Технология деятельностного метода обучения на уроках математики
материал по алгебре по теме

 

Самой острой проблемой школы на сегодня я считаю, является снижение интереса учащихся к учению. Это ведет к росту неуспеваемости, падению качества знаний, умений и навыков, неудовлетворенности учителей результатами своего труда. По моему мнению, особенно сложным оказалось преподавание математики, так как для нее характерны сильные внутрипредметные связи: если ученик плохо усвоил предшествующий материал, то он еще хуже усвоит последующий. Известно, что, не получив на каком-либо этапе необходимой математической подготовки, ученик оказывается не в состоянии продолжать успешно учиться, а также трудным становиться изучение смежных предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2

 р.п.Новые Бурасы Новобурасского района

Саратовской области»

Технология

деятельностного метода

обучения на уроках математики.

Подготовила

учитель математики Васильева Ж.В.

1 квалификационной категории.

                                                             -1-

                                               Содержание

1.Введение………………………………………………………………… стр. 2.

2. Глава 1. Технология деятельностного метода обучения на уроках    

                   Математики…………………………………………………   стр.3

3. Глава   2. Виды уроков деятельностного метода по

                    целенаправленности…………………………………………стр.4

4. Глава 3. Использование ИКТ как средство повышение мотивации

                   учебного процесса……………………………………………стр.7

4. Заключение …………………………………………….………………стр.9

5. Литература ……………………………………………………………  стр.10

6. Приложение…………………………………………………………… стр. 11

                                                      - 2 -                                              

                                              Введение.

          Самой острой проблемой школы на сегодня я считаю, является снижение интереса учащихся к учению. Это ведет к росту неуспеваемости, падению качества знаний, умений и навыков, неудовлетворенности учителей результатами своего труда. По моему мнению, особенно сложным оказалось преподавание математики, так как для нее характерны сильные внутрипредметные связи: если ученик плохо усвоил предшествующий материал, то он еще хуже усвоит последующий. Известно, что, не получив на каком-либо этапе необходимой математической подготовки, ученик оказывается не в состоянии продолжать успешно учиться, а также трудным становиться изучение смежных предметов.

              Пытаясь снять остроту этой проблемы, многие учителя и я вместе с ними, выбирают наиболее рациональные формы обучения, осмысливая главные закономерности, которые лежат в их основе. Этот нелегкий путь неизбежен, если хочешь быть специалистом и получать хорошие результаты. Методом проб и ошибок, изучая накопленный  опыт, я пришла к выводу, что только в системе методы, приемы и средства, обучения приобретают дидактическое и общепедагогическое значение, т.е. необходима технология обучения.

               Учащиеся очень легко привыкают к определенной технологии, зная порядок протекания деятельности, они все внимание сосредотачивают не на форме, а на содержании педагогической ситуации. Поэтому важным для меня стал выбор системы процесса обучения. Успешность процесса обучения зависит от многих факторов, среди которых, на мой взгляд, огромную роль играет обучение с учетом способностей и возможностей ребенка.

               Я считаю, что  главной задачей на сегодня, является переход от пассивного усвоения готовых знаний к самоорганизации, самореализации и самооценки. Важно, чтобы у ученика возникла внутренняя потребность в учебной деятельности, чтобы в нем проснулось осознанное творчество. Исследователь творческого мышления Д. Айян сердцевиной творчества считает ЯДРО: Я – я хочу знать (любознательность)

                                                                     Д – действенность (энергичность)

                                                                     Р – риск (готовность рисковать)

                                                                     О – открытость новому.

                Думаю, что изменение содержания образования состоит в постепенном переходе от учебно-предметной, основанной на усвоении основ наук, знаний и навыков парадигмы к ориентации на овладение каждым с учетом особенностей личности совокупности умений. Происходит изменение требований к работе учителя: от умения транслировать и  информировать программный объем знаний – к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание, развивать способности к самоактуализации.

                                                       - 3 -

Глава 1. Технология деятельностного метода обучения на уроках     математики.

       В 2005 г. школа стала участником эксперимента по технологии деятельностного метода обучения «Школа 2000…» В чем же заключается и чем хорош этот метод обучения?

                Идея простая: в сущности деятельности выделить те ее виды, которыми должен овладеть выпускник школы, и построить структуру урока и дидактические условия его реализации, при котором обеспечивается формирование способностей детей к осуществлению всех видов деятельности.

Основными этапами деятельностного метода обучения являются:

- постановка учебной задачи;

- открытие детьми нового знания;

- первичное закрепление;

- самостоятельная работа с проверкой в классе,

  решение задач на повторение;

- решение тренировочных упражнений;

- контроль.

Постановка учебной задачи

 Считаю, что любой процесс познавания начинается с импульса, дающего толчок к работе всех сфер человека в эмоциональном единстве. Необходимо удивление, восторг, эмоциональный всплеск, идущий от сопричастности к этому явлению. Стараюсь, дать учащимся  задания, актуализирующие их знания. В список заданий включается проблемный вопрос или создается проблемная ситуация, формирующая у него потребность усвоения того или иного понятия. Одним словом, необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению в деятельность. Приведу пример, который заинтересует учащихся и активизирует его мыслительную деятельность. (Приложение 1)

                                   «Открытие» детьми нового знания.

Учитель предлагает систему вопросов и заданий, подводящих детей к «открытию» нового знания. В завершении обсуждения учитель подводит итог, знакомя с общепринятой терминологией и алгоритмами действий. При этом важнейшим аспектом деятельностного метода является диалогическая форма поиска истины.

   Примером является фрагмент урока по теме «Равенство прямоугольных треугольников» (Приложение 2)

                                               Первичное закрепление.

Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривается  вслух установленный  алгоритм  действия (что делаю, почему, что идет зачем, что получается). Эффективность первичного закрепления зависит от

 многократности проигрывания учебного материала  в самостоятельных действиях учащихся, принятия алгоритма действий.

 Элемент урока по теме « Решение кв. уравнений с помощью формул сокращенного умножения» 7 класс. (Приложение 3)


                                                               - 4 -

                                       Самоконтроль и самооценка.

Самоконтроль побуждает учащихся ответственно относиться к выполняемой работе, учит адекватно оценивать результаты своих действий. Важно, чтобы на этом этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха и у него возникло желание закрепить удачный результат. (Приложение 4)

Решение тренировочных упражнений.

На данном этапе идет отработка навыков решения задач с учетом всех предыдущих шагов деятельностного метода обучения. ( Приложение 5)

Контроль.

Контроль проводится в виде контрольной работы или тестов, он должен быть на основе принципа минимакса, т.е. готовность по верхней планке знаний, контроль-по нижней. При таком условии будет сведена к минимуму негативная реакция школьников на оценки, эмоциональное давление ожидаемого результата в виде отметки. Успеваемость контроля знаний зависит не только от качества методического обеспечения обучения, но и от эмоционального фона, на котором оно происходит, от желания преодолевать трудности. Другими словами, от степени реализации в обучении принципа психологической комфортности. См. приложения.

 

Глава 2. Виды уроков деятельностного метода по целенаправленности.

            Деятельностный метод обучения имеет свои особенности. Считаю, что одной из главных является четкое определение целей. Школа и каждый учитель, работающий в ней, должны определить для себя социальный заказ общества, т.е. установить стратегическую цель по воспитанию определенного типа личности. Затем эта стратегическая цель переводится на педагогический язык и выстраивается лестница целей.

                  Цели изучения учебного материала.

                  Цели изучения курса.

                  Цели изучения учебной единицы.

                  Цели урока.

Только взятые в совокупности цели всех систем реализуют общую стратегическую цель.

Самым сложным моментом любого урока является то, чтобы цели учителя стали целями учащихся. Если учащиеся не понимают или не принимают цели урока, то процесс обучения теряет для них какую бы то ни было ценность. Понимание и принятие целей

учеником придает учебному процессу личностный смысл, формирует положительные мотивы учения, превращают учащихся в активных субъектов процесса. В этом и заключается деятельностный метод обучения в конечном своем итоге.

       С учетом этапов деятельностного метода  построены структуры уроков разных типов и для разных этапов обучения, обеспечивающих непрерывность образовательного процесса, как по горизонтали, так и по вертикали. В ходе этих уроков учитель имеет возможность организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучающихся, целенаправленно и системно формируя у них весь спектр деятельностных способностей. Для планирования и проведения уроков в общеобразовательной школе предлагается использовать адаптированный вариант технологии деятельностного метода. Уроки по целенаправленности можно разделить на четыре группы:

                                                               - 5 -

1) Уроки  «открытия» нового знание.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов   действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2) Уроки рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной формы(фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений и т. д.)

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий, понятий, алгоритмов и т. д.)

3) Уроки общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей, а также способностей к структурированию и систематизации.

Образовательная цель:  построение обобщающих деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курса.

4) Уроки развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель:  контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Отметим, что теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает: предъявление контролируемого варианта; наличие понятийно обоснованного эталона, сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму, оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

            Следует подчеркнуть, что разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный         метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

                   Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционной технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а ученика, во-вторых, при прохождении учащимися описанных шагов технологии деятельностного метода обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельностных способностей. Предложенная технология носит интегративный характер: в ней сочетаются идеи из концепций развивающего образования ведущих российских педагогов

и психологов с позиций преемственности с традиционной школой. Действительно, при выполнении требования со стороны технологии демонстрационно-наглядного обучения к организации передачи учащимся знаний, умений и навыков обеспечивается системное прохождение ими всех этапов необходимых для глубокого и прочного усвоения знаний, являющегося необходимым условием реализации задач развивающего обучения.

         При реализации технологии деятельностного метода обучения существует система дидактических принципов, которые являются необходимыми и достаточными. (схема)

       Примером применения деятельностного метода обучения рассмотрим структуру урока введения нового знания.

                                                             - 6 -

  1. Мотивация к учебной деятельности.

На данном этапе учителем организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

а) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»)

б) актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»)

      2. Актуализация и пробное учебное действие.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

а) актуализацию изученных способов действия, достаточных для построения нового знания, и их обобщения;

б) тренировку соответствующих мыслительных операций;

в) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо»-«могу»-«хочу») и его самостоятельному осуществлению;

г) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.  

       3. Выявление места и причин затруднения.

На данном этапе организуется выход учащихся в рефлексию пробного действия, выявления места и причин затруднения. С этой целью:

а) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;

б) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действия (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения-те конкретные знания, умения и способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

      4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений.

 На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предполагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

      5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавший затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

     6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действия с проговариванием алгоритма решения вслух.

      7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

                                                               - 7 -

      8. Включение в систему знаний и повторений.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания,  которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

     9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке.

Глава 3. Использование ИКТ как средство повышения мотивации учебного процесса.

                 Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения.
По данным исследований, в памяти человека остается ¼  часть услышанного материала,  1/3 часть увиденного, ½  часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения. Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры,  справочники, энциклопедии, видеоуроки.
        Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером:  разнообразием и красочностью информации  (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной, и что немаловажно - выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.
        Использование ИКТ на уроках и во время индивидуальных консультаций позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает чёткость в организации работы класса или группы учащихся.

           В своей работе я использую диски «Уроки алгебры в 7-9 классах», «Уроки геометрии в 7-9 классах» . Этот программный продукт меня устраивает тем, что его содержание можно включить фактически в любой этап урока: актуализации опорных

знаний, постановки учебной задачи, объяснения нового материала,  осмысления полученных знаний, рефлексии;  самостоятельной работы с последующей проверкой, тесты по многим темам.

          Учащимся очень нравится делать различные презентации. Эти презентации я в дальнейшем использую на своих уроках.  Например, в 10-м классе на самостоятельной работе  учащимся предлагаются задания вида: « Пользуясь графиком , запишите свойства функции у=2cos(5х-1).» Ученик выбирает функцию, заданную в общем виде, вводит коэффициенты и по графику, который он видит на экране монитора, записывает свойства функции в тетради. Таким образом, каждый ребёнок за 10  минут, отведённых на эту работу, исследует 4-5 функций различных видов, что было бы невозможно при самостоятельном построении графиков этих функций.

                                                                 - 8 -

При подготовке к выпускному  экзамену в 9, 11 классах на индивидуальных консультациях  использую  тренинговые тестовые задания диска 1С Репетитор, «Готовимся к ЕГЭ». Это позволяет каждому ученику работать на посильном для него уровне сложности, ребёнок лучше осознаёт свои ближайшие цели и задачи.

             Особо хочу остановиться на положительном эффекте применения ИКТ на уроках в 5 классе. Первая трудность, с которой встречаются пятиклассники, – объяснительный текст. Причин несколько – недостаточная техника чтения, малый словарный запас, незнание основных математических терминов, а также и то, что в учебниках для начальной школы такие объёмные научные тексты не встречаются. Поэтому обучающие проявляют большой интерес, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Например, при изучении темы «Дроби и доли», красочно оформленная презентации способствует более быстрому усвоению достаточно сложной темы. Даже самые пассивные дети с огромным желанием включаются в работу, с интересом просматривают слайды и отвечают на вопросы. Разумеется, любая презентация для детей интересна и полезна, когда она сопровождается словом учителя. Презентация по математике помогает развивать познавательную активность учащихся, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу на уроке, а также снимает утомление учащихся, которое может возникнуть при насыщенности уроков математики по новой программе.

             Презентационное сопровождение работы над задачами помогает избежать возникающих трудностей уже при чтении большого текста. Дети, которые медленно читают, с трудом осмысливают текст задачи. Преимущество при работе над задачами, используя компьютерные анимационные слайды, в том, что учитель может вернуться на начало задачи, остановиться на отдельных фрагментах, побеседовать с учениками, выслушать различные мнения, обсудить различные способы решения. Преимущество получают и дети, которые раньше не могли понять смысл задачи из-за того, что плохо читают, неосмысленно читают, не умеют образно мыслить. Очень хорошо детьми воспринимаются игра – путешествие с героями из мультиков или сказок.

             Появление возможности применять информационные и коммуникационные технологии на уроке избавляет учителя от рутинной работы и даёт возможность для творчества. Теперь можно составить не только те задачи, которые надо отработать в классе, но и подобрать к задаче те вопросы, которые направлены на формирование учебно-познавательных компетентностей ученика. Отпадает необходимость писать длинный текст задачи на доске (да и ребёнку не просто прочесть и осмыслить текст задачи, написанный на доске). Эффективность уроков с использованием анимационных слайдов при решении текстовых задач очень высокая.

           В заключении хочу отметить, что, не заменяя учебники или другие пособия, презентационное сопровождение урока создает в то же время принципиально новые возможности для усвоения нового материала. Мультимедийная презентация дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства (прежде всего,

анимацию, цвет, звук), способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, повышает интерес к предмету.

                                                   

                                                               - 9 -

                                                       Заключение.

      Проработав в школе вот уже почти 18 лет, я стала понимать, что педагогическая деятельность учителя – это результат его творческих поисков и опыта практической работы. Для реализации выбранной технологии большую роль играют личные черты и качества учителя, но всегда существуют общие структурные черты, присущие технологии или комбинации нескольких из них. Это и является основой для создания учителем собственной педагогической идеи.

            Для организации своей педагогической деятельности,  выделяю следующие технологические условия:

  1. Общая установка учителя, т.е.  считаю, что все мои ученики способны усвоить учебный материал, а моя задача – правильно организовать учебный процесс, чтобы дать им такую возможность.
  2. Устанавливаю эталон для любой темы, т.е. результаты, которые должны быть получены в конце обучения (темы, раздела, курса). Для этого составляю описание учебных целей.
  3. Разбиваю учебного материала на отдельные фрагменты (ученые единицы). Для этого в начале учебного года составляю тематическое планирование, анализируя учебный материал и определяя результаты, которые должны быть достигнуты в ходе изучения предмета.
  4. Составляю диагностические тесты, развивающие самостоятельные работы, разноуровневые контрольные работы по каждой учебной единицы. В ходе таких работ выявляются и оцениваются знания и умения учащихся, что дает возможность получать и накапливать сведения, необходимые для успешного управления обучением, воспитанием и развитием учащихся.
  5. Выбираю оптимальные методы, формы и средства деятельности учителя и деятельности ученика. Методы, формы и средства должны быть направлены на повышение эффективности процесса обучения.
  6. Ориентирую учащихся, т.е. подробно останавливаюсь на том, что должны усвоить учащиеся и как они будут учиться, чтобы достигнуть наилучшего результата.

       В результате  применения деятельностного метода обучения учащиеся достигают следующих  результатов:

1. Повышается активность учащихся, растет  интерес к математике (По результатам мониторинга высокий уровень мотивации имеют – 38%, средний – 45%, низкий – 17%)

2. Формируется умение работам с источниками информации.

3. Становится больше увлеченных конкретным делом ребят.

       Еще недавно конечной целью школьного образования был выпускник, овладевший знаниями в пределах программы. Современный идеал образованного человека понимается как жизнеспособная личность, обладающая следующими качествами: достаточно развитым интеллектом для овладения социально приемлемыми способностями поведения в обществе; готовностью и способностью сочетать собственные интересы с интересами окружающих, психологической и социальной устойчивостью, нацеленностью на постоянное совершенствование.

      Смею надеяться, что те знания и умения, которые учащиеся приобретают на моих уроках, позволят им получить достойное образование и соответственно хорошую работу, позволят им свободно адаптироваться в сложном мире.

                                                   

                                                      - 10 -

Список литературы.

      1. Уроки учительского мастерства. Математика. Алтухова . Е.В. и др.

           Издательство «Учитель» Волгоград 2009г.

  1. Устные упражнения на уроках. Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г.

Москва «Школа 2000…№ 2004г.

  1. Обучение на основе технологии. Бончарова Г.Д. Москва « Дрофа» 2004г.

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.

Под ред. Полат Е.С. Москва  «Просвещение» 2000г.

  1. Педагогический опыт: Сборник научных статей. Под ред. Тельтевской Н.В.

Саратов 2004г.

2011г


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-презентация 5 класс. Тема урока «Доли и дроби»

Слайд 2

Ну-ка, проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Толька лишь оценку пять.

Слайд 3

Доли Обыкновенные дроби

Слайд 4

Цели и задачи: Познакомить с понятием доля, половина, треть, четверть, обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби Развивать умение читать и записывать обыкновенную дробь по числителю и знаменателю Воспитывать уважительное отношение к окружающим, внимание

Слайд 5

Вопросы к рассмотрению: Доля Половина, треть, четверть Обыкновенная дробь Что показывают числитель и знаменатель дроби Из истории дробей

Слайд 6

Мама купила арбуз. Разрезала его на 6 равных частей:

Слайд 7

бабушке, дедушке, папе, двум детям и себе.

Слайд 8

Что такое доля? Доля – каждая из равных частей единицы. Так как арбуз разрезали на 6 равных частей, значит его разделили на 6 долей и каждый получил «одну шестую» долю арбуза, или, короче «одну шестую арбуза».

Слайд 9

Как записывают доли? Для записи любой доли используют горизонтальную чёрточку. Её называют дробной чертой Пишут :

Слайд 10

Что показывает число под чертой? Число под чертой показывает на сколько равных частей (долей) разделили единицу целое разделили на 5 равных частей (долей)

Слайд 11

Подумай и ответь. Как образуются доли Когда один предмет или единица измерения делятся на равные части. Что показывает число под чертой Число под чертой показывает на сколько равных долей разделили единицу.

Слайд 12

Половина. Самая известная доля – это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать часто: полчаса, полкилометра… Разделили целое на две части – «половина». Долю называют половина .

Слайд 13

Треть. Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу . Разделили на три части – «треть». Долю называют «треть»

Слайд 14

Четверть. Если целое разделили на 4 части, то получается или по другому говорят «четверть» .

Слайд 15

Как называются другие доли? А если разделить на пять частей, то что ли «пятерть», на шесть – «шестерть»? Таких смешных слов в русском языке нет. Чтобы назвать доли пользуются словами «пятая», «шестая»

Слайд 16

Выполни задания. Прочитайте доли Как по другому можно назвать доли четверть, треть, половина.

Слайд 17

Одолела нас дремота, Шевельнуться неохота Ну-ка делайте со мною Упражнение такое: Раз – поднялись, потянулись, Два – нагнулись, разогнулись, Три – в ладоши три хлопка Головою три кивка.

Слайд 18

Разгадайте ребус и узнаете с чем мы сейчас познакомимся. «Дроби»

Слайд 19

Обыкновенная дробь. Записи вида называют обыкновенными дробями … Числитель дроби Черта дроби (дробная черта) Знаменатель дроби

Слайд 20

Обыкновенные дроби. Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой – числитель , знайте, Под чертою – знаменатель. Дробь такую, непременно, Надо звать обыкновенной . Назовите числитель и знаменатель каждой дроби

Слайд 21

При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода (одна, две, восемь и т.д.), а знаменатель – порядковое числительное (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.) Например: - одна пятая; - две шестых; - восемьдесят три сто пятьдесят вторых

Слайд 22

Что показывают числитель и знаменатель дроби? Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято. Прочитайте дроби. Что показывает числитель и знаменатель каждой дроби?

Слайд 23

Запишите в виде обыкновенной дроби. Две седьмых Четыре девятых Одна сотая Шесть восьмых Три двадцать пятых Половина

Слайд 24

Подумай и ответь. Какая часть фигуры закрашена?

Слайд 25

Домашнее задание: Составьте задания по теме обыкновенные дроби,п.23, №901, 902 Окончен урок. И опять перемена. И шум в коридоре опять. Друг другу должны мы Успеть непременно Скорей обо всём рассказать

Слайд 26

Урок-презентация 5 класс. Тема урока «Доли и дроби»