Представление опыта работы по теме "Формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности посредством рейтинговой системы оценивания"
статья по теме

Баскова Евгения Владимировна

В данном материале представлен текст выступления по защите опыта работы, презентация к выступлению и электронный журнал с использованием рейтинговой системы оценивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_opyta_raboty.docx30.26 КБ
Файл predstavlenie_opyta_raboty.pptx2.78 МБ
Office spreadsheet icon 8a_klass.xls212 КБ

Предварительный просмотр:

Представление опыта работы

Формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности посредством рейтинговой системы оценивания

За последние годы в системе школьного образования нашей страны произошли заметные изменения. Созданы новые типы учебных заведений, осуществлен отход от традиционного единообразия в содержании образования. Вводятся новые образовательные стандарты, где большое внимание обращается на подготовку подрастающего поколения к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях развития общества.

В результате этих изменений преобразуются содержание и методы деятельности педагога. Как следствие, должна измениться и система оценивания знаний учащихся.

Однако традиционная пятибалльная система оценивания все меньше удовлетворяет как учителя, так и ученика, так как не может в полной мере оценить то качество знаний, которое требуется для учащихся в соответствии с ФГОС нового поколения.

Наверное, каждый педагог испытывает трудности, руководствуясь традиционной системой оценивания. Недостатки этой системы представлены на слайде.

Другим серьезным недостатком традиционной системы оценивания является невозможность проследить динамику когнитивного роста учащегося.

Выпускники в условиях подготовки к ЕГЭ по выбору сталкиваются с необходимостью получения дополнительных знаний по предмету, но традиционная система не в состоянии обеспечить оптимальный подход к потребностям, интересам и возможностям всех учащихся.

Поэтому в ряде случаев учителя, стремясь исправить ситуацию, при оценивании используют рейтинговую систему. Этот вид контроля не является чем-то новым для европейских стран. В нашей же стране рейтинг стал применяться недавно только в ряде высших и средних специальных учебных заведениях, а также в некоторых средних школах в порядке эксперимента.

2. Психолого–педагогическое обоснование  опыта.

 Важная задача сегодня - научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться, т.е. сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию к изучению предмета.

Одним из основных факторов, влияющих на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, является ее оценка. Этому и способствует рейтинговая система оценивания знаний учащихся.

Рейтинговая система позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельной деятельности.

 Рейтинг - с английского rating - это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия.

Рейтинговая система - совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата.

К преимуществам рейтинговой системы можно отнести:

1) реализация инновационных методов обучения;

2) система оценки накопительного типа;

3) оценка результатов труда ученика в точном соответствии с его реальными способностями и достижениями.

Рейтинговая система оценивания знаний позволяет добиться того, что дети перестают испытывать страх перед опросом, раскрепощаются, так как понимают, что оценка по предмету зависит от их умственных способностей, психических возможностей и трудолюбия. Активность учащихся на уроках резко возрастает, что, приводит к повышению качества знаний.

3. Содержание опыта

Переход на рейтинговую систему оценки проводился на базе одного класса с 2009 в школе № 20 после определённых организационных мероприятий. Учащихся и родителей я познакомила с основными положениями этой системы.

В процессе перехода к рейтинговой системе оценок сложилась следующая система работы:

  1. поделили материал курса на модули, выделив основные темы в соответствии с базовым уровнем изучения математики;
  2. сформулировали требования к предметным компетенциям;
  3. определили правила соотнесения успехов ученика с его рейтингом на каждом этапе обучения.

Все работы поделили на два вида:

  1. обязательные, сумма которых и определяет итоговую оценку ученика за определенный период;
  2. дополнительные, которые выполняются в том случае, когда количества набранных баллов за обязательные работы недостаточно.

За период работы в рейтинговой системе сформировалась шкала перевода баллов в традиционную пятибалльную оценку. Остановлюсь подробнее на оценке «слабое три». Ее следует применять только в особых случаях, например, ученик часто и подолгу болеет, пропускает много уроков, для него выполнение и 41% необходимых работ затруднительно, но, однако, зарабатывая этот минимум, он видит результат своих усилий. Учеников же способных, но ленивых лучше, таким образом, не поощрять.

Весь программный материал по предмету разбивался на модули. (остановиться на слайде)

Определялось точное количество и содержание работ различных типов: контрольных, самостоятельных, проверочных, тестовых, домашних и зачётных работ. Количество этих работ учитель сам может определить согласно своему тематическому планированию.

Каждый из данных видов работ имеет различную шкалу оценок. Это даёт возможность сбалансировать их по значимости. На слайде представлена общепринятая шкала, но она может варьироваться.

Содержание каждого модуля является открытым и находится на стенде в классе. В качестве примера на слайде представлен модуль по теме «Квадратные корни». В нем отражены какие виды работ должен выполнить ученик на каждом уроке.  Ученики знают, какой максимальный балл могут получить за урок.

Вместе с модулем разрабатывается максимальное количество баллов за модуль и количество баллов на оценки 5, 4, 3.

Ученик может сам подсчитать свой рейтинг, это позволяет ему лучше управлять своим учением и, в целом, работать продуктивно.

Итоги подводятся в конце каждой темы, четверти и года. Повысить рейтинг ученик может только в том виде работ, где он набрал недостаточное количество баллов. Для этого предусмотрены дополнительные задания.

По результатам таблицы-модуля строится так называемый рейтинг-лист, где учащиеся одного класса ранжируются по рейтинговому баллу.

Каждый ученик имел возможность определить свое место в рейтинге учеников и сделать вывод о результатах своего труда. В классный журнал заносились оценки соответствующие набранным баллам.

В процессе адаптации новой системы оценивания я столкнулась со следующими трудностями:

  1. значительно возросли затраты времени учителя на подготовку к уроку;
  2. возникла необходимость  проведения дополнительных занятий;
  3. рейтинговая система требовала от учителя скрупулезного внимания ко всему, что делает ученик;
  4. по окончании четверти и года приходилось затрачивать много времени для вывода рейтинга каждого ученика.

При работе с рейтинговой системой оценивания был разработан электронный журнал, который состоит из следующих страниц.

Учет баллов за текущие ответы.

Учет баллов за домашнюю работу

Учет баллов за проверочные, самостоятельные, контрольные, тестовые работы.

Учет баллов за дополнительные и творческие работы.

Подсчет суммарного балла за каждый урок и перевод его в оценку. Хотелось бы остановиться на оценке 2. Она в журнал не ставится, т.к. ученик не набрал нужное количество баллов за урок, но имеет право их добрать с помощью дополнительных заданий или пересдачи материала.

Подсчет суммы баллов за модуль и выстраивание рейтинга учеников.

4. Результативность  реализации  опыта.

Работа по рейтинговой системе оценивания позволила добиться следующих результатов:

  1. повысился уровень обученности учеников; результаты представлены на слайде; (прокомментировать 6 и 7 классы)
  2. сегодня можно сделать вывод об изменении уровня обученности отдельных учащихся. На слайде представлены результаты отдельных учащихся трех разных уровней обученности и, надо отметить, что даже слабым учащимся удалось повысить свой уровень знаний по предмету;
  3. изменился результат обученности всех учащихся; уменьшилось количество детей с низким уровнем обученности, увеличилось количество детей с высоким и повышенным уровнем обученности.

Система работы по данной проблеме была представлена на портале общероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок», организованного издательским домом «Первое сентября». Имею диплом за разработку урока по моей системе работы.

Имею диплом от Издательского дома «Первое сентября» за представление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале «Открытый урок» и сертификат по ИКТ-компетентности.

Систематическое участие в фестивале «Открытый урок» позволило мне оформить электронное портфолио на сайте издательства «Первое сентября».

Так же свой опыт работы я распространяю на своем мини-сайте в социальной сети работников образования nsportal.ru.

Опубликовала 8 работ, но сертификаты имею пока только к двум. Остальные придут к концу учебного года.

Являюсь постоянным участником семинаров и видеоконференций на портале Zavuch.info, где так же распространяла свой опыт работы. Каждый учитель любого предмета и даже с небольшим опытом может работать используя рейтинговую систему оценивания знаний.

Дистервег сказал: «Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить…» - трудно с этим не согласиться.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности посредством рейтинговой системы оценивания

Слайд 2

Оценка – это не только показатель уровня обученности ученика, но и один из способов стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на его личность .

Слайд 3

Ошибки традиционного оценивания 1 2 3 4 5 Недостатки традиционной системы оценивания «Великодушие»: завышение оценок «Ореол»: предвзятость личного отношения «Инерция»: сверка с предыдущими оценками оценивание поведения как учебы «Логики»: «Репутация»: разные оценки за одинаковые ответы

Слайд 4

Ученик Сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию к изучению предмета Основная задача - научить учиться Научить хотеть учиться

Слайд 5

Рейтинг - с английского rating - это отметка; некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Рейтинг учащихся - метод упорядочивания учащихся по занятым местам в зависимости от измеряемых учебных достижений и, одновременно научно-обоснованная форма организации не только контроля знаний, но и учебного процесса в целом. (В.С.Аванесов)

Слайд 6

Рейтинговая система ( М.П.Батура , Л.В.Ломако )

Слайд 7

Преимущества рейтинговой системы

Слайд 8

создать максимально комфортную среду обучения и воспитания перевести учебную деятельность учащихся из необходимости во внутреннюю потребность осуществлять выбор учеником возможных вариантов и форм овладения дисциплиной преподавателю ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности 1 Рейтинговая система оценивания знаний позволяет 2 3 4

Слайд 9

4 шаг 3 шаг 2 шаг 1 шаг Выделить модули. Сформулировать требования к ОУУН. Определить содержание и требования к заданиям. Определить правила соотнесения успехов ученика с его рейтингом. Переход к рейтинговой системе оценок

Слайд 10

обязательные дополнительные Виды работ

Слайд 11

Шкала перевода баллов в традиционную пятибалльную оценку : 81% - 100% суммарных баллов - оценка «5»; 7 1 % - 80% - оценка «4», 51% - 70% - оценка «3» и оценке «слабое три» - 41% - 51%.

Слайд 12

Алгебра (8 класс) 75 55 20 15 10 6

Слайд 13

Виды работ Шкала баллов Контрольные 15 баллов Тестовые 10 баллов Самостоятельные 5 баллов Проверочные 5 баллов Зачетные 5 баллов Домашние 1 балл

Слайд 14

№ урока Тема урока Виды деятельности Максимальный балл за урок Работа на уроке (3,5) Домашняя работа (1) Ведение тетради (2) Прилежание (0,5) Проверочная работа (5) Самостоятель-ная работа (5) Тест (10) 1 Иррациональные числа + + + + 7 2 Квадратные корни. Арифметический квадратный корень + + + + + 12 3 Уравнение х 2 = а + + + + + 12 4 Нахождение приближенных значений квадратного корня + + + + + + 22 5 Функция у = √х и ее график + + + + + 12 6 Квадратный корень из произведения и дроби + + + + + 12 7 Квадратный корень из степени + + + + + 12 8 Квадратный корень из степени + + + + + + 22 9 Контрольная работа № 3 по теме «Квадратные корни» 15 Алгебра. 8класс Модуль по теме «Квадратные корни» (17 час) 10 Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня + + + + + 12 11 Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня + + + + + 12 12 Преобразование выражений, содержащих квадратные корни + + + + + 12 13 Преобразование выражений, содержащих квадратные корни + + + + + 12 14 Преобразование выражений, содержащих квадратные корни + + + + + + 22 15 Контрольная работа № 4 по теме «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни» 15 16 Зачет по теме «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни» 5 17 Зачет по теме «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни» 5

Слайд 15

Максимальный поурочный балл Оценка 5 7 12 15 22 5 4,3 – 5,0 6,0 – 7,0 10,3 – 12,0 12,9 – 15,0 18,9 – 22,0 4 3,6 – 4,2 5,0 – 5,9 8,5 – 10,2 10,7 – 12,8 15,6 – 18,8 3 2,8 – 3,5 3,9 – 4,9 6,7 – 8,4 8,4 – 10,6 12,3 – 15,5 Перевод итогового количества баллов в оценку. Максимальное количество набранных баллов – 221 Оценка «5»: 179 – 221 б. Оценка «4»: 156 – 178 б. Оценка «3»: 110 – 155 б. Таблица перевода поурочных баллов в оценку

Слайд 16

Общий рейтинг Текущие ответы на уроке (1-3) Проверочная работа (5) Практикум (5) Контрольная работа (15) Домашняя работа (1) Дополнитель-ные задачи (3) Тест (10) Творческая работа (5-10) Итог Оценка Уровень обученности 1 Ученик_1 17,5 51,3 13,6 26 17,8 17 27 18 188,2 5 85,16% 2 Ученик_2 1,3 39,7 12,5 28 17,9 17 27 37 180,4 5 81,63% 3 Ученик_3 10 52,8 11 0 14,8 0 18 0 106,6 3 48,24% 4 Ученик_4 39,5 67,2 14,8 30 22,6 20 30 34 258,1 5 116,79% Итоговый рейтинг-лист Место Список учащихся Итог 1 Ученик_4 258,1 2 Ученик_20 201 3 Ученик_1 188,2 4 Ученик_16 183,8

Слайд 17

значительно возросли затраты времени учителя на подготовку к уроку возникла необходимость проведения дополнительных занятий требуется повышенное внимание к работе ученика по окончании четверти и года затрачивается много времени для вывода рейтинга каждого ученика 1 Трудности при работе с рейтинговой системой оценивания 2 3 4

Слайд 18

Учёт баллов за текущие ответы

Слайд 19

Учёт баллов за домашние работы

Слайд 20

Учёт баллов за проверочные, самостоятельные, тестовые и контрольные работы

Слайд 21

Учёт баллов за дополнительные и творческие задания

Слайд 22

Суммарный поурочный балл и перевод его в оценку

Слайд 23

Сумма баллов за модуль Рейтинг учеников

Слайд 24

Уровень обученности учеников по математике, алгебре (5 а -8 а классы).

Слайд 25

Изменение уровня обученности отдельных учащихся в 8 а классе. Повышенный уровень Базовый уровень Низкий уровень

Слайд 26

Результат обученности учащихся 8 а класса

Слайд 31

Настоящим подтверждается, что Баскова Евгения Владимировна учитель МКОУ СОШ № 20 город Пласт Челябинская область опубликовала в социальной сети работников образования ns portal.ru методические разработки по теме «Применение рейтинговой системы оценивания на уроках математики» Web -адрес публикации: htttp://nsportal.ru/139068 Настоящим подтверждается, что Баскова Евгения Владимировна учитель МКОУ СОШ № 20 город Пласт Челябинская область опубликовала в социальной сети работников образования ns portal.ru методические разработку по теме «Нахождение числа по его дроби. Нахождение дроби от числа» Web -адрес публикации: htttp://nsportal.ru/1 41 0 12

Слайд 33

Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить. Дистервег А.

Слайд 34

Использован шаблон презентации с сайта www.themegallery.com Фото автора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы по теме "Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках «Музыки»

Предлагаю теоретическую часть из представленного опыта работы по применению ИКТ на уроках музыки....

Формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности посредством рейтинговой системы оценивания

Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Поэтому важная задача сегодня...

Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся 10 класса по литературе

Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся 10 класса по литературе...

Рейтинговая система оценивания учебной и внеучебной деятельности учащихся.

Статья из опыта работы по рейтинговой системе оценивания учителя истории и обществознания Баранник Инны Борисовны и МКОУ Кантемировской сош № 2...

Рейтинговая система оценивания учебной и внеучебной деятельности учащихся.

Выступление на педсовете «Современные системы оценивания внеурочной деятельности. Рейтинговая оценка»...

Педагогические возможности рейтинговой системы оценивания учебной деятельности учащихся с задержкой психического развития на уроках математики.

Материал содержит особенности использования рейтинговой системы оценивания на уроках математики в классах для детей с ОВЗ...

Представление опыта работы с детьми с ТНР с использованием методики "Формирования языковой системы Новиковой-Иванцовой Т.Н".

Методика формирования языковой системы Новиковой-Иванцовой Т.Н. в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи....