Технологическая карта урока в контексте технологии деятельностного метода обучения учителя русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку на тему

Технологическая карта урока  в контексте технологии деятельностного метода обучения учителя русского языка и литературы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  в контексте технологии деятельностного метода обучения учителя русского языка и литературы Казанцевой К.С.

Тема урока

Переходные и непереходные глаголы

Класс

5 класс

Цель урока

Познакомить учеников с переходными и непереходными глаголами

Задачи урока

Образовательные:

- закрепить и обобщить знания учащихся о связи слов в словосочетаниях, о дополнениях;

- формировать у учащихся умение отличать переходные глаголы от непереходных

Развивающие:

- формировать способность  учащихся к применению нового способа действия;\

- развивать умения  построения пути выхода из затруднения, самостоятельного применения знания, самоконтроля, оценивания своей работы на уроке;

- развивать навыки работы в группе, творческие способности, устную речь учеников

Воспитательные:

- способствовать воспитанию положительных качеств личности;

- создать условия для формирования интереса к русскому языку

Оборудование

Мультимедиа, карточки с заданиями для индивидуальной самостоятельной работы и  работы в группах, карточка - эталон для проверки самостоятельной работы

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1.Самоопределение (мотивация) к деятельности

(4 мин.)

Создание условий для включения учеников в учебную деятельность

Организовывает повторение материала, необходимого для изучения новой темы

Вспоминают изученный материал о словосочетании и дополнении.

1. Дают определения понятиям (словосочетание, дополнение).

2. У доски  выполняют последовательные операции для решения учебной задачи (найти главные и зависимые слова в словосочетаниях, обозначить падеж зависимых слов  и подчеркнуть их как члены предложения) .

3. Фронтальная работа.

Обобщают, отвечая  на вопросы учителя:

- Какие члены предложения называются дополнениями?

- Какими частями речи они могут быть выражены?

 Слушают учителя, строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Актуализация знаний, фиксация затруднений в деятельности

(5 мин.)

Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к построению нового способа действий

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи

Читают текст упр. 544  по цепочке,  устно выделяют и называют словосочетания «сказуемое +  дополнение», определяя падеж существительного, которым выражено дополнение.    Группируют словосочетания, сравнивают свои ответы с информацией на экране, наблюдают за словосочетаниями,  обнаруживают затруднение в определении отличий глаголов в первой и второй колонках

Работают в парах, учатся обсуждать друг с другом поставленную задачу (по какому принципу сгруппировать словосочетания). Осознанно строят речевые высказывания

Самостоятельно исследуют условия учебной задачи (упр. 544 - выделяют словосочетания «сказуемое +  дополнение» из текста, определяют падеж сущ., которым выражено дополнение),

3. Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности

(3  мин.)

Выявление места затруднения, его причины, постановка цели

Направляет работу учеников на выявление причин затруднений и постановку цели

 

Проводят наблюдение:  читают записанную учителем на доске тему урока,  просматривают на слайде сгруппированные ранее в две колонки словосочетания  и  самостоятельно формулируют  проблему урока. (Как отличить переходные глаголы от непереходных)  Сравнивают свою формулировку проблемы с формулировкой в учебнике.  Пытаются ответить на проблемный вопрос.

Выявляют причину затруднения.

Работают в парах, учатся обсуждать друг с другом поставленную задачу (Задача – сформулировать проблему урока)

Наблюдая  за

 темой урока и сгруппированными словосочетаниями, самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему

4. Построение проекта выхода из затруднения

(10 мин.)

Построение учениками нового способа  действия и формирование способности к его выполнению (эталон)

Стимулирует учеников к построению нового способа действия, формирует способность к его применению

Выдвигают гипотезы. Проверяют их и делают выводы. Ищут дополнительную информацию в учебнике (читают правило). Обобщают информацию о переходных и непереходных глаголах.    Самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов,  строят логическое рассуждение, устанавливая причинно – следственные связи (для построения алгоритма).  Представляют информацию в виде алгоритма. Сравнивают построенный самостоятельно алгоритм с готовым на экране.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Выдвигают версии решения проблемы, самостоятельно ищут средства достижения цели, строят проект выхода из затруднения

(составляют алгоритм)

5. Первичное закрепление нового способа деятельности во внешней речи

(4 мин.)

Усвоение учениками нового способа действия в коллективной работе

Контролирует и оценивает выполнение по эталону в коллективной работе с проговариванием учениками каждого шага (или каждой операции)

Выполняют задание с применением алгоритма, проговаривая вслух  все шаги (у доски 3 ученика по очереди записывают словосочетания и определяют переходность – непереходность глаголов)

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Используют речь для регуляции своего действия

Осуществляют пошаговый контроль по результату. Отрабатывают новый способ действий в целом.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(3 мин.)

Индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха

Организовывает самостоятельную практическую и  самостоятельную коррекционную работу

Самостоятельно применяют новый способ действия (определяют, переходность – непереходность глаголов в словосочетаниях на карточках,  предложенных учителем). Самостоятельно сверяют результаты своей работы с эталоном.  Самостоятельно выявляют допущенные ошибки и их причины.

Оценивают свою самостоятельную работу. Отвечает письменно на вопросы:

- Какое было задание?

- Удалось ли его выполнить?

- Задание выполнено верно или не совсем? В чём были ошибки?  Как их устранить?

- Задание выполнено самостоятельно или с чьей-то помощью?

Отображают во  внутренней речи (объясняют) совершаемые операции (шаги) с целью усвоения нового способа действия  

 Применяя алгоритм, сверяют свои действия с целью и,  при необходимости, ищут способы выхода из ситуации неуспеха. Осуществляют самоконтроль по эталону 

7. Включение нового материала в систему знаний

(13 мин.)

Включение нового способа  действий в систему знаний и повторения

Выполняет роль консультанта в групповой работе учеников

Самостоятельно в группах создают письменные работы творческого и практического характера.

 Базовый уровень

 1-я гр. выписывает из предложенного учителем текста в 2 колонки словосочетания с переходными и непереходными глаголами.

 Повышенный уровень

 2-я гр. пишет сочинение на тему «Как мы готовим домашние задания».  Обозначает в тексте переходные и непереходные глаголы.

3-я гр. пишет сочинение на тему «Мы строим дом». Обозначает в тексте переходные и непереходные глаголы.

Ученики оформляют свои работы на листах и представляют классу результаты работы групп  в виде сочинения, практической работы (у доски объявляют задачи, стоящие перед группой, читают работу, объясняют выполненное задание),  дают оценку работы своей группы.

Самостоятельно учатся организовывать учебное взаимодействие в группе, предвидеть последствия коллективных решений, толерантно строить отношения с членами группы

Самостоятельно составляют в группе план выполнения задания, сверяют свои действия с целью деятельности

8. Рефлексия учебной деятельности

(3 мин.)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа  действий

Контроль и оценка

Диагностическая индивидуальная работа (на выходе):

Контролируют и оценивают работу на уроке.

Ученики отвечают в тетради на вопросы:

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Достигли мы цели?

- От чего зависит, является глагол переходным или непереходным?

- Какие слова на уроке были ключевыми?

- Где могут пригодиться полученные знания?

Выставление оценок.

Домашнее задание:

Прочитать правило на стр. 128, приготовить рассказ о переходных и непереходных глаголах;  написать сочинение – миниатюру на тему «Зимние забавы», обозначить переходные и непереходные глаголы.

Проводят рефлексию во внутренней речи

 Каждый ученик  осуществляет пошаговый контроль своей деятельности,   выстраивает при необходимости план коррегирующих действий на ближайшее будущее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Применение современных образовательных технологий." Из опыта работы учителя русского языка и литературы Чернышевой Н.Л.

Описание опыта работы по теме "Применение современных образовательных технологий"...

конспект урока по технологии деятельностного метода обучения "Правописание приставок пре- и при-"

Материал может быть использован для подготовки к урокам русского языка по технологии деятельностного метода обучения...

Программа семинара для учителей русского языка и литературы из регионов РФ 28.11. 2013 г. «Реализация метапредметного и деятельностного подходов к обучению рус языку и литературе посредством открытых образоват. технологий в условиях внедрения ФГОС

Мастер-классы:15.20–16.00 – Выступление учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ №37 , к.п.н. Гульянц С.М. «Информационно-сетевое сопровождение уроков литературы в условиях внедр...

Технологическая карта урока в технологии деятельностного метода с применением технологии формирующего оценивания.

Тип урока: урок общеметодологической направленности. Класс: 10. Тема: Логарифмические выражения. Технологии: формипующее оцениване и деятельностный метод....

Структура урока в технологии деятельностного метода обучения.

Структура урока в  технологии деятельностного метода обучения....

Д о к л а д «Виртуальная экскурсия как активизация учебного процесса на уроке истории и внеурочной деятельности» (ШМО учителей русского языка и литературы, истории, музыкально-эстетического цикла, 02.03.2018 г.) Составитель: Костина Юлия Анатольевна

Превратить учебу в увлекательное действие,  мотивировать их познавательную активность,  позволит  на уроке и внеурочное время виртуальная экскурсия. Биология, география, физика, история...