Главные вкладки

    Урок по математике в 5 классе с применением технологии деятельностного метода обучения . Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел.
    методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

    Сабирова Раиса Аглямовна

    Математика-наука, требующая активной мысли.Поэтому надо организовать обучение математике так, чтобы у ученика возникло желание заниматься, чтобы ученик занимался сам и получал от знаний удовольствие. Предлагаемая работа направлена на формирование творческого мышления учащихся. Урок по математике в 5 классе с применением технологии деятельностного метода обучения. Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел. Тип урока: открытие нового знания. Основные цели: 1) Формировать способность к построению и использованию алгоритма сложения (вычитания) смешанных чисел с одинаковыми знаменателями в дробных частях. 2) Повторить и закрепить: выделение целой части из неправильной дроби; представление смешанного числа в виде неправильной дроби.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок по математике в 5 классе с применением технологии деятельностного метода обучения учителя математики 1 квалификационной категории Сабировой Р.А.

    Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел.

    Тип урока: открытие нового знания.

    Основные цели:

    Формировать способность к построению и использованию алгоритма сложения (вычитания) смешанных чисел с одинаковыми знаменателями в дробных частях.

    Повторить и закрепить: выделение целой части из неправильной дроби; представление смешанного числа в виде неправильной дроби.

    Самоопределение к учебной деятельности.

    Цели этапа: 

    Включить учащегося в учебную деятельность;

    Определить содержательные рамки урока: продолжаем работать со смешанными числами.

    Организация учебного процесса на этапе 1:

    Ребята, сегодня мы проведём необычный урок. Мы с вами отправимся на охоту за пятёрками.

    Какими качествами должен обладать настоящий охотник? (Острый слух, ясный ум, меткость, внимательность…)

    Ну что ж, посмотрим, кто же из вас обладает всеми этими качествами?

    С собой на охоту мы возьмём смекалку…

    Чему мы научились на прошлых уроках? (Мы изучаем обыкновенные дроби).

    Какими бывают обыкновенные дроби? (Правильные и неправильные дроби).

    Какие операции с дробями мы научились делать? (сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями).

    Как называются числа, содержащие дроби? (Смешанные числа).

    А что мы умеем делать со смешанными числами? (представлять в виде неправильной дроби).

    Как вы думаете, каков следующий шаг в изучении темы «Смешанные числа»? (Научиться выполнять действия со смешанными числами).

    Для изучения новой темы вспомним то, чему мы научились на прошлых уроках.

    2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

    Цель этапа:

    Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями;

    Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: представление смешанного числа в виде неправильной дроби;

    Зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;

    Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний: сложить и вычесть смешанные числа за ограниченное время.

    Организация учебного процесса на этапе 2:

    На доске записаны дроби:

    На какие группы можно разбить данные дроби? (Одна группа ребят       выписывает правильные дроби, другая неправильные, третья смешанные).

    Правильные: ; ; ; .

    Неправильные: ; ; .

    Смешанные числа: .

    Ребята, возьмите в руки маркеры, фломастеры или ручки.

    Вспомните задание: запишите число в виде неправильной дроби.

    (Ребята записывают по порядку:).

    Следующее задание: выделить целую часть неправильной дроби.

    (Записывают ответ на другой стороне: ).

    Играем «Правильные и неправильные дроби».  

    Я читаю сумму дробей:  

    Ученик отвечает:                

    Другой ученик отвечает:      

    Следующий ученик:

    Следующий ученик:  . Стоп, игра!  (неправильная дробь)

    Возобновим игру. Начинает другой ученик.

    Ребята, какие действия с обыкновенными дробями мы провели? (Сложение и вычитание дробей).

     Как сложить и вычесть дроби с одинаковыми знаменателями? (Проговаривают правило, на доску вывешиваем правило, записанное в общем виде, или ученик записывает на доске).

                         

    Ребята, посмотрите внимательно на эти выражения и скажите, которое из них лишнее и почему?

    На доске записаны выражения:

    (Ребята называют последнее, так как это сумма смешанных чисел).

    Попробуйте ребята выполнить последнее действие.

    (На доске запишем несколько вариантов ответа).

    Индивидуальное задание. С помощью кругов и равных долей круга выполните действия:

    I в.

    II в.

    Учащиеся говорят свои ответы, записываем на доске.

    Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

    Цели этапа:

    Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

    Согласовать цель и тему урока.

    Организация учебного процесса на этапе 3:

     Какое задание вам нужно было выполнить? (Сложить и вычесть смешанные числа).

    Какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Научиться складывать и вычитать смешанные числа).

    Итак, тема нашего урока «Сложение и вычитание смешанных чисел». Запишем тему в тетрадь.

    А сейчас расскажите, как вы выполняли задание.

    I в.

    II в.

    Запишем правило (алгоритм) сложения и вычитания смешанных чисел.

    Алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел.

    Сложить (вычесть) целые части;

    Сложить (вычесть) дробные части;

    Записать ответ;

    4. Построение проекта выхода из затруднения.

    Цель этапа:

    Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;

    Зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.

    Организация учебного процесса на этапе 4:

    Работа в группах.

    Задание: дополнить правило – алгоритм.


    I

    II


    1)

    2)

    3)

    4)

    5)


    1)

    2)

    3)

    4)

    5)

    Дополним алгоритм следующими пунктами.

    4. Если необходимо, дробную часть сократить.

    5. Если дробная часть неправильная, выделить из неё целую часть и прибавить к целой части результата.

    5.  Первичное закрепление во внешней речи.

    Цель этапа: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

    Организация учебного процесса на этапе 5:

    Примеры на доске. Решаем, проговаривая(используем алгоритм).

    1)

    2)

    3)  

    4)

    5)

     

    1.Сложим целые части, получим 10 целых.

    2.Сложим дробные части, получим

    3.Запишем результат .

    4. Дробь неправильная, выделим целую часть.

    5. Прибавим к целой части результата.

    Работа в парах, с проверкой по образцу.  

    6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Цель этапа: проверить своё умение применять алгоритм сложения и вычитания в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

    Организация учебного процесса на этапе 6:

    Ребята решают примеры. Отмечают правильность выполнения, анализируются причины ошибок и ошибки исправляются.

                                                       Эталон.

    7. Включение в систему знаний и повторение.

    Цели этапа:

     Тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: выполнение действий со смешанными числами, с использованием свойств чисел, решение задач, с использованием алгоритма сложения и вычитания смешанных чисел.

    Повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках: представление числа в виде дроби с любым знаменателем.

    № 1065 – один ученик у доски.

    8. Рефлексия деятельности на уроке:

    Цели этапа:

    Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел;

    Оценить собственную деятельность на уроке;

    Обсудить и записать домашнее задание.

    Что нового вы сегодня узнали?

    Достигли ли мы с вами поставленной нами цели урока?

    Какие знания использовались для достижения цели?

    Всё ли у вас получалось?

    В чём были затруднения?

    Оцените себя: поставьте, ребята, себе оценочку.

    Итог:

                               

                                                                                                                               

                                                                                       

                                                               

         

       Все получили 5.           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок математики в 5 классе по теме " Сложение и вычитание смешанных чисел"

    Открытый урок по математике в 5 классе подготовила и провела учитель МОУ сош с. Пышлицы  Рещикова Марина Васильевна....

    урок по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел" математика 6 класс

    Тема урока:Сложение и вычитание смешанных чисел.Цели:образовательные –совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки учащихся по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»; отрабатывать у...

    Урок математики в 5-ом классе по теме: «Сложение и вычитание смешанных чисел». С использованием проблемно-диалогической технологии.

    В настоящее время проблемно-диалогическая технология очень востребована. Вашему вниманию я предлагаю разработку урока на основе этой технологии. Это план-конспект рабочего урока математики в 5 классе ...

    урок с применением ЭОР по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел",4 урок в теме

    урок проводится при наличии компьютера, мультимедийного проектора, выхода в интернет...

    Конспект урока и презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"

    При проведении урока используются информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие  технологии,  наглядные методы обучения. Использование презентации позволяет ативизировать де...

    Тема: «Сложение и вычитание смешанных чисел» Технология группового обучения.

    Тема: «Сложение и вычитание смешанных чисел» Технология группового обучения.5-6 класс....