«Формирование экспериментальных умений учащихся в ходе подготовки к государственной итоговой аттестации за курс основной школы в новой форме»
материал для подготовки к егэ (гиа) по физике (9 класс) на тему

Алексеева Лилия Юрьевна

В 2008 г. впервые в ряде регионов государственная итоговая аттестация выпускников 9-го класса по физике проводилась в новой форме. КИМ представляет собой письменную работу, которая оценивает общеобразовательную подготовку учащихся по физике за курс основной школы и обеспечивает необходимую дифференциацию выпускников при отборе в профильные классы. Содержание экзаменационной работы разрабатывается на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Министерства России от 5 марта 2004 г. № 1089).При этом раздел «Обязательный минимум содержания образования» является основой для составления кодификатора контролируемых элементов содержания, а раздел «Требования к уровню подготовки выпускников» - перечня видов деятельности, на проверку которых ориентированы задания итоговой аттестации. Разработанная концепция предусматривает проверку понимания учащимися основных теоретических положений школьного курса физики, умения решать задачи и экспериментальных умений. Все эти виды деятельности включаются  в ГИА в той или иной форме в зависимости от конкурентных технологических возможностей.

  При разработке документов соблюдается приемственность как с действующей системой итоговой аттестации выпускников 9 класса (билеты для устного экзамена), так и со сложившимися в рамках ЕГЭ по физике форматом представления заданий и системой оценивания. Принципиальным отличием стала возможность использования на экзамене экспериментальных заданий на реальном оборудовании: экзамен проводится в кабинетах физики, в присутствии учителя, отвечающего за соблюдение правил безопасного труда.

   В настоящее время  сохранили общую структуру КИМ. В третьей части работы –  4 задания, для которых необходимо привести развёрнутый ответ, одно из которых – лабораторная работа на фронтальном оборудовании. Данное задание нетрадиционно для письменных проверок знаний по физике, но отражает требования ГОС к уровню подготовки выпускников, в частности на владение экспериментальными умениями. Максимальный балл за полное правильное выполнение экспериментального задания – 4 балла (наибольшее из всех заданий).

   Из Методического письма Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова «Об использовании результатов ГИА выпускников основной школы в новой форме в 2008 г. В преподавании физики» «Анализ результатов ГИА  - в 2008 году показал, что учащимися усвоены  на базовом уровне основные понятия курса физики основной школы, хотя существуют отдельные недочёты… Сложными для выпускников основной школы оказываются экспериментальные задания. Здесь следует отметить, что современные подходы к формированию методологических умений притерпели существенные изменения по сравнению с традиционной практикой. В настоящее время от учащихся требуется не овладение частными практическими умениями (например, пользоваться рычажными весами или динамометром), а освоение обобщённых представлений о проведении целостного наблюдения, опыта или измерения ( от постановки цели до формулировки выводов).

  К сожалению, в настоящее время эти требования нашли лишь частичное отражение в использующихся в школах УМК и дидактических материалах, что и является основной причиной низких результатов выполнения групп заданий проверяющих методологические умения. Необходимо использовать методику при которой лабораторные работы выполняют не иллюстративную функцию к изучаемому материалу, а являются полноправной частью содержания образования и требуют применения исследовательских методов. Возрастает роль фронтального эксперимента при изучении нового  материала, целью которого должно становиться формирование у учащихся целостной цепочки действий по проведению опыта.»

    Экспериментальное задание 2008г. контролировало только умение проводить косвенные измерения физических величин. С 2009 года  дополнительно включили экспериментальные задания, проверяющие умение представлять экспериментальные исследования в виде таблиц и графиков и на основании полученных экспериментальных данных делать вывод о зависимости одной  величины от другой.

КИМ ГИА в 2013 г.:

  • Добавлено задание 8 с выбором ответа на тепловые явления,
  • Добавлено задание 23 с кратким ответом на понимание и анализ экспериментальных данных, представленных в виде таблицы, графика или рисунка (схемы).
  • Одно из заданий к тексту стало заданием с развернутым ответом.
  • Число заданий стало равным 27.
  • Максимальный балл – 40.

 

    В 2014г. в КИМ по физике изменений нет по сравнению с 2013 г.. Только усовершенствованы критерии оценивания заданий с развернутым ответом. Задания на проверку экспериментальных умений так же включены:

владение основами знаний о методах научного познания и эксперимен-тальные умения проверяются в заданиях 16, 23 и 24. Задание 15 с выбором

ответа и задание 23 с кратким ответом контролируют следующие умения:

– формулировать(различать) цели проведения описанного опыта или наблюдения;

– конструировать экспериментальную установку, выбирать порядок про-ведения опыта в соответствии с предложенной гипотезой;

– использовать физические приборы и измерительные инструменты для

прямых измерений физических величин;

– проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том

числе выраженных в виде таблицы или графика.

Экспериментальное задание 24 проверяет:

1) умение проводить косвенные измерения физических величин:

плотности вещества; силы Архимеда; коэффициента трения скольжения; жесткости пружины; периода и частоты колебаний математического маятника; момента силы, действующего на рычаг; работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного или неподвижного блока; работы силы трения; оптической силы собирающей линзы; электрического сопротивления резистора; работы и мощности тока;

2) умение представлять экспериментальные результаты в виде

таблиц,  графиков или схематических рисунков и делать выводы

на основании полученных экспериментальных данных: о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины; о зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити; о зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника; о зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления; о свойствах изображения, полученного с помощью собирающей линзы;

3) умение  проводить  экспериментальную  проверку  физических законов  и  следствий:  проверка  правила  для  электрического  напряжения при последовательном соединении резисторов, проверка правила для силы электрического тока при параллельном соединении резисторов.

    И снова кспериментальные задания с развёрнутым ответом будут проверять не только умение проводить косвенные измерения, но и представлять экспериментальные данные в виде таблиц и графиков и на основании полученных данных делать выводы о зависимости  одной физической величины от другой. На данный момент запланировано четыре типа заданий:

 - проведение прямых измерений физических величин и расчёт по полученным данным зависимого от них параметра;

-  исследование зависимости одной физической величины от другой и построение графика или таблицы полученной зависимости

- проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними)

- наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по выявлению факторов, влияющих на их протекание.

На экзамене каждому учащемуся выдаётся комплект оборудования, в котором собраны все необходимые и достаточные для выполнения экспериментального задания приборы и материалы. Поэтому пока не предполагается оценивание умения самостоятельного выбора оборудованиядля заданной цели эксперимента. Основанием для конструирования системы оценивания становятся прямые измерения (правильное включение или установка приборов, определение его цены деления и выполнение правилснятия показанияприбора или измерительного инструмента) Сформированность этих умений оценивается по результатам записи прямых измерений, которые должны укладываться в заданные в каждом случае границы, учитывающие погрешности измерений. Оценка погрешности измерений при выполнении экспериментального задания не требуется.

   

    При планировании практической части программы необходимо обращать внимание не столько на тематическую принадлежность лабораторных работ, сколько на те виды деятельности, которые формируются в процессе их проведения. Желательно, чтобы у учащихся в процессе выполнения различных практических работ была возможность освоить алгоритмы выполнения всех перечисленных выше типов экспериментальных заданий, так, желательно переносить часть работ с проведения коосвенных измерений на исследования по проверке зависимостей между величинами  и построения графиков эмпирических зависимостей, поскольку этот вид деятельности недостаточно отражён в типовом наборе лабораторных работ.

   Р. Результаты экзамена используются для государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы  и  формирования профильных классов, а также  для аккредитации образовательных учреждений и аттестации педагогических кадров.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение

экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале

Отметка по  пятибалльной шкале  «2»     «3»        «4»      «5»

Общий балл                                  0 – 8  9 – 18  19 – 29  30 – 40

Результаты экзамена могут быть использованы  при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 30 баллам.

   Данная работа поможет лучше подготовить учащихся к выполнению экспериментального задания экзаменационной работы по физике за курс основной школы в новой форме.

Теоретический и методический аспект формирования

экспериментальных умений учащихся.

    Решение экспериментальных задач опирается на ранее приобретённые экспериментальные умения и навыки. Таким образом, необходима определённая экспериментальная база, которая входит составной частью в то или иное конкретное экспериментальное умение. В некоторых случаях возможны различные варианты решения экспериментальной задачи. Хорошо сформированные умения предполагают «видение» этих вариантов, их анализ и выбор оптимального варианта.

     После нахождения общей идеи решения составляется план решения, т. е. определяется логически обоснованная последовательность этапов решения, ведущих к конечной цели. При этом возникает важная задача – определение обстоятельств, которые могут повлиять на точность экспериментального результата и устранение этих обстоятельств или возможное уменьшение их влияния на результат.

     Ещё одной важной характеристикой сформированности соответствующего экспериментального умения является умение рационально отбирать необходимые для эксперимента приборы и материалы.   В состав экспериментальных умений следует включить оценку погрешностей результата и выводы. На ранних уровнях обучения оценка погрешностей делается по-разному,  даже на первой ступени понятие о погрешности результата, приблизительной её оценки, выявление причин, от которых зависит погрешность, должны войти в состав экспериментальных умений учащихся. Без этого просто нельзя правильно оценить результат.  Итак, основные элементы, включаемые в понятие «экспериментальные умения» учащихся:

  1. Знание необходимого теоретического материала и умение применять его к решению нестандартных экспериментальных задач по данной теме.
  2. Наличие экспериментальных умений входящих в состав данного экспериментального умения как его  «база».
  3. Умение анализировать возможные варианты экспериментального решения задачи и выбирать оптимальный вариант.
  4. Умение планировать эксперимент.
  5. Умение осуществлять рациональный отбор приборов и материалов.
  6. Умение оценивать погрешности результата эксперимента.
  7. Умение делать выводы.

Под экспериментальными навыками понимают действия, связанные с постановкой физического эксперимента, выполняемые учащимися без предварительного размышления, то есть ставшие автоматизированными вследствии многократного их применения.

    Решая любую экспериментальную задачу или выполняя экспериментальное задание учащимся необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Хорошо уяснить задачу и подумать над тем, какие возможны пути – общие идеи её решения и выбрать лучший.
  2. Составить план выполнения работы и, если нужно, сделать рисунок  установки.
  3. Подумать, какие обстоятельства могут повлиять на точность результатов эксперимента и постараться устранить их или хотя бы уменьшить их влияние.
  4. Определить необходимые для работы приборы и материалы.
  5. Собрать установку, провести эксперимент.
  6. Оценить полученные результаты.
  7. Сделать вывод.

В настоящее время обучение учащихся самостоятельному экспериментированию осуществляется в большей степени через проведение лабораторных работ и физических практикумов. Но и здесь выражение «самостоятельному экспериментированию» нельзя понимать буквально, поскольку выполнение учениками работ по деятельным инструкциям, как это часто имеет место, не приводит к формированию умений и навыков необходимых для действительно самостоятельного выполнения физических экспериментов. Формирование экспериментальных умений и навыков учащихся в процессе обучения физике  должно присутствовать во всех основных видах учебной работы: при объяснении учителем нового материала, при повторении и закреплении пройденного, при решении физических задач, при выполнении учащимися домашнего задания.

     Опыт показывает, очень большое значение для развития мышления учащихся, приобретение ими более глубоких и прочных знаний по физике и формирования у них экспериментальных умений и навыков имеет обсуждение с учениками процесса и подготовки эксперимента, например,  при объяснении нового материала на уроке. При этом учитель на конкретном материале знакомит учеников с важнейшими правилами постановки физических опытов, организацией физических исследований.  Выборочно наиболее подходящие для этой цели опыты следует проводить именно так. В ходе такой работы обсуждаются в последовательном порядке основные этапы экспериментального исследования и его важнейшие стороны, то есть речь идёт о правилах выполнения физических экспериментов.

    Ещё одной возможностью повышения уровня экспериментальной подготовки учащихся при объяснении нового материала является привлечение учащихся к подготовке демонстрационных опытов. Известно, что  некоторые ученики с удовольствием готовят демонстрационные опыты и помогают учителю  при подготовке лабораторных занятий. Работа для них становится в особенности интересной и полезной, если учитель предлагает им готовить опыты не только по описаниям, но и самостоятельно разрабатывать варианты опытов, конструировать физико-технические установки. Совершенствовать приборы в каком либо заданном отношении и т. д. А так же выступить перед классом с показом опытов и их объяснением. Их экспериментальные умения и навыки быстро развиваются при выполнении таких работ , как и их творческие способности и логическое мышление. Работа учеников оценивается особенно поощряются те, кто проявляет инициативу, самостоятельность и творчество при разработке и подготовке опытов. Не все физические демонстрации позволяют раскрыть перед учащимися процесс постановки опыта, но там где это возможно делать это нужно – привлекать учащихся к формированию цели демонстрации, отысканию общей идеи опыта, подбора необходимых приборов и материалов.

   Различные виды повторения на уроках раскрывают различные возможности для организации работы по формированию у учащихся экспериментальных умений. При фронтальном опросе нет условий для формирования у учащихся экспериментальных умений. При индивидуальном опросе имеется немало возможностей для организации работы по формированию у учащихся данных умений. Если систематически включать в этот вид повторения вопросы и задания, связанные с воспроизведением ранее показанных опытов и проектированием на их основе вариантов этих опытов, то экспериментальная «база», на основе которой формируются экспериментальные умения учащихся, может быть значительно расширена.  При первичном повторении и закреплении материала основная задача – уяснение и закрепление только что пройденного. Если при объяснении и использовался эксперимент, то он обычно воспроизводится при первичном повторении в том же виде, в каком был показан учащимся. Главная цель- убедиться в том, что все ученики поняли идею опыта и выводы из него. Таким образом, здесь  возможностей для работы над формированием экспериментальных умений у учащихся не так много. Но всё же они есть.

 Повторение темы, раздела или всего курса в значительной мере может быть построен на основе воспроизведения основных демонстрационных опытов, использовавшихся при изучении материала, а так же на основе экспериментальных задач. Опыт показывает, что такой способ повторения материала во многих случаях оказывается очень эффективным, поскольку он позволяет организовать повторение материала в увлекательной форме, контактно, с чётким выделением важнейших вопросов и на основе активной мыслительной работы учащихся.

Структура деятельности учителя при подготовке такого типа повторения следующая:

  1. Выделяются важнейшие теоретические предположения, физические понятия, явления, законы, формулы, основы физических теорий, изученные при прохождении материала, который предстоит повторить.
  2. Определяют основные типы задач, которые должны уметь решать учащиеся, и составляются конкретные экспериментальные задачи.
  3. В соответствии с целями и задачами повторения отбираются необходимые приборы и материалы, и разрабатываются демонстрационные установки.
  4. Продумывается последовательность действий на уроке и расположение оборудования на демонстрационном столе.
  5. Перед уроком все приборы и установки проверяются.

При проведении повторения по описываемой системе могут быть использованы следующие основные виды заданий для учащихся:

  1. Продемонстрировать физическое явление или закон.
  2. Объяснить явление.
  3. Предсказать явление. Правильность предсказания пролверяется опытом.
  4. Решить задачу.
  5. Составить задачу на заданную учителем тему.

   Формировать экспериментальные умения и навыки учащихся нужно в процессе решения физических задач. Для того чтобы, решение экспериментальных задач эффективно способствовало формированию у учащихся экспериментальных умений и навыков, необходимо, чтобы  эти задачи включали в себя те элементы экспериментальных исследований: поиск общих идей решения, планирование отдельных его этапов, учёт обстоятельств, которые могут повлиять на результаты исследования, поиск путей устранения или «смягчения» этих обстоятельств, рациональный отбор приборов и т.д. На уроках повторения задача развития интеллекта учащихся, их творческих способностей не стоит так остро, как на уроках решения задач, поскольку главная цель уроков повторения, закрепления в памяти учащихся физических знаний и, в первую очередь, важнейших базовых знаний. Для уроков повторения экспериментальные задачи составляются учителем с таким расчётом, чтобы, в первую очередь восстановить или закрепить в памяти учащихся основные «базовые», знания, поэтому существенно новые задачи, требующие большого умственного напряжения и значительной затраты времени, здесь применять нецелесообразно. На уроках же, посвященных только решению задач, варьирование задач, их разумное усложнение, усиление их творческого содержания является желательным и необходимым  так как главная цель этих уроков развитие логического и творческого мышления учащихся. Рассмотрение вопросов, неизбежно возникающих при решении реальных жизненных экспериментальных задач, размышление над этими вопросами фактически уже означает обучение учащихся «науке экспериментирования», формирует определённые  экспериментальные умения. Следя за ходом размышлений учителя и всего класса при решении задач и соответствующими практическими действиями, каждый ученик постепенно набирается опыта решения экспериментальных задач, приобретая тем самым определённые умения, даже если непосредственного активного участия в этом процессе и не принимает.  На уроках решения экспериментальных задач появляется возможность осмысливать и отрабатывать основные «правила» экспериментирования. Но и рассматривать с учениками наиболее сложные задачи, ориентированные на углублённое изучение материала  и на интенсивное развитие мыслительной деятельностиучащихся, их способностей. Для совершенствования экспериментальных знаний и умений учащихся на уроках решения задач, далеко недостаточно просто чаще  использовать экспериментальные задачи. Надо применять следующую методику их решения :

  1. Включать  в рассмотрение весь комплекс вопросов, связанных с решением экспериментальных задач (поиск общих идей и возможных вариантов решения с последующим выбором  оптимального варианта; осуществление рационального подбора приборов; проведение расчёта установок с целью предупреждения порчи приборов; учет влияния различных факторов на точность результатов эксперимента и тому подобное); в этом случае ученики будут приобретать практически очень важные экспериментальные умения, которые в настоящее время они в школе не получают;
  2. Шире использовать задачи, требующие для решения системного анализа и синтеза многосторонних причинно-следственных связей между различными сторонами явлений, наблюдаемых при выполнении соответствующих экспериментов; кроме того, как показывает опыт, очень полезно привлекать учащихся к подготовке и демонстрации экспериментальных задач, а в некоторых случаях и к их составлению.

    Рассмотренные выше способы повышения уровня экспериментальной подготовки учащихся по физике, главным образом, ориентированы на формирование экспериментальных умений и формирование экспериментальных навыков. Лабораторные работы – почти единственный вид учебной деятельности учащихся, в ходе которой систематически и целенаправленно  отрабатываются и совершенствуются не только умения, но и экспериментальные навыки учащихся. Кроме того, это единственный вид деятельности, где не отдельные ученики, а все учащиеся класса самостоятельно выполняют физический эксперимент по строго определённой программе и в течение всего урока. Поэтому в формировании экспериментальных умений и навыков учащихся лабораторные работы играют особую, первостепенную роль.

    Р.И. Малафеевым  представлена суть методики эффективного повышения уровня экспериментальных умений и навыков учащихся при проведении  лабораторных работ:

1. Ученики получают не одно, как обычно, а несколько заданий. Первое задание не сложное, требующее от учащихся только знание основного материала и умение применять его в стандартной ситуации. Этим заданием проверяется уровень «базовых» знаний и умений учащихся, как правило его выполнение гарантирует удовлетворительную оценку, если задание выполнено самостоятельно.

2. Следующее задание располагается в порядке возрастания сложности, причём они подбираются с таким расчётом, чтобы, выполняя их, ученики приобретали какие-либо новые знания и умения если открывали для себя новые стороны в изучаемых явлениях. В большенстве случаев число заданий включаются и творческие задания, требующие от учащихся поиска нестандартной, оригинальной идеи решения.

3. В зависимости от содержания работы ученикам либо предоставляет право свободного выбора заданий, либо первое задание является обязательным для выполнения, а остальные выполняются по выбору.

4. При оценки работы учитываются: а) её объём; б) сложность выполненных заданий; в) степень самостоятельности учащихся; г) правильность и рациональность предложенных решений; д) качество оформления отчёта.

5. За выполнение наиболее сложных, творческих заданий может быть поставлена дополнительная оценка.

6. Иногда  применяется так называемая «уровневая»  система оценок. Такая система является более гибкой и объективной в сравнении с пятибальной.

     Повышение уровня знаний выпускников общеобразовательных учебных заведений, эффективности учебного процесса, требует внедрения в практику школы лабораторного оборудования, отвечающее современным требованиям. Одно из перспективных направлений создания лабораторного оборудованиясвязано с использованием простого и компактного лабораторного оборудования малых размеров. Применение в учебном процессе такого лабораторного оборудования имеет определённые преимущества, а именно – большую организованность эксперимента, экономию занимаемой площади и потребляемой электроэнергии. Дидактические преимущества простого и компактного оборудования связаны с возможностью индивидуального выполнения эксперимента.   Кроме того, сложная аппаратура часто отвлекает внимание учащихся и затрудняет понимание сути явлений.

  Существенные удобства в использовании лабораторного оборудования достигаются при его компоновке в наборы, обеспечивающие провидение ученического эксперемента по темам или разделам школьного курса учебной дисциплины в соответствии с действующими программами обучения. При этом модули имеет специальную конструкцию, допускающую  их использование не только для хранения оборудования между занятиями, но и для сборки экспериментальных установок на уроках. Конструктивное исполнение тематических наборов обеспечивают возможность учащимся индивидуально собирать учебные экспериментальные установки разной степени сложности. Последнее способствует развитию личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей.

 

        В формировании у учащихся экспериментальных умений могут играть большую роль домашние экспериментальные задания. В понятие «экспериментальные умения» входят не только практические умения, но и теоретические, к которым относятся поиск идей экспериментального решения проблемы, составление конкретного плана действий, определение обстоятельств, от которых зависит успех работы. И это первая теоретическая часть решения любой экспериментальной задачи является важнейшей.

  Виды домаших экспериментальных заданий в зависимости от характера заданий, охвата учащихся по организации их деятельности:

  1. Задания предусматривающие только теоретическую разработку эксперимента.
  2. Такого же рода задания, но с выполнением и экспериментальной части отдельными учениками.
  3. Индивидуальные задания только для интересующихся учащихся с целью развития их интереса и творческих способностей
  4. Индивидуальные задания для отстающих учащихся, не проявляющих интереса к физике. Их цель – пробуждение первоначального интереса к предмету и веры в свои силы и возможности.
  5. Задания для желающих предлагаются с целью развития интереса к экспериментальной творческой работе у широкого круга учащихся, расширение их кругозора, постепенного определения своего призвания.
  6. Экспериментальные задания для всего класса, включающие в себя нахождение идеи решения, полную разработку и её практическую реализацию. Предъявляются с целью формирования экспериментальных умений и навыков у всех учащихся класса.

Дидактический материал по теме «Взаимодействие тел»  (7 класс)

Экспериментальные задания

Задание 1. Используя динамометр, стакан с водой, цилиндр, соберите экспериментальную установку для измерения выталкивающей силы, действующей на цилиндр.

При выполнении задания:

  1. Сделайте рисунок экспериментальной установки;
  2. Запишите формулу для расчёта выталкивающей силы;
  3. Укажите результаты измерений веса цилиндра в воздухе и веса цилиндра в воде;
  4. Запишите значения выталкивающей силы.

Задание 2. Использую каретку с крючком, динамометр, один груз, направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для измерения коэффициента трения скольжения между кореткой и поверхностью рейки.

При выполнении задания:

  1.  Сделайте рисунок экспериментальной установки;
  2. Запишите формулу для расчёта коэффициента трения скольжения;
  3. Укажите результаты измерения веса каретки с грузом и силы трения при движении каретки по поверхности рейки;
  4. Запишите значения коэффициента трения скольжения.

 Задание 3. Использую каретку с крючком, динамометр, два груза, направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для измерения коэффициента трения скольжения между кореткой и поверхностью рейки.

При выполнении задания:

  1.  Сделайте рисунок экспериментальной установки;
  2. Запишите формулу для расчёта коэффициента трения скольжения;
  3. Укажите результаты измерения веса каретки с грузами и силы трения при движении каретки по поверхности рейки;
  4. Запишите значения коэффициента трения скольжения.

Задание 4. Используя штатиф с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и набор из трёх грузов, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины, подвешивая к ней поочерёдно один, два и три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.

При выполнении задания:

  1. Сделайте рисунок экспериментальной установки;
  2. Укажите результаты измерения веса  грузов и удлинения пружины для трёх случаев в виде таблицы (или графика);
  3. Сформулируйте вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины.

Задание 5. Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, линейку и два груза весом по 1 Н, соберите экспериментальную установку для определенияжёсткости пружины. Определите жёсткость пружины, подвесив к ней два груза.

  1. Сделайте рисунок экспериментальной установки;
  2. Запишите формулу для расчёта жёсткости пружины;
  3. Укажите результаты измерения силы упругости, возникающей в пружине, удлинение пружины, выразив его в метрах;
  4. Запишите численное значение жесткости пружины

Методологические задания

 Задание 1. Необходимо экспериментально обнаружить, зависит ли сила сопротивления, препятствующая движению тела в воздухе, от массы тела. Какие из указанных шаров можно использовать?

  1. А и Б
  2. А и В                                 А          Б              В                Г
  3. imageimageimageimageБ и Г
  4. Б и В

 

                                           

                                           m1           m2                        m1                    m2

 Задание 2. Необходимо экспериментально установить, зависит ли выталкивающая сила от объёма погружённого в жидкость тела. Какой набор металлических цилиндров из аллюминия и меди можно использовать для этой цели?

imageimageimageimage1)Только А                               А                            Б                           В

imageimage2)Только Б

3)Только В

4) или Б или В                                         

                                           

                                            Al      Cu                  Al     Al                    Al    Cu

 

 

      На уроке «Действие жидкости на погруженное в них тело» объяснялась природа архимедовой силы. Доказывалось, что архимедова сила равна весу жидкости в объёме погруженного в неё тела. Показывался опыт с динамометром по измерению её величины. При первичном повторении материала предложить ученикам следующие  экспериментальные задачи:

  1. Почему кусок парафина с отшлифованным основанием лежит на дне стеклянного сосуда, но если его слегка наклонить, он сразу же всплывает?
  2. В сосуд налиты две жидкости разной плотности с чёткой границей между ними. Имеется динамометр с подвешенным к нему цилиндром от прибора «Ведёрко Архимеда». Плотности жидкостей и объём цилиндра указываются. Задачи:

 – рассчитать, какой будет величина архимедовой силы, если цилиндр погрузить полностью в более плотную жидкость.       

– если его погрузить наполовину в верхнюю и наполовину в нижнюю жидкость? Расчёт проверить опытом.

  1.  Предложите способ определения величины выталкивающей силы с помощью мензурки (не пользуясь динамометром).

Домашние экспериментальные задания.

Средний уровень

  1. Возьмите кусок мыла, имеющий  форму прямоугольного параллелепипеда, на котором обозначена его масса. Проделав необходимые измерения, определите протность вещества.
  2. Определите плотность молока. Нужные для решения приборы подобрать самостоятельно.
  3. Имея весы, разновес, пипетку, стакан с водой, определите среднюю массу одной капли воды. Как увеличить точность измерения массы капли воды с помощью данных приборов?

Достаточный уровень

  1. Используя стакан, весы и гирьки, определите, что имеет большую плотность: вода или молоко?
  2. Определите плотность стекла, из которого сделан пузырёк для лекарства. Нужные для решения приборы подобрать самому.
  3. Определите плотность камня, используя для этого весы с разновесами, отливной стакан с водой и порожний стакан.

Высокий уровень

  1. Приготовьте насыщенный раствор поваренной соли. Используя весы с разновесами, флакон, чистую воду, определите плотность данного раствора.
  2. Найдите стеклянную пробку от графина или флакона с полостью. Попробуйте не разбивая пробку, определить объём этой полости.
  3. Иизмерьте плотность воздуха. Нужные для решения приборы подобрать самому.

                                                              Литература

  1. Приказ Министерства России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего  образования»
  2. Приложение к Приказу Миобразования России от 19.05.1998 №1236 «Об утверждении временных  требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования»
  3. Андрюшечкин, С.М., Слухаевский, А.С. Многовариантные контрольные работы/ С.М. Андрюшечкин, А.С. Слухаевский-М.: Школа-Пресс,1998.-96 с.
  4. Буров, В.А., Дик, Ю.И., и др. Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах образовательных учреждений/ В.А. Буров, Ю.И. Дик. – М.: Просвещение, 1996.-368с.
  5. Буров, В.А., Кабанов, С. Ф., и дрФронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы/ В.А. Буров, С.Ф. Кабанов и др.:- 1981.-112с.
  6. Кирик, Л.А. Физика – 7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы/Л.А. Кирик.-М.:  Илекса,2007.-176с.
  7. Камзеева, Е.Е., Важеевская Н.Е. Государственная итоговая аттестация выпускников 9-го класса по физике// Физика.-2008.-№1.-с. 28-32
  8. Камзеева, Е.Е., Демидова, М.Ю., Об использовании результатов ГИА выпускников основной школы в новой форме в 2008 г. В преподаваниии физики//Физика.-2009.-№6.-с.5-10.
  9. Малафеев, Р.И., Долганова, Е.Л. Пути повышения уровня экспериментальной подготовки учащихся по физике / Р.И. Малафеев, Е.Л. Долганова. – Курган: Издательство КГПИ, 1995.-64с.
  10. Орлов, В.А., Татур, А.О. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа (7-9класс)\Орлов В.А., Татур А.О.-М.: Интеллект-Центр, 2005-128с.
  11. Пурышев, Н.С., Важеевская, Н.Е. и др. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Физика 2009/Н.С.Пурышев.,Н.Е. Важевская- М.:Интеллект-Центр, 2009.-128с.
  12. Степанов, С.В.,Естигнеев, В.Е. Ученический эксперимент по физике. Методические рекомендации к лабораторным работам по механике/ С.В.Степанов, В.Е. Естигнеев.- ООО Печатный салон ШАНС, 2008, 78с.
  13. Усова, А.В.,Орехов, В.П. и др. Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы/А.В.Усова, В.П. Орехов и др.-М.: Просвещение, 1990.-319с.
  14. Усова, А.В.,Орехов, В.П. и др. Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы/А.В.Усова, В.П. Орехов и др.-М.: Просвещение, 1990.-319с.
  15. Шилов, В.Ф. Лабораторные работы в школе и дома:механика/В.Ф. Шилов.-М.: Просвещение, 2007.-111с.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      Пояснительная записка.

При разработке данной программы использовались следующие правовые документы:

  • федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по физике,  утвержденный в 2004 г;
  • базисный учебный план;
  • авторская программа Е.М.Гутник , А.В.Перышкина.

     

           Данная программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю),  10 часов из которых отведены на лабораторные работы ,  7  часов –  на контрольные работы, остальные 51  часа – на изучение теоретического материала, решение задач, кроме того,  выделено время для проведения проверочных работ, диагностических тестов  с целью осуществления текущего контроля знаний учащихся. Изменено количество часов по сравнению с  авторской программой  на изучение некоторых тем: за счет 4 часов резерва учебного времени добавлен 1 час на изучение темы «Тепловые явления», 1 час на изучение темы «Изменение агрегатных состояний вещества», и 2 часа на изучение темы «Электрические явления». Распределение учебного материала по четвертям следующее:

  • 1 четверть –  18часов;
  • 2 четверть –  14 часов;
  • 3 четверть –   20часов;
  • 4 четверть –  16 часов.

          С 2004 г.для изучения вошел ряд вопросов, которых не было в предыдущем минимуме: в частности, в курсе 8 класса – это : термометр, психрометр, холодильник; полупроводники, носители электрических зарядов в полупроводниках, полупроводниковые приборы и   ряд других..  Кроме того,  в стандарт были введены некоторые новые требования к  сформированности экспериментальных умений, что привело к необходимости включения в программу новых лабораторных работ.  Авторская программа насчитывает  в 8 классе  4 таких работы,  в данной рабочей программе  запланировано проведение  лабораторного опыта, рассчитанного по времени на часть урока «Измерение относительной влажности воздуха», кроме того, в качестве домашнего экспериментального задания детям предстоит провести «Исследование со временем температуры остывающей воды», а «Исследование зависимости угла  отражения от угла падения» и «Исследование зависимости угла преломления от угла падения" будут осуществляться при проведении демонстрационного эксперимента.

        Данный  курс физики должен обеспечить  общекультурный уровень подготовки учащихся. Приоритетными целями на этом этапе обучения являются следующие цели:

- создать условия для ознакомления учащихся с физикой как наукой, чтобы обеспечить им возможность осознанного выбора профиля дальнейшего обучения;

- создать условия по формированию научного миропонимания и развитию мышления учащихся.

        Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

        В задачи обучения входят:

        - создание условий для ознакомления учащихся с основами физической науки, с её основными понятиями, законами, теориями, методами физической науки;  с современной научной картиной мира; с широкими возможностями применения физических законов в технике, быту, различных сферах деятельности;

        - создание условий для усвоения школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания, для понимания роли практики в познании физических законов и явлений;

        - создание условий для развития мышления учащихся,  умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

        - создание условий по формированию умений выдвигать гипотезы строить логические умозаключения, делать выводы, опираясь на  известные законы;

        - создание условий для развития у учащихся восприятия, мышления, памяти, речи, воображения;

        - создание условий для формирования и развития таких  свойств личности как: самостоятельность, коммуникативность, критичность, толерантность;

        - создание условий  для развития способностей каждого ученика и интереса к физике; для развития мотивации к получению новых знаний.  

           

          Для достижения поставленных целей используется  УМК  «Физика 7-9 классы»  Перышкин А.В., Гутник Е.М.

  • учебник «Физика 8» Перышкин А.В.
  • «Сборник задач по физике» Лукашик В.И.
  • «Сборник задач по физике» Кирик Л.И.

                                Требования  к уровню подготовки

В результате изучения курса  ученик должен:

Знать/понимать:

  • Смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом.
  • Смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.
  • Смысл физических законов:  сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света.

          Уметь:

  • Описывать и объяснять физические явления:  теплопроводность,  конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов,, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света
  • Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин:  температуры, влажности воздуха, силы тока , напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока.
  • Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости:  температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи,  угла отражения от угла падения, угла преломления от угла падения.
  • Выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ
  • Приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях
  • Осуществлять самостоятельный поиск информации  естественнонаучного содержания с использованием различных источников и ее обработку и представление в разных формах (словесно, графически, схематично…
  • Использовать приобретенные  знания и умения в повседневной жизни


                                     Тематическое планирование  учебного материала

по физике в 8 классе          

   ( 2 часа в неделю, всего 68 часов)

№ урока

Тема урока

Дата

по плану

Дата  фактичес.

примечание

Дом. задание

пп/ в теме

в четв

  1. Тепловые явления (14 часов)

1.1

1

Тепловое движение атомов и молекул. Тепловое равновесие. Температура и её измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.

§1, вопросы

2.2

2

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела

§2.3, записи в тетради

3.3

3

Виды теплопередачи: теплопроводность

§4-6,

4.4

4

Виды теплопередачи:  конвекция

5.5

5

Виды теплопередачи:  излучение

Необходимость процессов теплопередачи

6.6

6

Контрольная работа №1 по теме «Способы изменения внутренней энергии»

стр.178, §1,2

материал для доп. чтения

7.7

7

Количество теплоты. вещества.

§7-9. вопросы к ним, формулы

8.8

8

Удельная теплоемкость

§1025,1026_Л

9.9

9

Расчет количества теплоты при теплообмене

10.10

10

Лабораторная работа №1 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры»

повторить формулы

11.11

11

Лабораторная работа №2 «Определение удельной теплоемкости твердого тела»

12.12

12

Удельная теплота сгорания топлива.

§10.11,упр.5 №3.Упр.6

13.13

13

Закон сохранения энергии в механических и тепловых  процессах

подгот.к к/р

14.14

14

Контрольная работа №2 по теме «Тепловые явления»

2. Изменение агрегатных состояний вещества

 ( 13 часов)

15.1

15

Агрегатные состояния вещества.

§12,вопросы

16.2

16

Плавление и  кристаллизация.

§13,14 вопр.Упр 7

17.3

17

Удельная теплота плавления и парообразования

§15,Упр.8, зад 2

18.4

18

Решение задач по теме «Плавление и кристаллизация»

§16

19.5

1

Испарение и конденсация. Насыщенный пар.

§16,17 воп.Упр 9

20.6

2

Кипение.  Зависимость температуры кипения от давления.

§18,вопросы

21.7

3

Влажность воздуха.  

Измерение относительной влажности воздуха (Лаб.о.)

§19 вопросы,

Задание 4, стр.51

22.8

4

Удельная теплота парообразования и конденсации

§20, вопросы

23.9

5

Принципы работы тепловых двигателей. Двигатель внутреннего сгорания. 

§21, 22 , вопросы

24.10

6

Паровая турбина.  Направления и достижения НТП в совершенствовании и создании новых видов тепловых двигателей.

§23,вопр,задание 5

25.11

7

КПД теплового двигателя. Преобразование энергии в тепловых машинах.

 §24, Задание 5  на стр.57

26.12

8

Экологические проблемы использования тепловых машин.

27.13

9

Контрольная работа №3 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

3. Электрические явления (25 часов)

28.1

10

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие  зарядов.

§25,26,вопросы

29.2

11

Электроскоп. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники.

§27,28. вопросы

30.3

12

Делимость электрического заряда. Электрон.

§29,вопросы

31.4

13

Строение атомов. Закон сохранения электрического заряда. Объяснение электрических явлений.

§30,31,вопросы

упр.11,12

32.5

14

Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока.   Действия электрического тока.

§32,34,35, вопросы

33.6

1

Электрическая цепь,ее составные части. Направление тока.

§33,36.

34.7

2

Сила тока. Амперметр

§37,38,упр.14,15

35.8

3

Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока»

36.9

4

Напряжение. Вольтметр.

§39-41,упр.16

37.10

5

Лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение напряжения на её различных участках»

38.11

6

Зависимость силы тока от напряжения Электрическое сопротивление. 

§42-43,упр19(4,6)

39.12

7

Закон Ома для участка электрической цепи.

§45-47,упр.20(2,4)

40.13

8

Расчет сопротивления проводников.

Удельное сопротивление. Реостаты.

повт. § 45-47,

упр.20, № 2а,б

41.14

9

Лабораторная работа № 5 «Регулирование силы тока реостатом».

повт. § 45, 47,

упр.20 №4 .

42.15

10

Лабораторная работа № 6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

упр.20(3)

43.16

11

Решение задач по теме « Закон  Ома. Сопротивление»

Упр.21, №4

44.17

12

Самостоятельная работа по теме «Электростатика. Закон Ома для участка цепи»

45.18

13

Последовательное п параллельное  соединение проводников.

§48, упр.22(3)

46.19

14

Параллельное  соединение проводников.

§49, упр.23(5)

47.20

15

Работа и мощность электрического тока. Счетчик  электрической энергии.

§50-52,упр26,№.2,3.

48.21

16

Лабораторная работа №7 «Измерение работы и мощности электрического тока»

49.22

17

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля –Ленца

§53,упр.27

50.23

18

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

§54.55.вопросы

51.24

19

Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы

 §4 стр.183 материал для доп.чтения

52.25

20

Контрольная работа №4 по теме «Электрические явления»

                 4. Электромагнитные явления (6 часов)

53.1

1

Магнитное поле. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Магнитные линии

§56.57,вопросы

54.2

2

Магнитное поле катушки с током. Электромагнит.

§58.вопросы упр.28

55.3

3

Лабораторная работа №8 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

56.4

4

Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

§59,60.вопросы

57.5

5

Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Электромагнитное реле.

Лабораторная работа №9 «Сборка модели электрического двигателя и изученик принципа его действия»

§61вопросы

58.6

6

Повторительно - обобщающий урок по теме «Электромагнитные явления» Кратковременная контрольная работа №5 по теме «Электромагнитные явления

               Световые явления ( 9 часов)

59.1

7

Свет. Прямолинейное распространение света. 

§62,вопросы

60.2

8

Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало

§6364,Упр.30

61.3

9

Преломление света.

§65,упр.32(3-5)

62.4

10

Линза. Фокусное расстояние линзы,  оптическая сила линзы. Формула линзы

§66,упр.33

63.5

11

Изображения, даваемые линзой.

§67,вопросы

64.6

12

Лабораторная работа № 10 «Измерение фокусного расстояния линзы и получение с ее помощью изображений»

65.7

13

Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

§5, 6, 7 материал для доп. чтения

66.8

14

Решение задач по теме «световые явления»

67.9

15

Контрольная работа №6 по теме «Световые явления»

68

16

Итоговый урок


 Содержание курса.

Тепловые явления  (14        часов )

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Тепловое движение. Температура и ее измерение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива  Закон сохранения энергии в  механических и тепловых процессах.

Демонстрации:

Сжимаемость газов.

Диффузия в газах и жидкостях.

Модель броуновского движения.

Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.

Принцип действия термометра.

Теплопроводность различных материалов.

Конвекция в жидкостях и газах.

Теплопередача путем излучения.

Фронтальная лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

Фронтальная лабораторная работа №2 «Определение удельной теплоемкости твердого тела».

2. Изменение агрегатных состояний вещества  (13 часов)

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Психрометр. Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления, удельная теплота  парообразования. 

Принципы работы тепловых двигателей. Двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации:

Явление испарения.

Кипение воды.

Явление плавления.

Устройство психрометра.

Лабораторный  опыт « Измерение относительной влажности воздуха»

  1. Электрические  явления  (25 часов)

Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Конденсаторы.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды.

Постоянный электрический ток. Источники тока. Действия электрического тока. Электрический ток в металлах, Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы.   Сила тока. Амперметр.  Электрическое напряжение. Вольтметр.  Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление. Реостаты. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока.  Закон Джоуля – Ленца. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Демонстрации:

Электризация тел

Два рода электрического заряда.

Устройство и действие электроскопа

Проводники и изоляторы

Перенос электрического заряда с одного тела на другое

Закон сохранения электрического заряда

Конденсаторы

Источники тока

Составление электрической цепи

Амперметр

Вольтметр

Реостат и магазин сопротивлений

Фронтальная лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока ».

Фронтальная лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение напряжения на ее  различных участках».

Фронтальная лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом»
     Фронтальная лабораторная работа №6 «.Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».

Фронтальная лабораторная работа №7«Измерение мощности и работы электрического  тока».

4.Электромагнитные явления  (6 часов)

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение.  Постоянные магниты.  Магнитное поле Земли.  Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Демонстрации:

Опыт Эрстеда.

Магнитное поле тока.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Фронтальная лабораторная работа № 8  «Сборка электромагнита и испытание его действия»

Лабораторная работа № 9 «Сборка модели электрического двигателя и изученик принципа его действия»

5. Световые явления  (9 часов)

Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой.  Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Демонстрации:

Источники света.

Прямолинейное распространение света.

Закон отражения света.

Изображение в плоском зеркале.

Линзы

Преломление света.

Модель глаза.

      Зависимость угла отражения от угла падения

      Зависимость угла преломления от угла падения.

Фронтальная лабораторная работа №10 «Измерение фокусного расстояния линзы и  получение с ее помощью  изображений».

Формы и средства контроля

      В ходе изучения курса физики 8 класса предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных работ.

     Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем  равно 7:

        Контрольная работа №1 по теме «Способы изменения внутренней энергии»

      Контрольная работа №2  по теме «Тепловые явления»

 Контрольная работа №3    по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

           Контрольная работа №4   по теме  «Электрические явления »

           Контрольная работа №5  по теме  «Электромагнитные явления»

     Контрольная работа №6  по теме « Световые явления»

           

Кроме того, целесообразным является проведение тестовых и   самостоятельных работ по следующим темам:

  • Самостоятельная работа по теме  « Виды теплопередачи»
  • Самостоятельная работа по теме  «Плавление и кристаллизация»
  • Самостоятельная работа по теме « Испарение и кипение»
  • Самостоятельная работа по теме «Электризация. Строение атома»
  • Самостоятельная работа по теме « Закон Ома для участка цепи»
  • Самостоятельная работа по теме « Соединения проводников»
  • Самостоятельная работа по теме  « Работа и мощность тока»
  • Самостоятельная работа по теме  «Изображения, даваемые линзой»

Запланирована также проведение входного и итогового диагностического контроля в тестовой форме.

                                     

                                    Информационные источники

 для учителя:

  1.  Кирик Л.И. " Физика 8 класс . Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы»  - М., "Илекса",  Москва, 2005.
  2. Перельман Я.И. Знаете ли Вы физику? - М.: Наука, 1992.
  3. Перышкин А.В. Физика 8. - М.: Дрофа, 2009.
  4. Степанова Г.Н. "Сборник вопросов и задач по физике, 7 - 8, - С-Пб., "СпецЛит", 2001.
  5. Лукашик В.И. «Сборник задач по физике 7-9», - М., "Просвещение", 2007.
  6. Рабочая тетрадь по физике 8 класс: к учебнику Пёрышкина «Физика 8 класс»/В.А. Касьянов, В.Ф. Дмитриева.- М.: Издательство «Экзамен» 2008.

для учащихся:

1.  Перышкин А.В. Физика 8. - М.: Дрофа, 2009.  

2.  Лукашик В.И. «Сборник задач по физике 7-9», - М., "Просвещение", 2007.

Оборудование, используемое при  выполненияи лабораторных работ по физике

 

класс

Темы лабораторных работ

Необходимый минимум

(в расчете 1 комплект на 2 чел.)

8 класс

Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры.

· Калориметр –1

· Мензурка –1

· Термометр –1

· Стакан с горячей водой –1

· Стакан с холодной водой –1

Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

· Металлическое тело на нити -1

· Калориметр -1

· Стакан с холодной водой -1

· Сосуд с горячей водой -1

· Термометр -1

· Весы, разновес -1

Измерение относительной влажности воздуха.

· Термометр -1

· Кусочек ваты -1

· Стакан с водой -1

· Психрометрическая таблица -1

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

· Источник питания (4,5 В) -1

· Электрическая лампочка -1

· Амперметр -1

· Ключ -1

· Соединительные провода -1

Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

· Источник питания (4,5 В) -1

· Две лампочки на подставке -1

· Ключ -1

· Амперметр -1

· Вольтметр -1

· Соединительные провода -1

Регулирование силы тока реостатом.

· Источник питания (4,5 В) -1

· Реостат -1

· Ключ -1

· Амперметр -1

· Соединительные провода -1

Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.

· Источник питания (4,5 В) -1

· Реостат -1

· Ключ -1

· Амперметр -1

· Вольтметр -1

· Резистор -1

· Соединительные провода -1

Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.

· Источник питания (4,5 В) -1

· Реостат -1

· Ключ -1

· Амперметр - 1

· Вольтметр -1

· Электрическая лампа на подставке -1

· Соединительные провода -1

Сборка электромагнита и испытание его действия.

· Источник питания (4,5 В) -1

· Реостат -1

· Ключ -1

· Соединительные провода -1

· Магнитная стрелка -1

· Детали для сборки электромагнита -1

Изучение работы электрического двигателя постоянного тока.

· Модель электродвигателя -1

· Источник питания (4,5 В) -1

· Реостат -1

· Ключ -1

· Соединительные провода -1

Изучение  изображения, даваемого линзой.

· Собирающая линза -1

· Лампочка на подставке -1

· Экран -1

· Линейка -1

· Источник питания (4,5 В) -1

· Ключ -1

· Соединительные провода -1

                             Критерии оценивания устного ответа.

     Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

    Оценка 4 ставится, если ответ ученика, удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

    Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в его ответе, имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется, если требуются преобразования некоторых формул. Ученик может допустить не более одной грубой ошибки и двух недочетов; или не более одной грубой ошибки и не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или четырёх или пяти недочетов.

    Оценка 2  ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Критерии оценивания расчетной задачи.

Решение каждой задачи оценивается,  исходя из критериев, приведенных в таблице

Качество решения

Оценка

Правильное решение задачи:

5

получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде – в «буквенных» обозначениях;

отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины;

задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины.

4

Записаны ВСЕ необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями)

Записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи.

3

Грубые ошибки в исходных уравнениях.

2

Критерии оценивания лабораторной  работы.

Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки. Чертежи, графики, вычисления.

Оценка 4  ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3  ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной её части позволяет получить правильный результат и вывод; или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Оценка 2  ставится, если работа выполнена не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Критерии оценивания  контрольных работ.

Оценка 5  ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3  ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2  ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Перечень ошибок

Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.
  2. Неумение выделить в ответе главное.
  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенных в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.
  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
  7. Неумение определить показание измерительного прибора.
  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.
  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
  4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач.
  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. Орфографические и пунктуационные ошибки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка контрольно-измерительного материала для проведения государственной итоговой аттестации за курс основного общего образования по предмету: "Физическая культура"

Методическая разработка направлена на определение сформированности у учащихся предметных знаний и умений, а также диагностику уровня предметной успешности учащихся 9-х классов....

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ МАЛОЙ ФОРМЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Статья посвящена актуальной теме – подготовке учеников к написанию письменной работы (сочинения) на выпускном экзамене в  8- 9  классах. Автор статьи – практикующий учитель-словесник, поэтом...

Текстовые задачи на смеси и сплавы включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в тесты ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11классе.

Текстовые задачи на смеси и сплавы включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в тесты ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11классе. Тренировочная работа составлена по материалам «Открытого ба...

Сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы.

Сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы....

О преподавании русского языка в связи с подготовкой учащихся к ГИА по русскому языку за курс основной школы (в новой форме)

О преподавании русского языка в связи с подготовкой учащихся к ГИА по русскому языку за курс основной школы (в новой форме)На современном этапе развития российской системы образования происходит новое...

Сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы

Тесты по истории России с древнейших времен до конца 20 в....

Сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы

Материал содержит тесты по обществознанию разного уровня сложности....