Внедрение метапредметных технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.
опыты и эксперименты на тему

Югай Индиана Ильинична

       Внедрениеэффективных средств обучения  на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.

Цель :  активное внедрние эффективных методов и приёмов  во внеурочной и урочной деятельности, экспериментально проверить возможность применения метапредметных связей на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.

 

     Задачи: проэкспериментировать , а затем внедрить наиболее перспективные  средства обучения, создать условия для активного использования метапредметных связей во  внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Внедрение эффективных средств обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.

      « Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к реальной школе? ( Ирина Димова , первый заместитель главного редактора «УГ» « Круглый стол» на тему «Метапредметный подход. Что это такое?»)

Жизнь на уроке должна стать подлинной. Задача учителя - сделать её такой. Сегодня , как никогда, очень важно обеспечить  общекультурное, личностное и познавательное развитие ученика, вооружить таким важным  умением - учиться, которая и  является главной  задачей  новых образовательных стандартов. А  в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. Успешная школа- успешный ученик.

Актуальность данной работы, на мой взгляд, заключается в следующем:

в требовании активного применения инновационных подходов;

     в требовании новых технологий организации  учебной и внеучебной деятельности;

    в обеспечении комплексного подхода к инновационным процессам;

    в заложенных в программу развития школы идеях личностно- ориентированного обучения;

    в обеспечении индивидуальных образовательных запросов обучающихся.

     Цель :  экспериментально проверить возможность применения метапредметных связей на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности, а затем и внедрить наиболее эффективные средства обучения.

     Задачи: 1.Исследовать метапредметность с точки зрения теории вопроса и практики применения ее на уроках.

                     2. Рассмотреть наиболее перспективные  пути внедрения метапредметных подходов в процесс предметного обучения.

                      3. Создать условия для активного использования метапредметных связей во  внеурочной деятельности.

Ожидаемый результат.

  1. Формирование у учеников политическое и гражданское сознание.
  2. Умение самоопределяться в различных жизненных ситуациях.

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию , умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы,  экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности школьника, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества. ( Перспектива создания районного межшкольного казачьего пресс-центра)-опыт- статья « Интерактивное образование»).

        Применение метода проектов имеет большие преимущества.

Во-первых, он способствует успешному социуму выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой он учился и самостоятельно ориентировался.  Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.

Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию, позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Самое главное - развитие творческих способностей ученика и оценка внешней экспертизы.

В-третьих, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу , ученик исходит из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, а  также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.

       Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

Интерактивная методика.

Интерактивное обучение , то есть обучение через опыт. Что он в себя включает?

  1. Переживание участниками конкретного опыта (через игру,упражнение, изучение определенной ситуации).
  2. Осмысление полученного опыта.
  3. Обобщение (рефлексия).
  4. Применение на практике.

Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми.( Видеорепортаж с « Дохлой луны»)- развитие у учащихся коммуникативных компетентностей.

Личностноориентированный подход обучения.

Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности.( Опыт 2007 года-создание пресс-центра с нуля).

Цель – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, только ему присущих  индивидуальных особенностей.

Интегрированные уроки

Работа над созданием системы интегрированных наук, к которым, безусловно, относятся предметы гуманитарного цикла. ( Взаимосвязь русского языка, литературы, истории, обществознания, кубановедения). Создание пилотного проекта 10-ка ФМ ( радиослужба). В процессе интеграции гуманитарных наук формируются такие метапредметные умения -аналитические, учебно-информационные, коммуникативно-речевые.

Анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование следующих умений:

 сопоставлять явления и факты;

 выделять главное;

 составлять из отдельных элементов целую картину;

 формулировать общую проблему;

делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.

Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:

извлекать информацию из различных источников;

 составлять план;

отбирать материал по заданной теме;( итоговая работа к конкурсу « 10 достопримечательностей Крымского района»( видеоролик);

 составлять письменные тезисы;

подбирать цитаты;

составлять таблицы, схемы, графики.

Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения:

составлять связное устное высказывание;

           соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;

 выделять интонационно-значимые части высказывания;

 соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;

 сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;

использовать различные средства наглядности;

 выражать свое мнение и аргументировать его;

оформлять научно-исследовательские работы;

 пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);

вести дискуссию( круглый стол на тему « Мы вместе!»).

Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире. Основной момент  в интегрированном уроке – развитие образного мышления, а  также - обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ,  в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Метапредметные связи на уроках литературы и во внеурочной деятельности.

«Учительская газета» (Метапредметный подход. Что это такое?)

Марина ПОЛОВКОВА, заместитель директора Института инновационных стратегий развития образования при Департаменте образования города Москвы:

- Наши дети, приходя в школу с 1-го класса, катастрофически теряют интерес к обучению на уровне 7-, 8-го класса. Чем старше ребенок, тем меньше мотивация. Ценность обучения для ребенка теряется, и смыслов, которые заставляли бы его учиться, пока массовая школа не предъявила. Потому что за отдельными предметами смысл обучения вообще не виден.

Теперь посмотрим, что делают метапредметы. Они пытаются говорить о том, о чем современная массовая школа не умеет – о смысле жизни, о ценности жизни, причем делает это не назидательно, как делала советская школа, а качественно, технологично. Такую задачу решают метапредметные технологии, особенно метапредмет «Проблема» и метапредмет, который у нас сейчас находится в стадии разработки, «Смысл». Они позволяют работать с перспективой ребенка всерьез, а не просто в русле советов.»

Технология метапредметного обучения разрабатывается научной группой под руководством доктора психологических наук Юрия Громыко начиная с 1990 года. Суть данного подхода состоит в том, что в качестве содержания образования, транслируемого ребенку, в нем выступают культурные техники и способы мышления и деятельности. За этот период создано две школы в Москве, полностью осуществляющих метапредметный подход на всех ступенях образования, и несколько инновационных сетей школ. Русский язык ,литературу, историю, искусство, обществознание нужно преподавать так, чтобы у школьника формировалась позиция его исторического и национального самоопределения.

Преподавание русского языка ,  литературы , истории и обществознания можно тесно связать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. С  коллегами, учителем истории и обществознания , Мороз Т.В. и учителем музыки, Портновой А.В.  успешно провели внеклассное мероприятие, «круглый стол» на тему « Мы вместе!» Итог данного занятия - публикация  статьи « Мы вместе!»  учеников 9 класса.

Использование технологий метапредметного обучения на уроках литературы дает возможность выделять основные понятия – любовь, смысл жизни, свобода, ответственность.  (Видеорепортаж по уроку- обобщению по поэзии Серебряного века.)( Радиослужба 10 ФМ)

Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

( Презентация на тему « Эффективные методы и приёмы при подготовке к ЕГЭ и ГИА по русскому языку»)

На практике мы убедились, что применение метапредметных подходов обучения просто необходимо.

Во-первых, с точки зрения развития мышления и профессионализма самого педагога.

Во- вторых, потому что применение метапредметных технологий дают новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни.

       В- третьих, после внедрения метапредметных подходов обучения в обычной школе у  детей, которые очень плохо усваивали материал, появляется интерес к учёбе. Это происходит за счет того, что этим ребятам необходимо, чтобы будоражили их мышление, то есть, что называется –«включали мозги».

     На мой взгляд, именно  метапредметное обучение - это реальная возможность повысить качество образования.

А что же является результатом метапредметного обучения?

ФГОС поясняет - это универсальные учебные действия. А каких действий, каких методик, технологий? Конкретного до сих пор нет.

Таким образом, метапредметный  результат обучения – это уровень развития базовых способностей учащихся:

 мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.

 

 

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности 2012

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во твнеурочной деятельностиМастеркласс 2012 год....

Внедрение информационных технологий на уроках русского языка и литературы.

В информационно-технологическом обществе XXI века определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, способность её реализовывать и развивать прогрессивные технологии. Проблема ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...

Статья Использование метапредметных технологий на уроках русского языка и литературы

В статье дается описание использования метапредметных технологий на уроках русского языка и литературы в рамках внедрения ФГОС....

Методической система «Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности с целью повышения познавательной активности обучающихся»

Объёмная публикация (учебное пособие) с последовательным изложением  собственной методической системы учителя русского языка и литературы Золотаревой Н.Н....