Педагогический опыт по теме "Формирование речевых умений учащихся через работу с текстом"
опыты и эксперименты по русскому языку на тему

Информационно - педагогический модуль "Формирование речевых умений учащихся через работу с текстом". Опыт будет полезен учителям русского языка, работающих по учебнику С. И. Львовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionn-pedag._modul.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

    Условия возникновения опыта

    Для того чтобы воспитать духовно богатую, образованную и творческую личность, необходимо помочь учащимся овладеть языком как средством общения. Задача уроков русского языка в средней школе в том и состоит, чтобы повысить уровень речевого развития школьников, усовершенствовать их речевые умения и навыки.

    Я работаю в средней школе №7, которая находится в г. Киржач Владимирской области. Одним из важнейших условий возникновения данного опыта явился переход от традиционного обучения к развивающему и личностно-ориентированному. Этот подход требует становления педагога как профессионала, владеющего разными технологиями преподавания своего предмета. В условиях смещения образовательных акцентов на личностную сферу учащихся объективно возникает требование совершенствования технологии обучения, соответствующей данному направлению, а именно: интеллектуальному и речевому развитию обучаемых.

    В целях обновления содержания образования мною освоен учебник М. М. Разумовской по русскому языку, способствующей развитию  речи и образного мышления учащихся, а в 2007-2008 учебном году я начала  апробировать учебник С. И. Львовой, методическая система которого также направлена на интенсивное речевое развитие школьников (устное и письменное)

   Я считаю, что обе формы речи должны быть взаимосвязаны, но, к сожалению, в начальной школе преимущественное внимание уделяется формированию письменной речи, в то время как устная речь развивается недостаточно. Поэтому пятиклассники начинают говорить, пользуясь короткими, однообразными по структуре предложениями, их активный словарь беден и невыразителен. Для их речи характерна прерывистость, интонационная нерасчлененность, монотонность. Они не умеют полноценно общаться с учителем, другими взрослыми, друг с другом.

   Поэтому именно с пятого класса, учитывая речевые особенности детей этого возраста, я начинаю работу по формированию коммуникативно-речевых умений, развивая обе формы речи, так как устная речь является опорой для становления письменной, и, наоборот, под влиянием письменной формируется устная литературная речь.

   Нужно постоянно помнить о том, что наша цель – воспитание у школьников любви и уважения к слову, умения пользоваться им в повседневной жизни.

 

                       

                     Актуальность опыта.

                                         

                                                                    Язык – это история народа. Язык –

                                                                  это путь цивилизации и культуры.

                                                                  Поэтому-то изучение и сбережение

                                                                  русского языка является не праздным

                                                                  занятием от нечего делать, но и

                                                                  насущной необходимостью.

                                                                                                      А. И. Куприн                        

     Показателем интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей человека является его речь. Поэтому совершенствование и обогащение речи учащихся – одна из серьезнейших и всегда актуальных задач преподавания русского языка и литературы в школе. Для каждого школьника хорошо развитая речь – не только средство общения, но и двигатель интеллектуального развития, инструмент познания и самовоспитания. От уровня речевых навыков и умения зависят школьные успехи детей.

    На первый взгляд может показаться, что для средней школы эта задача неактуальна: все наши учащиеся в определенной мере владеют родным языком – они умеют читать, понимают устную речь, могут говорить и писать. Однако все мы знаем, как ограничены их речевые возможности; знаем, с каким трудом многие из них читают, как плохо понимают прочитанное; знаем, что они не умеют слушать, следить за мыслью говорящего, знаем, как несовершенна их письменная и устная речь. Катастрофически падает интерес к чтению, особенно к классическим произведениям, все меньше ребят посещают библиотеки. Все это приводит к обеднению словарного запаса, засорению литературной речи просторечными, диалектными словами и жаргонизмами, к неточности и невыразительности речи.

     Не овладев родной речью в школе, не овладев коммуникативными умениями, подросток вступает в жизнь неполноценным человеком, не умеющим взаимодействовать с другими людьми, устанавливать и поддерживать контакты, неспособным защитить словом свои интересы.

    Свою задачу как учителя русского языка вижу в такой организации процесса обучения, который способствует развитию коммуникативной, языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.

           

           Новизна опыта.

    Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, творческим переосмыслением традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных особенностей, творческих возможностей учащихся.

    Приемы:

- анализ и освоение новых учебно-методических комплектов по русскому языку под редакцией М. М. Разумовской, С. И. Львовой, методических рекомендаций ученых-лингвистов М. А. Рыбниковой, Н. М. Шанского, М. Р. Львова;

- углубление знаний по предмету;

- организация работы учащихся на основе групповых, игровых форм;

- разработка технологических аспектов реализации опыта.

    Обоснованием причин изменения содержания по русскому языку явилось следующее:

- русский язык и литература – основные школьные дисциплины, способствующие социализации нового поколения;

- формирование личности, способной быть активным членом общества.

- потребность овладения навыками работы с информацией;

- формирование коммуникативной, языковой, лингвистической компетенции учащихся.

   

         Ведущая педагогическая идея.  

Ведущей педагогической идеей опыта я считаю формирование конкретных коммуникативных качеств личности учащихся через устное и письменное словесное творчество.

                   Основные цели  моей работы:

 

- развитие грамотной, образной, выразительной речи школьников, обогащение их словарного запаса, расширение кругозора;

- формирование умений и навыков речевого общения, то есть умения воспринимать чужую речь и создавать собственное высказывание, а также повышение культуры устной и письменной речи;

- воспитание бережного отношения к родному языку и духовно-нравственному опыту народа;

- приобретение навыков самостоятельной работы с источниками информации, умений обобщать, обрабатывать и  усваивать информацию в виде новых знаний;

- развитие творческих способностей учащихся.

Исходя из цели, я поставила перед собой следующие задачи:

    - создать в коллективе атмосферу взаимного общего интереса друг к другу, атмосферу доверия. Предоставить детям возможность говорить и писать с уверенностью, что их поймут.

    - довести до сознания ребят значимость в жизни того, чем они занимаются, то есть каждый ученик должен чувствовать свое продвижение в овладении речью, каким-то коммуникативно-речевым умением в частности.

    - организовать работу таким образом, чтобы различные факты языка  и речевые явления стали объектом внимания детей и на других предметах

    - вести словарно – семантическую работу, направленную на обогащение активного словаря учащихся, а также работу по формированию потребности в использовании справочного материала на уроках, дома и в повседневной жизни.

    - совершенствовать навыки орфографии и пунктуации

    - активизировать необходимые языковые средства в процессе языковой подготовки.

           Теоретическая база

                                      Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры.

                                                                                                               В. А. Сухомлинский

    Я работаю на основе УМК М. М. Разумовской и С. И. Львовой,  главная особенность которых -  направленность процесса обучения на интенсивное речевое развитие учащихся.

Теоретическая база опыта «Формирование коммуникативно-речевых умений учащихся через устную и письменную работу с текстом на уроках русского языка»» основывается на положениях ученых-лингвистов, методистов-исследователей, учителей-практиков.

   В работах К. Д. Ушинского, В. И. Чернышова подробно освещается данный аспект проблемы, показывается важность внедрения методической системы, основная цель которой – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. «…Люди, которые плохо владеют речью, имеют некоторое право упрекнуть свое учебное заведение за то, что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным…»- говорил В. И. Чернышов.

   Неуклонное улучшение речевых навыков «является в школьном возрасте решающим моментом, определяющим всю судьбу умственного развития ребенка» (Л. С. Выготский).

   Через все труды Ф. И. Буслаева проходит мысль о тесной связи языка и жизни народа, его духовной культуры.

    И. И. Срезневский считал, что «цель изучения родного языка – не счастливые ответы на каком-нибудь экзамене, а овладение им (языком) в должной мере для жизни внутренней и вместе с ней внешней, без которой и сама внутренняя жизнь – вообще говоря – невозможна».

   Нельзя не согласиться с мнением А. Д. Дейкиной (заведующей кафедрой методики преподавания русского языка МГПУ, профессора), что «новые аспекты преподавания во многом определяются тем, как используется русский язык в современном социуме» и что «родной язык формирует духовно-ориентированное мышление, способствующее творческой самореализации личности. (Дейкина А. Д. «Новации в методике преподавания русского языка»).

                         Технология опыта

   Основной целью моей педагогической деятельности является интеллектуальное, коммуникативное и речевое развитие личности, способной к эффективной самореализации в сфере будущей профессиональной деятельности. Поэтому основной задачей, способствующей достижению цели, стало формирование следующих видов компетенций:

- языковой компетенции, которая предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных, а также практическое овладение родным языком, его словарем и грамматическим строем;

- коммуникативной компетенции, которая способствует формированию умений и навыков речевого общения, то есть умения воспринимать чужую речь и создавать собственное высказывание, а также повышению культуры устной и письменной речи;

- интеллектуальной компетенции, то есть умения осуществлять анализ, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц;

- культурологической компетенции, которая предполагает воспитание бережного отношения к родному языку и духовно-нравственному опыту народа.

- информационной компетенции, приобретение навыков самостоятельной работы с информацией, умений усваивать информацию в виде новых знаний.

                         Задачи педагогической деятельности:

  1. Внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи учащихся.
  2. Подбор текстового  материала, разработка способов практической работы, направленной на развитие умений и навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.

 

    Учебник по русскому языку под редакцией С. И. Львовой реализует системно – деятельностный подход в обучении русскому языку, что предполагает единство процессов совершенствования речевой деятельности учащихся и формирование системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков. Учебник имеет богатейший материал для совершенствования языковой, лингвистической, речевой и коммуникативной компетенции.

    Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности на каждом уроке, а не только на уроках по развитию речи.

    С помощью разных упражнений – «Проводим наблюдение», «Устное высказывание», «Сочинение-миниатюра», «Изложение-миниатюра», «Сочинение», «Сжатое изложение», «Письмо по памяти», «Язык и литература» и других – предлагаются учителю четкие ориентиры в работе: школьники учатся слушать устный текст, читать текст письменный и создавать свои устные и письменные высказывания – говорить и писать. Таким образом, методическая система, заложенная в учебнике, направлена на формирование всех видов речевой деятельности.

 Цветная полиграфия учебника вызывает интерес у учащихся и  также помогает лучше усваивать новый материал.

Описание средств достижения цели (методов и форм организации работы)

Наиболее результативными я считаю следующие формы и методы:

- текстоведческий анализ текста;

- лингвистический анализ текста (приложение 1);

- лексические разминки;

- сравнительный анализ текстов;

- сочинения-миниатюры;

- работа с иллюстрациями (приложение 2);

- редактирование текста;

- различные виды диктантов, сочинений и изложений;

- работа с разными видами словарей;

- устные высказывания (приложение 3)

    Также активизируют познавательную деятельность учащихся нестандартные формы проведения урока:

- урок – творческая мастерская;

- урок – тест;

- урок – игра (приложение 4);

- урок – исследование;

- урок - конкурс;

- урок – соревнование;

- урок - путешествие;

- урок – лаборатория.

   Так как в современном обществе на первый план выходит задача интеллектуального развития личности, то есть способности к усвоению новой информации, гибкости мышления, интеллектуальной восприимчивости – всего того, что является важнейшим условием адаптации человека к меняющимся обстоятельствам жизни, то стараюсь активно использовать элементы современных образовательных технологий (технологии проблемного обучения, технологии развития критического мышления, технологии разноуровневого обучения, групповых технологий, игровых технологий, информационных технологий).

 

   В процессе работы с текстом целесообразно применять технологию критического мышления, которая способствует развитию мыслительных навыков учащихся. В основу данной технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний (приложение 5)

Цели обучения русскому языку определяются и через формирование

коммуникативной компетенции, это умение:

- понимать читаемый текст,

- определять тему и основную мысль текста,

- формулировать основную мысль своего высказывания, развивать

высказанную мысль,

- аргументировать свою точку зрения,

- строить композицию письменного высказывания, обеспечивая

последовательность и связность изложения,

- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и

выразительность речи,

- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе

орфографические и пунктуационные.

    Большую роль на уроках русского языка играет подбор дидактического материала. Тексты должны быть интересны с точки зрения орфографии и пунктуации, отличаться стилем и типом речи, лексикой, а также иметь интересные синтаксические конструкции. Кроме того, тексты должны играть воспитывающую роль, вызывать чувство гордости за нашу национальную культуру.

                                      Примерный анализ текста.

1. Выразительное чтение текста.

2. Словарная работа.

3. Тема текста.

4. Основная мысль.

5. Тип речи.

6. Стиль речи.

7. Способы и средства связи.

8. Художественно-выразительные средства речи и их роль в тексте.

Уроки по лингвистическому анализу текста помогают осмыслить

идею и сюжет произведения, показать художественные средства,

использованные автором для достижения своей цели, обратить внимание на

особенности языка конкретного писателя. При подведении

итогов урока ребята говорят, что они отрабатывали навык лингвистического

анализа текста и чему учит данный текст (приложение 6).

   Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную

деятельность учащихся диктанты с изменением текста (творческие,

свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с

продолжением). Применение диктантов развивает логическое мышление

учащихся и учит мыслительной переработке материала. Вот образец текста,

который может быть использован для написания свободного диктанта: он

обладает соответствующей композиционной формой, членится на части,

смысл легко передать в сжатой форме.

1. Прослушайте текст, определите его жанр и стиль.

2. На какой основной вопрос дается ответ в содержании текста?

3. Озаглавьте текст.

4. Постарайтесь коротко дать ответ на вопрос, содержащийся в тексте.

   Язык – это продукт общественной деятельности, это отличительная

особенность общества. А зачем нужен язык? Для чего человеку нужна

членораздельная речь?

   Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при

всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство

общения. Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закрепить и сохранить

коллективный опыт человечества, достижения общественной практики.

Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного

опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой

форме.

   Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его

помощью выразить свои мысли, чувства, переживания. Например, в стихах

человек передает самые сокровенные мысли и чувства. И это все благодаря

языку. (А.А. Леонтьев.)

После предварительной работы проводится запись текста свободного

диктанта по традиционной методике: текст читается по частям, прочитанная

часть воспроизводится учащимися по памяти.

    Приемы работы с текстами – миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия содержания (через анализ) к созданию собственного высказывания, что важно для развития интеллекта школьника.

    Изложения и сочинения считаются одними из основных видов упражнений, служащих задачам развития связной речи учащихся – как устной, так и письменной.

    Все сочинения, проводимые на уроках русского языка, можно разделить на следующие группы:

1) по тематике;

    а) на лингвистические темы;

    б) сочинения на темы из жизни;

2) по источнику получения материала:

   а) сочинения на основе жизненного опыта, прочитанного произведения,      произведения живописи, спектакля, кинофильма и т. д.;

   б) сочинение по наблюдениям;

   в) сочинение по воображению;

3) по объему;

   а) сочинения – миниатюры;

   б) обычные сочинения;

4) сочинения с дополнительным языковым заданием;

   а) с лексическим, грамматическим, стилистическим и другим заданием;

   б) сочинения по опорным словам и словосочетаниям.

    Рассматриваемые виды творческих работ развивают речемыслительную деятельность ученика.

    Особое место  в моей работе занимает подготовка к сочинениям по личным наблюдениям. Здесь я принимаю во внимание все этапы работы школьника над сочинением:

1) Наблюдение за явлениями действительности;

2) Осмысление и систематизация этих наблюдений. План наблюдений послужит основой плана сочинения, который уточняется после экскурсии и в соответствии с ним располагается весь собранный материал.

3) Процесс мысленной подготовки текста

4) работа над сочинением.

   В своей практике я использую такой вид работы, как устное сочинение по опорным словам, цель которого – объединить разрозненные слова в смысловые ряды для лучшего запоминания. При этом я развиваю такие умения, как

- интересно подбирать тему;

- умело вводить речевую ситуацию;

- использовать различные средства выразительности.

    В учебнике под редакцией Львовой большое внимание уделяется работе над сочинением (устным и письменным) по картине. Я стараюсь использовать этот вид работы для обучения одному из видов речевой деятельности – говорению (приложение 7).

    Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры

на уроке. Например:

1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.

2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки.

3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.

4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы

получилась метафора.

5. «Лингвист». Исследуйте текст.

                     Приемы оценивания работ учащихся.

    При оценивании результатов работ я использую такие формы, как контроль и самоконтроль, взаимопроверка, тестирование, зачеты. Если ученик справляется с контрольной работой, то он освобождается от выполнения домашнего задания.

Использование текста при обучении русскому языку создает

условия для осуществления личностно-ориентированного подхода –

эта работа позволяет воспитать свободную личность, наделенную

интеллектуальными, коммуникативными, творческими способностями.

                       Результативность

    Разнообразная работа над формированием коммуникативно-речевых умений через устную и письменную работу с текстом позволила мне достичь определенных результатов:

- у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения русского языка (по результатам тестирования 74% учащихся 6 класса назвали русский язык среди самых интересных и актуальных предметов).

- совершенствуется речевое развитие школьников, происходит обогащение словарного запаса, речь учащихся изменяется в лучшую сторону, они говорят свободнее, раскованнее, используют в речи запоминающиеся образные выражения, лучше излагают свои мысли в письменной форме.

   Результаты успеваемости и качества знаний на примере 6-а класса.

Год

Предмет

Класс

Кол-во человек

На «4»   и «5»

Успеваемость

Качество знаний

2008-2009

русский язык

5-а

23

  14

   100%

     61 %

литература

5-а

23

  17

   100%

    74 %

2009-2010

русский язык

6-а

23

  15

   100%

    65 %

литература

6-а

23

  18

   100%

    78 %

    Каждую четверть веду мониторинг техники чтения и техники письма с определением медианного уровня. По результатам 2009-2010 года 82% учащихся 6 класса выполняют норму по технике чтения.

   Мои учащиеся регулярно участвуют в классных и школьных конкурсах сочинений и стихотворений.

В 2009 – 2010 учебном году ученица 6 класса Арбит Аня принимала участие в районном конкурсе творческих работ на военно-патриотическую тему. Она написала сочинение «Подвиг земляка» о жителе нашего города Михаиле Серегине. Ученики 6 класса Пантелин Женя и Мамаев Дима участвовали в районном конкурсе чтецов на тему «Семья», в результате Мамаев Д. получил благодарность в творческой группе.

Результаты итоговой аттестации в новой форме за курс основной школы в 2009-2010 учебном году.

Класс

Сдавали

  «5»

 «4»

  «3»

  «2»

Успеваемость

Качество знаний

  9-а

    18

    1

  13

    4

    0

   100%

77,7%

 

Результаты оценивания творческих работ: изложения и сочинения.

Виды работ

Количество учащихся

7 баллов

6 баллов

5 баллов

4 балла

   0-3 баллов

Изложение

18

14

2

  2

   -

    -

Сочинение на лингвистическую тему

 Сочинение - рассуждение

15

 

3  

6

2

4

    -

  2

   -    

 3

 1

    -  

   

    -

                     Результаты итоговой аттестации по русскому языку и литературе выпускников 11 класса в 2006-2007 учебном году.

Содержание творческой работы:

Выполняли

  «5»

   «4»

  «3»

   «2»

Успеваемость

Качество знаний

    18

    3

   14

    1

    -

     100%

  94,4 %

Грамотность:

Выполняли

  «5»

   «4»

   «3»

   «2»

Успеваемость

Качество знаний

   18

    -

     9

     9

    -

       100%

    50 %

           Результаты ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

Сдавали

   «5»

  «4»

   «3»

   «2»

Успеваемость

Качество знаний

   8

    -

    4

    4

    0

   100%

  50%

                             

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование метапредметных умений учащихся через овладение способами работы с различными источниками информации.

  Основная идея - переориентация учебного пространства от человека «знающего» к человеку «умеющему». Главное – не объем сформированных знаний, а как усвоенные знания и умения научить...

Педагогический опыт «Формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом в урочной и внеурочной деятельности»

Данный педагогический опыт может быть использован учителями русского языка и литературы, предметов гуманитарного цикла для развития творческих способностей учащихся.      ...

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ МАЛОЙ ФОРМЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Статья посвящена актуальной теме – подготовке учеников к написанию письменной работы (сочинения) на выпускном экзамене в  8- 9  классах. Автор статьи – практикующий учитель-словесник, поэтом...

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников через анализ художественного текста

Рассматриваются методы  анализа литературного произведения на уроках литературы...

"Развитие речевых компетенций учащихся через систему работы над сочинениями-описаниями внешности человека"

В статье представлен педагогический опыт по подготовке учащихся к сочинению-описанию внешности человека...