ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ МАЛОЙ ФОРМЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
статья по русскому языку (8 класс) по теме

Сергеева Ирина Юрьевна

Статья посвящена актуальной теме – подготовке учеников к написанию письменной работы (сочинения) на выпускном экзамене в  8- 9  классах. Автор статьи – практикующий учитель-словесник, поэтому он ищет пути для реализации основной задачи, стоящей перед ним – формирования и развития речевых умений учащихся на уроках русского языка.

В статье учитель предлагает свои формы работы на материале небольших по объему текстов в рамках урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ МАЛОЙ ФОРМЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ

К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Сергеева Ирина Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №6» НМР РТ

Одна из важнейших задач, стоящих перед современной школой – развитие речевой деятельности учащихся, способность осознанно воспринимать звучащую речь, грамотно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, умение учитывать условия речевого общения.

И перед каждым учителем-словесником встает ряд вопросов, требующих серьезных размышлений. Как сохранить наш великий русский язык? Как научить пользоваться несметными богатствами русского языка? Как помочь ученику успешно развивать свое речевое творчество, ведь ни для кого не секрет, что в последние годы школьники стали очень мало читать, у многих из них бедный словарный запас, низкая речевая культура, узкий кругозор.

Все эти вопросы особенно актуально звучат в условиях серьезной подготовки к выпускным экзаменам по русскому языку в формате ГИА и ЕГЭ.

Формирование коммуникативных и лингвистических умений учащихся требует определенных временных затрат. Для того чтобы совместить изучение учебного материала и подготовку к выполнению части С, я решила использовать тексты малой формы, работа с которыми не занимает много времени, но позволяет развивать речь учащихся, акцентировать внимание на изобразительно-выразительных средствах, используемых автором, находить тему и проблему в тексте, а в старшем звене обсуждать проблемы, поставленные автором, подбирать аргументы к сочинению-рассуждению.

Однако любой практикующий педагог понимает, что не на каждом уроке есть время для работы даже с текстом небольшого объема, поэтому работа с текстами малой формы я решила проводить на занятиях кружка в 8 классе, ведь восьмиклассники – без пяти минут выпускники.

Стандарты второго поколения ставят перед школой новые задачи. В сфере развития речемыслительных способностей учащихся 9 классов мы находим следующие требования:

  • думать, рассуждать
  • интересоваться окружающим миром 
  • анализировать и оценивать

Прослушанное         +      Прочитанное          +      Увиденное

Выражение результатов этого анализа в форме устного или письменного речевого высказывания

Современный школьник должен уметь:

-адекватно понимать содержание прочитанного или прослушанного текста, владеть разными видами чтения и аудирования

-извлекать информацию из разных источников, перерабатывать её, систематизировать и предъявлять разными способами (в виде связного текста, схемы, таблицы, рисунка   и  т.п.)

-пересказывать текст (подробно, сжато, выборочно), использовать разные приёмы сжатия текста

-сравнивать содержание текста и иллюстративный материал, сопровождающий его

-проводить многоаспектный анализ текстов разных стилей и жанров

- сопоставлять разные тексты по заданному параметру

-оценивать речевое высказывание на основе требований, предъявляющихся к тексту

-редактировать текст, исправляя недочёты в содержании и языковом оформлении

-использовать разные виды аргументации в текстах на лингвистическую или морально-этическую тему

-самостоятельно создавать собственное речевое высказывание (устное или письменное):

  • на заданную тему или на тему, сформулированную учащимся
  • на основе текста, пословицы, афоризма, картины, на основе проведённого наблюдения, личных впечатлений и жизненного опыта

К занятиям я подбираю тексты небольшого объема как для изучения изобразительно-выразительных средств языка, так и для написания лингвистического сочинения в 9 классе (эти же тексты можно использовать  и для написания сочинения-рассуждения в 10-11 классах в будущем, таким образом собирается копилка текстов, которые будут доступны для чтения за короткий временной отрезок).

В качестве примера возьмем лирическую миниатюру В.П.Астафьева из сборника «Затеси» под названием «Игра».

    Мальчишки гоняли по тротуару шайбу. Она щелкала звонко, летала легко и отчего-то крошилась.

    Я приблизился и увидел: мальчишки играют пряником, какие в детстве нам давали по праздникам, и, бывало, прежде чем надкусишь пряник, долго слизываешь с него сладь, застывшую разводами, пятнами и лунками.

    Пряник походил на маленькую далекую луну и так же, как луна, был манящ, недоступен и призрачен.

Предлагаю примерный план работы с текстом малой формы в разных классах.

8-9 классы

Вопросы к тексту

Примерные ответы учащихся

  1. О чем текст?

О мальчишках, играющих пряником.

  1. Какие воспоминания, переживания «разбудила» эта ситуация в душе автора?

Вспомнил свое детство, пряник в форме коня с розовой гривой.

  1. С чем сравнивает автор пряник, полученный им в детстве?

С луной, до которой невозможно дотянуться.

  1. С помощью каких слов В.П.Астафьев говорит нам об этом?

С помощью однородных сказуемых «был манящ, недоступен и призрачен»

  1. Что такое однородные члены? Дайте определение.

Однородными называются такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения и соединяются друг с другом сочинительной связью.
Однородные члены обычно выражаются словами одной части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи.

  1. Для чего автор их использовал?

Они помогают понять авторский замысел, тончайшие оттенки значений.

  1. Какое изобразительно-выразительное средство автор использует в последнем предложении?

Автор использует сравнение «как луна». Оно выделяет, подчеркивает предмет, обращает на него особое внимание.

  1. В каких словах выражено авторское отношение к детям?

«Мальчишки», «гоняли», « отчего-то крошилась».

  1. Есть ли в тексте синонимы?

«Шайба» - «пряник».

  1. Как называются такие синонимы?

Контекстные синонимы.

  1. Что волнует автора? Почему он назвал это произведение «Игра»?

Дети «гоняют» хлеб, что недопустимо.

Для работы с текстами малой формы на уроке удобно использовать небольшие по объему притчи -  иносказательные рассказы с нравоучительным выводом. Особенно хорошо подходят для этого современные притчи, они затрагивают многие стороны нашей жизни, кажущиеся нам неважными, незаметными. Среди них мы можем найти тексты, в которых говорится о боли, причиняемой нами другим людям, о Добре и Зле, живущих в наших душах, о смысле жизни, о зависти и нравственной глухоте, о семье.

С притчей мы работаем по следующему плану:

  1. О чем притча?
  2. Какая проблема поднимается автором в этом тексте?
  3. Эта проблема актуальная?
  4. Какие средства выразительности вы здесь видите?
  5. Какую роль играют эти языковые средства в тексте?
  6. Какова позиция автора?

Для примера возьмем  современную притчу «Два друга».  

Однажды два друга поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке:

— Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину.

Они продолжали идти, и нашли оазис, в источнике которого решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, стал тонуть, но друг его спас. Когда он пришёл в себя, написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его:

— Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

— Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы это стереть.

Вопросы к тексту

Примерные ответы учащихся

  1. Давайте попробуем определить, каким способом автор будет показывать нам свою позицию. Это будет сделано прямо, открыто или через модальный план?

И прямо (через отдельные предложения), и через модальный план (использование языковых средств).

  1. Попробуем проанализировать данный текст, найти в нем средства выразительности, а затем выявить позицию автора.

Мы находим синтаксический параллелизм: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину» - «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь»; «Тот, который получил пощёчину, стал тонуть, но друг его спас» - «Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу, спросил его».

  1. Какую фигуру речи автор использует, чтобы показать нам, что один из друзей был мудрым  другом?  Зачитайте строки.

«Когда кто-либо нас обижает…» - «Но когда кто-либо делает что-либо хорошее…»

4. А почему использован параллелизм?

Потому что они друзья, а дружба построена на доверии, терпении, прощении. Друзья идут по дорогам, пролегающим  рядом.

5.Почему тот, которому дали пощечину, не обиделся на друга?

Возможно, он был виноват в чем-то. А может быть, просто потому, что он настоящий друг. Ведь сначала он ему дал пощечину, а затем спас от смерти.

6. Какой способ  выражения авторский позиции мы здесь нашли?

Через модальный план.

7. В каких словах, на ваш взгляд выражена авторская позиция? Зачитайте эти строки.

Это последние предложения притчи: «Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы это стереть».

8. Это открытая авторская позиция. В чем заключается смысл этих строк, или мораль? Чему учит текст?

Они объясняют нам, что есть настоящая дружба: умение прощать обиды и ценить и помнить самые лучшие и добрые поступки своих друзей, доказывающие, что он и есть «мой самый лучший друг».

Таким образом, тексты малой формы помогают стимулировать развитие речевых умений учащихся, способствует саморазвитию учащихся, оказывают воспитательное воздействие на учащихся. http://www.openclass.ru/node/435857 

Библиографический список

Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. М., КНОРУС, 2007.

 Астафьев В.П. Затеси. М.: Эксмо, 2008.

 Дейкина А. Д., Новожилова Ф. А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: Флинта, Наука, 2001.

Никитина Е.И. Русская речь: Учеб. пособие по развитию связной речи для 5-7 классов общеобразовательных учреждений. / под ред. В.В.Бабайцевой. М.: Просвещение, 1995.

Якушев А.В. Два друга [Электронный ресурс] Притчи.ру. URL: http: // www. pritchi.ru (дата обращения: 25.12.2012).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы кружка по русскому языку «Готовимся к государственной итоговой аттестации».

План работы кружка по русскому языку «Готовимся к государственной итоговой аттестации»....

Родительское собрание в 9 классе«Как помочь школьникам при подготовкек государственной (итоговой) аттестации (ГИАв независимой форме?».)

Филиал Муниципальное общеобразовательное учреждение«Ерышовская СОШ Саратовской области» в с. Каменка Родительское собрание в 9 классе...

Работа с текстами разного вида на уроке русского языка в 5 классе (ФГОС)

Учитель: Шалдыбина Марианна ВладимировнаКласс: 5УМК: Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/М.М. Разумовская и др.;под ред.М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2011Ра...

Педагогический опыт по теме "Формирование речевых умений учащихся через работу с текстом"

Информационно - педагогический модуль "Формирование речевых умений учащихся через работу с текстом". Опыт будет полезен учителям русского языка, работающих по учебнику С. И. Львовой....

Методическая разработка на тему: «Работа с текстом художественного произведения на уроках русского языка в 5 классе как один из способов формирования универсальных учебных действий обучающихся»

Данная методическая разработка представляет собой опыт работы на уроках русского языка в 5 классе по формированию познавательной активности обучающихся и умения ставить перед собой учебные цели и зада...