Главные вкладки

    «Использование электронных образовательных ресурсов в процессе реализации деятельностного метода обучения на уроках русского языка и литературы»
    учебно-методический материал (русский язык) по теме


    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ispolzovanie_eor_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.docx57.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Использование электронных образовательных ресурсов в процессе реализации деятельностного метода обучения  на уроках русского языка и литературы»

    Введение.

     Преподавание есть искусство, а не ремесло – в этом самый корень учительского дела. Вечно изобретать, требовать, совершенствоваться – это единственно правильный курс учителя. Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.  

    Мы, учителя, должны наделить ребёнка универсальными учебными действиями, то есть совокупностью навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.  Сегодня от  выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий.      

      Современный учитель - это человек, способный к саморазвитию, самосовершенствованию, осознающий  необходимость в изучении и внедрении новых технологий, инновационных подходов в преподавании.  Это - учитель, способный создавать благоприятные условия для:

    - общекультурного личностного и познавательного развития и   саморазвития ребенка,  

    - проявления и раскрытия творческого потенциала,

    - реализации себя как личности.

    Вспомним В. А. Сухомлинского, писавшего, что "чтение есть прежде всего человеческие отношения, а подлинное обучение характеризуется обстановкой эмоционального пробуждения разума. Классическая школа ориентирована на обучение от известного к неизвестному: иди, так сказать, вперед, глядя назад. Новая школа,  по моему убеждению, не отрицая пути движения от известного к неизвестному, в то же время  должна обосновывать принцип перекрестной деятельности учителя, на линии которой располагаются опережающие задания, наблюдения и эксперименты. Именно опережение, по нашему убеждению способствует эффективной подготовке обучающихся к восприятию нового материала, активизирует их познавательную деятельность, повышает мотивацию учения, выполняет другие педагогические функции.  Идею опережения, положенную в основу обучения С. Лысенков и С. Соловейчик назвал гениальной. В отличие от двухлинейной логической структуры урока, опережающая технология имеет трехлинейную структуру урока. Урок, построенный на опережающей основе, включает как изучаемый и пройденный, так и будущий материал.

    Обучение, в особенности в старших классах, в большинстве случаев является словесным, и это обстоятельство - один из гносеологических источников формальности знаний учащихся. На наш взгляд, истинный учитель должен приходить на урок с гибкой моделью предстоящего процесса, в которой и предусматривается динамическая дозировка содержания с дифференциацией на более существенное и менее существенное. Для чего она необходима? Освоенное ребенком ключевое понятие есть та "вершина", с которой хорошо обозревается все поле фактов, это понятие становится ориентиром действий высокого уровня обобщений. Способный и опытный учитель видит будущее, знает не только свой предмет, каким-то шестым чувством чувствует, как настроены его ученики, стремится работать по опережающей системе. Ребёнок способен быть неравнодушным, когда ему интересно, когда он успешен, пусть даже в малом.  Он пойдет за учителем, если тот умеет вести за собой.

    Таким образом, свою педагогическую деятельность строю через решение следующих задач: помочь ученику вписаться в мир не только житейский, бытовой, но и художественный, помочь определить свое отношение к жизни. Основной принцип моей педагогической практики - проблемное обучение, диалог учителя с учеником, личностное осмысление истины. Истоки развития  проблемного обучения и личностно-ориентированной педагогической технологии содержатся в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина- Библера,  где обоснованно ими идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания. "Диалогические отношения… это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение … Где начинается сознание, там начинается и диалог" (В. С. Библер). В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании - понимание и взаимопонимание. В. С. Библер объясняет отличие этих двух феноменов следующим образом: при объяснении - только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании - два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение - всегда взгляд "сверху вниз", всегда назидание. Понимание - это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании.  Только в этом случае, цель, научить ученика быть умным, тонким, проникновенным читателем становится  достижимой.

     1. Актуальность .

       В последние годы довольно много говорят  о  переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля - к развитию, от управления - к самоуправлению. Основная установка педагога - не на познание "предмета", а на общение, взаимопонимание с учениками, на их "освобождение" (К. Н. Вентцель) для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования на уроках русского языка и литературы.

    Современный  учитель должен уметь создать условия для практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения русскому языку и литературе. 

    При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для ученика, как мы знаем, выступает учитель. Он требует от ученика концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый ученик способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной «неуспешности» школьника. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой для усвоения учеником на уроке.  Однако, хочется сказать, что внедрение в учебный процесс использования мультимедийных программ вовсе не должно исключать традиционные методы обучения, а гармонично сочетаться. Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу.   Вопрос, как использовать возможности компьютера на уроках, стал для нас, учителей словесности, одним из главных за последние годы. 

    Главные цели в преподавании наших предметов — это развитие творческой, духовной личности, проблема подготовки ученика как языковой личности. Они предполагают работу с текстом, художественным словом, книгой. Поэтому возникли вопросы о целесообразности использования ЭОР на уроках, в какой степени компьютер может помочь учителю и на каких этапах урока, какие дидактические функции можно возложить на компьютер. Применяя компьютерные технологии на уроках, мы научились требовательно относиться к готовым компьютерным программам, к их месту на уроках, видеть их сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки. Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении ЭОР, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Они  предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю  русского  языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.

    Бесспорным помощником в решении этих задач являются ЭОР. Я работаю по следующим направлениям: использование готовых программных продуктов,работа с программами MS Office (Word, Power Point,), работа с ресурсами Интернет, создание электронного пособия в конструкторе сайтов.

    Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано  тем, что они:

    -позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

    -способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

    -позволяют индивидуализировать процесс обучения;

    -повышают интерес к урокам русского языка и литературы;

    -активизируют познавательную деятельность учащихся;

    -развивают творческий потенциал учащихся;

    -осовременивают урок.

    1. СУЩНОСТЬ ОПЫТА.

    Как писал поэт Борис Слуцкий, Ничему меня не научит

     То, что тычет, талдычит, жучит...

    Практическая адаптация новой дидактической системы требует обновления традиционных форм и методов обучения, разработки нового содержания образования. Действительно, включение учащихся в деятельность - основной вид освоения знаний в деятельностном подходе - не заложен в технологию объяснительно-иллюстративного метода, на котором строится сегодня обучение в "традиционной" школе.

      Так, сообщение темы и цели урока не имеет ничего общего с постановкой проблемы. Объяснение нового материала не может заменить учебных действий детей, в результате которых они самостоятельно "открывают" новое знание: объяснение - это действия прежде всего учителя, а не учеников. Принципиальными являются также различия между контролем и самоконтролем знаний. Следовательно, объяснительно-иллюстративный метод не может полноценно осуществлять цели развивающего обучения.

     «Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - сказал ещё в начале XX века писатель-реалист  М. Горький. Эти слова классика звучат необыкновенно актуально сейчас, когда развитие техники идёт семимильными шагами.

    Развиваются технологии – изменяются и требования, предъявляемые к содержанию учебного процесса. В настоящее время учителя должны не столько давать знания, сколько учить обучающихся учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. Учебник долгие годы был главным источником знаний для подрастающего поколения, основным средством и сценарием обучения, хранителем содержания образования. Но в настоящее время печатная продукция сдаёт свои позиции. На её место приходят информационные технологии, позволяющие человеку получить несоизмеримо больше информации по интересующей его проблеме. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, которые  не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому построить образовательную систему.

    Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся. Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.

    Использование ЭОР на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов воспитывают интерес к уроку, делают его увлекательнее.

    Считаю, что деятельностный подход (Л. Г. Петерсон), экспериментально апробированный в содержании математического образования, также можно внедрить на уроках русского языка и литературы.  Основные этапы этого метода: 1.Постановка учебной задачи 2.Открытие детьми нового знания

    3.Первичное закрепление (комментирование)4.Самостоятельная работа с проверкой в классе 5.Решение тренировочных упражнений 6. Контроль (принцип минимакса) 7.Решение задач на повторение

    1. На этом этапе необходим восторг, эмоциональный всплеск, идущий от сопричастности к этому явлению. Одним словом, необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению в деятельность. Например,  на уроке русского язык по теме «Правописание производных предлогов» в 7 классе мотивацией, побуждающей ученика к вступлению в деятельность, я использую  анимации, вид ресурса-мультимедиа:

    "Производный предлог в течение"

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/74967117-f3c3-4527-9113-10009a7946af/%5BRUS7_146%5D_%5BMA_013%5D.swf или

     "Производный предлог вокруг"

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/04308546-ad16-4bd2-86dd-98dbf65c69cf/%5BRUS7_146%5D_%5BMA_015%5D.swf, после чего пойдет объяснение нового материала.

    Также эмоциональным всплеском на уроках могут быть видеофильмы.  Поэтому  урок по творчеству А.С Пушкина  в 5 классе начинаю  с фрагмента из видеофильма «Подруга дней моих суровых» http://narod.ru/disk/26168450000/Пушкин%20и%20няня.wmv, где рассказывается о няне Пушкина. Заинтересовав учеников, далее  они сами осознанно читают стихотворения, анализируют , связывают с фактами из жизни поэта , о которых говорилось в фильме.

    На другом уроке , после прочтения «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина, ставлю фрагмент из видеофильма http://narod.ru/disk/26168284000/Сказка%20о%20мёртвой%20царевне.avi  с тем, чтобы ученики могли  сравнить прочитанный текст с фильмом, найти общее, отличия. На уроке в 7 классе при изучении «Станционного смотрителя» А.С Пушкина уместно  сначала провести виртуальную экскурсию по музею станционного смотрителя http://narod.ru/disk/22514907000/Станционный%20смотритель%20Выра%20музей.wmv, чтобы ученики погрузились в текст, смогли  лучше понять внутренний мир героя. Роль интерактивных мультимедийных  ЭОР высока  при реализации проблемного деятельностного обучения русскому языку, литературе  на этапе объяснения, это могут быть : виртуальные уроки, таблицы, тексты-примеры, иллюстрации и анимации,  видео фрагменты, аудио записи при презентации. http://school-collection.edu.ru/collection/

    2. Этап открытия детьми новых знаний - решение проблемы, которое осуществляется самими учащимися в ходе дискуссии, обсуждения, диалога. Диалогическая форма поиска истины - важнейший аспект деятельноcтного метода. Я могу с уверенностью сказать, что ЭОР помогают создать проблемную ситуацию на уроке. Учащиеся вовлечены в увлекательный процесс познания, где самостоятельно добывают информацию, анализируют ее, обмениваются мнениями, делают вывод. Лучше всего использовать интерактивные ЭОРы.

    (Приложение1). Интерактивный информационный ресурс служит для постановки учебной проблемы, интерактивный практический ресурс – для выявления способов ее решения. ЭОРы включают в себя различные тексты с заданиями, интерактивные картинки, фото, тесты – все это делает учебный процесс не только познавательным, но и занимательным. Богатую коллекцию к урокам проблемного обучения можно найти на сайтах:

    www.school-collection.edu.ru ,  www.fcior.edu.ru.

    Одно из основных направлений использования электронных образовательных ресурсов на уроках литературы – демонстрация визуальной информации (иллюстративного, наглядного материала). Так, например, при изучении поэмы Гоголя «Мертвые души» использую иллюстрации к поэме современного художника С.Чайкуна (иллюстрации сделаны в 2007 –  2009г.г. http://artel-art.livejournal.com/41089.html - сайт художника).  Мы привыкли демонстрировать классические иллюстрации  к поэме художников 19 века: Агина, Боклевского. Но интерес художников к Гоголю не угас и в 21 веке. Иллюстрации Чайкуна показались мне очень необычными: выполнены в новом стиле - сюрреализма. Использование их на уроках дает возможность сравнить иллюстрации разных художников, разных эпох, а также поразмышлять над вопросами:

     - Почему не угас интерес художников к поэме в 21 веке? В чем современное звучание поэмы?

    ЭОР также дает возможность объединения многокомпонентной информационной среды (текста, звука, графики, видео). Поэтому на одном из последних уроков по поэме «Мертвые души»: «Образ дороги в слове и в музыке», помимо иллюстраций современных художников, мы слушали музыку современных композиторов к поэме: А.Шнитке и Р. Щедрина, смотрели заключительный фрагмент фильма «Мертвые души» (Мосфильм, 1984 г., режиссер Михаил Швейцер

    http://www.youtube.com/watch?v=I00XRh6YTjo&feature=related, где на фоне музыки Шнитке звучат слова о птице – тройке . Этот органический синтез помогает будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно – наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся.

    Часто при изучении произведений мы совершаем виртуальные заочным экскурсиям по литературным местам как видео поддержку урока литературы. Это могут быть фрагменты авторских видеофильмов, скачанных с Интернета. Используя данные ресурсы, мы посещаем Тарханы, Мелихово, пушкинскую Москву и другие места, связанные с именами русских писателей и поэтов. На уроках я использую не только материалы из интернета, но и собственные  наработки «Виртуальная экскурсия. Пунктуация в предложении. 9 класс» (Приложение2 ).    Я вхожу в состав  городской творческой группы «Учебный проект на уроках русского языка и литературы с использованием ИКТ» под руководством Е.В Клепач, где мы учимся созданию проектов, виртуальных экскурсий. Использую интересные работы своих коллег по творческой группе «Вознесенский», «Ясная поляна» -заочные экскурсии.

    На уроках, посвященных жизни и творчеству писателя, истории создания произведения я использую видеофрагмент. Просматривая и прослушивая видеофрагмент, ученики должны записать основные моменты лекции. Некоторые важные моменты выделены в фильме. Их ребята также записывают. В Интернете есть готовые  видеофрагметы, которые можно скачать или просмотреть прямо на уроке в режиме  on lain. Нахожу нужный мне текстовый материал: либо книги, путеводители, либо информацию Интернета. Использую на уроках видеофрагменты http://peressa2009.narod2.ru/Eto_interesno/peressa2009/(  к уроку »Дубровский» 6 класс)

    http://narod.ru/disk/26168633000/родословная%20Фонвизина.wmv

    http://narod.ru/disk/26168586000/постановка.wmv  ( к урокам изучения творчества Фонвизина, чтения комедии «Недоросль» 8 класс).

     На уроках литературы применяется  «Литература. Хрестоматия», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия» для всех классов.  Используемые на уроках материалы CD- существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание учащихся. Тема урока становится интересна учащимся, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Обучение делается более эффективным, когда вовлекаются все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютера.

           При подготовке и проведении уроков с применением информационно-коммуникационных технологий используются материалы сети Интернет: www.edu.ru, www.ed.gov.ru, www.5ballov.ru, www.center.fio.ruwww.edurm.ru  и др.

    3. На этапе внешней речи происходит усиление эффекта усвоения материала, так как ученик не только подкрепляет письменную речь, но и озвучивает речь внутреннюю, посредством которой ведется поисковая работа в его сознании. ЭОР дает возможность создавать урок – лабораторную  работу, целью которой является введение нового материала. Специфика состоит в том, что при изучении нового материала в традиционной форме преимущественно осуществляется ориентация на репродуктивную деятельность учащегося при выполнении заданий. В то время как при проведении лабораторной работы важно содействовать становлению у учащегося умений анализа, сравнения, обобщения. Значимость такого рода занятий определяется также возможностью способствовать становлению умений осмысленной работы, углубленного анализа  языковых материалов, развитию навыков исследования. Один из таких уроков – «Представление Незнакомца. Слова состояния» в 6 классе.

    Для урока создаю интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы).  Прежде чем познакомиться с новой частью речи повторяем уже известные, для чего используем интерактивную таблицу http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/38ebdee9-9b33-4caa-80ea-765e32a891d9/%5BIS-TA_05-11_01%5D_%5BIA_01-AT%5D.sw

     Особое внимание уделяем наречиям и прилагательным. При решении проблемного вопроса: «Одинаковой ли частью речи являются выделенные слова: в предложениях «Утро сегодня радостно. Глаза светились радостно?» вносим выводы в концептуальную таблицу.

    Линия сравнения

    Объекты сравнения

    Прилагательное

    радостно

    Наречие

    радостно

    Незнакомец

    каково?

    как?

    изменяется по родам, числам, падежам.

    не изменяется

    есть ?        

    нет ?

    радостно

    радостно

     Затем предлагаю определить линии сравнения. С помощью ЭОР можно быстро и наглядно продемонстрировать правильные варианты ответов. Учащиеся сравнивают, исправляют, дополняют.

    Линия сравнения

    Объекты сравнения

    Прилагательное

    радостно

    Наречие

    радостно

    Незнакомец

    вопросы

    каково?

    как?

    морфологические признаки

    изменяется по родам, числам, падежам.

    не изменяется

    морфемные признаки

    есть ?        

    нет ?

    синтаксические признаки

    радостно

    радостно

    Новый материал не приподносится в готовом виде, дети должны путем анализа, сравнения, сопоставления сами сделать выводы и занести их в таблицу.

     - Давайте сравним новое слово – Незнакомца -  с известными частями речи. Дополним таблицу.

    На душе у ребят радостно.

     В процессе работы таблица заполняется:  

    Линия сравнения

    Объекты сравнения

    Прилагательное

    радостно

    Наречие

    радостно

    Незнакомец

    вопросы

    каково?

    как?

    как? и каково?

    морфологические признаки

    изменяется по родам, числам, падежам.

    не изменяется

    не изменяется

    морфемные признаки

    есть ?        

    нет ?

    нет ?

    синтаксические признаки

    радостно

    радостно

    радостно

     С помощью таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. В отличие от печатных, электронные таблицы обладают повышенной наглядностью и компактностью. Например,  на уроке русского языка по теме "Признаки деепричастия" в 7 классе использую интерактивную таблицу http://school-collection.edu.ru/catalog/res/af1444e0-3dcc-46b6-aa44-e183c2e17a05/?interface=teacher&class=48&subject=8.

    На уроке «Деепричастный оборот» в 7 классе использую интерактивную  гипертекстовую трёхуровневую  таблицу. Она  иллюстрирует глагольные и именные признаки деепричастия, подсветка выделяет различные фрагменты представленного в таблице материала, открывающиеся вложения содержат текстовые комментарии. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b2749cb7-7e05-41a7-8e2e-8f845e037238/%5BIS-TA_05-11_09%5D_%5BIA_04-AT%5D.swf

    На этапе урока, когда идет сравнение деепричастия с частью речи глаголом, применяю

    Интерактивную гипертекстовую  трёхуровневую  таблицу  , которая  иллюстрирует глагольные и именные признаки деепричастия. Открывающиеся вложения содержат примеры и пояснения.

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/af1444e0-3dcc-46b6-aa44-e183c2e17a05/%5BIS-TA_05-11_09%5D_%5BIA_02-AT%5D.swf

    Неоценима роль ЭОР при организации самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся. Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Стараюсь научить детей грамотно использовать компьютер, показать, что он не только для игр и для общения с друзьями. Стараюсь научить детей среди обилия информации в Интернете находить нужную, учиться обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Рекомендую учащимся работать со следующими сайтами: Словари. ру. -  http://slovari.ru/dictsearch, Учебник грамоты http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota/,Справочная служба http://www.gramota.ru/, Русские поэты. Краткий портретный тест. http://gramma.ru/LIT/?id=8.201

    4. Задача четвертого  этапа - самоконтроль и самооценка. Самоконтроль побуждает учащихся ответственно относиться к выполняемой работе, учит адекватно оценивать результаты своих действий. ЭОР дает возможность осуществлять контроль  умений, навыков учащихся.

     Тестовый контроль  с помощью ЭОР дает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации – можно сразу посмотреть результаты опроса. Кроме того, использование  интерактивного ЭОР с компьютером и проектором позволяет учителю или одному из детей работать с ЭОР, а остальным участвовать в работе, организованной учителем. В школе компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет организовать процесс обучения по индивидуальной программе. Ученик, обучающийся за пультом компьютера, может сам выбирать наиболее удобную для него скорость подачи и усвоения материала. В этом проявляется главное преимущество компьютера в процессе обучения: он работает с каждым учеником в отдельности.

    Индивидуализация обучения улучшает качество подготовки. Это достигается за счет живой обратной связи, которая устанавливается в процессе диалога школьника с персональным компьютером. В зависимости от характера ответов на контрольные вопросы компьютер может предложить наводящие вопросы, подсказать или замедлить темп обучения. При проведении контрольных работ, тестов, самостоятельных работ каждый ученик отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребёнка. Он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Ученик может посмотреть процент и качество своих знаний.

    Электронное тестирование позволяет проверить умение ответственно, сосредоточенно и внимательно работать, применяя приемы самоконтроля.

    Тесты провожу в качестве текущего и промежуточного контроля преимущественно на уроках русского языка. На основе полученных данных выстраиваю коррекционную работу для более успешного овладения материалом. Электронное тестирование позволило выявить не только количественный объем знаний, но и их качественный состав. В текущем контроле использую в основном корректирующую функцию, а в промежуточном или итоговом контроле знаний - контролирующую функцию, которая дает четкое представление о знаниях, навыках и умениях учеников и позволяет оценить степень их подготовленности. В приведенном примере итогового электронного тестирования явно просматривается контролирующая функция.

    Считаю, что задачей учителя является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с ее индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности. Обучение на уроках предусматривает использование соответствующих дидактических материалов: специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля; карточек-заданий, определяющих условие предлагаемого задания, карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями; карточек, в которых показаны образцы выполнения задания, тренажеры.

    В зависимости от целей конкретного урока и от условий конкретной школы тренажеры по русскому языку и литературе можно использовать на уроках по-разному. Наличие или отсутствие  полного набора компьютерной техники определяет реализацию разных форм обучения: индивидуальных или коллективных. Если условия позволяют, то каждый обучающийся работает за компьютером. И это, конечно, облегчает задачу учителя и школьников. Можно  провести «виртуальный» урок, на котором  взаимодействие виртуального и реального  коллективов осуществляется с помощью проектора и экрана. На уроке обучающиеся не только обсуждают и выполняют задания электронного тренажера, но и пишут в тетради, повторяют и закрепляют орфограммы и пунктограммы. Такой урок не является  пассивным просмотром слайдов или фильма. Задания, вопросы, используемые в процессе «виртуального» занятия. Адресованные как индивидуальному пользователю(при самостоятельной работе), так и коллективному (при работе в классе), стимулируют мыслительную и речевую деятельность обучающегося, привлекают его к участию в работе виртуального класса, повышают творческую активность школьников.

    Мною разработаны и апробированы тренажеры к урокам русского языка и литературы. Согласно положению № 2 Приказа № 430 от 12 ноября «О творческих группах и создании тренажеров по русскому языку» , в помощь к подготовке Экзамена по русскому языку в новой форме в 9,11 классах, тренировки памяти, учащихся, закрепления пройденного материала созданы данные тренажеры по основным темам русского языка: орфографии, синтаксису, пунктуации (Приложение 3). Считаю, что применение тренажеров на уроках необходимо, и мотивировано тем, что они позволяют: эффективно организовать самостоятельную работу на уроке, способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся, позволяют индивидуализировать процесс обучения, активизируют познавательную деятельность, осовременивают урок. Тестовый контроль с помощью тренажеров предполагает возможность быстрее и объективно, чем при  традиционном способе, выявить знания и незнания обучающихся. Этот способ удобен и прост для оценивания в современной системе.

    Тренажеры  по русскому языку представляют собой комплекс упражнений по орфографии, пунктуации и развитию речи (понимание текста), охватывающий все темы, изучаемые в  соответствующих разделах на уроках русского языка с 5-го по 9 класс и повторяемые в старших классах средней школы. Тренажеры ни в коем случае нельзя рассматривать как возможную замену школьного учебника и сборника упражнений. Прежде всего, изучение русского языка отнюдь не сводится к выработке правописных навыков, а  тренажеры, с его сугубо практической направленностью, не включает ни систематического изложения теоретических вопросов, ни упражнений на усвоение тех или иных лингвистических понятий. Но даже при освоении именно орфографии неправильно было бы видеть в тренажерах  единственный источник знаний, умений и навыков. Его использование не отменяет систематического изучения правил, обращения к  различного рода словарям и справочникам. Возникает естественный вопрос: на какой из ныне действующих  комплексов рассчитаны тренажеры, какой из трех самых распространенных программ по русскому языку соответствует? Ответ такой: Они равно пригодны  для работы по любой из программ, поскольку самые существенные расхождения между ними  связаны с разной трактовкой вопросов теории и с разной последовательностью изучения тем, а правила орфографии и пунктуации едины для всех. Можно предложить в самом общем виде возможные сценарии урока с использованием тренажеров. (Приложение4). Они  определяются и возрастом учеников, и целями занятия, и оборудованием кабинета.

    Ученикам  5-6 классов по санитарным нормам нельзя проводить за компьютером длительное время, поэтому тренажеры  можно использовать только на одном или нескольких фрагментах урока. Если кабинет оборудован достаточным количеством компьютеров, на одном из этапов урока, например, после объяснения нового материала и первичного закрепления, во время которого ученики работают на доске и в тетрадях, учитель проводит соответствующую инструкцию и предлагает   заняться отработкой умения каждому ученику на своем компьютере. Набор упражнений заранее подготовлен. Можно сообщить предполагаемую длительность работы и  задачу: успеть за отведенное время  выполнить правильно как можно больше упражнений. Если упражнение выполнено с ошибками, нужно прочитать подсказку, рассмотреть исправления, потом  сбросить результат и выполнить упражнение снова, а затем еще и дубль к этому упражнению (если есть). Можно организовать работу по-другому: обращаться к компьютеру два-три раза по 7-10 минут, перемежая упражнения на  тренажере  письмом в тетради или беседой.

    В 8-11 классах можно целые уроки посвящать отработке орфографических (в ходе систематического повторения или работы над ошибками) и пунктуационных навыков – специальные уроки-тренинги. Если нет возможности организовать работу всех учеников на компьютере, можно, хотя и менее эффективно, использовать упражнения тренажера на комбинированном уроке с индивидуальными заданиями. Отдельные ученики работают на компьютере (в это время их одноклассники выполняют аналогичное задание в тетрадях); потом результаты их работы выводятся на экран, обсуждаются, а затем демонстрируется компьютерная проверка. Упражнения тренажера можно использовать в качестве домашнего задания. Чтобы проверить его выполнение, на следующем уроке следует предложить написать те же слова или конструкции в тетради или на доске.

    Увеличение вариативности числа таких форм подготовки - положительно влияют на память, развивают логическое мышление учащихся. Задача создания новой модели тренировочных заданий актуальна в связи с введением экзамена в новой форме. При разработке  учитывалась структура и типы заданий ЕГЭ. Важно, что задания проверяют навык понимания теста, ключевых слов, позицию автора, умение ориентироваться в орфографии, пунктуации, синтаксиса, лексики, морфологии, морфемики. Используя тренажеры в 5-11 классах индивидуально, совершенствуются и проверяются орфографические и пунктуационные знания, умения по темам. Важно, чтобы на этом этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха (я могу, у меня получается) и у него возникло желание закрепить удачный результат.

    5. Тренировочные упражнения. На последующих  этапах уроках происходит отработка и закрепление изученного материала, выведение его на уровень автоматизированного умственного действия. Знания претерпевают качественное изменение: происходит виток в процессе познания, обучения, действия (познание - открытие нового содержания, обучение - его освоение, действие - саморазвитие в процессе поиска верного решения проблемы). Использование ЭОР при контроле усвоения учебного материала: электронные задания, тесты, диктанты в качестве традиционного контролирующего средства, но представленные в компьютерном варианте, они решают задач:

    – повышают производительность труда учителя и учащихся на уроке;

    – увеличивают объем использования наглядности на уроке;

    – экономят время учителя при подготовке к уроку.

    Дидактические материалы представлены в разных формах: тестовые задания, с орфографическим и пунктуационным анализом, разные виды диктантов, алгоритмы, мини тесты. Дидактические материалы по литературе для 6 - 7 классов в форме разноуровневых карточек  (Приложение 5). Рекомендую учащимся работать со следующими сайтами:

     Словари. Ру. http://slovari.ru/dictsearch Учебник грамоты http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota/ Справочная служба http://www.gramota.ru/ Русские поэты. Краткий портретный тест. http://gramma.ru/LIT/?id=8.201. Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи: усвоить базовые знания по предмету, систематизировать полученные знания, психологически настроить на атмосферу экзамена, сформировать навыки самостоятельной работы и самоконтроля. 

    В моей методической копилке имеются презентации по литературе: «Биография А.С Пушкина», «Адресаты любовной лирики Лермонтова», «Жизнь и творчество А.П.Чехова», «Основные мотивы лирики Лермонтова», «М.А.Булгаков», «Бородино», «Капитанская дочка» и другие.

    Подготовлены презентации по русскому языку: «Обобщающие слова при однородных членах», «Односоставные предложения»,»Местоимение», «Фразеологизмы», «Синтаксис и пунктуация, »Обобщающий урок по глаголу. 5 класс» и другие. (Приложение 6 ).  

                     Одна часть презентаций носит иллюстративный характер. Чаще всего их использую на  уроках литературы. Они позволяют представить наглядный материал о писателе изучаемого произведения, иллюстрации к эпизодам. Возможности сети Интернет позволяют быстро и в разных объемах собрать и представить материалы по любой  теме.

    Я считаю, что умелый учитель может превратить презентацию в  способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причем, презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе урока или на любом виде урока, будь то  введение нового материала, тренировка и закрепление, применение знаний на практике, зачет или контроль, домашнее задание и др. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

    6. Отсроченный контроль знаний.

      Заметим, что успешность контроля знаний зависит не только от качества методического обеспечения обучения. Завершающая контрольная работа должна быть предложена ученикам на основе принципа минимакса (готовность по верхней планке знаний, контроль - по нижней). При таком условии будет сведена к минимуму негативная реакция школьников на оценки, эмоциональное давление ожидаемого результата в виде отметки. Задача же учителя вывести оценку усвоения учебного материала по планке, необходимой для дальнейшего продвижения. Учителю всегда приходится ориентировать свою деятельность на результат: в какой форме будут оцениваться знания, умения и навыки его учеников. Несколько лет назад, когда формы выпускных экзаменов стали разнообразными и появилось централизованное тестирование, возникла необходимость научить детей выполнять тестовые задания. Компьютер помог решить эту задачу. При проведении уроков использую СD-диски 1С: Репетитор. Тесты по Орфографии и Пунктуации.

    Оригинальная, специально разработанная система компьютерных тестов, позволяющая контролировать уровень владения орфографией и пунктуацией, а также выявить в ходе тестирования причины ошибок и получить обоснованную индивидуальную рекомендацию, помогает избежать ошибок в дальнейшем. Тесты адресованы школьникам старших классов, абитуриентам, студентам, учителям-русистам, а также всем, кому по роду своих занятий необходимо писать грамотно или проверять грамотность других. Ученик сам задает темп работы и ответов на вопросы, сразу же получает оценку за свою работу.

    С целью контроля на уроке провожу диктанты   для учащихся средних классов по отрывкам из произведений разных писателей. Эти диктанты учащиеся могут проводить и дома самостоятельно.  Например, по отрывку из произведения А.С.Пушкина. Это интерактивное задание по русскому языку для тренировки грамотности. Охватывает все темы и разделы, изучаемые школьниками в 8 классе. Диктант представляет собой отрывок из произведения А.С.Пушкина "Путешествие в Арзрум". http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6488a4ea-cd29-802c-dc47-671b791db338/1.html

    Работа начинается с прослушивания диктанта целиком (кнопка "Прослушать" главного окна). Далее пользователю необходимо прослушивать и записывать текст по предложениям или фразам, используя кнопки "Pause" и "Play" проигрывателя. После того, как диктант написан, ученику  следует вернуться в главное окно (переход по кнопке "Назад" окна браузера) и внести записанный диктант в окно проверки. Нажать кнопку "Проверить". Он может воспользоваться подсказкой, может посмотреть количество допущенных ошибок. Конечно, преимущество использования на уроке компьютерных программ по русскому языку неоспоримо: это и оперативный контроль знаний, что дает значительную экономию учительского времени, и элемент занимательности, повышающий интерес учащихся к обучению, и создание условий для индивидуальной работы. Благодаря компьютерным тестам, интерактивным диктантам  учащиеся приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала.  

     Выполнение творческих заданий (написание заметок, сочинений-миниатюр, эссе с фотографиями, иллюстрациями, оформление интервью, создание школьной газеты в электронном виде, буклетов-памяток на урок, схем, таблиц), научно-исследовательских работ к защите на научно-практических конференциях школьников с возможностью проверки этих работ учителем и для дальнейшего использования данного материала в учебном процессе.

    Сегодня подростки сталкиваются с проблемой выбора профессии уже в старших классах и чем раньше они смогут сопоставить собственные желания, творческие и коммуникативные способности с потребностями современного рынка труда, сориентироваться в многообразии профессий, тем проще им будет сделать этот выбор. Одной из самых престижных и востребованных профессий в современном обществе остается журналистика. По статистике каждый четвертый российский выпускник сегодня мечтает о профессии журналиста.  Дети и подростки нуждаются в периодических изданиях, но не только в еженедельниках со сказками и стишками, а в таких изданиях, где сотрудничали бы они сами и где затрагивались бы важные и интересные для них темы. Поэтому я уже второй год являюсь редактором газеты «Школьный вестник». Считаю эту проектную деятельность важной в развитии творческих способностей подрастающего поколения.

        Условия для развития не только творческих, но и коммуникативных способностей учащихся, можно смоделировать в своеобразной творческой лаборатории, которой, по сути, является любое школьное средство массовой информации – альманах, журнал или газета. При издании школьного СМИ создается уникальная творческая обучающая среда, которая не только стимулирует интерес подростков к развитию собственных интеллектуальных способностей, активно мобилизует их творческие силы, систематизирует и закрепляет приобретенные ранее профессиональные умения и навыки, но и помогает развить коммуникативные способности, избавиться от многочисленных подростковых комплексов.

                При этом  юные журналисты  владеют   устной речью, умеют  представить себя устно и письменно, владеют  приемами оформления текста (электронной перепиской, созданием текстовых документов по шаблону, правилами подачи информации в презентации). В газете «Школьный вестник» ребята сами составляют интервью с учителями, учащимися; пишут заметки, репортажи, очерки, представляют  свою исследовательскую работу, проекты, «пробы пера».  http://школа-32.рф/раздел/творчество_учашихся

    Эффективно  работают  в группе, ищут и   находят  компромиссы.

    В формировании коммуникативной компетенции учащихся принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становиться мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Учитель создает условия, развивающую среду, в которой становиться возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных умений: вступать в контакт с любым типом собеседника, учитывая его особенности; поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения; слушать собеседника, соблюдая уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; стимулировать собеседника к продолжению общения; грамотно разрешать конфликты в общении; изменять при необходимости свое речевое поведение; оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения.

    Анализ творческой деятельности показал, что работа в газете способствует развитию коммуникативных и информационных компетенций , и  результат этой деятельности нравится самим ученикам. Это подтверждают комментарии к школьной газете на сайте  http://школа-32.рф/блог/Школьная_газета. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на уроках русского языка и литературы позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности. Этот союз приятен и  преподавателям информатики и информационных технологий.

    Таким образом, описанная мною  технология обучения - деятельностный метод - может  успешно применяться  на уроках русского языка и литературы. Главным его отличием от традиционного "наглядного" метода является то, что он обеспечивает включение детей в деятельность, а использование электронных образовательных ресурсов на таких уроках обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний. "Открытие" понятия детьми осуществляется посредством выполнения ими предметных действий с реальными объектами или их графическими схемами - действие выполняется во внешнем плане, строится ориентировочная основа этого действия. Первичное закрепление обеспечивает прохождение этапа внешней речи - дети проговаривают вслух и одновременно выполняют в письменном виде установленные алгоритмы действия. В обучающей самостоятельной работе действие уже не сопровождается речью, алгоритмы действия учащиеся проговаривают "про себя" (внутренняя речь). И, наконец, в процессе выполнения заключительных тренировочных упражнений действие переходит во внутренний план и автоматизируется (умственное действие). Подготовка к такому уроку становится творческим процессом, а зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным  и запоминающимся.  Таким образом, деятельностный метод отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели. Он дает возможность осваивать предметное содержание в соответствии с единым подходом, в соответствии с единой установкой на активизацию как внешних, так и внутренних факторов, определяющих развитие.

    Использование деятельностного подхода во внеурочной деятельности.

    Ушли уже в прошлое рефераты и доклады, скачанные учащимися из Интернета. Такие виды работ не развивают творческого потенциала школьников и мало что дают в образовательном смысле. Гораздо интереснее что-то создавать самим, так сказать, решать проблему в прикладном плане. Этим мы и занимаемся в своей проектной деятельности на уроках и во внеурочное время.  Организуя внеклассную деятельность по предмету, чаще всего использую исследовательскую и проектную деятельность. В своем опыте я все-таки разграничила их между собой:

    -учебно-исследовательская  деятельность учащихся;

    -творческие проекты.

    Остановлюсь на проектной деятельности, так как считаю, что  во внеклассной работе с учащимися наиболее творческой является именно эта  деятельность. Она предполагает целый спектр возможностей, которые можно использовать в работе: разнообразие тем, форм, видов, средств, материалов и т.д.

    Из  опыта работы

            Хочу поделиться опытом проектной деятельности, которую мы с учащимися реализовали в этом учебном году: участие в социальном проекте «Все грани добра». Этот проект участвовал в Конкурсной программе для педагогов - руководителей социальных проектов «Все грани добра».За активное участие в конкурсной программе была награждена дипломом участника. Сам процесс подготовки проекта захватил учащихся, заставил их активизировать свою познавательную и  творческую деятельность. А мне, как учителю, представилась возможность увидеть учащихся по-новому, глубже узнать их способности, особенности и индивидуальность.

    Свой проект мы назвали «Любить природу - творить добро» http://школа-32.рф/блог/Наш_проект_любить_природу_творить_добро (Приложение 7)

    Проект проходил в 3 этапа.

    1 этап. Исследовательский.

    -Учащиеся познакомились с творчеством уральских писателей, отражающих в своем творчестве красоту уральской природы.

    -Нашли  произведения уральских поэтов , описывающих уникальность растительного мира Урала.

    -Исследовали состояние и местопроизрастание зеленых насаждений в Орджоникидзевском районе города Магнитогорска.

    -Определили  зеленые насаждения, нуждающиеся в лечении и помощи со стороны человека (школьника).

    -Подготовили  фотоматериал о зеленых насаждениях, нуждающихся в защите для Сайта школы.

    2 этап. Подготовительный.

    -Ребята сами изготовили  таблички для  деревьев , нуждающихся в защите со стихами уральских писателей ( а также для новых саженцев на пришкольном участке) , с целью обращения жителей Магнитогорска к социальной акции  «Любить природу —творить добро» (фото в приложении).

    -Участники  акции проявили творческую активность в подборке и  создании произведений о природе.

    -Комментарии учеников  к проекту и  лучшие творческие работы ,(адресованные к конкретному зеленому другу) были опубликованы  на сайте школы. http://www.школа-32.рф/блог/Наш_проект_любить_природу_творить_добро#COMMENT

    -Ученики  собрали  материально-техническую базу для лечения «зеленого друга» и привлекли  жителей города к проводимой акции. Ребята со своими родителями принесли саженцы деревьев для пришкольного участка.

    -Разместили   таблички с поэтическими строчками учащихся и южноуральских писателей  около деревьев, вновь посаженных и  нуждающихся в защите (фото в приложении).

    -Определили места  высадки новых зеленых насаждений и отметили их табличками с поэтическими строчками.

    1. Этап  . Заключительный.

    -Ребята  организовали  трудовой десант по оказанию помощи «зеленому другу».

    -Сделали обрезку  сухих ветвей, подпорку слабым деревцам, ограждение молодых деревьев, лечили «больные» деревья , посадили саженцы на пришкольном участке.

    Учащиеся приняли активное участие в проекте, высказали свое мнение в комментариях на школьном сайте.школа-32.рф.

      Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учились выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяли себя в реальном деле, проявляли целеустремленность и настойчивость.

             Выполнение творческих проектов обеспечивает систему действенных обратных связей, способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в проектной деятельности. Предоставляет им новые возможности совершенствования профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, что, в конечном счете, способствует оптимизации учебного процесса и повышает эффективность обучения.

    Заключение.

    Учащимся. Разнообразие методик повышает интерес к изучению предметов, делает процесс познания привлекательным. Использование компьютера даёт возможность замкнутым ученикам раскрепоститься и делиться своими знаниями с другими, повышает самостоятельность в процессе обучения, помогает развитию творческих способностей, повышает уровень общения и культуры, развивает речь. Даёт возможность участвовать в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах, проектах.

    Учителю. Решая новые методические задачи, углубляя знания по предмету, повышает свой профессиональный уровень. Повышается авторитет среди учащихся, коллег, родителей. Стимулирует процесс совместного творчества с учителями других предметов (совместное создание небольших программ для уроков и для внеклассной работы). Компьютер позволяет создать базу мониторинга успеваемости учащихся, что более эффективно позволяет и учителю и ученику следить за динамикой своих результатов. Компьютер позволяет создать в более удобной форме набор тестовых заданий, самостоятельных и контрольных работ.

    Родителям. Даёт уверенность в том, что их дети развиваются гармонично, получают качественное образование, соответствующее требованиям времени. Повышает уважение к учительскому труду. Изменяет взаимоотношения с собственными детьми в лучшую сторону: родители прислушиваются к своему ребёнку, ценя его знания и умения.

    Диапазон использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования детей, выявления их личностных особенностей до игры. При этом это является мощным средством повышения эффективности обучения. Еще никогда педагоги не получали столь мощного средства обучения. Сегодня информационные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

    « Интернет - технологии более не являются частью будущего, и учителя должны приложить усилия, чтобы стать «грамотными» в их применении и внедрять их в процесс преподавания и обучения».  Использование электронных образовательных ресурсов расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе и создаются условия для их успешной самореализации в будущем. «…Интернет позволяет не только насытить обучающихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания.»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы.

    Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития дет...

    Использование технологии критического мышления в рамках системно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы

    Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности принципами деятельности и творчества. В рамках технологии критического мышления учащийся не только открывает новые знания, но и творчески ре...

    Статья "Технология деятельностного метода на уроках русского языка и литературы!

    В данной статье рассматривается вопрос, посвященный использованию теории деятельностного метода на современных уроках русского языка, соответствующих требованиям ФГОС. Приложением к статье является ко...

    выступление по теме Деятельностный метод на уроках русского языка и литературы

    выступление по теме Деятельностный метод на уроках русского языка и литературы...

    Технологическая карта урока в контексте технологии деятельностного метода обучения учителя русского языка и литературы

    Технологическая карта урока  в контексте технологии деятельностного метода обучения учителя русского языка и литературы...

    ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы».

    Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет опре...

    «Метод проектов как средство реализации деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы»

    Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным яв...