Представление опыта работы по теме «Использование здоровьесберегающих технологий для формирования исследовательской компетенции на уроках биологии»
учебно-методический материал по биологии на тему
Введение ФГОС требует от учителя нового подхода к организации образовательного процесса, а на смену понятий «знания, умения, навыки» приходят «компетенция» и «компетентность». Компетентность можно рассматривать как опыт различной деятельности, результатом которой становятся умения, способности, личные ориентации. Исследовательская компетентность – совокупность знаний, способностей, навыков и опыта в проведении исследования, получении нового решения проблемы, качества и умения , которые человек должен проявлять в проведении эффективного исследования любого вопроса. В данном материале представлен опыт работы по для формирования исследовательской компетенцииучащихся на уроках биологии с применением здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_opyta_raboty_baukinoy_l.v.docx | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление опыта работы по теме
«Использование здоровьесберегающих технологий для формирования исследовательской компетенции учащихся на уроках биологии»
Баукина Любовь Владимировна,
учитель биологии МОБУ Гимназия №14 г. Белорецк
Введение ФГОС требует от учителя нового подхода к организации образовательного процесса, а на смену понятий «знания, умения, навыки» приходят «компетенция» и «компетентность». Компетентность можно рассматривать как опыт различной деятельности, результатом которой становятся умения, способности, личные ориентации. Исследовательская компетентность – совокупность знаний, способностей, навыков и опыта в проведении исследования, получении нового решения проблемы, качества и умения , которые человек должен проявлять в проведении эффективного исследования любого вопроса.
В своей деятельности для формирования исследовательской компетенции я использую здоровьесберегающие технологии и реализую поставленную задачу через следующие педагогические условия:
1) формирование ценностного отношения учащихся к здоровью, выбор конкретной темы исследования, получение теоретической подготовки, необходимой для учебно-исследовательской деятельности;
2) интеграция знаний учащихся и получение исследовательских навыков для проведения экспериментальной части исследования;
3) формирование у учащихся умений анализировать, контролировать, оценивать свои действия в процессе учебно-исследовательской деятельности.
По каждому условию представлена методика реализации, разработан ряд дидактических заданий, представлены разработки уроков.
формирование ценностного отношения учащихся к здоровью, выбор конкретной темы исследования, получение теоретической подготовки | интеграция знаний учащихся о возможных путях укрепления собственного здоровья на уроках биологии | формирование у учащихся умений анализировать, контролировать, оценивать свои действия в процессе учебно-исследовательской деятельности | |
Цель | развитие ценностного отношения к укреплению здоровья и потребности в здоровом образе жизни за счет активной позиции учащихся | активизации разносторонней познавательной деятельности учащихся, развитие целостного представления относительно проблем, касающихся укрепления здоровья. | создание условий для осмысления учащимся своих действий |
методы | проблемные методы, метод проектов | метод проектов дискуссионные, игровые методы | рефлексивные методы игровые методы |
формы | ток-шоу пресс-конференция круглый стол защита проекта | защита проекта дискуссия ток-шоу пресс-конференция круглый стол | деловая игра ролевая игра дискуссия |
результат | формирование у учащихся естественной потребности заботиться о своем здоровье как основной жизненной ценности | введение системы знаний об основах укрепления здоровья в другие предметы естественно-научного цикла | формирование у учащихся умений анализировать, контролировать, оценивать свои действия при осуществлении учебно-исследовательской деятельности |
I. Формирование ценностного отношения учащихся к здоровью, выбор конкретной темы исследования, получение теоретической подготовки
Реализация данного педагогического условия возможна только при использовании определенных форм и методов.
Учитывая особенности подросткового возраста в качестве форм реализации первого педагогического условия важно применять коллективные и групповые формы обучения. Однако, принимая во внимание специфику каждого ребенка, мы не исключаем значимость индивидуальных форм обучения. Итак, в качестве форм реализации первого педагогического условия мною представлены следующие формы: ток-шоу, пресс-конференция, круглый стол, и методы: проблемные методы, метод проекта.
- Проблемные методы (организация активного поиска решения познавательных задач)
При этом выделены следующие типы познавательных задач: задачи на выбор информации, задачи на исправление ошибок, задачи на сравнение и составление выводов, задачи на установление взаимосвязей, задачи на выявление приспособлений, задачи на выявление противоречий, задачи на постановку опытов, задачи на выдвижение гипотез, задачи на объяснения результатов опыта, задачи на анализ гипотезы.
Используемые методы позволяют сформировать у учащихся четкое понимание понятий и терминов путем самостоятельного исследовательского поиска.
Применяя разработанные задания, мы сделали вывод, что для этого необходимо соблюдение ряда требований:
задания должны быть доступны по трудности,
задания должны быть интересными и значимыми для учащихся,
задания должны быть рассчитаны на возможность их самостоятельного выполнения учащимися;
задания могут повторять одну и ту же проблему, но должны предъявляться в разных контекстах;
задания должны быть направлены на открытие новое для учащихся знание.
- Решение проблемных ситуаций.
Последняя представляет собой специфический вид взаимодействия субъекта и объекта. Главный элемент проблемной ситуации – неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для нового знания. При создании проблемных ситуаций в реализации первого педагогического условия мы учитывали; уровень возможностей учащихся, уровень знаний, степень новизны, степень обобщения. Нами применялись следующие проблемные ситуации: ситуации с недостающей или избыточной информацией, ситуации с противоречивым данными.
Рассмотрим пример каждой ситуации.
1) ситуация неожиданности.
Она создается при ознакомлении учащихся с явлениями, выводами, фактами, вызывающими удивление, кажущимися парадоксальными, поражающими своей необычностью. Например: одни люди могут задержать дыхание на 1-2 минуты, другие – на 10-15 минут. Почему время, на которое могут задерживать дыхание люди разных профессий различно? Почему это время ограничено? Какое это имеет значение для безопасности здоровья?
2) ситуация конфликта.
И. П. Павлов сказал: «В организме имеется чрезвычайная реакция», при которой организм жертвует какой-то частью для спасения целого». Про что это сказано?
3) ситуация предположения.
Собаки и другие животные зализывают раны. Предположите, какую пользу это могло бы принести человеку.
4) ситуация опровержения.
У любителей сладкого плохое состояние зубов. Всегда ли?
5) ситуация неопределенности.
Она создается, когда предлагаемое проблемное задание содержит недостаточно данных для получения однозначного решения.
Например: при атеросклерозе артерии изнутри приобретают шероховатость из-за отложения бляшек жира, которые покрываются солями кальция. Стенки вен иногда воспаляются, утрачивая гладкую поверхность. К чему может привести такое состояние стенок сосудов?
Проблемные ситуации на уроке формируют у учащихся собственное мнение о каком-либо явлении, повышают интерес к вопросу об укреплении здоровья, воспитывают активную позицию по отношению к укреплению собственного здоровья. Однако решение проблемных ситуации занимает достаточно много времени на уроке, поэтому как элемент урока нами чаще использовались проблемные вопросы.
Методические рекомендации по формулированию проблемных ситуаций:
- придумать способы представления информации, альтернативные тому, что представлено в учебнике или в объяснении учителя;
- сравнить разное изложение и интерпретацию тех же событий, идей, явлений;
- придумать альтернативные варианты разрешения известных событий с прогнозом соответствующих последствий (например, «Я чищу зубы, потому что…», «Я поранился в лесу…», «Если нет с собой бинта…», «Завтрак не отдам врагу…»),
- осознать «что было бы, если…» (например, «Что было бы, если бы кожа перестала выделять пот …», «Что было бы, если бы ухо воспринимало ультразвук…», «Что было бы, если бы человек перестал спать…» , «что было бы, если бы мы перестали мыться…» , «что было бы, если убрать из дома всю бытовую технику…»).
- «додумать» какой-либо феномен или событие, в объяснении которого учитель намеренно не упомянул какие-либо факты или детали.
Требования к разработке проблемных вопрос и проблемных ситуаций:
- вопросы должны обязательно содержать в себе ещё нераскрытую учащимися область субъективно новых для них знаний об организме и укреплении своего здоровья;
- вопросы должны быть направлены на применение имеющихся знаний о здоровье для решения проблем укрепления здоровья;
- вопросы должны развивать у учащихся интерес к решению проблемы укрепления здоровья.
Общая логика введения проблемных вопросов:
- Формулировка основной мысли нового материала.
- Раскрытие сути изучаемой закономерности с двумя-тремя примерами, фактами.
- Введение проблемного вопроса с включением понятий о здоровье и его укреплении, требующего от учащихся умения на основе сознательного использования полученной информации обнаруживать закономерности изучаемой темы со знаниями о здоровье.
Разработанные мною проблемные вопросы позволили учащимся формулировать выводы о влиянии продуктов, предметов, явлений.
- Проблемное изложение.
Рассмотрим пример проблемного изложения при изучении значения дыхания. Одной из задач урока по данной теме являлось выявить взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем, определить значение органов дыхания. Для постановки учебной задачи учащимся было предложено задержать дыхание и зафиксировать время, на которое у них получается задержать дыхание. Далее следовало обсуждение вопросов: Почему время, на которое вы можете задержать дыхание, ограничено? Для чего нужно изучать дыхание? Этап изучения новой темы начинался также с постановки вопросов: Какой газ, попадающий в организм через дыхательные пути, необходим организму? Как кислород доставляется к клеткам организма? Рассуждения учащихся позволили сделать вывод о том, что обе эти системы доставляют кислород к клеткам и удаляют углекислый газ, а кислород нужен для окисления органических веществ и освобождения заключенной в них энергии.
На следующем этапе урока при изучении строения органов дыхания нами использованы описания опытов, позволившие учащимся высказывать различные предположения. Например: кролику ввели в носовую полость трубочку. Воздух не соприкасался со слизью. Через несколько дней кролик погибает из-за обильного проникновения бактерий в лёгкие. Другой кролик, дышащий нормально, остаётся здоровым. Почему? Учащимися сделано предположение, что обеззараживание воздуха в носовой полости произошло благодаря защитным свойствам носовой слизи. Учитель подтвердил, что волоски в носу отфильтровывают крупные частицы, но при этом обратил также внимание на то, что не только в носовой полости, но и слизистая оболочка гортани и трахеи задерживает и растворяет мелкие частицы и некоторые вредные газы. Третье предположение, выдвинутое учащимися в совместной беседе с учителем – реснички мерцательного эпителия эвакуируют загрязненный воздух и слизь.
Таким образом, учащимися были выдвинуты предположения (гипотезы), сделан вывод. Непосредственный результат проблемного изложения на рассмотренном отрывке проведенного урока — вывод о том, что постоянное длительное воздействие загрязненного воздуха приводит к перегрузке и переполнению защитных систем человека, в результате развиваются болезни дыхательной системы: аллергическая астма, рак и эмфизема легких, хронические бронхиты.
- Метод проектов.
Кроме проблемного метода, в реализации первого условия нами выбран метод проектов как один из методов исследовательской деятельности. По мнению Г. М. Коджаспировой, «метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения».
Важно, что, работая над проектом, учащиеся сами доказывают необходимость того или иного действия. При этом они убеждают себя в этом результатами проведенных исследований. Обязательное условие при использовании данного метода, на мой взгляд, формулирование выводов и рекомендаций для себя.
Возможность выбора темы проекта, партнеров в разработке проекта, источников и способов получения информации, формы представления результатов направлены на повышение ответственности учащихся.
Считаем, что использование данного метода для формирования ценностного отношения к здоровью должно осуществляться поэтапно:
Первый этап, выделенный нами, - это подготовительный этап. Он включает следующие действия детей:
1. Работа по инструктивным карточкам. Для этого каждому учащемуся может быть предложено задание с описанием проведения практической работы по определению состояния своего организма.
2. Изучение собственного организма. Учащиеся должны назвать как можно больше форм взаимодействия своего организма с окружающей средой и ее влиянием на состояние здоровья.
3. Постановка проблемы и составление алгоритма в решении поставленной проблемы.
2 этап. Выявление причин, вызвавших проблему.
Умение выявлять причины проблемы – свойство, характеризующее мышление учащихся. Увидеть и сформулировать проблему для некоторых подростков оказывается важнее и труднее, чем решить ее. Часто у учащихся также вызывает затруднение сформулировать причины, вызвавшие изменения в состоянии здоровья.
Результатом данного этапа является выбор тем проектов, значимых и интересных для каждого учащегося.
3 этап. Подбор групп учащихся для работы над проектами.
Группы должны быть составлены с учетом познавательных, возрастных возможности учащихся, их уровня знаний, умений и интересов в области укрепления здоровья.
4 этап. Выполнение проекта.
5 этап. Защита проекта.
Метод проекта может применяться как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
В качестве основных педагогических средств по реализации и данного метода выступали:
- учебники Пасечник В. В. Биология 6 класс. М.:Дрофа,2005; Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. 7 класс. М.: Дрофа,2009; Колесов Д. В., Маш Р. Д. Биология. 8 класс. М.: Дрофа, 2002; Перышкин А.В. Физика 7 класс.М.: Дрофа, 2008; Перышкин А.В. Физика 8 класс.М.: Дрофа, 2006; Габриелян О.С. Химия 8 класс. М.: Дрофа,2004.
- методические пособия, видеозаписи познавательных телепередач;
- достоверная информация о негативном влиянии факторов окружающей среды и вредных привычек на состояние здоровья;
- данные исследований экспериментального характера по состоянию здоровья жителей страны, республики, города с учетом региональных проблем;
- данные, полученные в ходе анализа собственной деятельности по исследованию состояния здоровья (росто-весовые показатели учащихся, распределение подростков гимназии по группам здоровья, показатели артериального давления, сводная статистика заболеваемости учащихся гимназии);
- информационные сайты (http://www.litres.ru/, http://www.coob.ru, http://www.iqlib.ru, http://www.elibrary.rsl.ru, http://www.school.edu.ru, http://www.ucheba.com, http://www.bigworldbel.narod.ru).
Обратить внимание!
После любого из предложенных выше мероприятий учащимся в обязательном порядке должны быть заданы рефлексивные вопросы: ЧТО я делаю для укрепления здоровья? КАК уменьшить влияние неблагоприятных факторов на здоровье? ПОЧЕМУ я выполняю данное действие и как оно влияет на состояние здоровья?
В приложении 2 представлены рефлексивные карточки по направлениям:
- оценка собственной позиции по отношению к здоровью,
- систематизация и обобщение конкретных способов укрепления здоровья,
- самоанализ, самоконтроль, самооценка своих действий по укреплению здоровья.
Важно: сформировать у обучающихся не только теоретические знания о факторах риска для здоровья и способах снижения влияния данных факторов, но и практические умения применять полученные знания. Для этого обучающимся можно предложить выполнить следующие практикоориентированные проекты:
- Практическая работа по теме «Анализ и оценка влияния факторов риска для здоровья человека»
- Практическая работа «Оценка функционального состояния организма в зависимости от физической нагрузки»
- Практическая работа «Воздействие косметических процедур на здоровье кожи человека»
- Практическая работа «Техногенное влияние на органы дыхания»
- Практическая работа «Химизация» организма человека и ее последствия»
- Практическая работа «Планирование деятельности по укреплению своего здоровья»
II. Интеграция знаний учащихся о возможных путях укрепления собственного здоровья на уроках биологии
Целью введения второго педагогического условия является активизация разносторонней познавательной деятельности учащихся за счет включения межпредметных знаний.
Методологической основой реализации второго педагогического условия являются принципы системности и субъектности.
За счет интегрирования здоровьесберегающего компонента в биологии принцип системности предполагает не только оценку детьми здоровья, но и вычленения элементов здоровья, выявления их взаимосвязи и взаимозависимости в целостной структуре.
Согласно принципу субъектности, интеграция знаний учитывает направленность на создание таких условий, где ребенок рассматривается как субъект деятельности по укреплению своего здоровья.
Реализация второго педагогического условия основана на применении метода проекта, дискуссионных и игровых методов. Эффективность использования названных методов при реализации второго педагогического условия зависит от:
• подготовки (информированности и компетентности) учащихся по предложенной проблеме в разных областях естественнонаучного знания;
• однообразия использования терминов, понятий;
Для реализации второго педагогического условия использую следующие формы интеграции знаний учащихся о возможных путях укрепления собственного здоровья : защита проектов, дискуссии, ток-шоу, пресс-конференции, круглые столы.
Целесообразность применения данных форм в качестве интеграции знаний в области укрепления здоровья определяется следующими причинами:
- возможность объединения материала биологии, физики, химии по вопросам укрепления здоровья за счет их взаимосвязи,
- возможность охвата большого количества информации за малый промежуток времени,
- упорядочение информации, полученной на отдельных уроках предметов естественнонаучного цикла при обсуждении вопросов укрепления здоровья,
- поиск альтернатив, теоретической интерпретации и грамотного обоснования проблем укрепления здоровья за счет целостного представления о рассматриваемом вопросе.
Использование проблемных методов и проблемных ситуаций, рассмотренных в предыдущем разделе, осуществлялось интегрированно на всех предметах естественнонаучного цикла. В Приложении 3 представлено последовательное рассмотрение тем об укреплении здоровья на биологии (6, 7, 8 класс), физике (7, 8 класс), химии (8 класс). Одно и то же понятие вводится поэтапно в 6 классе – при изучении биологии, в 7 классе – при изучении биологии, физики, в 8 классе – при изучении биологии, физики, химии.
Часто вводимые при изучении темы понятия сложны для понимания учащимися. Например, «гиподинамия», «канцерогены», «акселерация» и др. Определить понятие – значит указать, что оно означает, выявить признаки.
Предлагаю алгоритм для определения понятий :
А) Что это?
Б) К чему относится?
В) Как работает и используется?
Г) Как можно охарактеризовать, описать?
Д) Примеры, доказательства.
Для систематизации полученных знаний нами использованы различные приемы. Представленные ниже приемы позволили в графической форме выразить обобщенные знания, полученные в ходе изучения нового материала.
Первый прием. «Солнышко, или понятийное колесо».
С помощью данной схемы мы устанавливали ассоциативный ряд таких категорий, как «здоровье», понятий «организм», «закаливание», «бодрость».
Заполнение схемы осуществлялось постепенно, в ходе изучения тем.
Схема «Солнышко, или понятийное колесо» для установления ассоциативного ряда для понятия
Другим вариантом использования данной схемы является поиск синонимов к понятиям относительно здоровья.
Второй прием. «Сводная таблица» и «Линии сравнения». Он позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации, связывает воедино тему урока и знания по укреплению здоровья. Логическую связь можно представить следующим образом:
Тема 1 –Тема 2 - Линия сравнения.
Например, при изучении клеток крови учащимися в течении урока заполняется таблица:
- Строение эритроцитов.
- Значение гемоглобина, связь с дыханием.
- Образование карбоксигемоглобина и действие угарного газа на состояние человека.
Этот прием позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации.
Тема 1 | Тема 2 | Линия сравнения | Тема 3 | Тема 4 |
Третий прием. Самостоятельный вывод понятий. На этом этапе я тренирую учащихся по выведению понятий и терминов самостоятельно путем исследовательского поиска.
Определить понятие – значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание.
Цель определения – уточнение содержания используемых понятий. Определение решает следующие задачи:
- отличить и отграничить предметы от всех иных,
- раскрыть сущность предмета.
При этом я использую следующие способы выведения термина.
Остенсивное определение термина.
Определение с помощью указания на те объекты, которые входят в объем того или иного термина.
Тема «Плод»
Плод вишни, сливы, персика, абрикоса (костянка)
Зерновка, семянка, крылатка ( сухие плоды)
Морковь, свекла, редис, репа (корнеплоды)
«Классификация растений»
Роза, вишня, яблоня, груша, слива (розоцветные)
Фасоль, горох, чина, клевер (бобовые)
Вербальное, или логическое определние .
При работе с гербариями описание по шаблону.
3) На третьем этапе я применяю схемы:
Четвертый прием. Дидактические игры.
Третий этап соответствует этапу систематизации и обобщения знаний.
«Сколько значений у предмета».
Найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета. В ходе выполнения этого задания фиксируются: продуктивность, оригинальность, гибкость. Например «Значение цветка» ( Тема «Строение цветка»)
«Угадай, о чем спросили».
Вышедшему к доске ученику дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.
Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.
Например,
... распространение может осуществляться с помощью воды, ветра или живых организмов. (Какими способами осуществляется распространение плодов?)
Такие побеги называются вегетативными ( Какие побеги называются вегетативными).
«Сколько значений у предмета»
Назвать как можно больше значений предмета.
«При каких условиях предмет будет полезным»
Например, колючки розы, невзрачные цветки ветроопыляемых растений, видоизмененные листья голосеменных».
III. Формирование у учащихся умений анализировать, контролировать,
оценивать свои действия в процессе учебно-исследовательской деятельности.
Задача третьего условия – необходимость воспитания ученика как субъекта своей деятельности, который умеет осмысливания своих действий.
Выбор данного условия связан со следующими положениями:
- рефлексия формирует у подростка способность к самоопределению, что дает возможность выработать у него собственную позицию отношения к объекту исследования;
- рефлексия влияет на подключение к совместному действию и инициирование сотрудничестваҒ
- рефлексивные умения позволяют учащимся объективно и отстраненно оценивать собственную позицию по отношению к объекту, воспринимать точку зрения другого человека, преодолевать собственные односторонние установки;
- рефлексивные умения позволяют учащимся осознавать конкретные способы действий, систематизируют, обобщают их, позволяют отличить от ошибочных приёмов и подходов.
При характеристике педагогической сущности рефлексивных умений обратимся к характеристике понятия «умение» Г. М. Коджаспировой, С. А. Смирнова, Л. А. Артюшиной.
К рефлексивным умениям учёные относят: умение осознавать и обнаруживать знание о своём незнании, отличать известное от неизвестного, умение выделять в неопределённой ситуации знания и умения, которых не хватает для успешного действия, умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия со стороны, выработка обновленного взгляда на проблему с другой смысловой позиции, умение анализировать мысли и действия других, обращаясь к основаниям их действий.
Исходя из этого, в методических рекомендациях под рефлексивными умениями мы будем понимать умения, направленные на самоанализ, самоконтроль, самооценку своих действий при выполнении учебно-исследовательской деятельности.
Основной принцип, лежащий в основе реализации данного педагогического условия – принцип рефлексивности. Реализация данного условия возможна, на наш взгляд, за счет применения следующих методов: рефлексивных и игровых.
Результатом этих методов является формирование рефлексивных умений при оценке результатов реализации индивидуальной программы укрепления здоровья каждым учащимся.
Обязательным педагогическим средством реализации третьего педагогического условия является использование следующих рефлексивных вопросов: что я делаю? как уменьшить влияние неблагоприятных факторов на здоровье? почему я выполняю данное действие и как оно влияет на состояние здоровья?
Примеры средств обучения для формирования рефлексивных умений:
- заполнение карты ошибок для выявления собственных затруднений;
- самостоятельный выбор сложности и объема заданий при решении практических задач,
- рефлексивные карточки оценки собственной позиции по отношению к проводимому исследованию, по систематизации и обобщению конкретных способов, по самоанализу, самоконтролю, самооценке своих действий
- Игровыеметоды .
Нами рекомендуется использовать следующие виды игр: деловые игры, ролевые игры. Деловые игры являются более сложно организованными, чем ролевые игры и включают в себя:
- выбор объекта игры, моделей, сюжетных линий
- предварительная проработка игрового процесса
- выбор и описание ролей,
разработка приемов стимулирования
- подготовка необходимых блоков документации
Деловая игра дает возможность проиграть практически любую конкретную ситуацию, связанную с риском для здоровья, что позволяет лучше понять ее возможные последствия, а также спланировать поэтапные действия по коррекции ситуации.
Педагогическое моделирование различных ситуаций с целью обучения принятию решений учащихся позволяет ролевая игра. При реализации третьего педагогического условия использование ролевых игр дает высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную, позволяет получить незамедлительную реакцию обучающихся, дает возможность откорректировать знания и умения учащихся.
При проведении ролевых игр нами выполнены следующие требования:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Например, игра «Сколько значений у предмета» позволяет найти учащихся: найти учащимся как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета. Например: значение воды для здоровья, влияние электромагнитных волн. В ходе выполнения этого задания фиксируются: продуктивность, оригинальность, гибкость.
Следующая игра: «Угадай, о чем спросили». Цель для учащихся догадаться, каким был вопрос? В ходе выполнения задания в игре вышедшему к доске ученику дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.
Например: нужно сгибать коленные суставы, а не спину (вопрос: как правильно поднимать тяжелые предметы), при этом резко повышается количество сахара в крови (вопрос: почему вредны сладкие газированные напитки), держитесь теневой стороны во время прогулок, носите лёгкие головные уборы из натурального материала (вопрос: как избежать солнечного удара).
В играх нами применяются также такие дидактические средства, как пословицы.
Приведем примеры заданий с пословицами, которые использованы нами в двух модификациях: составление пословиц из двух разрозненных частей, продолжение пословицы с объяснением ее смысла.
Примеры использования пословиц для формирования ценностного отношения к здоровью
составить пословицу | продолжить пословицу с объяснением ее смысла | |
если хочешь быть здоров - … (закаляйся) | в здоровом теле | здоровый дух |
лук от семи … (недуг) | у кого болят кости | тот не думает в гости |
болен - лечись, а здоров - … (берегись) | горьким лечат | А сладким калечат |
где здоровье, там и … (красота) | береги платье снову | А здоровье смолоду |
болезнь человека … (не красит) | здоров будешь | все добудешь |
ешь, да не жирей – будешь … (здоровей) | пешком ходить | долго жить |
На уроке по теме «Питание. Пищеварение» пословицы использованы нами для составления правил рационального питания:
Самые точные часы - желудок. Необходимо принимать пищу в одни и те же часы, и не реже трех раз в день.
Хорошо прожуешь – сладко проглотишь. Необходимо тщательно пережевывать пищу перед глотанием.
Когда я ем, я глух и нем Во время приема пищи вредно отвлекаться .
Зелень на столе – здоровье на сто лет. За обедом полезно сначала съедать овощной салат и суп.
«Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу» Вредно съедать за один раз много пищи, особенно на ночь.
Использование игровых методов дало возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную, позволило откорректировать знания и умения учащихся, касающиеся укрепления здоровья.
- Решение познавательных задачи.
Весь комплекс разработанных задач был сгруппирован нами по типам. Классификация типов задач с примерами представлена ниже.
- Задачи на выбор информации. Например: выберите признаки, характерные для растений, богатых каротином.
- Задачи на исправление ошибок. Например: прочтите текст из школьного сочинения о лете. Есть ли здесь биологические ошибки и неточности. В чем они заключаются?
«Я прекрасно провел лето. В первый же день мы с братишкой проснулись в 12 часов и сразу побежали на пляж. Скорее в воду. Накупавшись вдоволь до изнеможения, растянулись на песочке и часа три загорали….».
- Задачи на сравнение и составление выводов. Например: у плачущего ребенка работает 43 мышцы, а у смеющегося – 17. Сделайте вывод, что энергетически выгодней.
- Задачи на установление взаимосвязей задачи на установление взаимосвязей. Например: муравьиный укус причиняет боль. Почему боль утихает, если место укуса смочить нашатырным спиртом?
- Задачи на выявление приспособлений. Например: почему, один человек может простудиться, едва ступив ногой на холодный пол, а другой может купаться в прорубки и прекрасно себя чувствовать.
- Задачи на выявление противоречий. Например: жирная пища вредна. Тогда почему в пищевых рационах жителей Севера -эскимосов преобладает жир. Какое значение для них это имеет?
- Задачи на постановку опытов. Например: задержите дыхание. зафиксируйте время, на которое можете задержать дыхание. Почему время, на которое вы можете задержать дыхание, ограничено? Какое это имеет значение для безопасности здоровья.
- Задачи на выдвижение гипотез. Например: для борьбы с уличным шумом (уличный шум составляет 70 дБ) в стенах высотных зданий в Москве вмонтирован асбестоцементно-пористый материал. Предложите гипотезы, почему это препятствует проникновению звука в здание?
- Задачи на объяснение результатов опыта. Например: живые организмы имеют свои «биологические часы» – ритмы, которые связаны с природными явлениями – «природными часами». Исследуйте влияние, которое оказывают на вас «природные часы». Объясните результаты опытов.
Использование данного метода позволило соотнести цели урока с интересами и потребностями учащихся, поддерживать активное внимание школьников во время работы, практически использовать знания подростков, полученные в ходе обучения, интегрировать знания о здоровье при изучении физики, химии.
Рассмотрим данные утверждения на примерах.
В человеческом организме в общей сложности содержится примерно 25 мг иода (в составе различных соединений), причём половина всей массы йода находится в щитовидной железе. Подсчитайте, сколько атомов йода находится: а) в щитовидной железе; б) в человеческом организме в целом.
При подготовке уроков вы расходуете примерно 6 кДж энергии за 1 ч на 1 кг своей массы. Эту энергию вы получили от сгорающей в вас пищи. Сколько сахара нужно съесть, чтобы обеспечить полноценную подготовку уроков в течение 2 часов?
После решения задач учащимся предлагается алгоритм ответа, благодаря которому выявляются причин того или иного явления, события. Данный алгоритм включает в себя следующие вопросы:
а) что случилось?
б) что вызвало причину?
в) каковы важные факторы, вызвавшие эту причину?
г) как факты или факторы взаимосвязаны?
д) всегда ли вызывают данные причины данное явление?
е) каковы следствия, в чем они проявляются?
ж) всегда ли данные следствия характеризуют данные причины?
з) как изменится следствие, если причины будут другими?
Решение задач с применением данного алгоритма способствует развитию рефлексивных умений учащихся.
- Творческое домашнее задание.
При подготовке домашнего задания один из видов деятельности учащегося – это работа с текстом учебника. При этом учащийся овладевает разными типами чтения, предполагающими различную степень глубины проникновения в материал.
- Просмотровое чтение развивает у учащихся ориентирование в научных статьях, многочисленных сборниках, журналах, учит делать выбор в пользу действительно необходимой информации.
- Ознакомительное (выборочное чтение) помогает в поиске ответов на определенные вопросы по нескольким источникам. Развивает способность сравнивать и сопоставлять найденную информацию, вырабатывать свою собственную точку зрения.
- Изучающее чтение способствует формированию умения критически воспринимать информацию, понимать логику доказательств.
- Работа с текстом.
Структурирование текстов.
Для тренировки умения составлять логически точные тексты хорошим упражнением является восстановление текста.
Задание «Восстанови последовательность событий»
- Питательные вещества попадают через корни только в растворенном виде.
- Водоснабжение неотделимо от питания.
- Воду высшие растения получают в основном через корни.
- Под питанием понимают минеральное питание.
- Поглощение воды корнями было бы невозможно, если в проводящей системе корней и надземной части растения отсутствовали бы растворенные вещества.
( Правильный ответ – 3,2,1,5,4)
Упражнение «Посмотрите на мир чужими глазами» - составление рассказа от имени неживого объекта.
Пример задания в теме «Растение живой организм»
Все живые существа, так или иначе, приспосабливаются к условиям внешней среды. Подвижные животные приспособились активно перемещаться в поисках пищи или в соответствии с сезонными изменениями погоды. Составь рассказ от имени растения, которое приспосабливается к условиям окружающей среды. Используй ключевые слова: солнце, притяжение земли, изменение долготы дня, ...
Тема одна - сюжетов много.
Сделать зарисовки на тему
«Значение бактерий».
«Вегетативное размножение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"
Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни учащихся путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм в процессе обучени...
Представление опыта работы по теме "Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках «Музыки»
Предлагаю теоретическую часть из представленного опыта работы по применению ИКТ на уроках музыки....
Курсовая работа по теме "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в интегрированном классе"
Теоретический материал по теме инклюзивного образования....
Обобщение опыта работы по теме самообразования "Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии"
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки ...
Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики»
Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики». Так же материал содержит презентацию....
Обобщение опыта работа по теме: " Использование здоровьесберегающих технологий на уроке физической культуры в системе работы Калугиной А.П"
СОДЕРЖАНИЕ Введение1. Теоретический аспект. Здоровьесберегающие образовательные технологии1.1. Классификация образовательных технологий1.2. Принципы здоровьесберегающей педагогики1.3. Методы здор...
Обобщение опыта работы по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры».
Человек – великое чудо природы. Эволюция обеспечила организм человека неисчерпаемыми резервами прочности и надежности, которые обусловлены избыточностью элементов всех его систем, их взаим...