Главные вкладки

    Урок математики 5 класс по теме "Сложение и вычитание смешанный чисел. Технологическая карта урока"
    методическая разработка по математике (5 класс)

    Смыкова Галина Владимировна

    Сложение и вычитание смешанный чисел. Технологическая карта урока

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел.

    Цель  урока: познакомить учащихся с правилами сложения и вычитания  смешанных чисел.

    Задачи:

    • Образовательные

    - Познакомить учащихся с правилами сложения и вычитания смешанных чисел с одинаковыми знаменателями;

    -Формирование умений применять правила сложения  и  вычитания смешанных чисел с одинаковыми знаменателями на практике.

    • Развивающие

    -Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;

    -Развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

    -Развитие навыков самостоятельной работы;

    -Развивать  логическое мышление, память, внимание.

    • Воспитательные

    -Способствовать формированию познавательного интереса к предмету;

    -Воспитывать этические нормы общения, дисциплинированность, ответственность.

    Тип урока.  Урок ознакомления с новым материалом.

    Организационные формы урока. Индивидуальная, парная, фронтальная.

    Структура урока.

          1. Организационный момент .

    1. Мотивационная беседа .
    2. Актуализация опорных знаний – устная работа, с помощью которой ведется повторение основных фактов, ведущих идей и основных теорий на основе систематизации знаний.
    3. Проблемная ситуация.
    4. Изучение нового материала.
    5. Закрепление первичных знаний.
    6. Математический диктант.
    7. Рефлексия деятельности.
    8. Домашнее задание.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Проверьте  все ль у вас в порядке: учебник ,ручка и тетрадка.

    прозвенел уже звонок, начинается урок.

    1. Проверка домашнего задания (ученики пишут за доской).

     Мотивационная беседа

    Учитель. В переводе с греческого слово «математика» - знание, учение, наука. Именно, поэтому, если человек знал математику, то это всегда означало высшую степень учености. А умение правильно видеть и слышать – первый шаг к мудрости. Сегодня на уроке мы углубим и расширим наши знания о дробях.

    1. Актуализация знаний

    Учитель

    О дробях мы уже знаем достаточно:

    а)умеем их складывать и вычитать(устная фронтальная работа проводится с использованием слайдов).

    б)представлять смешанное число в виде неправильной дроби и наоборот, представлять 1 в виде неправильной дроби, заменять дробь равной ей дробью (индивидуальные задания выполняются на доске).

     

    IV.        Постановка проблемы.

    -Как выполнить следующие примеры:     а)        б)

             (Сложить и вычесть смешанные числа.)

    - Какова цель нашего урока?

              ( Построить алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел.)

    V.        «Открытие» детьми нового знания.

    - Каким способом вы предлагаете строить новый алгоритм?

    ( Можно использовать рисунки презентации.)

    -Подробная запись решения на доске и в тетради.

    - Следовательно, чтобы сложить смешанные  числа, надо сложить отдельно их целые и дробные части. Обратим особенное внимание на последний пример (повторяется выделение целой части из неправильной дроби).

    - Можно ли использовать этот же прием при вычитании? Давайте, попробуем.

    -Подробная запись решения на доске и в тетради.

    - Как вычесть смешанные числа?

    - Чтобы вычесть смешанные числа, надо вычесть отдельно их целые и дробные части.

    -Обращаем внимание на последний пример , когда дробная часть вычитаемого больше дробной части уменьшаемого.

      Смотрим правила в учебнике на стр.52-53.

    VI.  Первичное закрепление.

     Что получится в задании под буквами   а) и б)?   (  3, 1  )

    Учащиеся выполняют с комментированием:

    №268(а, б,  д, е, ж, з и, к), стр.53  – фронтально;

    Решение задачи №267  на стр53

    VII. Диктант с самопроверкой в классе (слайды презентации).        Этап закрепление изученного материала.

    Работа на листах с копировальной бумагой (листы собираются на проверку)

    Оценивание:

    Шесть «+»  оценка  5

    Пять или четыре  «+»  оценка 4

    Три «+» оценка 3

    Один или два «+» оценка 2

    VIII. Итог урока. Рефлексия

    -Что нового узнали на уроке? (Научились складывать и вычитать смешанные числа.)

    -Каким способом получили новый алгоритм?

    -К какому выводу пришли?

    -Как оцениваете свою работу?

    На слайде изображены смайлики ,выбери тот ,который соответствует твоему настроению в конце урока.

    1.Урок полезен, всё понятно.

    2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

    3.Ещё придётся потрудиться.

    4.Да, трудно всё-таки учиться!

    Домашнее задание. (дифференцированное)

    п. 29,  №287 ( а-г), 288,необязательное задание

    ( для тех, кто учится на «4» и «5») № 293.

    Технологическая карта урока

    Учитель : Смыкова Галина Владимировна

    г.Барнаул  Ленинский район

    МБОУ «СОШ №75»

    Предмет:  математика            

    Класс: 5а

        Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

    Учащиеся владеют

    • регулятивными УУД:

    • целеполаганием, включая постановку новой цели;
    • преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем ;

    • познавательными УУД:

    • собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя
    • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

    У большинства учащихся  сформированы:

    • коммуникативные УУД:

    • высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;

    • личностные УУД:

    • осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

     Первый  урок по изучаемой теме ,на предыдущем уроке повторили преобразование смешанного числа в неправильную дробь и наоборот, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

     Тип урока: урок изучения нового материала

    Тема:  и вычитание смешанных чисел.

    Цель

    Познакомить учащихся с правилами сложения и вычитания смешанных чисел.

    Задачи

    Познавательные: познакомить учащихся с правилами сложения и вычитания смешанных чисел.

    Развивающие:

    -развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;

    -развитие учебно-организационных умений: организовывать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и самоонализ учебной деятельности;

    -развитие навыков самостоятельной работы;

    -развивать логическое мышление, память, внимание.

    Воспитательные:

     -способствовать формированию познавательного интереса к предмету;

    -воспитывать дисциплинированность, ответственность.

    Основные понятия

    Смешанные числа

    Межпредметные связи

    Ресурсы(средства)

    1.Математика 5класс Н. Я .Виленкин  (2 часть),2019г.

    3.Презентация в виде слайдов.

    3.Карточки для проведения диктанта

    Формы урока

    Фронтальная[Ф],индивидуальная[И],парная(П)

    Технология

    Проблемного обучения

    Структура и ход урока

    1.Организационный момент

    Задача этапа: создать благоприятный психологический настрой на работу

    Продолжительность этапа: 1 минута

    Методы и способы достижения поставленных задач: приветствие обучающихся, фиксация отсутствующих.

    Деятельность

    Задания для учащихся, которые приведут к достижению планируемых результатов

    Планируемые результаты

    учителя

    учащихся

    Предметные

    УУД(коммуникативные (К),регулятивные (Р),познавательные (П), личностные (Л))

    Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

    Приветствуют стоя. Тихо занимают свои места.

    Л: готовность и способность к уроку

    2.Проверка домашнего задания. Мотивационная беседа.

     Задача этапа: установить правильность и полноту и осознанность домашнего задания, проверить знания обучающихся по предыдущей теме

     Продолжительность этапа: 5 минут

     Методы и способы достижения поставленных задач: коллективно прослушать решение домашних задач, выполнение устных упражнений

    Деятельность

    Задания для учащихся, которые приведут к достижению планируемых результатов

    Планируемые результаты

    учителя

    учащихся

    Предметные

    УУД (коммуникативные (К),регулятивные (Р),познавательные (П), личностные (Л))

    Организация  проверки домашнего задания, устного счета и повторения ,беседа.

    Два ученика, выполняют №213,№215 на доске, остальные проверяют и исправляют,  работают фронтально устно.

    Устно: решение примеров  по слайдам.

    1)Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.

    2)Вычитание  дробей с одинаковыми знаменателями.

    Проверка знаниями  по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями», «Смешанные числа» ,умение применять изученные понятия для решения задач .

    К: аргументировать свою точку зрения; владеть устной речью;

    Р: адекватно самостоятельно  оценивать правильность выполнения решения и вносить исправления как в ходе выполнения действий так и в конце действий;

    П: давать определения понятиям; строить логическое рассуждение, включающее установление  причинно-следственных связей

    3.Изучение нового материала

     Задача этапа: актуализировать знания; обеспечить мотивацию; обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала; содействовать пониманию того, как складывать и вычитать смешанные числа.

     Продолжительность этапа: 15 минут

     Методы и способы достижения поставленных задач: сообщение темы и цели урока, актуализация знаний, мотивация изучения, организация исследовательской деятельности учащихся, обобщение полученных знаний в ходе исследовательской работы: «Различные способы доказательства теоремы о сумме углов треугольника».

    Деятельность

    Задания для учащихся, которые приведут к достижению планируемых результатов

    Планируемые результаты

    учителя

    учащихся

    Предметные

    УУД (коммуникативные (К),регулятивные (Р),познавательные (П), личностные (Л))

    1.Формулирует задание, мотивируя на изучение новой темы.

    2.Формулирует тему урока. Предлагает учащимся самим поставить цели на данный урок.

    3. Демонстрирует слайды презентации.

     Организует работу по слайдам презентации

    4.Осуществляет контроль, организуя  проверку  выполненного задания на доске.

    Побуждает к обобщению полученных результатов в виде правил.

    1.Пытаются решать примеры .

    .

    2.Записывают

    тему урока в тетради.

    Формулируют цели урока

    3.Решают примеры. Проверяют свою работу с работой на доске (у доски работает один ученик).

    4.Пытаются сформулировать алгоритм работы при сложении и вычитании смешанных чисел..

    1.Делают вывод о том , что не все примеры можно решить по известным им правилам

    2.Высказывают необходимость научиться складывать и вычитать смешанные числа.

    3.Выполняют подробную пошаговую запись на доске и в тетрадях.

     4.Формулируют правила и проверяют правильность формулировок по тексту учебника.Выполняют решение типовых задач .

    Овладение знаниями  о сложении и вычитании смешанных чисел.

    К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; эффективно сотрудничать  и способствовать продуктивной кооперации; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

    Р: постановка целей урока, преобразование практической задачи в познавательную,

    контроль и                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            оценка                                                                процесса и результатов деятельности; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров

    П:  структурирование собственных знаний; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

    Л: оценивание усваиваемого материала, самоопределение.

    4.Закрепление нового материала

    Задача этапа: установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала.

     Продолжительность этапа: 7 минут

     Методы и способы достижения поставленных задач: устное и письменное решение заданий.

    Деятельность

    Задания для учащихся, которые приведут к достижению планируемых результатов

    Планируемые результаты

    учителя

    учащихся

    Предметные

    УУД (коммуникативные (К),регулятивные (Р),познавательные (П), личностные (Л))

    Организует  письменное решение упражнений и их проверку.

    Выполняют

    письменные упражнения в тетради и на доске .

    1. №268(а,б,д,е,ж,з,и,к)
    2. №267

    Умение применять правила сложения и вычитания смешанных чисел.

    К: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

    Р: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

    П: формирование интереса к данной теме.

    Л: формирование готовности к самообразованию.

    5.Контроль

    Задача этапа:  Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

     Продолжительность этапа: 10 минуты

     Методы и способы достижения поставленных задач: диктант.

    Деятельность

    Задания для учащихся, которые приведут к достижению планируемых результатов

    Планируемые результаты

    учителя

    учащихся

    Предметные

    УУД (коммуникативные (К),регулятивные (Р),познавательные (П), личностные (Л))

    Демонстрирует вопросы и  ответы на слайде презентации.

    Выполняют задания.

    Проверяют .

    Диктант в двух вариантах.

    Для проверки ответов используется копировальная бумага.

    Овладение умением применять изученные понятия для решения примеров.

    К: осуществлять контроль, коррекцию, оценку своих действий .Р: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

    Л: формирование позитивной самооценки

    6.Рефлексия

    Задача этапа: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

     Продолжительность этапа: 1 минута

     Методы и способы достижения поставленных задач: рисование смайлика.

    Деятельность

    Задания для учащихся, которые приведут к достижению планируемых результатов

    Планируемые результаты

    учителя

    учащихся

    Предметные

    УУД (коммуникативные (К),регулятивные (Р),познавательные (П), личностные (Л))

    Организует рефлексию

    Осуществляют рефлексию

    Нарисовать улыбающийся  смайлик, если всё понятно и всё получилось.

    Нарисовать смайлик с прямым ротиком, если остались вопросы, но в целом всё понятно.

    Нарисовать грустный смайлик, если всё не понятно.

    Р: оценивание собственной деятельности на уроке

    7.Домашнее задание

    Задача этапа: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

     Продолжительность этапа: 1 минуты

     Методы и способы достижения поставленных задач: три уровня домашнего задания

    Деятельность

    Задания для учащихся, которые приведут к достижению планируемых результатов

    Планируемые результаты

    Учителя

    Учащихся

    Предметные

    УУД (коммуникативные (К),регулятивные (Р),познавательные (П), личностные (Л))

    Дает комментарий к домашнему заданию

    Учащиеся записывают в дневники задание.

    1.Стандартный минимум п.29

       №287(а-г), 288.

    2.Повышенный

       №293

    .

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок математики по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел" 5 класс

    Конспект урока-игры "Путешествие в царство чисел"...

    технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"

    данная разработка составлена мною в качестве зачётной работы на курсах по ФГОС....

    Технологическая карта урока математики в 5 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел" с презентацией. Урок по ФГОС.

    Технологическая карта урока математики в 5 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел" с презентацией. Урок по ФГОС. Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов де...

    Технологическая карта урока математики в 5-м классе по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"

    Заключительный урок по теме "Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел". После этого урока следует контрольная работа...

    Технологическая карта урока математики 5 класс "Сложение и вычитание смешанных чисел"

    Технологическая карта урока математики 5 класс  "Сложение и вычитание смешанных чисел"...

    Технологическая карта урока математики в 5классе по теме "Умножение натуральных чисел и его свойства"

    Разработка урока математики в 5 классе по теме "Умножение натуральных чисел и его свойства" с приложениями и презентацией...

    Технологическая карта урока математики. "Сложение и вычитание смешанных чисел"

    Технологическая карта урока математики для учащихся специальной коррекционной школы Vlll вида. На тему: "Сложение и вычитание смешанных чисел"....