Формирующее оценивание как современный подход к оценке образовательных результатов учащихся. (Уроки русского языка и литературы).
статья (9 класс) на тему

Стальмак Нина Анатольевна

Освоение новых приемов формирующего оценивания позволяет  повысить  профессиональный уровень, сделать уроки более эффективными и интересными, достичь более высоких итоговых результатов учащихся на экзамене. Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formiruyushchee_otsenivanie.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Формирующее оценивание как современный подход к оценке образовательных результатов учащихся. (Уроки русского языка и литературы).

 Формирующее оценивание – оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также поведение учащегося, дается обратная связь по итогам обучения. Результаты ученика сравниваются с его же предыдущими результатами. Происходит мотивирование учащегося к обучению, постановка образовательных целей и определение путей их достижения. Формирующее оценивание позволяет определить возникающие у учащихся трудности в освоении учебного материала, выявить слабые и сильные стороны, определить причины появления ошибок и наметить пути решения возникающих проблем, найти  наиболее эффективные способы разбивки учащихся на учебные группы, подготовить дифференцированные задания. В итоге формирующее оценивание помогает  сделать процесс обучения более комфортным, повысить мотивацию учащихся к обучению и добиться их более высоких образовательных результатов. Освоение новых приемов формирующего оценивания позволяет  повысить  профессиональный уровень, сделать уроки более эффективными и интересными, достичь более высоких итоговых результатов учащихся на экзамене. Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Какими способами можно вводить формирующее оценивание на уроке? Приведу примеры приемов, которые позволяют провести оценивание, и которые хорошо работают на уроке. Думаю, у многих преподавателей есть подобные   наработки. Прежде всего, должны  оговариваться КРИТЕРИИ оценивания.

  1.  «Вертушка» - по рядам даю задание  свой параграф повторить каждому. Ученик в лист оценки ЗУН должен получить 6 оценок за свой параграф, включая самооценку. Свой  параграф пересказывает, меняясь вариантами. Слушает других. Могу выборочно перепроверить или послушать Успешно сдавшие становятся консультантами и помогают учителю. Второй урок усвоения изученного –практическое занятие. Можно в парах. Итоговую ставит учитель или сам ученик или совместно.
  2. Составить опорный конспект  параграфа при изучении нового , или вопрос-ответ по учебнику -взаимопроверка, у доски -3уч-ка воспроизводят или по их конспекту слабый ученик. затем разбор практических заданий , по шаблону пишут лингвистическое сочинение. Формулируем тему сочинения из параграфа. Виды проверки разные. Помогает оценить по критериям всех.
  3. Рефлексия -эссе – 5-минутное свободное сочинение с целью подведения итогов урока и фиксирования формулировавшихся на уроке мыслей и выводов по теме (чаще всего даю задание написать, что учащиеся узнали по новой теме, и задать один вопрос, на который они так и не получили ответа). Такое эссе остаётся без оценки и часто не проверяются, а служат, в первую очередь, для организации обратной связи «ученик – ученик» На уроках литературы формирующее оценивание предполагает вовлечение каждого ученика в образовательный процесс.

4. Составление опорных конспектов, линейные схемы  Чаще всего используется этот вид работы  при изучении учащимися жизни и творческого пути писателя. Ученики должны после изучения материалов учебника, дополнительной литературы отразить в одном конспекте взаимосвязь между событиями жизни писателя, его мировоззрении, личностью и творчеством. Опорный конспект по литературе – это форма фиксирования результатов анализа текста. Этому надо учить и первое время делать совместно .

5.Конспект с комментарием. Таблица: слева- конспект из учебника, а справа -свой комментарий или совместный . Но этому приему надо учить. Без учителя не всегда справляются. В конце таблицы- свой вывод, личное мнение. Часто учебники, хрестоматии разных авторов: сходство и различие взглядов на творчество для сильных или по желанию..

6. Создание словарей крылатых выражений, афоризмов, высказываний.  Например: Словарь афоризмов Базарова; словарь «Эзопова языка» в сказках М.Е. Салтыкова – Щедрина, словарь неологизмов В.Маяковского, словарь крылатых выражений Пушкина в романе "Евгений Онегин".

 7. Практикую  на уроках рефлексию  с использованием фразеологизмов(притчи)  с целью развития речи учащихся.Для того,  чтобы заинтересовать ребят,  составляю диагностические карты по темам, на изучение которых отводится не один урок (например, «Причастие»,  «Наречие», «Глагол», Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» и т.д.) 

8.Эффективным инструментом формирующего оценивания являются письменные отчёты по изученной теме. Их образовательный эффект заключается в том, что они ещё раз дают возможность  учителю и  ученику увидеть пробелы в знании учащегося и своевременно принять меры к их ликвидации. Как вариант-«Смотр знаний». Лучше использовать групповую форму работы. Каждая группа получает задания, а потом распределяют их между собой с учетом интересов ,способностей каждого ребенка. Использую при обобщении изученного.

9. « Тема – беседа – выводы- тема.» Использую этот приём при изучении нового материала. Новое изучаем вместе. Создаётся сотрудничество между мною и учениками. Начинаю урок с вопроса « Что вы знаете  по теме нашего урока?» Ответы произвольно  записываем в тетрадь. Далее 1-2 предложения , которые поясняют ответ на вопрос. Затем продолжаю беседу : по предлагаемым мною вопросам ученики записывают свои варианты ответов , при необходимости ищут ответ в учебнике. Обязательное условие: для сильных – своими словами записывать ответ, своё мнение, комментарий, используя при этом 3-4 предложения, а слабые учащиеся могут конспектировать из учебника. По окончании беседы с записью ответов  с опорой на учебник, свой жизненный опыт, возвращаюсь к названию темы урока и задаю вопрос « Что вы узнали по теме нашего урока?». Получается запись в форме эссе.  Далее предлагается чтение  записанного с дополнениями и комментариями или свободное высказывание . Дается самооценка или оценка товарищей. Этот же приём , но  попарно или в группах, если класс небольшой. Здесь могу индивидуально предложить дополнительный материал, который готовлю сама или даю перспективное домашнее задание.

10.Раз в четверть в старших классах использую приём « Поэтический листок». Класс делится на группы, выбирается старший, распределяются роли оформителя, критика, историка, отвечающего за всю группу или каждый представляет свою часть работы. Важное условие: оценка работы группы исходя из ответов  отдельного ученика. Эта форма результативна тем, что даже самые слабые ученики вынуждены принять посильное участие в уроке. Группа ведет « Лист самооценки», далее учитель объективно выставляет оценку  всей группе после того, как старший в группе дал оценку каждого участника. Чаще дети оценивают себя и одноклассников справедливо и самокритично.

11.Особенно удачно проходит опрос в форме диалогической пары. Предлагаю на доске или на карточке  вопросы и задания по изученному материалу, заранее проставив балл сложности или оценку за каждое задание. Затем ученики в паре выбирают себе задание и начинают совместно готовиться к ответу , затем обсуждают возникшие проблемы и каждый готовит задания или вопросы для своего товарища , на которые следует дать ответ, после чего они обсуждают , какую оценку заработал каждый или они вместе, передают лист анализа совместной деятельности учителю

12. Дается одно задание на двоих и при ответе может за двоих выступать один ученик, оцениваются оба. Схема работы: задание - работа учащихся – выводы- оценка. В итоге все оцениваются.

13. На уроках литературы часто использую прием комментированного чтения с поиском незнакомых, или редко употребляемых слов. Изучаем произведение. Дома нужно его прочитать, но не все выполняют это задание. Предлагаю в тетради составить таблицу, в которую надо записать заинтересовавшее слово и дать ему своё толкование. Кроме того, объяснить назначение этого слова для характеристики героя или описания его поступка. Задаю вопрос « Каким изображен герой? Найдите в тексте  слова, которые использует писатель. Кто первый находит нужное, называет страницу и абзац». Такой прием активизирует учащихся, позволяет включить в работу всех , отрабатываются навыки работы с большими текстами.( Например, в 5классе изучается « Ночь перед рождеством» Н.В. Гоголя. Объёмный текст и много специфической лексики).

14. Рисование отрывка текста ,адаптирование  этого для  заучивания, воспроизведение.)    

15.Прием « Ассоциативный ряд.»К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:  Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; •оставить запись на доске, объяснить новую тему,в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть Всегда неожиданным оказывается эффект в процессе проведения на уроке литературы в любом классе контрольной работы, которую я условно называю «ассоциативный кроссворд», хотя, возможно, это название не совсем точно отражает содержание работы. Если мне необходимо проверить, усвоен ли фактический материал по данной теме (чаще всего это очерк жизни и творчества писателя, вводные уроки),  я сама составляю подобный кроссворд ,вписывая в клеточки подготовленной «решетки» слова, которые имеют отношение к этой теме: названия произведений, фамилии героев, круг общения писателя, ключевое слово из цитаты., названия журналов, в которых публиковались произведения писателя и т.д. Слово вписывается без пробелов, только по горизонтальным или вертикальным линиям, а сама контрольная работа напоминает тайнопись: вся решетка заполнена буквами, которые, на первый взгляд, не образуют слова. Мои ученики знают, что достаточно найти хотя бы одно знакомое слово, зачеркнуть его карандашом , а потом уже не представляет большого труда найти остальные. Но самое главное не это. Ребята должны дать им толкование, объяснить свои литературные ассоциации.

  Активно можно применять следующие нетрадиционные формы и методы контроля: фанфики,  буктрейлер, зашифрованный диктант, перфокарты,  поэтическая пятиминутка,  «пятиминутки»-самодиктанты, создание компьютерных презентаций из своих работ.

Таким образом, используя несложные инструменты формирующего оценивания, мы способствуем реализации таких требований ФГОС, предъявляемых  к процессу оценивания, как непрерывность, критериальность и формирование оценочной самостоятельности учащихся, а также обеспечиваем освоение стандарта всеми учениками в наиболее комфортных для них условиях, максимально приближая каждого ученика к запланированному  результату. Актуальным является введение оценочной самостоятельности школьника на основе формирования осознанной деятельности. Поэтому для меня как для педагога важным является формирование системы формирующего оценивания. На сегодняшний день применение этой технологии на уроках литературы позволило мне:

1.      Решить проблему объективного выставления отметок.

 2.      Использовать постоянно и поддерживать обратную связь, знать, на каком уровне обучения находятся ученики.

3.      Четко формулировать образовательный результат и организовывать в соответствии с ним свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению по теме "Современные средства оценивания результатов на уроках русского языка и литературы"

Презентация помогает при проведении педсосетов, методических объединений, совещаний....

Доклад на конференции Эффективное использование современных информационных технологий, электронно-образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в современной школе.

Методика преподавания русского языка и литературы с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения. А именно:- повысить темп урока;- увеличит...

Современные подходы к оценке образовательных результатов в условиях введения ФГОС

laquo;Современные подходы к оценке образовательных результатов в условиях введения ФГОС»       Особенности оценки предметных результатовОценка предметных резу...

Современный подход к оценке образовательных результатов учащихся

В современном обществе востребованы образованные люди, которые отличаются мобильностью, могут работать в команде, принимать на себя ответственность за принятые решения и отвечать за полученный результ...

Читательская компетенция как метапредметный образовательный результат на уроках русского языка и литературы

Данный материал предназначен для учителей русского языка, содержит информацию по разработке заданий для развития читательской компетенции учащихся  на уроках русского языка и литературы...

Статья "Формирующее оценивание как современный подход к оценке образовательных результатов учащихся"

Характеристика современного подхода к оценке образовательных результатов учащихся  с презентацией - учителем-практиком....