Структура урока в технологии деятельностного метода обучения.
учебно-методический материал

АКАЕВА ТАМАРА ВАХАЕВНА

Структура урока в  технологии деятельностного метода обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура урока в  технологии деятельностного метода обучения

Этапы урока

Цель

Результат взаимодействия

1

Мотивация (самоопределение)

к учебной деятельности

(1-2 мин)

1)мотивировать (самоопределить) учащихся к учебной деятельности

2) выделение содержательной области.

1) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности;

2) устанавливаются тематические рамки («могу»);

3) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

2

Актуализация и фиксирование

индивидуального затруднения в пробном действии.

(5-7 мин)

1) актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их вербальная (в речи) и знаковая (эталон) фиксация и обобщение;

2) актуализация мыслительных операций и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания;

3) мотивация к пробному учебному действию («надо»- «могу»- «хочу») и его самостоятельному осуществлению;

4) фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

1) организуется подготовка и мотивация  учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление;

2) фиксация индивидуального затруднения.

3

Постановка проблемы.

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место-шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.).

3) на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину (почему) затруднения (конкретные знания, умения, которых недостает для решения исходной задачи, задач такого класса или типа вообще)

1) учащиеся должны понять, «чего они не знают», какого знания не хватает.

4

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

1) построить проект выхода из затруднения

 Учащиеся обдумывают проект будущих учебных действий:

1) ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения);

2) согласовывают тему урока;

3) выбирают способ (дополнение, уточнение);

4)строят план достижения цели

5) определяют средства (алгоритмы, модели, учебник и т.д.)

5

Реализация построенного проекта

1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) зафиксировать построенный способ действия в речи и знаках (с помощью эталона);

3) организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения;

4) уточнить общий характер нового знания.

1) учащиеся действуют по плану

(учитель при необходимости направляет их с помощью наводящих вопросов)

6

Первичное закрепление  с проговариванием во внешней речи.

1) организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи

1) у учащихся происходит оформление в мышлении (усвоение) построенного способа действий.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1) проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;

2) организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы (особое внимание принципам минимакса и комфортности).

1) учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа;

2) осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

3) проводится рефлексия усвоения нового способа

4) организуется ситуация успеха, мотивирующая их к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8

Включение в систему знаний и повторение.

1) выявить границы применяемости нового знания;

2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

1) выясняется, в каких известных типах заданий может быть использовано новое знание.

2) учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

(с одной стороны в заданиях тренируется использование изученного ранее материала, с другой - идет подготовка к введению в будущем новых способов действия).

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке

(итог урока)

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

3) оценить собственную деятельность на уроке;

4) зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;

5) обсудить и записать домашнее задание.

1) фиксируется новое содержание, изученное на уроке;

2) организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности;

3) соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, намечаются дальнейшие цели деятельности.

Анализ урока

Предмет______________________________________________________________________________

Тема урока___________________________________________________________________________

Ф.И.О учителя________________________________________________________________________

Дата_______________________________________класс_____________________________________

Поэтапная организация урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности:

Внутренняя актуализация учащихся на уроке

имела место                                                не имела место

Область содержания

не определена

определена

 временные рамки                выдержаны                        не выдержаны

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в деятельности.

Организовано повторение необходимых знаний

Не было организовано повторение необходимых знаний

Актуализация была перегружена

Отобраны необходимые знания

Организация мыслительной гимнастики

Учащиеся испытали затруднение в соответствии (не соответствии) с целями урока

Организация затруднения была личностно ориентированной

организована на фронтальном уровне

временные рамки                выдержаны                        не выдержаны

3. Постановка проблемы.

Постановка учебной задачи соответствовала (не соответствовала) особенностям класса, уроку

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Цель урока учащиеся определили сами  или при помощи____________________________________

Тему урока учащиеся определили сами или при помощи____________________________________

Способ

План

Средство

временные рамки                выдержаны                        не выдержаны

5. Реализация построенного проекта

Работа по плану самостоятельно

Работа по плану при помощи

временные рамки                выдержаны                        не выдержаны

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Было организованно:

фронтально                                в группах                                в парах

временные рамки                выдержаны                        не выдержаны

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организована в соответствии с требованиями:

узкая направленность (только на новое знание)

дифференцирована

строго самостоятельное выполнение работы учащимися

самопроверка по образцу (эталону)

самооценка согласно представленных критериев

Ситуация успеха организованна (не организованна)

временные рамки                выдержаны                        не выдержаны

8. Включение в систему знаний и повторение.

Выявлены (не выявлены) границы применимости нового знания

Задания на тренировку использования изученного ранее материала с включением нового знания (непрерывность содержательно - методических линий курса)

подготовка к введению в будущем новых способов действий

временные рамки                выдержаны                        не выдержаны

9. Рефлексии учебной деятельности на уроке.

Новое содержание зафиксировано (не зафиксировано)

Рефлексивный анализ учебной деятельности произведен (не произведен)

оценена деятельность:

  • класса
  • групп
  • пар
  • собственной деятельности

намечены (не намечены) перспективы будущей учебной деятельности

домашнее задание:

обязательная часть:

на вариативной основе                                не на вариативной основе

присутствует (не присутствует) творческий компонент

необязательная часть (задание творческого уровня)

на вариативной (не на вариативной) основе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология деятельностного метода обучения на уроках математики

Самой острой проблемой школы на сегодня я считаю, является снижение интереса учащихся к учению. Это ведет к росту неуспеваемости, падению качества знаний, умений и навыков, неудовлетворенности у...

Технология деятельностного метода обучения на уроках математики

Самой острой проблемой школы на сегодня я считаю, является снижение интереса учащихся к учению. Это ведет к росту неуспеваемости, падению качества знаний, умений и навыков, неудовлетворенности у...

Урок по математике в 5 классе с применением технологии деятельностного метода обучения . Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел.

Математика-наука, требующая активной мысли.Поэтому надо организовать обучение математике так, чтобы у ученика возникло желание заниматься, чтобы ученик занимался сам и получал от знаний удовольствие. ...

Применение технологии деятельностного метода обучения на уроках биологии.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к сам...

конспект урока изо - деятельностный метод обучения

Рассмотрим структуру урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон (Школа 2000…»);Изобразительное искусство, 2 класс...