом овладевают диалогической речью. Значительные затруднения учащиеся специальных (коррекционных) школ 8-ого вида испытывают при вступлении в контакт, получении новых сведений во время беседы, а также в момент использования информации на практике. Большинство старшеклассников с нарушением интеллекта не умеют поддерживать беседу; не знают, как начать разговор, как ответить на вопрос собеседника. Ответы их могут быть чрезмерно пространными или излишне сжатыми, а подчас ограничиваются  только словами «да» или «нет».

Основным направлением воспитательной работы, как классного руководителя, есть направление «коммуникативное развитие». Целью деятельности в этом направлении является передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного). В процессе внеклассной воспитательной работы учащиеся закрепляют знания, полученные на уроках. Во внеурочной деятельности расширяется кругозор учащихся, развивается и пополняется активный словарный запас. Они узнают нормы и правила поведения в обществе, учатся жить и работать в коллективе. Во внеурочной обстановке учителю легче подметить и оценить те черты, те качества у учеников, которые не обнаруживаются в классе.

(Слайд 24)

 Некоторые из видов внеурочной деятельности, используемые в моей практике:

-Беседы- обсуждения: «Азбука общения», «Умеете ли вы слушать?», «Человек среди людей», «Правила поведения и формы общения»;

- Встречи с интересными людьми  (встреча с лётчиком-конструктором, авиатором, проживающем в нашем городе);

(Слайд 25-32)

-Посещение музеев (Московский Государственный музей А.С.Пушкина);

-Театрализованные представления с участием самих детей (Новый год совместно 5-9кл., окончание четверти, чаепитие);

-Посещение выставок ( В.М. Васнецов - иллюстратор сказок и былин);

-Поездки в театр ( Московский молодёжный театр Вячеслава Спесивцева). Уникальный спектакль, поставленный в жанре музыкально-героической мелодрамы- «Война и мир», по роману Л.Н.Толстого. Постановка охватывает события всех 4 томов; оригинальный текст сохранён без вставок и изменений; в спектакле использованы стихи и музыка В.Высоцкого из лирического и патриотического циклов. Вместе с персонажами произведения, зрители прошли нелёгкий путь русского офицера, пережили ужасы беженцев сожжённой Москвы, насладились изысканностью светских балов.

Во время дальней поездки приобретали навыки общения в незнакомом городе, учились корректно и правильно задавать вопросы окружающим, пополнили свой активный словарь новыми словами («…вот и вся недолга - всё, больше  никаких разговоров», « монорельсовая дорога», её маршрут).

Т.о., проводимая целенаправленная, планомерная работа по развитию коммуникативной функции речи всеми учителями на уроках и во внеурочной деятельности даёт, хоть и небольшие, но положительные результаты. Учащиеся активно участвуют в общественной жизни школы и вне её. Большая часть выпускников хорошо адаптируется в современном обществе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доклад: «Формирование коммуникативных компетенций на уроках чтения, русского языка и развития речи и совершенствование их во внеурочной деятельности у детей со сниженным интеллектом» Учитель русского языка Андреева Людмила Владимировна Педагогический совет- 2013-2014 учебный год

Слайд 2

Компетенция (компетентность) коммуникативная – знание о речи, ее функциях; сформированность умений в области 4-х основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма); способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности.

Слайд 3

«НРАВСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ВИДНА В ЕГО ОТНОШЕНИИ К СЛОВУ». Л.Н.ТОЛСТОЙ

Слайд 4

Коммуникативные компетенции : уметь представить себя устно и письменно; уметь представить свой класс, школу; владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо); владеть способами совместной деятельности в группе; иметь позитивные навыки общения в обществе.

Слайд 5

Методы, ориентированные на устную коммуникацию: все виды пересказа; все формы учебного диалога; доклады и сообщения; ролевые и деловые игры; обсуждения , дискуссия, диспут; выступления на внеклассных мероприятиях.

Слайд 6

Работа складывается из следующих компонентов: Обогащение словаря, т.е. усвоение новых слов, Уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов; Активизация слова, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося; Устранение нелитературных слов, употребляемых школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.

Слайд 9

Анкета. С кем ты дома чаще всего беседуешь? _______________________________________________ С кем из одноклассников чаще всего общаешься ? __________________________________________________ Можешь ли ты заговорить с незнакомым человеком? __________________________________________________ Что ты больше любишь (подчеркни нужное слово): читать, говорить или слушать ? Ты хороший рассказчик? __________________________________________________

Слайд 11

Тест «Вежлив ли ты». Здороваешься ли ты с соседями по дому? Какими словами? ______________________________________________________________________ Благодаришь ли ты членов семьи за еду, заботу о тебе? Какими словами? ______________________________________________________________________ Извиняешься ли ты, если опоздал на урок? Какими словами? ______________________________________________________________________ Ты извиняешься перед малышом, которого случайно толкнул? Какими словами? ______________________________________________________________________ Говоришь ли ты спокойно, не повышая голоса, даже если споришь? ______________________________________________________________________ Поздравляешь ли ты родных с праздником 8 марта? Какими словами? ______________________________________________________________________ Когда ты ложишься спать, что ты говоришь своим домашним? Какими словами? ______________________________________________________________________

Слайд 13

Составление предложений с вежливыми словами по схеме: Кого ? (знакомых, родных, сверстника, учителя, друга) С чем? (с днём рождения, с новосельем, с Новым годом) Как ? (от всего сердца, от всей души, от имени, по поручению) Желаю …; желаю чтобы; желаю… и хочу, чтобы….; желаю, пусть…. Подпись

Слайд 14

С лова-синонимы по степени нарастания признака, действия: -большой, огромный, громадный -грусть, печаль, тоска, скорбь -приплёлся, пришёл, примчался и т. д.

Слайд 15

П риставки, меняющие конечную согласную рассмотреть мою просьбу, безвозмездная помощь , восстановить на работе , известить меня , расторгнуть договор и т. д.

Слайд 16

З начение словосочетаний: сырая земля, сырое мясо , золотые руки, золотое сердце , железная дисциплина, железные ворота , собачий холод, собачья конура , волчий аппетит, волчья нора, оптовая торговля, розничная торговля , коммунальные платежи и т. д.

Слайд 17

Р азвивающие минутки: разговорная минутка поэтическая минутка минутка эмоциональной зарядки

Слайд 19

« Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса! (И. Тургенев);

Слайд 20

«Нет на свете оружия сильнее слова. Недаром говорят, что словом человеческим можно сдвинуть гору с места. Словами сражаются, словами ненавидят, словами убивают, словами помогают и творят величайшие дела в истории человечества». (К. Станиславский);

Слайд 21

« Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд .» ( К. Паустовский);

Слайд 22

«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью». (А. Толстой);

Слайд 23

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». ( К. Паустовский).

Слайд 24

В иды внеурочной деятельности: Беседы- обсуждения; Встречи с интересными людьми; Посещение музеев; Театрализованные представления с участием самих детей; Посещение выставок; Поездки в театр и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему«Межпредметные связи на уроках чтения, развития речи и предметно-практического обучения в школе для глухих детей ».

Доклад на тему :«Межпредметные связи на уроках чтения, развития речи и предметно-практического обучения в школе для глухих детей »....

Разработка урока по русскому языку(развитие речи)

Сочинение-описание картины П.П. Кончаловского "Сирень"...

Урок по русскому языку (развитие речи) для 5 класса. Комплексный анализ текста К.Д.Ушинского "Спор деревьев"

Этот урок проводится по программе в период повторения за курс начальной школы. Систематизация полученных знаний позволяет учащимся анализировать текст. Творческий поиск вызывает интерес у ребят....

Доклад по теме: «Дифференциация обучения на уроках физики как условие развития личности школьника » 16.04.14г

Цели дифференцированного обучения:для 1-й группы учащихся:Пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с е...

Доклад "Развитие речи обучающихся через урочную и внеурочную деятельность"

Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная  школа  должна подготовить человека думающего и чувствующего, ...

Обобщение опыта: «Использование мультимедийных презентаций на уроках чтения, письма и развития речи как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ»

Развитие познавательной активности – тема очень актуальна для коррекционной школы и именно ей отводится особая роль. Ведь в школе закладывается фундамент знаний, формируется личность ребенка, ег...

Разработка урока по русскому языку "Разделительный твёрдый знак (Ъ) после приставок", 7 класс , для детей с нарушением интеллекта

Урок разработан в соответствии с ФГОС, педназначен для обучающихя 7 класса с легкой степенью умственной отсталости....