Методика использования интерактивных форм образовательной деятельности
статья по теме

 

Методика использования интерактивных форм образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interaktivnye_formy_obrazovatelnoy_deyatelnosti.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика использования интерактивных форм образовательной деятельности

(на примере изучения темы «Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом»)

                                               

Материал подготовила

учитель истории и обществознания

 МОУ «СОШ п. Петровский

Краснопартизанского района

Саратовской области»

Залыгаева Елена Юрьевна


Оглавление

Введение        

Преимущества интерактивных форм занятий        

Использование интерактивных форм образовательной деятельности на уроке по теме «Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом»        

Заключение        

Литература        


Введение

В пояснительной записке к программе «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» выдвигаются образовательные задачи преподавания курса, среди которых важное место занимают следующие из них:

- моделирование актуальных и практических значимых для школьников ситуаций, разрешение которых помогает занять ту или иную позицию в реальной жизни, соединение теоретических знаний с практической деятельностью;  

- выработка активного отношения подростков к жизни и окружающему миру, рост интереса к общественной и политической жизни;

- переход от доминирования пассивной стратегии преподавания к органичному включению активных и интерактивных подходов.

Отмечается, что важно, чтобы учащиеся могли принимать решения и нести ответственность за свой выбор; уметь формировать собственное мнение; разбираться в окружающей жизни; анализировать собственные поступки и поступки других; чувствовать себя индивидуальностью и личностью.

Все это отражает современные требования к образованию.

        На протяжении всей своей преподавательской деятельности я работаю над темой «Повышение познавательной активности учащихся» и пришла к выводу, что это возможно только тогда, когда ученик является не пассивным слушателем, а он включается в процесс познания как непосредственный активный участник подбора материала и выработки определенных позиций по изучаемым темам, когда он занимается деятельностью направленной  на решение какой либо проблемы.  Это позволяет учителю избегать монотонности и однообразия в организации учебного процесса.

        Существует множество форм учебных занятий, которые относятся к «пассивным», «активным» и «интерактивным». Учитель выбирает те из них, которые максимально позволяют решить поставленные задачи.

Преимущества интерактивных форм занятий

Проведем сравнительную характеристику форм учебных занятий, опираясь на предложенные схемы. (Слушатели анализируют)

Схема №1                        Пассивное занятие

        

Схема №2                 Активное занятие

Схема  №3                        Интерактивное занятие

        

                                                                                                                             

        

ВЫВОД:

В качестве вывода можно привести характеристику данную в «Методических рекомендациях по организации повышения квалификации учителей истории и обществознания»:

«Интерактивное занятие – это не колея, а поле с множеством тропинок, соединяющих всех участников образовательного процесса: учителя и индивидуально каждого ученика и с преподавателем и с одноклассниками. Здесь организатором «вызова» является не только учитель, но и любой школьник, высказавший оригинальное суждение, подавший интересную реплику, поставивший проблемный вопрос».

Использование интерактивных форм образовательной деятельности на уроке по теме «Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом»

Для создания условий проведения интерактивного урока учащихся планируется разделить на группы. Принцип деления может быть обыгран на основе материала предыдущего параграфа (домашнее задание).

Пример: на столах стоят пирамиды разного цвета, в ящике лежат листочки тех же цветов с вопросами и понятиями, взятыми из учебника (стр.184- 190). Ученики вынимают листочки, отвечают на вопросы, дают определения и занимают места в соответствующей группе. При правильном ответе группа получает баллы.

В ходе уроку необходимо создать условия для дискуссии, оценочного аналитического выступления. Приведу несколько примеров заданий.

ЗАДАНИЕ:

Группы получают конверты с подготовленными вырезками из газет и фрагментами текста учебника разбитого на части (адресация в учебник стр. 188-190, стр.194), которые различаются по смысловому содержанию. Учащимся предлагается на основе предложенного материала составить смысловые схемы характеризующие отношение ВЛАСТИ, СМИ и НАРОДА. (Слова, стрелки раздаются)


Варианты схем:

№1                Власть                        №2                Власть        

        

СМИ                                        СМИ

        

НАРОД                            НАРОД

№3                Власть                                                №4

                        

СМИ                                               СМИ

        

   НАРОД              НАРОД                                ВЛАСТЬ                    

Учащиеся по группам  представляют свои модели, объясняют их и подбирают к ним ключевое характеризующее слово, например: инструмент, посредник, манипулятор, союзник и др. Затем учащиеся выбирают (голосуют) ту модель, которая по их мнению, должна соответствовать роли СМИ в современном обществе. На этой почве может разгореться  спор. Но вывод, к которому должны прийти участники дискуссии будет сводиться к следующей мысли отраженной в учебнике:

СМИ – играют решающую роль в формировании нашего мировоззрения.

        

Можно предложить учащимся обсудить в связи с этим следующие вопросы:

  1. Как СМИ участвуют в социализации? Что вы знаете об этом процессе?
  2. Приведите примеры влияния СМИ на формирование мировоззрения.

(Можно заслушать и обсудить итоги проведенного предварительно анкетирования учащихся, педагогов, родителей. – Исследовательская работа учащихся).  

  1. Как СМИ манипулируют общественным мнением, формируют то или иное отношение к определенным событиям в стране и мире?

(Актуально будет рассмотреть этот         вопрос на примере освещения военных событий  в Южной Осетии в августе 2008 года СМИ западных стран).

  1. Кто управляет СМИ?
  2. Какова должна быть степень свободы СМИ? И как этот вопрос связан с международным терроризмом.

В подтверждение или опровержение того или иного мнения привлекается материал учебника параграфа 20.


Заключение

Интерактивная форма занятий, имеющая широкий спектр: деловая игра, ролевая игра, диспут, конференция и т.д., позволяет раскрыть интеллектуальные способности  учащегося, развивает логическое мышление и помогает  в формировании активной гражданской позиции.

Интерактивные формы занятий делают учебный процесс интересным, позволяют раскрыть потенциал не только учащихся, но и преподавателей, делают их союзниками.

Литература

  1. Методические рекомендации по организации повышения  квалификации учителей истории и обществознания. – М:. «ACADEMIA  АПК и ППРО», 2008
  2. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 класс. . – М:. «Просвещение», 2008
  3. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 класс. Книга для учителя. Под редакцией Л.В. Полякова. М:.«Просвещение», 2008
  4. Поляков Л.В., Иоффе А.Н. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. Методическое пособие. – М:. «Просвещение», 2008
  5. Современные  образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла.  –  М:. ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007
  6. Школьный словарь по обществознанию 10-11. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. – М:. «Просвещение», 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование интерактивных форм и методов в профилактической работе с несовершеннолетними

В этой работе представлена класссификация интерактивных форм и методов, примеры мероприятий проводимых в нашей школе....

Методика использования интерактивной доски mimio Studio на уроках математики. Работа в программе «Живая математика».

Учитель школы востребован временем только тогда, когда он сам на острие этого времени. Новые информационные развивающие педагогические технологииС их помощью на уроках должны реализоваться такие ...

Методика использования интерактивной доски при обучении теоретическим основам информатики

Успехи научно-технического прогресса, связанные, прежде всего с развитием информатики и электроники, повлекли за со­бой использование интерактивных технологий во многих сферах деятельности человека, в...

Реферат «Использование интерактивных форм и методов обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках немецкого языка».

Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности ...

Нетрадиционные формы и методы работы с использованием внеурочных методов образовательной деятельности обучающихся на уроках географии

Методический семмнар на тему "Нетрадиционные формы и методы работы с использованием внеурочных методов образовательной деятельности обучающихся на уроках географиим"...

Коммуникативная компетенция учителя в организации учебной деятельности с использованием интерактивных форм работы на уроках английского языка в начальной школе.

Доклад по самообразованию на тему: Коммуникативная компетенция учителя в организации учебной деятельности с использованием интерактивных форм работы на уроках английского языка в начальной школе....