Презентация: "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы у обучающихся основной школы в условиях современной образовательной среды"
презентация к уроку по русскому языку (5, 6, 7 класс)

Николаева Анастасия Николаевна

Презентация к выступлению на августовской конференции педагогов: "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы у обучающихся основной школы в условиях современной образовательной среды"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы у обучающихся основной школы в условиях современной образовательной среды Николаева А. Н., учитель русского языка и литературы Школы №175

Слайд 2

Это овладение основными универсальными учебными действиями: регулятивными, коммуникативными, познавательными; способами деятельности , применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов Метапредметные результаты образовательной деятельности

Слайд 3

Необходимые понятия Мыследеятельностная педагогика – один из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования , основывающийся на включении в содержание образования культурных способов и средств мышления и деятельности. Метапредметный подход – подход, основанный на положениях мыследеятельностной педагогики. Метапредмет – нетрадиционный учебный предмет, выстраиваемый вокруг определенной мыслительной организованности ( знак , знание , задача , проблема )

Слайд 4

Отличие метапредметного урока от интегрированного урока и урока с межпредметными связями в УсМС - закрепление знаний по предмету за счёт параллельного освещения изучаемого материала с точки зрения других наук; в ИУ - усвоение знаний за счет систематизации ЗУН по нескольким предметам; в МПУ - личностное совершенствование учащегося через его познавательное развитие. Метапредметный урок - применение метапредметных и универсальных учебных действий в связи с жизненными потребностями . Ученик учится сам и учит других, учится добывать информацию из различных источников. Учитель - не источник информации, а навигатор деятельности. На метапредметном уроке должны формироваться универсальные действия, необходимые для процесса познания в принципе.

Слайд 5

Метапредметная деятельность : 1.Включение метапредметных тем в содержание учебных предметов, что способствует формированию целостной картины мира в сознании ребёнка. 2. Использование метапредметных заданий (сочинение-эссе на уроках истории, литературы, русского языка; эксперимент на уроках русского языка, химии, физики). 3. Метапредметные проекты. 4. Использование технологий, общих техник и приёмов педагогами, направленных на формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности, а в соответствии с новыми стандартами на формирование универсальных учебных действий.

Слайд 6

Структура метапредметного занятия (А.Хуторской): 1. Этап актуализации знаний. 2. Уточнение образовательного объекта. 3. Конкретизация задания. 4. Решение проблемной ситуации. 5. Демонстрация образовательной продукции. 6. Систематизация полученной продукции. 7. Работа с культурно-историческими аналогами. 8. Рефлексия

Слайд 7

Слайд 8

Этап актуализации знаний Прием «Проблемный диалог» Прием «Верные – неверные утверждения» Прием «Прогнозирование» Прием «Ассоциативный ряд»

Слайд 9

Если ты оказался в лесу…

Слайд 10

Слайд 11

С чем ассоциируется слово хирургия?

Слайд 12

Прием «верные и неверные утверждения» Прежде, чем мы познакомимся с числительными, попробуйте угадать, какие они, слова этой части речи. Я предлагаю вам несколько утверждений, которые начинаются со слов «Правда ли, что..», вам нужно либо согласиться, либо не согласиться с ними. Утверждения: 1…имена числительные отвечают только на вопросы «сколько?», «который?»; 2….имен числительных в языке очень немного; 3…имена числительные изменяются по падежам; 4…все числительные можно записать цифрами; 5…эта часть речи может быть только определением; 6. …числительные имеют общие признаки с существительными; 7. …они имеют общие признаки с прилагательными; 8. …можно прожить день, не встретив ни одного числительного; 9. …числительное не может состоять из 3 слов; 10. …слово «полтора» - это числительное. Мы вернемся к нашим предположениям в конце урока и проверим, в чём мы были правы, а где наше мнение изменилось.

Слайд 13

Рефлексия Метапредметные: Мне больше всего удалось ... За что я могу себя похвалить? За что я могу похвалить одноклассников? Что приобрёл? Что меня удивило? Для меня было открытием то, что ... Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее? Предметные: Я могу… Я умею… У меня получается… Я понимаю… Я знаю… Я выполняю… Я способен… Я склонен… Я придерживаюсь… Я соблюдаю… Я применяю… Я использую… Я стремлюсь… Я стараюсь…

Слайд 14

Спасибо за внимание!

Слайд 15

Литература Вагина С. Г., Гливинская О. В., Михайлюк Я. В. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе. - М.,2010. 2. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по совоению высших образцов педагогического искусства). – Минск, 2000. 3. Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак» / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: Пушкинский институт, 2001. 4. Громыко Ю.В. Метапредмет «Знание» / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: Пушкинский институт, 2001. 5. Громыко Н.В. Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов / Учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов. – М.. 2005. 6. Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого, М. 2004. 7. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности. / fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Организация деятельности учащихся по формированию метапредметных результатов на уроках русского языка в средней школе»

Основу мастер-класса составляет фрагмент урока изучения нового материала, включающий этапы целеполагания, планирования работы, выработки критериев достижения результатов; самостоятельная деятельность ...

Формирующее оценивание как современный подход к оценке образовательных результатов учащихся. (Уроки русского языка и литературы).

Освоение новых приемов формирующего оценивания позволяет  повысить  профессиональный уровень, сделать уроки более эффективными и интересными, достичь более высоких итоговых результатов ...

Использование современных электронных образовательных ресурсов и Интернет-технологий на уроках русского языка и литературы для обучающихся с ОВЗ

Статья посвящена использованию современных инновационных технологий на уроках русского языка в школе для детей с ОВЗ....

Сообщение на педсовете «Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы».

С введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения, необходимыми в первую очередь становятся не сами...

Читательская компетенция как метапредметный образовательный результат на уроках русского языка и литературы

Данный материал предназначен для учителей русского языка, содержит информацию по разработке заданий для развития читательской компетенции учащихся  на уроках русского языка и литературы...

презентация "Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы"

В  данной презентации показаны методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы...

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 5-9 КЛАССАХ

В данной статье рассматривается вопрос о формировании понятия метапредметность в современной образовании и о практическом применении метапредметного обучения в рамках реализации требований федеральных...