Урок по математике в 5 классе с применением технологии деятельностного метода обучения . Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел.
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Сабирова Раиса Аглямовна

Математика-наука, требующая активной мысли.Поэтому надо организовать обучение математике так, чтобы у ученика возникло желание заниматься, чтобы ученик занимался сам и получал от знаний удовольствие. Предлагаемая работа направлена на формирование творческого мышления учащихся. Урок по математике в 5 классе с применением технологии деятельностного метода обучения. Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел. Тип урока: открытие нового знания. Основные цели: 1) Формировать способность к построению и использованию алгоритма сложения (вычитания) смешанных чисел с одинаковыми знаменателями в дробных частях. 2) Повторить и закрепить: выделение целой части из неправильной дроби; представление смешанного числа в виде неправильной дроби.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по математике в 5 классе с применением технологии деятельностного метода обучения учителя математики 1 квалификационной категории Сабировой Р.А.

Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел.

Тип урока: открытие нового знания.

Основные цели:

Формировать способность к построению и использованию алгоритма сложения (вычитания) смешанных чисел с одинаковыми знаменателями в дробных частях.

Повторить и закрепить: выделение целой части из неправильной дроби; представление смешанного числа в виде неправильной дроби.

Самоопределение к учебной деятельности.

Цели этапа: 

Включить учащегося в учебную деятельность;

Определить содержательные рамки урока: продолжаем работать со смешанными числами.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Ребята, сегодня мы проведём необычный урок. Мы с вами отправимся на охоту за пятёрками.

Какими качествами должен обладать настоящий охотник? (Острый слух, ясный ум, меткость, внимательность…)

Ну что ж, посмотрим, кто же из вас обладает всеми этими качествами?

С собой на охоту мы возьмём смекалку…

Чему мы научились на прошлых уроках? (Мы изучаем обыкновенные дроби).

Какими бывают обыкновенные дроби? (Правильные и неправильные дроби).

Какие операции с дробями мы научились делать? (сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями).

Как называются числа, содержащие дроби? (Смешанные числа).

А что мы умеем делать со смешанными числами? (представлять в виде неправильной дроби).

Как вы думаете, каков следующий шаг в изучении темы «Смешанные числа»? (Научиться выполнять действия со смешанными числами).

Для изучения новой темы вспомним то, чему мы научились на прошлых уроках.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель этапа:

Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями;

Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: представление смешанного числа в виде неправильной дроби;

Зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;

Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний: сложить и вычесть смешанные числа за ограниченное время.

Организация учебного процесса на этапе 2:

На доске записаны дроби:

На какие группы можно разбить данные дроби? (Одна группа ребят       выписывает правильные дроби, другая неправильные, третья смешанные).

Правильные: ; ; ; .

Неправильные: ; ; .

Смешанные числа: .

Ребята, возьмите в руки маркеры, фломастеры или ручки.

Вспомните задание: запишите число в виде неправильной дроби.

(Ребята записывают по порядку:).

Следующее задание: выделить целую часть неправильной дроби.

(Записывают ответ на другой стороне: ).

Играем «Правильные и неправильные дроби».  

Я читаю сумму дробей:  

Ученик отвечает:                

Другой ученик отвечает:      

Следующий ученик:

Следующий ученик:  . Стоп, игра!  (неправильная дробь)

Возобновим игру. Начинает другой ученик.

Ребята, какие действия с обыкновенными дробями мы провели? (Сложение и вычитание дробей).

 Как сложить и вычесть дроби с одинаковыми знаменателями? (Проговаривают правило, на доску вывешиваем правило, записанное в общем виде, или ученик записывает на доске).

                     

Ребята, посмотрите внимательно на эти выражения и скажите, которое из них лишнее и почему?

На доске записаны выражения:

(Ребята называют последнее, так как это сумма смешанных чисел).

Попробуйте ребята выполнить последнее действие.

(На доске запишем несколько вариантов ответа).

Индивидуальное задание. С помощью кругов и равных долей круга выполните действия:

I в.

II в.

Учащиеся говорят свои ответы, записываем на доске.

Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

Цели этапа:

Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

Согласовать цель и тему урока.

Организация учебного процесса на этапе 3:

 Какое задание вам нужно было выполнить? (Сложить и вычесть смешанные числа).

Какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Научиться складывать и вычитать смешанные числа).

Итак, тема нашего урока «Сложение и вычитание смешанных чисел». Запишем тему в тетрадь.

А сейчас расскажите, как вы выполняли задание.

I в.

II в.

Запишем правило (алгоритм) сложения и вычитания смешанных чисел.

Алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел.

Сложить (вычесть) целые части;

Сложить (вычесть) дробные части;

Записать ответ;

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа:

Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;

Зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.

Организация учебного процесса на этапе 4:

Работа в группах.

Задание: дополнить правило – алгоритм.


I

II


1)

2)

3)

4)

5)


1)

2)

3)

4)

5)

Дополним алгоритм следующими пунктами.

4. Если необходимо, дробную часть сократить.

5. Если дробная часть неправильная, выделить из неё целую часть и прибавить к целой части результата.

5.  Первичное закрепление во внешней речи.

Цель этапа: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 5:

Примеры на доске. Решаем, проговаривая(используем алгоритм).

1)

2)

3)  

4)

5)

 

1.Сложим целые части, получим 10 целых.

2.Сложим дробные части, получим

3.Запишем результат .

4. Дробь неправильная, выделим целую часть.

5. Прибавим к целой части результата.

Работа в парах, с проверкой по образцу.  

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: проверить своё умение применять алгоритм сложения и вычитания в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

Организация учебного процесса на этапе 6:

Ребята решают примеры. Отмечают правильность выполнения, анализируются причины ошибок и ошибки исправляются.

                                                   Эталон.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Цели этапа:

 Тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: выполнение действий со смешанными числами, с использованием свойств чисел, решение задач, с использованием алгоритма сложения и вычитания смешанных чисел.

Повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках: представление числа в виде дроби с любым знаменателем.

№ 1065 – один ученик у доски.

8. Рефлексия деятельности на уроке:

Цели этапа:

Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел;

Оценить собственную деятельность на уроке;

Обсудить и записать домашнее задание.

Что нового вы сегодня узнали?

Достигли ли мы с вами поставленной нами цели урока?

Какие знания использовались для достижения цели?

Всё ли у вас получалось?

В чём были затруднения?

Оцените себя: поставьте, ребята, себе оценочку.

Итог:

                           

                                                                                                                           

                                                                                   

                                                           

     

   Все получили 5.           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе по теме " Сложение и вычитание смешанных чисел"

Открытый урок по математике в 5 классе подготовила и провела учитель МОУ сош с. Пышлицы  Рещикова Марина Васильевна....

урок по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел" математика 6 класс

Тема урока:Сложение и вычитание смешанных чисел.Цели:образовательные –совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки учащихся по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»; отрабатывать у...

Урок математики в 5-ом классе по теме: «Сложение и вычитание смешанных чисел». С использованием проблемно-диалогической технологии.

В настоящее время проблемно-диалогическая технология очень востребована. Вашему вниманию я предлагаю разработку урока на основе этой технологии. Это план-конспект рабочего урока математики в 5 классе ...

урок с применением ЭОР по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел",4 урок в теме

урок проводится при наличии компьютера, мультимедийного проектора, выхода в интернет...

Конспект урока и презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"

При проведении урока используются информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие  технологии,  наглядные методы обучения. Использование презентации позволяет ативизировать де...

Тема: «Сложение и вычитание смешанных чисел» Технология группового обучения.

Тема: «Сложение и вычитание смешанных чисел» Технология группового обучения.5-6 класс....

Урок математики 5 класс по теме "Сложение и вычитание смешанный чисел. Технологическая карта урока"

Сложение и вычитание смешанный чисел. Технологическая карта урока...