Педагогические возможности рейтинговой системы оценивания учебной деятельности учащихся с задержкой психического развития на уроках математики.
статья по математике

Светлана Владимировна Марамыгина

Материал содержит особенности использования рейтинговой системы оценивания на уроках математики в классах для детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

С.В.Марамыгина, учитель математики

МБОУ СОШ №146, г. Екатеринбург

Педагогические возможности рейтинговой системы оценивания учебной деятельности учащихся с задержкой психического развития на уроках математики.

Требования современного общества диктуют образованию новые условия, а, следовательно, и новые формы организации педагогической деятельности.

Проблемы специального образования являются сегодня одними из самых актуальных в науке. Это связано с ростом числа детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Детей с задержкой психического развития можно отнести к этой категории. По статистике, число таких детей составляет от 4,5% до 9% от числа всех школьников. Данная категория учащихся в массовой школе обучается по общеобразовательным программам. Для них не существует отдельных стандартов по предметам, поэтому выполнение единых требований ФГОС на базовом уровне является обязательным. Однако при совпадении конечного результата обучения пути его достижения в общеобразовательных классах и в классах для детей с ЗПР имеют существенные различия. Это касается, прежде всего, форм и методов работы.

Учащиеся с ЗПР испытывают серьезные затруднения при усвоении учебного материала. В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость [1]. Поэтому основой системы обучения данной категории учащихся должны стать гуманное отношение, педагогическая поддержка и индивидуальный подход, создание условий для успешной адаптации и социализации. Немалая роль также отводится системе оценивания учебных достижений учащихся.

В настоящее время передовые ученые и учителя серьёзно занялись вопросом эффективности оценочной деятельности учителя, ее объективности. Общепринятая система оценивания здесь имеет ряд недостатков, в частности недостаточно способствует повышению учебной мотивации учащихся, не учитывает их психофизические особенности. Одинаковыми баллами «3», «4» и «5» оцениваются и учащиеся гимназических классов и учащиеся классов КРО. Поэтому необходимо найти такую систему оценивания учебной деятельности, которая учитывала бы особенности учащихся, стимулировала бы школьников к активной работе, создавала ситуацию успеха и тем самым, которая бы в действительности мотивировала учащихся. Это может сделать рейтинговая система оценивания.

Смысл рейтинговой системы состоит в том, что каждый ученик пытается набрать как можно большее количество баллов. В условиях ограниченного времени урока и свободной конкуренции между учащимися за право получить свои баллы возрастает активность детей, что позволяет сделать урок динамичным, насыщенным, эффективным. У учащихся появляется возможность выбора заданий для выполнения, корректировки детьми своей учебной деятельности. Получил сегодня недостаточно баллов, нужно выполнить еще 2-3 задания, и улучшить результат. Вот здесь и психологическая раскрепощенность, и положительная мотивация учения, и мотивация успеха. Учащиеся работают в своем темпе, учитываются их способности.

Важно то, что наиболее значимыми направлениями организации деятельности учащихся на основе РСО являются:

  • Комфортность учения и удовлетворенность его результатами.
  • Достижение обязательного уровня обученности.
  • Развитие учащихся и т.д.

Данная технология предъявляет новые требования не только к ученикам, но прежде всего к учителю, которому придется изменить свой стиль преподавания. Потребуется серьёзная подготовка к каждому уроку, подбор таких заданий, чтобы каждый ученик был задействован на уроке. Так как ученики отличаются по уровню знаний нужны, будут разноуровневые задания: для более слабых учащихся задания попроще, а для сильных - потруднее, но чтобы каждый на уроке работал и зарабатывал баллы.

Не все дети данной категории обладают и одинаковой активностью, поэтому задача учителя преодолеть им себя, почувствовать на уроке увереннее. Учащиеся должны быть уверены в реальности получаемых баллов, реальности достижения ими необходимого им  результата. Они приучаются к самостоятельности и ответственности, сами планируют выполнение или невыполнение ими задания, проектируют свой конечный результат.

Механизм определения рейтинга очень прост. Учитель определяет необходимое количество баллов на «5», «4», «3» на какой-то отрезок времени, а ученик старается накопить нужное ему количество баллов.

Для организации работы с РСО деятельности учащихся учителю надо выполнить следующее:

  1. Проанализировать рабочую программу и выделить виды работ для выполнения учащимися.
  2. Просчитать необходимое количество баллов, которые реально заработать данным учащимся для получения отметок «5», «4», «3» в официальный журнал.
  3. Разработать шкалу оценки. В данном случае я использую десятибалльную шкалу, так как она позволяет более достоверно оценить уровень знаний учащихся.
  4. Сообщить учащимся о требованиях к выполнению заданий и нормах оценивания в рейтинговой системе (баллы) в соответствии с классической системой оценивания (отметками):

«5» -9-10 баллов

«4» - 7-8 баллов

«3» - 4-6 баллов

«2» - 2-3 балла

«1» - 0-1 балл

  1. Сообщить учащимся виды деятельности.
  2. Оформить лист учета деятельности учащихся.
  3. Приготовить рейтинговый лист.

Все виды учебной деятельности учащихся я разделила на 3 группы:

1.Самостоятельная работа.

2.Домашняя работа.

3.Работа в классе.

Самостоятельная работа (включает самостоятельные работы, проверочные работы, математические диктанты, тесты и контрольные работы). Проводятся они аналогично, как в традиционной системе, только шкала оценивания – десятибалльная. За правильно, аккуратно оформленную работу ученик получает 2 балла, остальные 8 (из 10)  баллов он получает за выполненные задания. В карточке указывается, сколько баллов стоит каждое задание, а ученики сами выбирают, что они сделают, чтобы получить нужную им отметку. Отметка определяется сложением баллов, а не вычитанием баллов за ошибки, как при обычной системе. Если результат неудовлетворительный, то работу можно переписать.

Домашняя работа выполняется аналогично, как и в традиционной системе, только опять же к каждому заданию указываются баллы. По своему желанию учащиеся могут выполнять больше заданий, чем задано (и часто так и происходит). Шкала оценивания также десятибалльная. Есть возможность выполнить дополнительные творческие задания (составить кроссворд, приготовить сообщение по теме, нарисовать газету и т.д.), которые позволяют ребенку заработать баллы, даже если он не очень успешен в изучении математики.

Классная работа (оценивается работа «с места» и у доски). За правильный ответ ученик получает «+1 балл», а за выполненное задание – несколько баллов в зависимости от его сложности. Оценивается и работа «вперед доски». Все эти баллы добавляются к рейтингу ученика. На уроке можно заработать отметку, если набрал больше 4 баллов. Получается хорошая накопляемость отметок, причем только положительных, так как если баллов меньше 4, то отметка не ставится, а на следующем уроке ученик может доработать нужное ему количество баллов. В результате отсутствует боязнь получения неудовлетворительной отметки, т.е. снижается степень тревожности учащихся при изучении достаточно трудного предмета. На уроках дети очень активны.  Стараются выполнить задание вперед,  много желающих отвечать у доски. Как результат можно отметить систематичность занятий учащихся, хорошую упражняемость.

По каждой из этих трех групп нужно набрать определенное количество баллов, которое учащимся известно (сообщается учителем в начале каждой четверти). Итоговая отметка за четверть складывается из этих трех.

В конце каждой недели с помощью программы MS Excel подсчитывается количество баллов, набранное по каждому разделу, и результаты заносятся в лист учета достижений учащихся. В результате каждый ученик видит, как он поработал, и что ему еще надо сделать, чтобы достичь желаемого результата.

Результаты проведенного анкетирования по вопросам введения РСО показывают, что большая часть учащихся положительно относится к введенной РСО.

Анализируя свою педагогическую деятельность можно сказать, что:

1.РСО учебной деятельности ведет к повышению учебной мотивации, повышению интереса к предмету, улучшению психологического и эмоционального климата на уроке; улучшает взаимоотношения учителя и учащихся.

2.РСО дает возможность учителю учитывать индивидуальные особенности ребенка, его вклад в учебный труд, успех каждого, позволяет увидеть их проблемы и помочь их решить.

3.РСО позволяет рационально сочетать постоянный внешний контроль с самоконтролем и самооценкой учащихся. У учащихся возникает стойкий познавательный интерес, развивается самостоятельность, уверенность в своих силах и способностях.

Список литературы:

1.Дети с задержкой психического развития/под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной.- М: Педагогика, 1984.- 256 с.

2.Шамова Т.И., Белова С.Н. и др. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007. -192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся 10 класса по литературе

Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся 10 класса по литературе...

"Развитие когнитивных свойств личности у учащихся с задержкой психического развития на уроках географии"

Современные технологии воспитания культуры здоровья участников образовательного процесса...

Контрольный диктант с грамматическим заданием для учащихся 7 класса (2четверть) с ограниченными возможностями здоровья ( учащиеся с задержкой психического развития).

Контрольный диктант адаптирован для учащихся с логопедическим диагнозом и задержкой психического развития....

Рейтинговая система оценивания учебной и внеучебной деятельности учащихся.

Статья из опыта работы по рейтинговой системе оценивания учителя истории и обществознания Баранник Инны Борисовны и МКОУ Кантемировской сош № 2...

Формирование рефлексивно-оценочных умений у детей с задержкой психического развития на уроках математики

В статье отражены методические приёмы формирования рефлексивных действий у детей с задержкой психического развития на уроках математики...

Рейтинговая система оценивания учебной и внеучебной деятельности учащихся.

Выступление на педсовете «Современные системы оценивания внеурочной деятельности. Рейтинговая оценка»...