Представление опыта работы на тему «Использование игрового материала «Замок звуков и букв» для логопедической помощи школьникам с нарушениями звукопроизношения, чтения и письма»
статья на тему

Исхакова Лилия Сабиховна

Оригинальная серия  практических упражнений и дидактических игр, игр-соревнований, игровых заданий являются еще одной попыткой решения задач своевременной логопедической помощи школьникам с нарушениями  письменной речи в рамках системного подхода к изучению и устранению различных речевых нарушений. «Шпаргалка» для развития фонематического восприятия звуков русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_iskhakovoy.doc176 КБ

Предварительный просмотр:

Автор статьи

Исхакова Л.С.,

учитель – логопед I категории

МБОУ СОШ №1 им. М.П. Кочнева

г. Нерюнгри РС(Я)

Представление опыта работы на тему «Использование игрового материала «Замок звуков и букв» для логопедической помощи школьникам с нарушениями звукопроизношения, чтения и письма»

         В каждом классе общеобразовательной школы встречаются первоклассники со школьной тревожностью. Порог школы переступили дети 6,5 лет. Они осторожны во всем: не всегда уверены в правильности своих действий, так как не хватает чувства ответственности. Чтобы эти дети не превратились в «проблемные» школьники, чтобы у них сложилась « школьная жизнь», не отвлекаясь на неудачи из-за низкой мотивации к получению знаний, нужно направить их двигательную активность на снятие психического напряжения – создавать игровые ситуации на всех этапах занятия. Оригинальная серия  практических упражнений и дидактических игр, игр-соревнований, игровых заданий являются еще одной попыткой решения задач своевременной логопедической помощи школьникам с нарушениями  письменной речи в рамках системного подхода к изучению и устранению различных речевых нарушений. Широкая распространенность и стойкость фонетико-фонематического нарушения речи, его отрицательное влияние чтения и письма позволяет считать поиск эффективных путей (новые формы и методы обучения) преодоления этого речевого дефекта одной из значимых задач логопедического воздействия.

          Включить «несозревшего» ребенка в учебный процесс через игровую деятельность, увидеть результаты своей деятельности в процессе игры и уметь общаться со сверстниками, сотрудничать с взрослыми: учителем-логопедом, учителем, родителями – актуальный вопрос на сегодняшний день.

         В ходе коррекционной работы преодолеть трудности нарушений звукопроизношения, чтения, письма (формирование языкового анализа синтеза) и придать привлекательность занятиям помогают веселые «человечки» из «Замка звуков и букв» и кубики (информационные, слоговые). От занятия к занятию работа над звуком с соотнесенной буквой, слогом в ситуации игрового общения повышается степень заинтересованности ребенка, заряжает его на новые поиски.
        Применение опор при изучении слов в виде «человечков» и кубиков развивает у первоклассников познавательную и речевую активность. Они начинают осознавать, вслушиваться, узнавать, потрогать, выделять и различать составные элементы слова.
        При работе с кубиками дети знакомятся  буквами, обозначающими гласные звуки (гласные первого и второго ряда), затем согласные (парные и непарные; свистящие и шипящие; сонорные; звонкие и глухие; твердые и мягкие; взрывные и фрикативные). Ученикам предлагаются наиболее часто встречающиеся слоги в словах прямой структуры (СГ). На плоскостях слоговых кубиков даны образцы только строчных букв, поэтому приходится исключить из практики работы с ними  составление предложений, которые начинаются с заглавной (большой) буквы, имен существительных (собственных). То же самое и с «человечками». На информационных кубиках даются буквы строчные (маленькие) и заглавные (большие) – (печатные и прописные) для зрительного запоминания, но не для практической деятельности.
        В процессе работы над звуко-слоговым анализом слов кубики и «человечки» могут быть использованы как при самостоятельной, так и при коллективной работе учащихся на занятиях, а так же при проведении различных игровых заданий. Помогут следующие приемы:
- подбор слов, в состав которых входят те или иные буквы и слоги;
- чтение слогов на кубиках (при знакомстве с новым звуком и буквой);

- составление слогов («человечки» ходят в гости к друзьям, образовывая прямые и закрытые слоги), слов (при составлении слов ученик должен пользоваться уже готовыми слоговыми моделями, помещенными на плоскостях кубиков);
- составление слов по  схемам. «Шпаргалкой» в данном  задании является звуко-буквенная (З-Б) лента, которая прикреплена над доской с первых же дней учебного года.

      Условные обозначения:

  • твердые звуки – синий цвет (на информационных кубиках, на шляпах «человечков», на З-Б ленте, на «сигнальной» карточке;
  • мягкие звуки -  зеленый цвет (на информационных кубиках, на шляпах «человечков», на З-Б ленте, на «сигнальной» карточке;
  • гласные 1,2 ряда – красный цвет (на информационных кубиках, на шляпах «человечков», на З-Б ленте, на «сигнальной» карточке,, йотированные гласные – из двух цветов: зеленый и красный;
  • звонкие звуки – « колокольчики» - (на З-Б ленте, на шляпах «человечков», на информационных кубиках, на  «сигнальной» карточке;
  • глухие звуки – «наушники» (на информационных кубиках, на «сигнальной» карточке, на шляпах «человечков», на «сигнальной» карточке;
  • интонированные звуки – рисунок нотного знака на нотном стане - гласные звуки 1го ряда А, О,У, Ы, Э и звук «И» 2 го ряда - «поются», согласные звуки Л, М, Н, Р, В, Ж, З, Ф, Ш, С, Х, Щ;
  • неинтонированные звуки - рисунок «вспышки» света – гласные 2 го ряда Я, Е, Ю, Е и согласные звуки Й, Б, Г, Д, П, К, Т, Ц, Ч - «мгновенно произносятся».

         

       Опыт показывает, что опора на слоги, а не на отдельные буквы при работе с кубиками быстрее формирует у учащегося навык слогового чтения, в полной мере осуществляя самостоятельную аналитико-синтетическую деятельность ребенка.

         Например:

                        СОК               КА – ША                 СО – РО – КА             КО – РО - ЛИ

                        ____               ___/____                   ___/____/____             ____/____/___

                         скс                  ск     ск                     ск    ск      ск                ск      ск     зк

                        МЯЧ               БА - НЯ                   КА – ЛИ – НА             СНЕГ

                        ____                ___/___                    ___/____/____              _____

                          зкз                  ск    зк                      ск     зк     ск                 сзкс        

                        ЯМА               СИ – ЛА                  РЕ – БУ - СЫ               ЗВОН                            

                       _____               ___/___                    ___/____/____              _____

                          кск                  зк    ск                     зк    ск      ск                  сскс

                                                ДЯ – ДЯ                  ДЕ – РЕ – ВО

                                                 ___/____                  ___/____/____

                                                 зк      зк                     зк     зк     ск

Организация коррегирующего обучения парами и общение учащихся в подгруппах эффективно воздействуют при проведении игр-соревнований на успешное решение учебных и коррекционных задач с целью подготовки детей с речевыми нарушениями к овладению навыками чтения и письма.

 Предлагаемый игровой материал удобен для установления связи логопедических занятий с уроками обучения грамоте, т.к. не утомляет учащихся однообразием и монотонностью и применяемы на всех этапах урока (для учителя), занятия  (для  учителя-логопеда). Основная работа направлена на развитие фонематического восприятия, на выделение гласных и согласных звуков в слове, на состав и ритмический рисунок слова (звук, буквы, слоги), на слогообразующую роль гласных 1,2 ряда (твердость и мягкость в слоговой структуре СГ).

Новая методика требует колоссальной оснащенности учебного процесса. В игру входят:
1. 33 информационных кубиков (по алфавиту). Каждый кубик содержит информацию на каждый звук и букву: картинная азбука, где соответствующий звук в начале слова или под ударением (согласные – схема твердости  мягкости, звонкости и глухости, парности и непарности; так же - гласные 1,2 ряда, схема йотированных гласных, парные), буквы печатные (большие и маленькие) и прописные (большие и маленькие).

2. 40 слоговых кубиков, на которых запечатлены   20 согласных букв (Б, В, Г, Д, Ж З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ш,Ч, Ц, Щ, кроме Й,Ь,Ъ), с гласными 1,2 ряда (в твердом и мягком вариантах: СА-СО-СУ-СЫ-СЭ, СЯ-СЕ-СЮ-СИ-СЕ. ( См. фотографии № 3011, 3012).

3. Дополнительно: 15 слоговых кубиков, наиболее часто повторяющихся буквами в словах (МА-МА, ДЯ-ДЯ, ПА-ПА, и т.д.).

4. «Человечков»-33 – по алфавитному порядку: все гласные и согласные в соответствующей одежде (обувь, шляпа).    Данное наглядное пособие сделано руками учащихся начальных классов. Помимо кубиков и «человечков» в действии сигнальные карточки, обозначающие твердость и мягкость звуков, звонкость и глухость, интонированность и неинтонированность согласных и гласных 2 ряда (по методике С.Г. Зотова и М.А.Зотовой).  

        Игры с кубиками и «человечками», таблицами к ним прекрасно  тренирует артикуляцию и фонематический слух. В обучении чтению помогают форма, цвет, звук, разная величина букв (шрифт) на кубиках и таблицах. После овладения общим способом чтения любого открытого, с помощью игровых занятий,  перед ребенком вырисовывается форма слова. Суть этого способа состоит в том, чтобы приучить ребенка при чтении согласной буквы ориентироваться на последующую гласную.
       Использован прием «Озвученные согласные и гласные» (по методике Зайцева Н.А.) для определения звонкости звуков. Разработанная система  опробована на детях с ФФНР. Учились с детьми играть в слова и фантазировать. Игровые ситуации, задания, упражнения и игры-соревнования дополняют и углубляют методику коррекционно-логопедического воздействия. Ситуации совместной игры расковывают ребенка; диалогическая речь вызывает общение, как два партнера. Значит, игровой материал адресован широкому кругу взрослых: учителям, логопедам, воспитателям, родителям:

1. Игра: «Где живет звук?». Произнесение изучаемого звука (на разных позициях) в названиях картинок, определяя место в слове; «Найди среди других букв, прочитай» -  поможет автоматизировать конфликтный звук в речи; также услышать звуки (в разных позициях), правильно произнести, сливать слоги, увидеть: «Пошли в гости «человечки» (произношение только звуковое!) и научиться играть в слова: ННН--- ООО--- ССС. (берем только интонированные звуки).    

2. Задание – игра: «Скажи, где находится «человечек»? Берутся символы предлогов и конфликтный звук (буква) – веселый «человечек». Ребенок называет предлог и показывает действиями относительно к кубику. Игра проводится со всеми символами-предлогами. Потом игра усложняется: «Нарисуй на кубике – где находится «человечек»?

Игра-задание: «Где должен находиться «человечек» (относительно к информационному кубику). Ребенку даю символ (схему) - предлог.
3. Игра: «Путешествие по дороге». «Человечек» едет на игрушечном автомобиле по дороге-макете (на изучение и закрепление приставок): поехали, заехали, подъехали, отъехали, съехали, заехали, подъехали, отъехали, съехали, уехали… Можно использовать при изучении темы «Разделительный ъ (твердый знак). Систематическое повторение, своевременное предупреждение возможных ошибок – все это способствует тому, что первоклассники хорошо запоминают написание трудных слов и хорошо справляются с ними в контрольных диктантах.
4. Игры-соревнования. Участников от 2-8 человек. Победитель поднимает «флажок». Опора: кубики, «человечки». Цель: Соотнесение звуков и букв. Каждый «человечек» ищет свой куб (информационный).
      При изучении гласных 1,2 ряда; гласных и согласных; звонких и глухих; парных и непарных можно использовать следующие игры. Цель: правильно различать их в устной и письменной речи.

5. «Кто правильно и быстро соберет кубики и  «человечков» с гласными 1 ряда?
6.  «Кто вперед соберет кубики с гласными 2 ряда?»        

7.  «Кто вперёд соберёт кубики с согласными?»

8.  «Кто вперёд соберет с  гласными 1-го,2-го ряда?»

9.  «Кто хорошо знает кубиков и «человечков» с интонированными гласными (гл. 1 ряда и звук «И» 2-го ряда).

10. Аналогично: задание-игра на выделение интонированных гласных.

11. Такое же задание-игра на закрепление неинтонированных:

      а) гласных;
                 б) согласных.
12. Аналогично: задание-игра на повторение или закрепление парных согласных (звонких, глухих) и гласных (1,2 ряда)              
13. «Кто лучше всех запомнил алфавит?» - «Собери по порядку и назови».
14. «У кого больше кубиков со слогами, которые начинаются с мягкого согласного?»
15. «У кого больше кубиков со слогами, которые начинаются с твердого согласного?»
16. «Составь и прочитай слова» - (по схеме):

- односложных; - двусложных; - трехсложных …

 Главное достоинство игр в раскованном обращении со словарным и словесным материалом, хотя каждая игровая ситуация решает определенную коррекционную задачу.

Изучаемый материал быстро и легко запоминается детьми, им радостно учиться «играючи», в каждой игре ребята открывают для себя новое и неизведанное. Задача сводится к тому, чтобы предлагаемая  методика коррекционного воздействия не оставалась незамеченной, а воспользовалась и другими педагогами, будь это учителя начальных классов, учителя-логопеды, воспитатели детских садов или родители.

 

Литература.

  1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – Санкт-Петербург, 2003.
  2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников, М.: Просвещение. 1983.
  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М,: Просвещение. 1991.
  4. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо.  «Дельта» Санкт-Петербург. «Аквариум», М. 1995.
  5. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб, 1997.
  6. Параманова Л.Г. Говори и пиши правильно. «Дельта», «Аквариум», М. 1996.
  7. Лалаева Р.И., Логинова Е.А., Титова Т.А. Теория речевой деятельности. Хрестоматия.-СПб.: Издатедьство РГПУ им. А.И.Герцена,2000.
  8. Колесникова Е.В., Телышева Е.П. Развитие и интереса и способности к чтению у детей 6-7 лет. – М., 1998.
  9. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения.детей с ОНР. Изд. « Учитель», Воронеж. 2003.
  10. Зотов С.Г., Зотова М.А. Начальное обучение технике чтения. Ростов-на Дону, « Феникс» Санкт-Петербург, «Союз» 2004.
  11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе. (Для детей с ФФН). – М., 1998.
  12. Лукашенко М.Л., Свободина Н.Г. Дисграфия. М.,ЭКСМО, 2004.

«Шпаргалка» для развития фонематического восприятия звуков русского языка.

Цели:

1. Образовательные: Закрепление знаний об отличительных признаках гласных 1,2 ряда и согласных (твердых, мягких и звонких, глухих, интонированных и неинтонированных, их артикуляционных и акустических особенностях.

            2. Коррекционно – развивающие:

  • развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия гласных 1,2 ряда и согласных ( твердых и мягких, всегда твердо произносимых (Ш,Ж,Ц) и всегда мягко произносимых);

- составление слов по  схемам. «Шпаргалкой» в данном  задании является звуко-буквенная (З-Б) лента (см. фотографию № 019), которая прикреплена над доской с первых же дней учебного года.

      Условные обозначения:

  • твердые звуки – синий цвет (на информационных кубиках, на шляпах «человечков», на З-Б ленте, на «сигнальной» карточке;
  • мягкие звуки -  зеленый цвет (на информационных кубиках, на шляпах «человечков», на З-Б ленте, на «сигнальной» карточке;
  • гласные 1,2 ряда – красный цвет (на информационных кубиках, на шляпах «человечков», на З-Б ленте, на «сигнальной» карточке,, йотированные гласные – из двух цветов: зеленый и красный.);
  • звонкие звуки – « колокольчики» - (на З-Б ленте, на шляпах «человечков», на информационных кубиках, на  «сигнальной» карточке;
  • глухие звуки – «наушники» (на информационных кубиках, на «сигнальной» карточке, на шляпах «человечков», на «сигнальной» карточке, 

интонированные звуки – рисунок нотного знака на нотном стане - гласные звуки 1го ряда А, О,У, Ы, Э и звук «И» 2 го ряда - «поются», согласные звуки Л, М, Н, Р,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы по теме "Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках «Музыки»

Предлагаю теоретическую часть из представленного опыта работы по применению ИКТ на уроках музыки....

Обобщение опыта работы по теме: «Использование методов развития творческих способностей неслышащих младших школьников как средство самореализации личности»

В работе описаны методы развития творческих способностей неслышащих младших школьников как средство самореализации личности ...

Презентация опыта работы на тему: « Использование игровых технологий на уроках физической культуры"

Спортивные игры закрепляют естественные навыки в беге, прыжках, метаниях. Развивают физические качества, оказывают содействие нормальному формированию и развитию организма детей и укреплению их здоров...

Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики»

Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики». Так же материал содержит презентацию....

Представление опыта работы по теме «Использование здоровьесберегающих технологий для формирования исследовательской компетенции на уроках биологии»

Введение ФГОС требует от учителя нового подхода к организации образовательного процесса, а на смену понятий «знания, умения, навыки» приходят «компетенция» и «компетентность».  Компетентность мож...

Обобщение опыта работы по теме "Использование песенного материала в обучении английскому языку как средство повышения мотивации учащихся"

Обобщение опыта работы по теме "Использование песенного материала в обучении английскому языку как средство повышения мотивации учащихся"...