Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках музыки
методическая разработка по музыке по теме

Воронина Ольга Михайловна

Важным средством в достижении эффективного  результата является использование возможностей  информационно-коммуникационных технологий.  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках музыки.

         Одной из тенденций настоящего времени является  вхождение  России  в мировое образовательное пространство и предполагает изменения в содержании образования, педагогическом менталитете, усилении роли науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. В период перехода к информационному обществу для свободной ориентации в возросшем информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Необходимо подготовить учащихся к быстрому восприятию и обработке больших объёмов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией  работы. В связи с этим становится понятной актуальность не только изучения, но и применения педагогических технологий в практической деятельности учителей. Неотъемлемой частью информационной культуры являются знания новых информационных технологий и умение их применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого  подхода, особенно  когда  речь  идет об   искусстве. 

В современных школах создаются достаточные условия для того, чтобы учитель овладел компьютерными   программами,  технологиями. Важным средством в достижении эффективного  результата является использование возможностей  информационно-коммуникационных технологий. 

Размышляя о современном уроке музыки в общеобразовательной школе, можно определить  некоторые ведущие идеи:
         •  необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности;
         •  учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные
информационные технологии;
         
•  существует противоречие между технологической средой, окружающей ребенка в быту, наличием высокотехнологичных звуко- и видео воспроизводящих устройств (DVD, mp3-плееров, мобильных телефонов, и т.д.) и техническим обеспечением образовательного пространства школы (в частности урока музыки). Следовательно, одним из условий успешного обучения на уроках музыки, несомненно, является качество используемых на уроках аудио- и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения (компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр и т.д.) позволяет добиться желаемого результата;
         •  одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.

Анализ вышеизложенных идей приводит к выводу о необходимости овладения современными компьютерными технологиями.

Информационные технологии позволяют: 

  1. По-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники.
  2. Обогащать методические возможности урока музыки, придать ему современный уровень.
  3. Помогать активизации творческого потенциала ребенка.
  4. Способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре.
  5. Формировать духовный мир ребенка.

Использование ИКТ в образовании перед традиционным обучением имеет ряд преимуществ:

  • Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации.
  • Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники воссоздают реальную обстановку действительности.
  • Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению.
  • ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуют наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности.
  • Помогают качественно изменить контроль деятельности учащихся.
  • Позволяют наглядно представить результат своих действий.

Также эффективность применения информационных технологий значительно повышается за счет реализации основных принципов работы учителя:

  • Систематичность применения ИТ.
  • Компетентность учителя в компьютерных технологиях.
  • Интерес и инициатива самого учителя.
  • Творчество.
  • Современные технические средства.
  • Программное методическое обеспечение

ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету Музыка.  Кроме  того, фрагменты уроков, на которых используются  мультимедийные  презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип привлекательности.   Демонстрационный  зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их  восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной  фотографией и т. п.   

Направления использования ИКТ в работе учителя музыки:

  • как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала (мультимедиа, видео, компакт-диски);
  • закрепление изложенного материала (обучающие программы)
  • проведение практических занятий, самостоятельной работы;
  • контроль и проверка знаний учащихся (викторины, тесты)
  • диагностика качества обучения (тесты);
  • подготовка презентаций, докладов, выступлений;
  • самообразование учащихся и педагога;
  • видеосъемка школьных мероприятий и создание видеотеки;
  • получение информации через подключение к Интернету;
  • электронная переписка.

Механизмы использования ИКТ на уроках музыки.

В работе, на уроках музыки, помимо традиционных ТСО, необходимо использовать новые информационные технологии - мультимедийные возможности, предоставляемые компьютером.

        На компьютерном диске, можно заранее к нужному  уроку приготовить весь иллюстративный материал:

музыкальные аудиозаписи, фонограммы песен, тексты, цитаты, рисунки, фото, портреты, сцены из спектаклей, фрагменты опер, балетов, видеоклипы др.

        Это значительно облегчает подачу учебного материала и его усвоение.

Новизна средств вызывает удивление у школьников. Чудеса на экране в классе, почти как чудеса в сказке. Все это умножает силу воздействия, как педагогических приемов, так и самого искусства.

Программы для работы с музыкой  на компьютере. 

Например такие, как «Энциклопедия классической музыки» («Интерактивный мир»), «Шедевры музыки» («Кирилл и Мефодий»), серия дисков по искусству («Новый диск»), «Энциклопедия театра» – «Опера», «Балет» («Эконика»), сборники произведений различных композиторов («Дискавери»).

Огромную помощь в работе  оказывают также компьютерные диски.

Все это позволяет еще больше расширить возможности педагога и привлечь ребят к практическому применению ранее полученных теоретических знаний. Все вышеперечисленное позволяет органично включить ИКТ в уроки музыки. Это и демонстрация на уроках презентаций, разработанных к изучаемым темам, и использование CD, DVD, MP3-дисков с записями лучших образцов классической музыки, оперных и балетных спектаклей, мюзиклов и рок-опер.

Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.

В результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация, формируется эмоционально положительное отношение к предмету.             Создавая презентации небходимо использовать различные методы (анализ и оценка, интерпретация и т.д.). Так, например, в презентацию к уроку по теме «Зима в музыке» можно включить произведения трех авторов – П.И. Чайковского, А.Вивальди и Г.В.Свиридова и репродукции с картин русских и зарубежных художников. Каждое музыкальное произведение и произведение живописи по-разному показывают это время года. Ребятам можно предложить сравнить «Зиму» разных композиторов и художников, а также поразмышлять, какая из предложенных репродукций могла бы служить иллюстрацией к тому или иному произведению. Таким образом, используется метод сравнения и анализа. 

Широко применяется также и метод проектов. Детям на уроках музыки, истории, литературы и т.д. предлагается создать презентацию на определенную тему. Ученики, опираясь на помощь педагогов, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке. Часто темы таких презентаций позволяют осуществить принцип интеграции предметов. Так, например, презентация по теме «Искусство серебряного века», может быть использована как на уроках истории, так и на уроках музыки.

Для проведения школьных праздников можно создать тематические презентации и фонограммы песен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика использования интерактивных форм образовательной деятельности

Методика использования интерактивных форм образовательной деятельности...

Представление опыта работы по теме "Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках «Музыки»

Предлагаю теоретическую часть из представленного опыта работы по применению ИКТ на уроках музыки....

Использование современных образовательных технологий в образовательной деятельности.

Использование совпеменных образовательных технологий в образовательной деятельности....

Буклет «Использование макетов в образовательной деятельности с дошкольниками».

Информационный буклет для педагогов и родителей "Использование макетов в образовательной деятельности дошкольников"....

Нетрадиционные формы и методы работы с использованием внеурочных методов образовательной деятельности обучающихся на уроках географии

Методический семмнар на тему "Нетрадиционные формы и методы работы с использованием внеурочных методов образовательной деятельности обучающихся на уроках географиим"...

Расширение зоны использования ИКТ в образовательной деятельности на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО, ФГОС для обучающихся с ОВЗ

Расширение зоны использования ИКТ в образовательной деятельности на уроках математики в условиях реализации ФГОС  ООО, ФГОС для обучающихся с ОВЗ....

Методическая неделя "Использование ИКТ в образовательной деятельности ДОО"

Чтобы решить задачи годового плана детского сада, с педагогами проводятся разные формы методической работы. Одной из таких форм стала методическая неделя, или мастерская педагогического успеха. Меропр...