Разработка урока по русскому языку(развитие речи)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Хмелева М.Н.

Сочинение-описание картины П.П. Кончаловского "Сирень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hmeleva_mariya_nikolaevna.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Хмелева Мария Николаевна

Разработка урока по русскому языку (развитие речи)

Тема урока: сочинение-описание натюрморта П.П. Кончаловского «Сирень».

Цель урока:  1)подготовить учащихся к описанию картины П.П. Кончаловского «Сирень», научить детей описывать изображенный «поэтический» предмет; 2) закрепить понятие о натюрморте, полученное детьми на уроке изобразительного искусства, ввести это слово в активный словарь школьников; 3) воспитывать любовь к прекрасному.

Оборудование: репродукция натюрморта П.П. Кончаловского «Сирень», репродукции других натюрмортов художника.

  1. Словарно-стилистическая работа. Накануне сочинения на уроке русского языка записываются слова и словосочетания на тему «Сирень»: бледно-розовая, темно-красная, белоснежная, лиловая, жемчужная; голубоватый, серебристый (оттенок), тяжелые, крупные, пышные (грозди); зеленые с тонкими прожилками листья; ароматная, влажная, нежная, чудесная, прекрасная, очаровательная; наслаждаться, любоваться, восхищаться; натюрморт.  
  2. Рассказ о художнике (рассказать может подготовленный ученик). П.П. Кончаловский очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он. Художник писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой естественный аромат. Кончаловский говорил, что в цветах есть все, что существует в природе, только  в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно  в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться как в какой-нибудь лесной чаще. Любимые цветы П.П. Кончаловского-сирень. Ей он посвятил множество своих полотен, например: «Сирень», «Сирень в корзине».  
  3. Беседа по картине «Сирень».  
  1. Рассмотрите картину внимательно, обратите внимание на обилие цветов, изображенных художником. Сумел ли он показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали («На картине изображена свежая сирень. Видно, что ее только что срезали и принесли из сада. Она такая сочная и влажная от утренней росы или дождя»)
  2. Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень? («На картине мы видим сирень разных цветов и оттенков: светло-лиловую, темно-красную, белую, розоватую»)  
  3. Опишите ветки сирени, расположенные в центре букета .(« В центре букета высокая ветка темно-красной сирени. Под ней небольшая веточка белой сирени с жемчужным оттенком и ветвь розоватой сирени»)
  4. Какого цвета сирень в левой части букета? (« Темно-красная, розовая с сиреневым оттенком, бледно-розовая с серебристым оттенком»)
  5. Опишите сирень, которая украшает правую часть букета. (« Справа кисти сирени свисают почти до самого стола. Темно-красные грозди перемежаются с бледно-сиреневыми, розоватыми и белыми»)
  6. Тщательно ли выписывает художник лепестки, листочки, веточки сирени?  («Нет»)

Слово учителя: Правильно. П.П. Кончаловский стремится передать свое впечатление от букета, поэтому он не выписывает отдельные лепесточки, листья, ветки. Ему важно создать целостный образ.

  1. Какие определения уместно использовать, чтобы описать величину веток и цветов сирени? (« Тяжелые, крупные, богатые кисти сирени. Они напоминают грозди винограда, крошечные звездочки-цветы. Их очень много»)
  2. Очевидно, такая сирень очень ароматна. Подберите синонимы к прилагательному ароматный. («Душистый, пахучий, благоухающий»)
  3. Какими прилагательными можно описать сирень и выразить свое отношение к изображенному? (« Сирень на картине изумительная, чудная, восхитительная, чудесная, великолепная, роскошная, прекрасная, замечательная»)
  4. Все ли листья сирени одинаково освещены? (« Нет, и выглядят они по-разному.  Вверху слева листья светло-зеленые с золотистым оттенком, в середине букета внизу-темно-зеленые»)
  5. Опишите банку, в которой стоит сирень. («Большая стеклянная банка, верхняя часть ее  скрыта свисающими гроздями сирени и листьями»)
  6.  На каком фоне изображена сирень? («На фоне сада. Сирень стоит на столике у открытого в сад окна. Фон темно-зеленый с серо-коричневым и желтоватым оттенками»)
  7. Почему художник избрал такой фон? («На этом фоне хорошо выделяются яркие, насыщенные цвета, которыми написана сирень»)
  8. Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой, его любовь к ней? (« Да, конечно. Хочется долго смотреть на этот великолепный букет сирени и любоваться им»)

Слово учителя: Верно, это чудесная сирень вызывает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце, о красоте природы. Трудно назвать человека, который не любил бы эти изумительные цветы. Прекрасная душистая сирень воспета писателями и поэтами. Вот как вдохновенно описал сирень Всеволод Рождественский.  

Прогремела гроза, прошумела,

Затихая, грохочет вдали.

Золотые лучи, словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли.

Воздух полон прохлады и тени,

Встала радуга светлым венцом,

И тяжелые грозди сирени

Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе

По откосу сбежать наугад,

Окунуться в душистое море,

Захлестнувшее дремлющий сад!

Сколько белых и темно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь-дождем лепестковым

Осыпается мокрая гроздь.

В легкой капельке, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

Торжествующе пахнет сирень.

-Какие прилагательные употребляет поэт для описания сирени? («Грозди у сирени тяжёлые, мокрые; ветка росистая; цветы белые, темно-лиловые. Сиреневый сад для поэта-это душистое море, осыпающиеся лепестки-лепестковый дождь»)

Делается вывод: и поэт, и художник изображают один и тот же предмет-сирень. При этом каждый из них использует разные художественные средства: поэт-слово, художник-рисунок, краски. Прочитав стихотворение, мы представляем себе тяжелые грозди сирени после грозы, ее благоухание-весь этот сверкающий день. Сирень художника мы видим. Мы понимаем, что такую прекрасную картину не мог написать равнодушный к природе человек. П.П. Кончаловский очень любит родную природу, восхищен ее щедростью и красотой. О своей картине он сказал: « В этом букете все живет, цветет и радуется».

  1. Составление плана описания картины. 1) Сирень (ее цвет, грозди, листья).

2) Банка. 3) Фон натюрморта. 4) « В этом букете все живет, цветет и радуется».

       5. Самостоятельная работа учащихся над сочинением.

Приведу в качестве примера сочинение ученика.

«На картине Кончаловского изображена праздничная  и яркая сирень. Посмотришь на неё  и остановишься поражённый. Вот склонились тяжёлые кисти тёмно-красной, серебристо-белой и бледно-лиловой сирени. Почти до половины не видно банки, в которой стоят цветы. Торжественно выглядит в середине букета высокая тёмно-красная ветка. А как нарядна нежно-розовая сирень! Какие у неё оттенки-жемчужные, лиловые, светло-лиловые! Весь букет окаймляют изумрудные листья. Сверху они так хорошо освещены, что местами кажутся золотистыми

   Когда смотришь на эту прекрасную сирень, то как будто чувствуешь её аромат. Кажется, чудесный душистый запах наполняет всю комнату.

   Художник изобразил эту великолепную сирень на тёмно-зелёном и серо-коричневом фоне. Он очень хорошо сочетается с окраской цветов.

   Мне нравится натюрморт П.П. Кончаловского  «Сирень».  Посмотришь на эту картину и вспомнишь о весне, о ярком солнышке, и как-то сразу становится радостно на душе. Невольно хочется потрогать руками эти роскошные, свежие как будто только что срезанные грозди сирени. «В этом букете всё цветёт, живёт и радуется, -писал сам Кончаловский. Да, такую чудесную картину мог создать только художник, влюблённый в родную природу».

  1. После самостоятельной работы читаются некоторые сочинения. Отмечаются удачно подобранные слова, словосочетания, предложения и указываются ошибки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Развитие речи.

Познакомить учащихся с описанием внешности человека,литературным портретом; помочь осознать его замысел, особенности; подготовить высказывания в этом жанре....

Урок по русскому языку (развитие речи) для 5 класса. Комплексный анализ текста К.Д.Ушинского "Спор деревьев"

Этот урок проводится по программе в период повторения за курс начальной школы. Систематизация полученных знаний позволяет учащимся анализировать текст. Творческий поиск вызывает интерес у ребят....

Методическая разработка к уроку русского языка. Развитие речи. Работа над частью С в заданиях ЕГЭ (11 класс)

Особенности текста-портрета. Пошаговое написание сочинения-рассуждения....

Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре

В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений....

Развитие речевой деятельности обучающихся в рамках ФГОСОО» Конспект урока русского языка (развития речи) с использованием метода исследования

Происходящий в настоящее время переход  к информационному обществу резко повышает роль человеческой индивидуальности, творческого начала в школьнике. По-новому складываются и взаимоотношения межд...

Технологическая карта урока русского языка (развития речи) в 10 классе. Приложение (текст и дополнительные материалы к уроку).

Материалы к уроку русского языка (развития речи) в 10 классе в рамках подготовки к ЕГЭ (к написанию сочинения по исходному тексту - задание № 27). Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по...

План - конспект урока русского языка (развитие речи) 5 классе. Тема: Рассуждение как тип речи.

В период обучения русскому языку в  ООШ  следует осозновать, что необходимо вести системную работу по развитию речи. Данный урок включает разные виды деятельности, обогащает словарный запас,...