Использование эффективных технологий и методов обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
статья

Козлова Светлана Вячеславовна

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx30.27 КБ

Предварительный просмотр:

        Использование эффективных технологий и методов обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.

         Педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Важнейшее место среди них, на мой взгляд, занимают уроки русского языка и литературы.

          В своей педагогической практике я взяла за основу личностно-ориентированную модель общения, цель которой - обеспечить чувства психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование личности, развитие индивидуальности ребенка. А это невозможно без диалога в общении, при этом формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности. Важно понимание, признание и принятие личности ребенка, умение встать на позицию ученика, учесть его точку зрения и не игнорировать чувства и эмоции ребенка.

          Современные подростки не хотят быть пассивными слушателями на уроке, они от природы любознательны и талантливы, ждут новых форм знакомства с материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Способом решения проблемы является внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий наряду с традиционными методами обучения. Создать условия для развития творческих способностей учащихся на уроке и во внеурочное время, используя личностно- ориентированный подход, мотивировать каждого ребенка к получению знаний, саморазвитию мне помогает технология педагогических мастерских, технология критического мышления и проектная методика.

        Целью моих уроков русского языка и литературы является активизация интереса к обучению с помощью новых способов организации деятельности учащихся; привлечение внимания детей к слову как основной единице языка; организация речевой деятельности учащихся; формирование культурной личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству.  Главной задачей я считаю не просто научить, а научить учиться, в соответствии со словами И. Канта: «Не мыслям надобно учить, а учить мыслить», то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа, грамотного использования и оформления. Ожидаемый результат работы – формирование творческой самодостаточной нравственной личности с активной жизненной позицией и развитыми коммуникативными навыками, свободно владеющей устной и письменной речью, способной быстро адаптироваться к условиям конкуренции, что немаловажно в современной жизни.

    Мое кредо учителя – воспитать самостоятельную личность со свободной волей: а это значит социально компетентного человека, адекватно воспринимающего окружающую действительность, умеющего достойно отстаивать свою точку зрения, стремящегося к самопознанию и самообразованию и самосовершенствованию.

     Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, мыслить творчески, самостоятельно. Этим занимаемся мы, учителя.

     Моя задача – помочь учащимся актуализировать способности, развить их.

В целях достижения лучшего результата использую разнообразные виды уроков: урок-мастерская, урок-практикум, исследование, экскурсия и другие.

1. Педагогические мастерские - это нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, котoрая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности учителя и ученика, дарит радость сотворчества.

В мастерской ребёнок способен строить свои знания самостоятельно в  совместном поиске, который мастером  продуман, организован и опирается на ряд принципов.

 Мастер создаёт атмосферу oткрытости, доброжелательности, сотворчества в общении, так как основное правило мастерской – принимаем все сказанное, не критикуем. Помимо этого мастер включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении проблемы (темы), ведь  каждому приходилось хоть раз испытывать боль, поэтому так легко возникают ассоциации - эмоциональная память помогает. Мастер не торопится отвечать на вопросы; вопросы задают сами ребята и ищут ответы на них тоже сами. Подчас ребенку намного труднее задать вопрос, чем ответить на уже готовый. А необходимую информацию мастер подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней у ребят, например, ту, что требуется  для доказательства тезиса «Равнодушие есть преступление?»

    Мастерская исключает официальное   оценивание работы ученика (учитель не хвалит, не ругает, не выставляет плохих отметок в журнал), но через социализацию, афиширование (представление, показ) работ дает возможность проявлению самооценки учащегося и ее изменения, самокоррекции.

    Мастер продумывает чередование индивидуальной и коллективной работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышения уровня коммуникативной культуры, дает реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине.

   Важен не только и не столько результат, сколько сам процесс,  который помогает сформировать коммуникативные навыки, социальные компетенции у ребят, что является важным компонентом воспитательного процесса.

     Педагогическая мастерская ценностных ориентаций помогает выявить нравственные ценности подростков, заставляет ребят задуматься, что такое равнодушие. Просто безразличие? В каком случае человек к чему-либо безразличен? В том случае, когда это не является для него важным или достойным его внимания. Каковы же могут быть корни равнодушия?
     И дети открывают для себя эти «корни»: гордость, эгоизм, корысть, карьеризм.
     Мастерская рассказывает о взаимоотношениях с окружающими людьми, с миром. Помимо этого мастерская  помогает ребенку задуматься о своем месте в мире и о том, в каком мире ему хочется жить. Может быть, впервые подростки  задумаются, что  именно они могут сами построить  мир, в котором нет равнодушных, мир, в котором царит любовь.  

     В процессе работы в мастерской ребята приобретают не только навыки общения и взаимодействия, учатся корректно отстаивать свою точку зрения, но и сплачиваются, становятся дружнее и терпимее друг к другу.

   По сути мастерская - это технология школы нового поколения, она воспитывает и развивает интеллектyальные способности, уверенность в себе, коммуникативные навыки, взаимопонимание, учит познанию себя.

      Уроки-мастерские помогают мне в подготовке учащихся к ОГЭ (сочинение 13.3- понимание слова), учат выразительному чтению (мастерская «Каннитферштан»), развивают творческие навыки-написание сочинений(«Моя малая родина», «Как писать рецензию», «Имя моё»), помогают анализировать художественные произведения( «Три пальмы» М.Ю. Лермонтов», «Россия! Русь!» по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»).

     2. Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления (ТРКМ). Технологией РКМЧП называют базовую модель обучения (вызов - осмысление содержания - рефлексия) в совокупности с целым набором приёмов и методов:

-пользуясь алгоритмом, заполняем таблицу (например, по литературе: сравнительная таблица героев произведения; по русскому языку: сопоставительная таблица причастия и деепричастия );

- составление кластера, синквейна;

- построение иерархической лестницы слов (например, морально- нравственных ценностей Петра Гринева: закон, любовь, милосердие, дружба, благочестие, семья)

      Игровые приемы дают простор творческому развитию. Например, игра «Письмо литературному персонажу», «Помоги героям», «Цепочка». Оценивается уровень усвоения изученного материала: ученикам предлагается ответить на вопросы «Заморочки из бочки».

Дети всегда делают иллюстрации к тому, что читают. Рисунки развивают следующие качества: воображение, фантазию.

   Домашнее задание обязательно дифференцированное. Задания для умников и умниц могут быть различными. (Например, лингвистическая сказка. (опережающее задание для сильного ученика).

   3. Современную школу невозможно представить без процесса информатизации. Именно компьютер сейчас является союзником в проведении уроков. Его можно использовать и на уроках русского языка, и на уроках литературы. Применение компьютера позволяет повысить мотивацию учащихся к учёбе, разнообразить учебный процесс, наполнить уроки новым содержанием, организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями, развить любознательность, повысить качество усвоения материала, наглядно представлять материал. Компьютер на уроках - необходимое средство обучения. Очень люблю это средство наглядности и создаю различные презентации для своих уроков, так как считаю, что это позволяет заинтересовать учащихся.

     Презентация как фрагмент урока предполагает использование компьютера на одном или нескольких этапах урока. Например, при объяснении нового материала я использую презентации с иллюстративным материалом - рисунки, картины, фотографии, видеоряд, а также опорные схемы и алгоритмы; в других ситуациях - демонстрационные программы, которые позволяют донести до учащихся теоретические сведения. Уроки, полностью построенные на одной презентации, отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока и должны быть продуманы так, чтобы учитель мог руководить деятельностью учащихся на уроке посредством этой презентации. Такой вариант применения ИКТ является одной из эффективных форм урока-лекции, урока-открытия, урока-мастерской.

    Другое направление — это использование на уроках литературы презентаций-биографий писателей, в том числе подготовленных учащимися.

     Создание презентаций - процесс творческий. При подготовке презентации ученик проводит исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, выбирает из обширного литературного материала наиболее важный и делает выводы, а также проявляет творческий подход к оформлению слайдов. В процессе демонстрации презентации он приобретает опыт публичных выступлений.

Используя Интернет-ресурсы, мои ученики готовят различные доклады, , занимаются проектной деятельностью. Написание, оформление и представление докладов и исследовательских работ повышает уровень активности учащихся.

     4.Изучение биографии поэтов и писателей на уроках литературы- работа сложная и трудоёмкая, так как заинтересовать детей фактами жизни пусть и великих писателей непросто. Один из приемов работы по этим темам на уроке- заочная экскурсия, которая является возможностью зрительно представить материал в виде презентаций. Такая литературная экскурсия не только делает урок более интересным и содержательным, не только дает ученикам некоторые представления о литературных, но, что гораздо важнее, помогает раскрыть реалистическую основу произведения, ее тесную связь с историей народа. Кроме того, приведенные факты позволяют глубже заглянуть в «творческую мастерскую» писателя, увидеть подлинные документы, реальные предметы и объекты, имеющие отношение к литературе: письма или рисунки писателя, мемориальные вещи, первые издания произведений, уникальные экземпляры газет, журналов, рукописи, документальные фотографии. С их помощью можно раскрыть своеобразие изучаемого периода, колорит эпохи, подтвердить правдивость и типичность изображенных в литературе явлений. Виртуальные экскурсии дают возможность посещения музеев писателей и поэтов в любой точке нашей страны без выезда из своего города.

       На уроках русского языка экскурсии проводить сложнее, но можно. Например, при обобщении по теме «Имя прилагательное» в 5-6 классах я провожу экскурсию по святым местам Волоколамска. При рассказе о храмах дается лингвистическое задание: в тексте-описании Волоколамского Кремля-найти сложные прилагательные, объяснить их написание; в тексте об экспозиции краеведческого музея- объяснить написание Н-НН в прилагательных; Рассказывая о Варваринском монастыре, или церкви Покрова пресвятой Богородицы, дается задание на орфографическое правило: правописание НЕ с прилагательными, а из текста о Храме Рождества Пресвятой Богородицы, расположенного на Возмище, - нужно выписать словосочетания и сделать их разбор.

     Заочная экскурсия оживляет преподавание предмета, но должна соответствовать содержанию и ,конечно же, теме учебного материала,быть доступной возрасту учащихся.

5. Любовь к родному краю, знание его истории-основа духовной культуры всего общества. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, воспитание патриотического отношения к отчизне тесным образом связано с открытием литературы родного края. Она помогает познать край. А край, в свою очередь, - познать литературу и тех, кто ее создает.

    Основным направлением в моей работе является использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочной деятельности.

Знакомство с авторами Волоколамского района и изучение их произведений в первую очередь происходит на уроках литературы.  

Так, знакомство с творчеством Волоколамских поэтов включено в следующие разделы:

Образ времени года в литературном произведении.

          Образ родины в русской поэзии

          Образы детей в поэзии и прозе о Вов.

Жанр песни в русской литературе.

         Тема Великой Отечественной войны  в  русской литературе

         Пейзаж в литературных произведениях

          Духовная традиция в русской литературе

 Тема Великой отечественной войны в русской литературе

 Форма сонета в мировой литературе.

 Любовная лирика А.С.Пушкина.

 Тема свободы в лирике А.С.Пушкина.

 Жанр элегии в мировой литературе.

 При изучении этих тем учащиеся знакомятся с творчеством Волоколамских поэтов: Александра Ивушкина, Анатолия Баркова, Виталия Губанова, Светланы Колосковой и других.

Не могла я оставить без внимания и произведения Августейшего Поэта- Великого Князя Его Императорского Высочества, второго сына Великого Князя, внука Николая 1, двоюродного дяди  Николая Константина Константиновича Романова, писавшего под псевдонимом К.Р., которого Афанасий Фет считал «своим талантливым учеником». Хотя в полной мере считать Константина Константиновича поэтом Волоколамского края   нельзя, но и оставить без внимания его творчество было бы неправильным, т.к. с его именем связана Осташёвская усадьба, владельцем которой он был и посвятил ей одно из лучших своих произведений- элегию «Осташёво».

Воспитательная цель урока русского языка в 9 классе по теме «Речеведческий анализ текста»- воспитание патриотизма и духовно-нравственных качеств личности (нравственность, духовность, патриотизм, трусость.) на примере подвига панфиловцев в годы Великой Отечественной войны. Цель реализовывалась через работу с текстом документальной повести А. Кривицкого «Подмосковный караул». И хотя содержание выбранного текста вызывает спор среди историков, но это тоже можно направить в нужное образовательное русло.

Краеведческий материал становится предметом внимания учащихся и на внеклассных мероприятиях. Так, на День гимназии, который ежегодно проходит 25 января, проводятся открытые мероприятия.

В рамках этого праздника в 2020 году была организована встреча с поэтом Волоколамского края Александром Ивановичем Ивушкиным. На этой встрече прозвучали стихотворения в исполнении учащихся и, конечно же, самого поэта, а также песни на стихи Александра Ивановича в исполнении музыканта, композитора, певца Ситнова Сергея Алексеевича.

В 2021 году прошла   встреча с Мариной Владимировной Запориной, которая долгие годы изучает историю пребывания членов императорского дома Романовых в селе Осташёво Волоколамского района. Встреча прошла под названием «О, как душа полна благодаренья судьбе за благодать уединенья!». Марина Владимировна рассказала о жизни поэта Константина Романова, учащиеся читали стихи поэта. Были показаны фрагменты кинофильма нашего земляка Романа Волкова о жизни Великого Князя «Последний экзамен лицеиста».

    В июне 2022 года в рамках «Умных каникул» мною реализована программа туристско-краеведческой направленности «Путешествие по литературной Московии».

Один из блоков программы – блок «Моё родное Подмосковье. Литература Волоколамска».

Ребята познакомились с писателями и другими деятелями культуры нашего края, узнали о пребывании  писателей, поэтов в нашем городе, об  обстоятельствах их пребывания здесь,  о памятных местах, связанных с ними, узнали о Литературных объединениях, кружках.

     Анализируя проведенную работу, прихожу к выводу, что работа такая необходима. Знакомство с национальной культурой, богатством литературного наследия родного края служит действенным средством поликультурного воспитания обучающихся, способствует развитию познавательной активности учащихся, развитию речи, повышению интереса к изучению литературы, расширению кругозора, развитию творческой активности. А также воспитанию любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, родной речи, чувства патриотизма.

 

   Формирование языковой и коммуникативной личности продолжается и во внеклассной работе (декада русского языка и литературы, факультативы, кружки, конкурсы, викторины)

   Моя педагогическая деятельность не ограничивается работой с детьми. Я обмениваюсь своими идеями и наработками и с молодыми педагогами, и с опытными коллегами.

     Для распространения своего профессионального опыта я публикую материалы на педагогических сайтах: инфоурок, фонд 21 век, сайт социальных работников образования(nsportal). А также даю открытые уроки различного уровня: уроки-преемственности, мастер-классы по плану работы УМО, открытые уроки в рамках «Школы профессионального мастерства», принимаю участие в семинарах, конференциях различного уровня.

Ведущая педагогическая идея

        Ведущей педагогической идеей является применение современных образовательных технологий с целью развития интереса к русскому языку и литературе и, как следствие,  повышения эффективности обучения.

       На своих уроках я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования, не забывая при этом о физическом и психическом здоровье обучающихся.

        Применение ИКТ  на уроках русского языка и литературы повышает интенсивность и результативность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество учебного материала, чем это происходило за то же самое время в условиях традиционного обучения. Использование компьютера благотворно влияет на качество усвоения знаний учащимися.

Результативность опыта

       Я убедилась, что использование  современных образовательных технологий  на уроках русского языка и литературы  даёт высокие результаты: 

- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;

- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний  в  системные;

- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;

- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с  изучаемым материалом.

       Применение современных образовательных технологий позволяет мне:

- наполнить уроки новым содержанием;

- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;

- формировать элементы информационной культуры;

- прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

- поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

- идти в ногу со временем.

        Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения, для того чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.

Приложение

https://nsportal.ru/kozlova-svetlana-vyacheslavovna

https://infourok.ru/user/kozlova-svetlana-vyacheslavovna

https://fond21veka.ru/publication/11/27/360356/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности 2012

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во твнеурочной деятельностиМастеркласс 2012 год....

Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся

Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения....

Методической система «Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности с целью повышения познавательной активности обучающихся»

Объёмная публикация (учебное пособие) с последовательным изложением  собственной методической системы учителя русского языка и литературы Золотаревой Н.Н....

«Использование интерактивных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»

Обобщение опыта работы «Использование интерактивных методов обучения для формирования  ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы  и во внеурочной д...

Эффективные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы

Технология активизации мыслительной деятельности и формирования индивидуальных особенностей личности при изучении русского языка и литературы с целью повышения мотивации учебной деятельности опирается...