Разработка урока по русскому языку "Разделительный твёрдый знак (Ъ) после приставок", 7 класс , для детей с нарушением интеллекта
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Людмила Анатольевна Диппель

Урок разработан в соответствии с ФГОС, педназначен для обучающихя 7 класса с легкой степенью умственной отсталости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Разделительный твёрдый знак (Ъ) после приставок

Цель: знакомство учащихся с правописанием разделительного твёрдый знак (Ъ) после приставок

Задачи: формировать умение писать разделительный твёрдый знак (Ъ) после приставок

- развивать и корригировать грамматический строй речи, через проговаривание алгоритма работы правописания разделительного твёрдого знака (Ъ) после приставок ; память через повторение изученного материала; зрительную память через использование наглядного материала; умение связно и развёрнуто излагать свои мысли через построение полных ответов на поставленные вопросы.

- воспитывать самостоятельность, желание добиться лучших результатов, чувство взаимопомощи.

Оборудование: демонстрационные таблицы, индивидуальные карточки для дифференцированной работы на уроке,  мультимедийная презентация.

Ход урока

I. Орг. момент.

1. Приветствие. Здравствуйте, я рада вас приветствовать на уроке русского языка. Сегодня на уроке предстоит большая и интересная работа. Пожелаем мысленно друг другу хорошего настроения и успеха.

        2. Проверка готовности к уроку. Для того , чтобы начать наш урок, нам нужно проверить, всё ли готово у нас к уроку. Для работы на уроке нам понадобится: рабочая тетрадь, учебник русского языка, ручка с синим стержнем и ручка с зелёным стержнем, простой карандаш, дневник, лист самооценки, карточки с заданием и сигнальные карточки. А ещё нам понадобиться желание трудится!

План урока.  На уроке мы:

- вспомним и закрепим пройденный материал;

- познакомимся с новой темой

- выполним задания и закрепим полученные знания;

- подведём итог нашей работы.

Знакомство с критериями оценивания. Во время урока мы будем использовать самооценку, взаимооценку, а так же вас буду оценивать я, по трёх бальной системе. Давайте проговорим критерии оценки.

В тетради пишу чисто, аккуратно, без ошибок; на вопросы отвечаю правильно, полным ответом;задание выполнил правильно, самостоятельно -3б

В тетради допустил 1-2 ошибки; на вопросы отвечаю правильно, но не всегда полным ответом, при выполнении задания потребовалась небольшая помощь - 2б

В тетради пишу неаккуратно, допускаю ошибки, исправления; затрудняюсь отвечать на вопросы; задания выполняю с помощью-1б

В конце урока подсчитаем набранные баллы и по результатам работы подведём итог.

Кто наберёт за урок 11-12б- за урок получит оценку "5"

                                    8-10б-за урок получит оценку"4"

                                    4-7б-за урок получит оценку "3"

Я уверена, что в конце урока у всех будут только хорошие и отличные оценки.

На уроке мы будем работать, у доски и в тетрадях, все вместе, самостоятельно и в парах. Всё готово. Можно начинать урок.

II. Повторение

Откройте тетради, запишем сегодняшнюю дату, и название работы. Для того чтобы дату записать правильно и без ошибок, давайте все вместе проговорим её /Проговаривание хором/

Чтобы перейти к изучению новой темы, вспомним ранее изученный материал. Для этого выполним тестовое задание и задание в карточках.

Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке. / Правописание гласных и согласных в приставках /

Начинаем работу с тестового задания. Каждый будет работать самостоятельно. Я буду зачитывать вопрос и варианты ответа, вам нужно выбрать тот вариант который вы посчитаете верным и поднять сигнальную карточку того-же номера, что и выбранный вами вариант ответа.

Каждый оценит себя сам по критериям

Правильно ответили на все вопросы – 3 балла.

1- неправильный ответ– 2 балла.

2-неправильных ответа – 1 балл.

ТЕСТ

 Выбери верное утверждение:

1.Приставка- часть речи.

2.Приставка – часть слова.

- Приставка служит для

1.связи слов в предложении.

2.для образования новых слов.

-Где в слове стоит приставка

1.Перед корнем

2.После корня

-Какая гласная пишется в этих приставках  З. , Н.,Н.Д

1.а

2.о

-Какая гласная пишется в этих приставках  П., Д., П.Д, .Т, ПР., .Б

1.а

2.о

-Каких приставок не существует в русском языке

1.С, В

2.З, Ф

Самооценка. Свои устные ответы оценим в листах самооценки.

3. Выполнение задания

А сейчас мы с вами поработаем в карточке№1.

Закрепим наши знания по теме правописание гласных и согласных в приставках

Работать будем по группам. При оценивании используем взаимооценку 

Если выполнили без ошибок, то ставим 3 балла.

Если допустили 1-2 ошибки, то ставим 2 балла.

Если допустили 3 и более ошибок, то ставим 1 балл.  

Будьте внимательны и постарайтесь заработать высокий балл.

Карточка №1

I группа

II группа

III группа

Задание: Найди в тексте слова с приставками. Вставь пропущенные гласные и согласные в приставки. Выдели приставки.

В  огороде  н.копали  картошки,  .бсушили  и  .ложили  в  подвал. П.р.брали   морковь  и  свёклу.  В  огороде  стало пусто.  Только  остались  торчать  из  земли  кочаны капусты  до  первых  з.морозков.

Задание: Вставь в приставки пропущенные гласные и согласные. Выдели приставки.

Н.копали  ,  .бсушили , .ложили  ,п.р.брали , з.морозков.

Задание: Выдели приставки. Подчеркни в приставках  гласные

Накопали  ,  обсушили, перебрали , заморозков.

Какие знания мы закрепляли выполняя это упражнение? (правописание гласных и согласных в приставках)

Где будем использовать эти знания?

Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания с доски. Оцените работу друг друга по критериям. Поставьте карандашом заработанный балл на полях. Ребята, в листах самооценки поставьте тот балл, который стоит у вас в тетради.

Взаимопроверка и взаимооценка.

III. Актуализация знаний.

А сейчас мы познакомимся с новой темой. Чтобы назвать тему урока, давайте составим с помощью приставок новые слова с корнем ехал

 ( на доске разрезанные приставки  С, ПОД, ОТ)

Получились слова СЕХАЛ, ПОДЕХАЛ, ОТЕХАЛ

Давайте прочитаем получившиеся слова. Чего не хватает в этих словах, что бы мы смогли произнести и прочитать их правильно? ( На доске появляется Ъ твёрдый знак)

-Кто догадался над какой темой урока мы будем сегодня работать?

-Тема урока" Разделительный твёрдый знак (Ъ) после приставок "

Определите цель нашего урока / узнать после каких приставок пишется Ъ /

Определим задачи урока. / учиться писать Ъ в словах после приставок/

- Что нужно сделать, чтобы этому научиться? / Выполнить упражнения и задания/.

Для чего нам нужны знания о правописании Ъ твёрдого знака в словах? /Что бы уметь правильно писать/

IV. Изучение новой темы

Ребята, сейчас мы узнаем в каких случаях в словах после приставок надо писать Ъ. Для этого выполним упражнение из учебника.

- Работать будем все вместе, у доски и в тетрадях. После выполнения я оценю вашу работу по трёхбалльной системе, а вы поставите эти баллы в свои листы самооценки.

Откройте учебники на стр.55, упр 67

Сейчас мы с вами выпишем слова с Ъ. И узнаем , когда в словах надо писать Ъ.

Работаем у доски и в тетрадях. Выделяем приставку, подчёркиваем Ъ,  отмечаем точкой  гласную после Ъ. Что в слове показывает Ъ твёрдый знак (согласный звук не сливается с гласным)

Делаем вывод: (учитель вывешивает плакат) Разделительный ъ пишется после приставки оканчивающейся на согласную,  перед гласной Е, Ё,Я.

Что в слове показывает Ъ твёрдый знак (согласный звук не сливается с гласным)

Работаем над правилом в учебнике, стр 54.

        -Для чего нам нужны эти знания?

/Чтобы правильно писать слова с ъ/

Оценивание учащихся.

ФИЗМИНУТКА Вы много работали, писали, давайте дадим нашим глазам отдохнуть. Закройте глаза .-гимнастика для глаз

V. Закрепление.

Закрепим полученные знания. Для этого выполним задание . Работать будем  в группах .

Свою работу оценим в листах самооценки по критериям.

Задание

Составь пословицу( 1и 2 группа)

Объясни значение пословицы.

 (Работа над новым словом ЛЕСТЬ- я просила вас сходить в библиотеку и в словаре найти значение слова лесть и выписать значение этого слова. Кто объяснит значение этого слова).

-К какому виду литературного творчества относится жанр пословица? (устное народное творчество)

-Почему (сочинял народ, передавали из поколения в поколения из уст в уста)

Карточка №2

1. Лесть без зубов, а с костьми съест.

2.Не стыдись говорить, коли правду хочешь объявить.

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Записать пословицы, вставить в слова ъ твёрдый знак. Покажи  на письме почему надо писать Ъ

Выписать из пословиц слова с ъ твёрдым знаком, вставит Ъ, покажи на письме почему надо писать Ъ

 Выписать из пословиц слова с ъ твёрдым знаком, покажи на письме почему надо писать Ъ

Проверка выполненного задания. Самооценка. Оценивание педагога.

- Чему мы учились выполняя это упражнение?

-Когда в словах надо писать Ъ?

3. Объяснение домашнего задания. с. 55, упр. 66. ?

1 группа  Списать 3е предложения. Вставь где нужно разделительный Ъ. Покажи на письме  почему в этих  словах пишется Ъ.

2 группа  Выпиши из 3 предложения  слова с Ъ. Вставь где нужно разделительный Ъ. Покажи на письме  почему в этих  словах пишется Ъ.

3 группа Задание выполнит по карточкам. Выпиши из 3 предложения  слова с Ъ. Покажи на письме  почему в этих  словах пишется Ъ.

VI.        Итог урока.

- Над какой темой работали на уроке?

- Что нового узнали на уроке?

- Чему учились на уроке?         

- Что для этого сделали?

-Для чего нам нужны знания о правописании ъ?

-С каким новым словом познакомились?

-Что обозначает слово ЛЕСТЬ?

На следующем уроке мы продолжим работу над темой " Разделительный твёрдый знак (Ъ) после приставок"

.VII. Выставление оценок.

Поработаем с листами самооценки, подсчитайте набранные балы

11-12б- за урок получит оценку "5"

7-10б-за урок получит оценку"4"

4-6б-за урок получит оценку "3"

Урок окончен. Спасибо за внимание. Удачного дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 9 классе для детей с нарушением интеллекта по теме "Таблица классов и разрядов"

Урок математики по теме "Таблица классов и разрядов" разработан для детей с нарушением интеллекта - учащихся 9 класса.Цель: закрепление знаний у учащихся о таблице классов и разрядов, отработка навыко...

Конспект урока русского языка на тему «Правописание имен собственных» в 3 классе для детей с нарушением интеллекта

Конспект урока русского языкана тему «Правописание имен собственных»в 3 классе для детей с нарушением интеллекта...

Педагогическая разработка. Коррекционно-развивающее занятие с учителем-дефектологом в 3 классе для детей с нарушениями интеллекта (Вариант 1)

Конспект коррекционно-развивающего занятия с учителем-дефектологом на тему: "Нумерация чисел в пределах 20-и"...

Педагогическая разработка. Конспект урока по математике в 6 классе для детей с нарушениями интеллекта (Вариант 1)

Педагогическая разарботка. Конспект урока по математике в 6 классе для детей с нарушениями интеллекта, на тему: "Нумерация многозначных чисел"...

Педагогическая разработка. Классный час в 8 классе для детей с нарушениями интеллекта (вариант 1)

Педагогическая разработка. Классный час в 8 классе для детей с нарушениями интеллекта на тему: "Всё на Земле от материнских рук"...