Представление опыта работы по теме "Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках «Музыки»
статья по музыке по теме

Ковалева Елена Михайловна

Предлагаю теоретическую часть из представленного опыта работы по применению ИКТ на уроках музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_na_urokah_muzyki.doc43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шегарская средняя общеобразовательная школа №2»

Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках «Музыки»

(представление опыта работы)

                                                                                                       

Выполнила:

Е.М. Ковалева,

 учитель музыки

первой квалификационной категории    

Мельниково 2012

Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках по предмету «Музыка».

1. Научно – теоретическое обоснование темы выступления.

Одной из тенденций настоящего времени является  вхождение  России  в мировое образовательное пространство и предполагает изменения в содержании образования, педагогическом менталитете, усилении роли науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. В период перехода к информационному обществу для свободной ориентации в возросшем информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры.  

  Необходимо подготовить учащихся к быстрому восприятию и обработке больших объёмов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией  работы. В связи с этим становится понятной актуальность не только изучения, но и применения компьютерных технологий в практической деятельности учителей. Неотъемлемой частью информационной культуры являются знания новых информационных технологий и умение их применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого  подхода, особенно  когда  речь  идет о музыкальном   искусстве. 

Важным средством в достижении эффективного  результата, как музыканта является использование возможностей  информационно-коммуникационных технологий. 

В  современном  образовании  создалась  проблема -  информационной  перегруженности  учащихся. Противоречие между необходимостью повышения качества образования и учетом потребностей учащихся в использовании современных технологий констатирует  актуальность данного исследования  на научно-методическом  уровне. 

Поиск  эффективных путей  разрешения  обозначенного выше  противоречия привел  к определению темы и гипотезы: если использовать  мультимедийную  презентацию на уроке как средство создания ситуации занимательности, то будет повышаться интерес к учебной деятельности  и качество образования.  Важнейшее из условий, которое способствует возникновению заинтересованного отношения к произведениям  искусства, - мотивация учебно-познавательной деятельности школьников, а также  их  активные  и сознательные  действия, направленные  на  освоение  материала

ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету Музыка.  Кроме  того, фрагменты уроков, на которых используются  мультимедийные  презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип фасцинации (принцип привлекательности). Благодаря  мультимедийным  пособиям,  стали отличаться высокой активностью на уроках  (высказывать своё мнение,  размышлять, рассуждать).   Демонстрационный  зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их  восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной  фотографией.

Размышляя о современном уроке музыки в общеобразовательной школе, я определила для себя некоторые ведущие идеи:
•  Необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности.
•  Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.
•  Существует противоречие между технологической средой, окружающей ребенка в быту, наличием высокотехнологичных звуко- и видео воспроизводящих устройств  и техническим обеспечением образовательного пространства школы (в частности урока музыки). Следовательно, одним из условий успешного обучения на уроках музыки, несомненно, является качество используемых на уроках аудио- и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения  позволяет добиться желаемого результата.
•  Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.

Все вышеперечисленное позволило органично включить ИКТ в уроки музыки. Это и демонстрация на уроках презентаций, разработанных мною и самое главное детьми к изучаемым темам, и использование CD, DVD, MP3-дисков с записями лучших образцов классической музыки, оперных и балетных спектаклей, мюзиклов и рок-опер. Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.

Анализ результатов анкетирования учащихся, проведенного Службой сопровождения школы, показал, что в результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация (97% учеников отметили, что им хочется, чтобы подобные уроки проводились чаще), формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока. Вопрос об утомляемости учеников на уроках с использованием ИКТ пока остается открытым и требует дополнительного исследования.

Создавая презентации для своих уроков,  стараюсь использовать различные методики (анализ и оценка, интерпретация и т.д.). Так, например, в презентацию к уроку по теме «Зима в музыке» включены произведения трех авторов – П.И. Чайковского, А.Вивальди и Г.В.Свиридова и репродукции с картин русских и зарубежных художников. Каждое музыкальное произведение и произведение живописи по-разному показывают это время года. Ребятам предлагается сравнить «Зиму» разных композиторов и художников, а также поразмышлять, какая из предложенных репродукций могла бы служить иллюстрацией к тому или иному произведению. Таким образом, используется методика сравнения и анализа.

Широко применяется также и метод проектов (как правило, следствие моноуроков).  На уроках музыки в разных классах появляется возможность проявить ребятам свои знания  интересы волевые качестваумения в самостоятельной работе с информацией, предпочтения  через проектную деятельность. Для ребят это доступный способ  через детальную разработку имеющейся проблемы расширить круг познаний связанных с творческими портретами композиторов,   историей создания музыкальных сочинений. Ребята могут работать совместно или индивидуально но цель создаваемого ими  индивидуального проектаучащийся определяет для себя сам. Достигнутая цель представляется конкретным  т.е. воплощенным образом проекта, т.е  результатом.

Огромную помощь в работе  оказывают  компьютерные диски, например такие, как «Энциклопедия классической музыки» («Интерактивный мир»), «Шедевры музыки» («Кирилл и Мефодий»), серия дисков по искусству («Новый диск»), «Энциклопедия театра» – «Опера», «Балет» («Эконика»), сборники произведений различных композиторов («Дискавери»), «Terra Musikalis» («ГиперМетод»), серия «Музыка и живопись для детей» («Alisa Group») и т.д. А освоение новых компьютерных программ, таких как Cakewalk, Band-in-a-box, Finale, Sound Forge и т.д. позволяет еще больше расширить возможности педагога и привлечь ребят к практическому применению ранее полученных теоретических знаний.

2. Практическая демонстрация презентаций урока учителя и детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Риторизация образовательной деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе – преодоление «фонового» восприятия искусства и жизни.

Вниманию пользователей предлагается текст выступления Пархоменко А.В. на XII Международной научной конференции по риторике (Москва 2008 г.)...

Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках музыки

Важным средством в достижении эффективного  результата является использование возможностей  информационно-коммуникационных технологий. ...

Из опыта работы "Развитие приемов и навыков исследовательской деятельности на уроках географии"

Из опыта работы "Развитие  приемов  и навыков  исследовательской   деятельности   на  уроках  географии"...

Из опыта работы Т.Н.Лукьяненко "Активизация мыслительной деятельности" на уроках русского языка и литературы"

Проблема актуальности мыслительной деятельности учащихся остаётся актуальной уже более двух веков. Введение аттестации выпускников в форме ЕГЭ требует особой подготовки учащихся. Я предоставляю матери...

Представление опыта работы «Реализация учебного предмета «Музыка» в рамках ФГОС ООО»

Представление опыта работы «Реализация  учебного предмета  «Музыка» в рамках ФГОС ООО»...

Обобщение опыта работы учителя химии по теме "«Проектная деятельность на уроках химии»

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы предоставить возможность всем, без исключения, учащимся проявить свои таланты, творческий потенциал и реализовать свои личные планы.Наиболее...

Презентация из опыта работы "Инновации и традиции в образовательной практике на уроках хореографии"

Инновации и традиции. Что важнее для современной детской школы искусств?Традиционное обучение чаще всего определяется как система образования,которая поддерживает методы и правила,ориентированные на р...