ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ. ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

 

Обмен опытом  с педагогической общественностью  по использованию эффективных форм подготовки обучающихся 9-х классов к обязательному экзамену по русскому языку в форме ОГЭ.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sosh_no_31_pedchteniya_shelepova_e.a.docx33.85 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и

литературы

МБОУ «СОШ № 31»

Шелепова Елена Александровна

Секция № 4

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ. ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Особенностью государственной итоговой аттестации обучающихся 9-х классов в 2014г. является обязательная сдача экзаменов по русскому языку и математике в форме основного государственного экзамена (далее - ОГЭ). В традиционной форме, т.е. в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ), обязательные предметы могут сдать только особые категории учащихся, которых немного в сравнении с общим количеством девятиклассников (например, в нашей школе два таких учащихся, но форму ГВЭ они не выбрали). Как должен построить свою работу учитель, чтобы его ученики были успешными при прохождении итоговой аттестации в новой форме и в новых условиях?

 Цель моего выступления – обмен опытом  с педагогической общественностью города по использованию эффективных форм подготовки обучающихся 9-х классов к обязательному экзамену по русскому языку в форме ОГЭ.    

Конечно, итоговую аттестацию нельзя рассматривать как кратковременный  процесс, поэтому подготовку к ней необходимо проводить в течение всего периода обучения с 5-го по 9-й класс. Каждый учитель вырабатывает свою систему подготовки обучающихся к итоговой аттестации.

Известно, что в 9-ом классе на изучение русского языка выделено только 2 часа, поэтому появляется необходимость в дополнительной подготовке учащихся на индивидуальных занятиях, предметных элективных курсах. Из компонента образовательного учреждения в нашей школе выделено 2 часа на изучение следующих элективных курсов:

- «Практикум по развитию монологической речи»,

- «Алгоритм написания сжатого изложения».

Главным результатом изучения данных курсов является системная работа над написанием наиболее сложных частей ОГЭ по русскому языку – сжатого изложения и сочинения рассуждения на лингвистическую тему.

Итак, изучение предметных элективных курсов входит в общую систему подготовки учащихся к итоговой аттестации. Да, именно систему, поскольку хаотичное  повторение  пройденного материала не принесет желаемого результата. Какие же формы по подготовке к ОГЭ кажутся мне наиболее эффективными?

1. Анализ критериев оценки выполнения экзаменационной работы. Поскольку ОГЭ состоит из нескольких частей, то и критерии оценивания каждой части прорабатываем отдельно, естественно сделав акцент на сжатом изложении и сочинении-рассуждении. Ребенок, по мнению психологов, зная, за что дают больше баллов, будет стараться выполнить все требования, предъявляемые к работе.

2. Проведение диагностических тестов за курс изучения русского языка (5-9 классы), которые позволяют выявить проблемы учащихся в области орфографии, пунктуации, теории языка. На основе данной работы составляю план проведения дополнительных занятий с учащимися. Спасибо тем учителям, которые делятся в своих блогах готовыми тестами по всем заданиям частей А и В ОГЭ, размещают видеоуроки по различным темам (блоги учителей Плотининой Наталья Павловны, Крюковой Марины Анатольевна, Захарьиной Елены Алексеевны и др.)

3. Постоянное обращение на уроках к отдельным заданиям ОГЭ (5-10 мин.), которые могут совпадать с темой урока, а могут и не совпадать. Хорошим подспорьем в этой работе является пособие «ГИА-2014. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов» под редакцией И.П. Цыбулько, которое имеется у каждого ученика,  значит, отпадает необходимость в копировании заданий. Конечно, за последние годы накоплен большой перечень учебно-методической литературы по подготовке к экзамену по русскому языку в новой форме: печатные пособия с демонстрационными вариантами КИМ, варианты репетиционного тестирования и ГИА-9 прошлых лет, различные справочники по русскому языку для учащихся по подготовке к экзамену. Кроме того, в моей практике есть и такая форма, как ведение папок-подсказок, в которых с 5-го класса накапливается предметный материал в виде таблиц, схем, алгоритмов. Большая часть дидактического материала выполняется самими учащимися в процессе изучения и закрепления учебной программы. Уверена, что столь кропотливый труд обязательно даст положительный результат на экзамене.

4. Участие в написание диагностических и тренировочных контрольных работ через систему СтатГрад. Проводим данную работу без предварительного предупреждения учащихся, чтобы исключить списывание. В КИМах СтатГрада иногда встречаются нестандартные формулировки заданий, которые, с одной стороны, иногда ставят учащихся в тупик, с другой стороны, заставляют размышлять, анализировать, принимать решение.

5. Разбор типичных ошибок по результатам написания диагностических контрольных работ. Данную работу провожу по вариантам на дополнительных занятиях. Со слабыми учениками ведется индивидуальная работа над устранением выявленных пробелов в знаниях.

Хотелось бы поделиться  некоторыми формами работы по подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, которое проверяет, прежде всего, умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста. При этом особое внимание уделяется умению экзаменуемого аргументировать свои мысли.

Обсудив критерии оценивания сочинения-рассуждения, целесообразно еще раз вспомнить, что учащимся предстоит создать именно текст-рассуждение, значит необходимо повторить тему «Рассуждение как тип речи», включая анализ лексических и синтаксических особенностей.

Далее провожу работу по следующему алгоритму:

1. Работа над пониманием лингвистического высказывания.

Прошу учащихся найти и подчеркнуть лингвистические термины, знание которых необходимо для понимания высказывания. Далее работа ведется в словариках лингвистических терминов, которые имеют следующую структуру:

1) № варианта,    2) термин,       3) определение,    4) примеры.

После работы в словариках выделяем ключевые слова, также помогающие понять суть высказывания. Итогом проведенной лингвистической работы становится формулирование тезиса, который каждый ученик самостоятельно записывает в тетрадь.

2. Соотнесение записанного тезиса с текстом, осмысление которого еще предстоит. Это очень важный и сложный этап в написании сочинения-рассуждения, потому что учащиеся зачастую не видят связи между тезисом и теми аргументами, которые нужно подобрать на основе прочитанного текста. Задаю вопрос:

- Какие  аргументы могли бы стать доказательством вашего тезиса?

Подчеркиваю, что эти аргументы надо искать именно в сфере лингвистических знаний.

3. Чтение и осмысление текста.

4. Подбор аргументов и примеров для доказательства тезиса. Обязательно делаю акцент на то, что языковые единицы необходимо охарактеризовать в 3-х аспектах: с точки зрения их формы, содержания и функции в тексте. Работаем с известной схемой сочинения-рассуждения, предложенной Т.А. Долининой, наполняем эту схему предметным содержанием, т.е. кратко вписываем подобранные доводы, номера предложений с примерами.

5. Написание вывода о справедливости высказывания. Обычно данный этап не вызывает особых трудностей, поскольку учащимся известны варианты  речевых клише, которые можно использовать на данном этапе.

Таким образом, я попыталась доказать, что разнообразные формы подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ становятся эффективными при систематичности их использования.

          «Начните действовать с того, что необходимо, затем сделайте то, что возможно, и неожиданно вы сможете сделать невозможное». Эти слова считаю призывом действовать, не бояться трудностей, особенно в классах с низкими образовательными возможностями обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика подготовки учащихся к выполнению части (С) государственной итоговой аттестации (в форме ЕГЭ) по истории

Система подготовки учащихся к успешной сдаче Экзамена по истории в форме ЕГЭ....

Представление опыта - Тема «Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ в условиях малокомплектной школы»

Тема «Система  подготовки  учащихся  к  государственной  итоговой  аттестации в  форме  ОГЭ  в  условиях  малокомплектной  школы»...

План работы по подготовке к государственной (итоговой) аттестации в форме ОГЭ в 2016-2017 учебном году

План работы по подготовке к государственной  (итоговой) аттестации в форме ОГЭ в 2016-2017 учебном году...

План организации подготовки к государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) по математике в 2017-2018 учебном году

Цель:Успешно пройти ОГЭ (ГИА) по математике в 2017-2018 учебном году.Задачи:-Осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9 классов;-В...

Особенности подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ

Презентация освещает изменения в ЕГЭ-2019 по русскому языку и обращает внимание педагогов и учащихся на особенности подготовки к сдаче итогового экзамена по русскому языку  в его самой актуа...

Методика подготовки учащихся 9 класса к успешному прохождению государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ по ГЕОГРАФИИ

Целью  является методическая помощь учителям в обеспечение подготовки учащихся 9 класса  к успешному прохождению государственной  итоговой аттестации по географии...

План организации подготовки к государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) по математике в 2021-2022 учебном году

Цель:Успешно пройти ОГЭ (ГИА) по математике в 2021-2022 учебном году.Задачи:-Осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9 классов;-В...