Урок по русскому языку (развитие речи) для 5 класса. Комплексный анализ текста К.Д.Ушинского "Спор деревьев"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Этот урок проводится по программе в период повторения за курс начальной школы. Систематизация полученных знаний позволяет учащимся анализировать текст. Творческий поиск вызывает интерес у ребят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku_analiz_teksta_2docx.docx487.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку (развитие речи) для учащихся 5 класса.

Комплексный анализ текста К.Д.Ушинского «Спор деревьев» (при повторении материала за курс начальной школы) 

                      Учитель русского языка и литературы Гут Н.С.

         Цель урока: учить детей анализировать текст, задумываться над прочитанным; закреплять навыки находить средства выразительности для характеристики героев; расширять запас слов; повторить орфограммы на правописание безударной гласной в корне слова, на  - тся и - ться в глаголах, не  с глаголами; повторить пунктограммы на постановку знаков препинания в конце предложения ; развивать воображение, логическое мышление.

        Оборудование: компьютер для просмотра слайдов  о К.Д.Ушинском;

на столах учащихся  – текст К.Д.Ушинского «Спор деревьев», рабочие листы

для комплексного анализа текста.

Ход урока

1.Организационный момент.

    Слово учителя:

-   Сегодня мы будем работать с текстом К.Д.Ушинского «Спор деревьев»

К.Д.Ушинский завещал овладевать «даром слова». Следуя этому. постараемся разобраться в смысле  текста, обратим внимание на построение текста и другие его особенности.

- Но перед этой больщой  и интересной работой давайте вспомним о К.Д.Ущинском.

II. Слайды 1,2 о К.Д.Ушинском.

     Константин Дмитриевич Ушинский  (1824- 1870) удачно сочетал в своей деятельности педагога-ученого и педагога-писателя. Окончил  Московский университет, позже переехал в Петербург. Здесь посвятил себя любимому

делу - педагогической деятельности.

К.Д.Ушинский написал и выпустил две учебные книги: «Детский мир» для

детей 10-12 лет и «Родное слово»  -  для 8-10 лет. По этим книгам учились дети. В содержании  учебников можно было увидеть статьи, рассказы, сказки, басни.  

        Его произведения читаемы и любимы. Это рассказы:  «Четыре желания», «Васька и петушок», «Петушок с семьей»  и др. Сказки: «Ветер и солнце», «Чужое   яичко», «Лиса Патрикеевна и мн.др.»

III. Комплексный анализ текста. Учитель инструктирует учащихся о заполнении рабочих листов.

      1.Словарная работа.

         - Дайте лексические значения словам из текста (из домашнего задания).

             Промежду – между,

             молвила – произнесла, сказала,

             потеха  -  развлечение, забава,

             голешеньки – голые,

             житья – жизнь.

     2.Выразительное чтение текста наизусть  подготовленными учащимися по ролям. Повторное чтение текста учителем.

      3.Беседа по вопросам на восприятие текста:

       - Кто герои произведения? О чем они говорят? Каким настроением проникнута их речь? К какому жанру можно отнести текст?

        -Герои - деревья: дуб, яблоня, сосна. Они спорят о том, кто из них лучше. Они недоброжелательно относятся друг к другу.

           Текст похож на сказку: герои – деревья, они разговаривают, автор их

наделяет человеческими качествами.

 

      4. Построение текста.

       - На сколько частей  (абзацев) делится текст? О чем они? Есть ли концовка у текста?

       - Текст делится на 3 части. В каждой из них приводится речь  одного из героев: дуба, яблони, сосны. Концовки у текста нет.

       - Как вы думаете почему?

        - Наверное , следует подумать , как ведут разговор деревья.

        5. Определение  темы текста.

        - О чем текст?

        - Спор о том, кто лучше из деревьев.

        6.Физкультминутка.

        - Представим себя на минутку деревьями, птицами, ветром.

        Учащиеся говорят хором и изображают деревья, птиц, ветер.

                                Руки подняли и покачали,

                                   Это деревья в лесу,

                               Руки согнули, кисти встряхнули,

                             Ветер сбивает росу.

                             В стороны руки, плавно помашем,

                                  Это к нам птицы летят,

                                    Как они сядут, тоже покажем,

                                    Крылья сложили назад.

        7. Определение главной мысли текста.

         - Как вы думаете, чтобы определить главную мысль, о ком нужно поговорить?

        - О героях текста.

           Задание по вариантам.

        Выпишите словосочетания, предложения,  характеризующие героев.

        Какими качествами наделены герои?

                           1вар.- о дубе, 2 вар. - о яблоне, 3вар. – о сосне.

                         Ответы учащихся

Герои

Словосочетания, предложения, характеризующие героев

             Вывод

Дуб

«…всем деревам царь, ствол в три обхвата, листья…вырезные»

 и др.

Самый главный, сильный, хвастливый.

Яблоня

«… мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает»;

о дубе: «дубище, на тебе одни желуди, свиньям  на потеху».

Хвастливая, неуважительная, насмещливая.

Сосенка

«без меня в холодной сторонке житья бы людям не было; я им и печки топлю и избы строю»;

О дубе и яблоне: «вот придет зима, и будете вы оба голешеньки».

Хвастливая, насмешливая.

        - Можно ли решить спор справедливо, если  герои хвастливы, неуважительны друг к другу?

        - Нет.

        - А какими надо быть?

        - Уважительно, по-доброму относиться друг к другу.

- Можно ли тогда заметить полезность, красоту каждого героя?

- Можно.

- Какова главная мысль текста?

- Уважительность, доброта, понимание помогут заметить пользу и красоту других. Это можно отнести к  героям, деревьям.

-  Вот над чем надо задуматься, читая текст.

8.Определение стиля текста.

        -  Каков стиль текста? Докажите.

          - Мы подметили в наших героях характерные человеческие качества, созданы образы. Это  признак художественного стиля.

         - Назовите  художественные средства выразительности.

         - Сравнения, эпитеты, олицетворения.

        Учащиеся подбирают и записывают средства выразительности в рабочие листы.

             Сравнения. «Сучья будто из железа вылиты; ствол в три обхвата».

             Эпитеты. «Листья вырезные, румяное яблочко, на царском столе».

              Олицетворения. «Говорит (дуб), молвила (яблоня),заспорили (деревья),слушает (сосенка)».

        9.Работа с орфограммами, пунктограммами.

        - Как вы думаете, на какие орфорграммы, связанные с правописанием корня слова, много слов в тексте?

        - На безударную гласную в корне слова, проверяемую ударением.

            Повторение правила учащимися.

        - Подберите эти слова и запишите.

            -Деревья, говорит, деревам, верхушка, вырезные, вылиты, грозою, на столе, сосенка, качает, похваляться, голешеньки, зеленые, колючки, в холодной, стороне, топлю.

        - Выпишите глаголы с не,  глаголы на -тся  и -ться.

        - Не кланяюсь, не гнусь, не было, не хвастай; смотрится, похваляться, останутся.

        - Какие предложения по цели высказывания употреблены в тексте?

             Какие знаки препинания поставлены в конце предложений?

        Учащиеся отметили, что в основном предложения в тексте повествовательные, в которых каждый из героев сообщает о себе

        - А какое предложение по интонации: «Я всем деревам царь!»?

        - Это  предложение произнесено с восклицательной интонацией, дуб

обращает внимание на свое превосходство.

        - Что особенного вы заметили в оформлении речи каждого героя?

        -  Предложения с прямой речью, прямая речь выделяется кавычками и первое слово ее пишется с заглавной буквы, перед ней ставится двоеточие. Прямая речь состоит из нескольких предложений.

        - Выпишите речь одного из героев.

        IV. Итоги урока. Учитель благодарит ребят за работу и ставит отметки. Ответы учащихся в рабочих листах тоже будут оценены.

        V. Рефлексия.

        - Ребята,что вы делали  на уроке? Интересно это было вам? Что нового узнали?

        - Мы анализировали текст: определяли его тему, главную мысль, стиль. работали над орфограммами и пунктограммами.Это интересно, потому что помогает лучше понять содержание текста ,увидеть его особенности, учит быть внимательным к слову и писать грамотно.  

        VI . Домашнее задание.

            Напишите мини - сочинение на тему «  Спор друзей».

              Текст художественного стиля.

                                  Комплексный анализ текста

        Фамилия, имя учащегося_______________________________________

1.Сколько абзацев в тексте? О чем они?_____________________________

_____________________________________________________________

2.Тема текста_______________________________________________________

3. Выпишите словосочетания, предложения, характеризующие героев

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Главная мысль текста _____________________________________________

__________________________________________________________________

5. Стиль текста. Докажите  свой ответ_________________________________

__________________________________________________________________

6. Выпишите художественные средства выразительности:

эпитеты___________________________________________________________

сравнения__________________________________________________________

олицетворения______________________________________________________

7. Выпишите слова с безударной гласной в корне  слова, проверяемой  ударением_________________________________________________________

__________________________________________________________________

8.Выпишите глаголы  на -тся и -ться, не с глаголами ____________________

_________________________________________________________________

9.Выпишите предложения с прямой речью (речь одного из героев) ________

__________________________________________________________________

Приложение

Слайд 1

Слайд 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка (развитие речи) по теме «Основная мысль текста В. Сухомлинского «Красота»

С введением ФГОС ООО изменяется концепция обучения русскому языку в связи с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности как способности и готовности использовать язык...

Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре

В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений....

Разработка урока развития речи. 6 класс. Тема: Анализ текста художественного стиля. А. ДОРОХОВ «Встреча со змеей».

Цель урока: научить учащихся анализировать текст художественного стиля, применяя стадии вызова, осмысления, размышления.Учебные задачи:-Отработка навыков анализа текста.-Учить через слово текста наход...

Урок русского языка в 11-м классе "От анализа текста к сочинению"

Урок русского языка в 11-м классе "От анализа текста к сочинению" Цель: Знать основные этапы работы с текстом для написания сочинения; уметь выполнять различные элементы комплексного анализа...

Программа факультатива по русскому языку для учащихся 8 класса "Комплексный анализ текста".

Курс факультатива по русскому языку связан с программой предмета 8 класса, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, дает возмоюность подготовить к успешной сдач...

Урок по русскому языку для 8 - 9 классов. Комплексный анализ текста

Урок разработан для 8 - 9 классов. Тема: Комплексный анализ текста. В конспекте используется краеведческий материал. Русский самовар....

Презентация «Урок русского языка. Развитие речи. Тема: Сжатое изложение повествовательного текста."

Презентация «Урок русского языка. Развитие речи. Тема: Сжатое изложение повествовательного текста."...