Главные вкладки

    Технологическая карта урока математики в 5классе по теме "Умножение натуральных чисел и его свойства"
    методическая разработка по математике (5 класс) на тему

    Боровских Светлана Владимировна

    Разработка урока математики в 5 классе по теме "Умножение натуральных чисел и его свойства" с приложениями и презентацией

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока по теме "Умножение натуральных чисел и его свойства"

    Урок математики в 5 классе по теме " Умножение натуральных чисел и его свойства " показывает реализицию системно-деятельностного подхода в обучении математике. В качестве приложения - презентация к уроку.

    ФИО: Боровских Светлана Владимировна

    Место работы: МБОУ СШ №35 г. Липецка

    Должность: учитель математики

    Предмет: математика

    Уровень образования: общеобразовательный класс

    Тема: " Умножение натуральных чисел и его свойства "

    Тип урока: открытие нового знания

    Класс: 5

    Цели урока:

    Образовательные:

    - актуализировать знания учащихся о действии умножения натуральных чисел и его свойствах;

    - повторить название компонентов действия умножения;

    - продолжить работу над текстовыми задачами;

    Развивающие:

    - развитие познавательной деятельности учащихся;

    - развитие навыков самоконтроля  и взаимоконтроля;

    - развитие умения анализировать;

    - развитие логического мышления, памяти;

    - развитие математического кругозора;

    Воспитательные:

    -формирование положительной мотивации;

    -воспитание потребности в приобретении новых знаний.

    Задачи урока: 

     Образовательные:

    -познакомить учащихся с правилом умножения натуральных чисел;

    - познакомить со свойствами действия умножения;

     -способствовать приобретению необходимых умений и навыков;

    Воспитательные:

    -создать атмосферу для развития познавательного интереса учащихся к предмету;

    -формировать у учащихся навыки организации самостоятельной работы.

    Ресурсы урока: интерактивная доска, карточки для работы в парах, карточки с практическими заданиями по новой теме.

    Методы организации работы:

    -словесные методы (эвристическая беседа, чтение),

    -наглядные (демонстрация презентации),

    -проблемно-поисковый;

    -метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).

    Формы организации работы:

    -групповая,

    -парная,

    -коллективная (фронтальная).

    Планируемые результаты обучения:

    Личностные:

    - формирование представлений о значимости математики в развитии современного общества;

    - развитие логического и критического мышления;

    - развитие умения работать в группе,  в паре;

    Метапредметные:

    -уметь анализировать и осмысливать текст задачи;

    - извлекать из текста необходимую информацию;

    -строить логическую цепочку;

    - оценивать полученный результат;

    - осуществлять самоконтроль;

     Предметные:

    - выполнять умножение многозначных чисел;

      - научиться называть компоненты при умножении;

      - использовать свойства умножения;

    - делать проверку вычислений.

    Литература:

    Н. Я. Виленкин и др. Математика 5кл. М.: «Мнемозина» 2015.

    Этап урока

    Содержание учебного материала.

    Деятельность учителя

    Деятельность

    учеников

    Универсальные учебные действия

    Мотивация к учебной деятельности

    Приветствует учащихся, оценивает их готовность к учебной деятельности, поясняет, что сегодня урок открытия новых знаний, создает благоприятный психологический настрой на работу.

    (Слайд №1):

    Выясняет как ученики понимают данное высказывание.

    Включаются в деловой ритм урока: выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы.

    Высказывают свои мысли по данному вопросу, рассуждают.

    Регулятивные: прогнозирование своей деятельности

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

    Личностные: мотивация учения

    Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы.

    Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

    - Ответьте на вопросы:

    (Слайд № 2):

    1) Как умножить число на 10; 100; 1000?

    Вычислите с последующей проверкой:

    1) 123∙10

    2) 65∙100

    3) 34∙1000

    4) 8 + 8 +8+8+8+8+8

    5) 127+127+127

    Предлагает проверить результаты (Слайд № 3):

    1) 123∙10 = 1230

    2) 65∙100 = 6500

    3) 34∙1000 = 34000

    4) 8 + 8 +8+8+8+8+8 = 56

    5) 127+127+127= 381

    Решают примеры ( результаты записывают в Лист самоконтроля) и понимают, что в примерах 2) и 5) разделить нацело нельзя.

    Проверяют свои результаты.

    Выражают вслух свои затруднения

    Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение своих  высказываний, вывод на основе анализа.

    Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

     фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы .

    Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения

    Выявление места и причины затруднения Постановка цели деятельности

    – Вы смогли выполнить все задания?

    Ребята, чтобы быстро считать, нам необходимо узнать тему сегодняшнего урока. Вы сможете прочитать ее, если правильно решите уравнения и заполните таблицу (Слайд №4):

    35-х = 17 (У)

    29+х=45 (О)

    у-37 = 18 (Е)

    90-х = 62 (И)

    31 +х = 16+44 (Ж)

    80-х = 21 + 19 (Н)

    40-3 = у + 13 (М)

    - Следовательно, тема нашего урока .... (Слайд №5).

    -Отсюда, цели урока ...

    Примеры 4) и 5) - не удобно считать.

    Решают примеры  и работают с таблицей (Приложение 2), ответы записывают  в Лист самоконтроля (Приложение1).

    Формулируют тему урока самостоятельно и записывают в Лист самоконтроля.

    Формулируют цели (Слайд №6):

    - повторить умножение и его свойства;

    -повторить название компонентов при умножении.


     Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

    Личностные: самоопределение.

    Регулятивные: целеполагание.

    Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.


    Построение проекта выхода из затруднения

    Предлагает рассмотреть теорию по учебнику.

    Вернемся к решению примеров 4) и 5) из начала урока. Рассмотрим более легкий способ решения с помощью умножения(Слайд № 7):

    4) 8 + 8 +8+8+8+8+8 = 8 ∙ 7 =56

    5) 127+127+127= 127 ∙ 3 = 381

    Сформулируем определение (Слайд № 8):

    Сформулируем правило (Слайд № 9):

     Сформулируем и запишем свойства умножения (Слайд № 10):

     

    Убеждаются, что таким способом вычислять быстрее.

    Формулируют с помощью учителя определение и правило.

    Записывают в тетради свойства.

    Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов

    Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты

    Коммуникативные:формирование умений совместно с другими детьми в группе, находить решение задачи и оценивать полученные результаты

    Физкультминутка

    Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся , даёт рекомендации по выполнению.

    (Слайд №11; 12)

    "Это лёгкая забава — 
    Повороты влево, вправо. 
    Нам известно всем давно — 
    Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.) 
    Приседаем быстро, ловко. 
    Здесь видна уже сноровка. 
    Чтобы мышцы развивать, 
    Надо много приседать. (Приседания.) 
    А теперь ходьба на месте, 
    Это тоже интересно. (Ходьба на месте)". 

    Так же выполняют гимнастику для глаз

    Коммуникативные: умение работать по заданию

    Личностныеформирование ЗОЖ

    Реализация построенного проекта

    (закрепление формируемых знаний и умений)

    -Решите задания № 404 и сделайте проверку.

    Проверка (Слайд № 13):

    707+707+707 = 707∙3

    50+50+50+50+50+50 = 50∙6

    х+х+х+х+х+х =х∙6

    -Решите задания № 405 и сделайте проверку.

    Проверка (Слайд № 14):

    712∙3 = 712+712+712

    а∙6 = а+а+а+а+а+а

    (х+у)∙4 = (х+у)+(х+у)+(х+у)+(х+у)

    (к+m+4)∙2= (к+m+4)+ (к+m+4)

    - Продолжим нашу работу и решим задачи № 408.

    Проверка  (Слайд № 15):

    1) 8∙3= 24(см) - длина отрезка СВ.

    2) 24+8 =32(см) -длина отрезка АВ.

    - Продолжим нашу работу и решим задачи № 407.

    Проверка  (Слайд № 16):

    2мин30с= 150с

    1) 150∙6 = 900(с)

    900с = 15мин

    Решают примеры, результаты записывают в Лист самоконтроля.

    Решают примеры, результаты записывают в Лист самоконтроля.

    Решают задачи у доски и на местах,  результат записывают в Лист самоконтроля.

    Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов.

    Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция.

    Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, работать в паре; учатся формулировать собственное мнение .

    Первичное закрепление во внешней речи

    Предлагает зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи(организует повторно работу с учебником: предлагает рассмотреть все понятия, связанные с умноженим, предлагаемые авторами учебника).

     Разберём еще примеры, используя опорную схему:

    Решите задание № 412(а-г).

     Проверка(Слайд № 17):

    а) 154∙8 = 1232

    б) 39∙57 = 2223

    в) 64∙23 = 1472

    г) 76∙81 = 6156

    Проговаривают понятия (фронтально, в парах).

    Решают два ученика у доски, а остальные решают самостоятельно с последующей самопроверкой(результаты записывают в Лист самоконтроля):

    Познавательные:

    самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале.

    Регулятивные:

    контроль, коррекция

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Предлагает выполнить самостоятельную работу (Приложение 3) с последующей проверкой.

    Выполняют самостоятельную работу по вариантам (карточки с заданиями на партах),  сравнивают и записывают ответы в Лист самоконтроля.

    Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

    Личностные:самоопределение;

    Коммуникативные: управление своим поведением

    Познавательные: анализ, синтез, использование общих правил

    Включение в систему знаний и повторение

    Предлагает решить задачу № 447(а) по ранее изученному материалу с помощью уравнения ( с последующей проверкой).

    Проверка (Слайд № 18):

    Составим и решим уравнение:

    (х - 10) + 14 = 85

    х - 10 = 85 - 14

    х-10 = 71

    х = 71 + 10

    х = 81

    Выполняют решение задачи под руководством учителя(записывают ответ в Лист самоконтроля)

    Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме

    Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата

    Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация

    Личностные: осознание ответственности за общее дело

    11. Рефлексия учебной деятельности

    Предлагает ученикам закончить предложения (Слайд №19):

    -Сегодня на уроке я узнал ...

    -Я повторил …

    -Я закрепил…

    -Я научился…

    -Было трудно ...

    - Было интересно ...

    - Я смогу ...

    Предлагает оценить свою работу и результаты.

    (Слайд №20).

    Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели, озвучивают свои успехи и затруднения, которые появлялись в процессе работы.

    Ученики показывают смайлики.

    Познавательныепостроение речевого высказывания в устной форме. 

    Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

    Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументировать, планировать учебное сотрудничество Личностные: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности

    Домашнее задание

    Учитель предлагает дозированное домашнее задание, дает комментарий по его выполнению.

    (Слайд №21)

    Учащиеся записывают в дневники домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы:

    № 451,  452, 455(а-г).

    Познавательные: рефлексия способов и условий действия, понимание причин успеха и неудач.

    Регулятивные: адекватная оценка деятельности на уроке


    Приложение 1:

    Лист самоконтроля

    Вид задания

    Ответ, способ решения

    Шкала баллов

    Суммарный балл за задание

    Выполняют задание  с последующей проверкой

    2

    Определение темы урока при работе  с таблицей

    2

     Решение задания № 404 с проверкой

    2

    Решение задания № 404 с проверкой

    2

    Решение задачи № 407

    2

    Решение задачи № 408

    2

    Решите задание № 412(а-г)

    2

    Самостоятельная работа

    4

    Задания по ранее изученному материалу с последующей проверкой, № 447(а)

    2

    Суммарный балл за работу

    20

    Критерии отметок: 20-18б-"5"; 17-15б- "4"; 14-10б – "3"; меньше 10б- "2".

    Приложение 2:

    18

    24

    40

    16

    29

    55

    40

    28

    55

    Приложение 3:

    1вариант

    1) Как называются компоненты умножения:

    а) множители

    б) частные

    в) разности

    г) слагаемые

    2) Выберите произведение, на которое можно заменить сумму 7+7+7+7+7:

    а) 7∙7

    б) 7∙5

    в) 7+5

    г)7+7

    3) Выберите неверное равенство:

    а) 0∙56=56

    б) 31∙0 = 0

    в) 45∙1= 45

    г) 67+0 = 67

    Найдите произведение чисел 3287 и 1:

    а) 1

    б) 0

    в) 3288

    г) 3287

    2вариант

    1) Как называется результат умножения:

    а) множитель

    б) произведение

    в) сумма

    г) уменьшаемое

    2) Выберите произведение, на которое можно заменить сумму 9+9+9+9:

    а) 9∙4

    б) 9∙9

    в) 9+9

    г)9+4

    3) Выберите неверное равенство:

    а) 0∙18=18

    б) 14∙0 = 0

    в) 1∙32= 32

    г) 37+0 = 37

    Найдите произведение чисел 6923 и 1:

    а) 1

    б) 6924

    в) 6922

    г) 6923


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    Ответьте на вопросы: 1) Как умножить число на 10; 100; 1000? Вычислите с последующей проверкой: 1) 123∙10 2) 65∙100 3) 34∙1000 4) 8 + 8 +8+8+8+8+8 5) 127+127+127

    Слайд 3

    Проверка результатов 1) 123∙10 = 1230 2) 65∙100 = 6500 3) 34∙1000 = 34000 4) 8 + 8 +8+8+8+8+8 = 56 5) 127+127+127= 381

    Слайд 4

    Вы сможете прочитать тему урока, если правильно решите уравнения и заполните таблицу : 35-х = 17 (У) 29+х=45 (О) у-37 = 18 (Е) 90-х = 62 (И) 31 +х = 16+44 (Ж) 80-х = 21 + 19 (Н) 40-3 = у + 13 (М)

    Слайд 5

    ТЕМА УРОКА: «УМНОЖЕНИЕ»

    Слайд 6

    Цели урока: - повторить умножение и его свойства; -повторить название компонентов при умножении.

    Слайд 7

    Рассмотрим более легкий способ решения примеров 4) и 5) с помощью умножения: 4) 8 + 8 +8+8+8+8+8 = 8 ∙ 7 =56 5) 127+127+127= 127 ∙ 3 = 381

    Слайд 11

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА "Это лёгкая забава — Повороты влево, вправо. Нам известно всем давно — Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.) Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать, Надо много приседать. (Приседания.) А теперь ходьба на месте, Это тоже интересно. (Ходьба на месте)".

    Слайд 12

    Гимнастика для глаз

    Слайд 13

    Проверка задания № 404 707+707+707 = 707∙3 50+50+50+50+50+50 = 50∙6 х+х+х+х+х+х =х∙6

    Слайд 14

    Проверка задания № 405 712∙3 = 712+712+712 а∙6 = а+а+а+а+а+а (х+у)∙4 = (х+у)+(х+у)+(х+у)+(х+у) ( к+ m +4)∙2= ( к+ m +4)+ ( к+ m +4)

    Слайд 15

    Проверка № 408: 8∙3= 24(см) - длина отрезка СВ. 2) 24+8 =32(см) -длина отрезка АВ

    Слайд 16

    Проверка № 407: 2мин30с= 150с 1) 150∙6 = 900(с) 900с = 15мин

    Слайд 17

    Проверка № 412(а-г): а) 154∙8 = 1232 б) 39∙57 = 2223 в) 64∙23 = 1472 г) 76∙81 = 6156

    Слайд 18

    Проверка № 447(а): Составим и решим уравнение: (х - 10) + 14 = 85 х - 10 = 85 - 14 х-10 = 71 х = 71 + 10 х = 81

    Слайд 19

    Закончите предложения: -Сегодня на уроке я узнал … - Я повторил … - Я закрепил… - Я научился… - Было интересно… - Было трудно … - Я смогу …

    Слайд 20

    Оцените свою работу на уроке: Всё отлично Было трудно Старался Было скучно

    Слайд 21

    Домашнее задание: № 451, 452, 455(а-г).

    Слайд 22

    Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация к уроку математики в 5 классе "Умножение натуральных чисел и его свойства"

    Данная презентация содержит сопровождающий материал к уроку математики в 5 классе " Умножение натуральных чисел и его свойства"...

    Технологическая карта урока математики в 5 классе "Умножение натуральных чисел"

    Технологическая карта урока математики в 5 классе "Умножение натуральных чисел" и приложения к уроку (Оценочный лист, устный счет, презентация, тест)...

    Технологическая карта урока математики "Деление десятичных дробей на натуральное число"

    Создана технологическая карта урока математики "Деление десятичных дробей на натуральное число" для 5 класса по учебнику Виленкина Н Я для работы в соответствии с ФГОС . Данный урок-  к...

    Технологическая карта урока математики 7 класс " Степень с натуральным показателем."

    Технологическая карта урока математики 7 класс " Степень с натуральным показателем"...

    Технологическая карта урока по теме : "Умножение и деление натуральных чисел". 5 класс

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ   .Урок по теме «Умножение и деление натуральных чисел. Решение уравнений»Автор технологической картыУчастникиМесто и дата проведенияПортно...

    Технологическая карта урока 5 кл. Сложение и вычитание натуральных чисел столбиком.

    Актуализация навыка учащихся о действии умножения, полученные в начальной школе, работа с текстовыми задачами....