Формирование метапредметных умений учащихся через овладение способами работы с различными источниками информации.
статья по теме

 

    Основная идея - переориентация учебного пространства от человека «знающего» к человеку «умеющему». Главное – не объем сформированных знаний, а как усвоенные знания и умения научить применять в деятельности.

    Достижение цели планируется через использование технологии критического мышления, которая лежит в основе деятельностного метода. Основу составляют способы овладения работы с большим количеством информации - стратегии чтения.

    Реализация опыта будет способствовать росту познавательного интереса к предмету, положительной динамике в обучении, становлению личности школьников, развитию творческих и интеллектуальных способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

муниципального образования  город Нягань

«Гимназия»

Методический опыт

Формирование метапредметных умений учащихся через овладение способами работы с различными источниками информации.

Автор: Кирюшина Алена Владимировна

МБОУ МО г.Нягань "Гимназия"

2011-2013 г.

г.Нягань,

2013 год

Содержание:

1Аннотация проекта……………................………………………………………………2

2.Обоснование необходимости проекта..................................................................... 2

3. Цели и задачи проекта........................................................................................... 4

4. Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей).........................................................................................................................5

5.Ресурсы.................................................................................................................. 17

6.Партнёры ……………………………………………………..................……………...18

7. Целевая аудитория................................................................................................ 18

8. План реализации проекта ......................................................................................18

9. Ожидаемые результаты и социальный эффект ......................................................21

10. Перспективы дальнейшего развития проекта ……………………...................…   22

11. Литература ................. ........................................................................................23

12.Приложение .........................................................................................................27

        

        

  1. Аннотация

«Расскажи мне, и я забуду,

покажи мне, и я запомню,

 дай мне попробовать, и я научусь».

    Основная идея - переориентация учебного пространства от человека «знающего» к человеку «умеющему». Главное – не объем сформированных знаний, а как усвоенные знания и умения научить применять в деятельности.

    Достижение цели планируется через использование технологии критического мышления, которая лежит в основе деятельностного метода. Основу составляют способы овладения работы с большим количеством информации - стратегии чтения.

    Реализация опыта будет способствовать росту познавательного интереса к предмету, положительной динамике в обучении, становлению личности школьников, развитию творческих и интеллектуальных способностей.

  1. Обоснование необходимости,  актуальность  формирования умений работы с различными источниками информации

    В век интерактивных технологий и количество источников информации возросло многократно. Всем педагогам известна ситуации, когда мы понимаем основную мысль ребенка по обрывкам фраз, мимике, жестам. Особенно трудно бывает не определить, а грамотно сказать, где располагается искомый объект на географической карте, хотя бессловесный показ его местонахождения правилен. В чем причина? Ответ лежит на поверхности и на этот вопрос отвечают сами ученики "Мало читаем!!!", скудный словарный запас.

Не секрет, что дети забыли про книги. В мире цифровых технологий и у взрослых не всегда находится время на чтение художественной литературы. В ходе социологического опроса, проведенного гимназистами 6 класса, было выявлено:

 

73% родителей вообще не читают художественную литературу либо читают в определенный период (например, в отпуске), хотя на наличие библиотеки указали 60% учеников.  Ситуацию со  взрослыми легко решают аудиокниги, которые можно послушать в машине, автобусе, по дороге, чтобы каждую минутку тратить с пользой.     Для школьников следует рассмотреть другую позицию.

 Когда ребенок читает, он попадает в вымышленный мир литературы, истории, географии, но у книги есть хороший конкурент — компьютерная игра, где вымышленный мир более яркий, заманчивый со множествами эффектов. Вот в чем причина предпочтения компьютеру, а не книге…  Играя, ребенок видит, слышит героев, события, ему не надо домысливать, думать, а, читая книгу, он САМ представляет мир, что развивает воображение, мышление. Ребенок должен, соприкоснуться с энергетикой книги! У читающих детей отлично развита речь. А речь, как вы знаете, тесно связана с мышлением. Поэтому все таки — читать детям ОБЯЗАТЕЛЬНО!

      В настоящее время происходит переосмысление социальной, экономической, политической и культурной роли чтения как в нашей стране, так и во всём мире. Я помню своё детство, которое было наполнено детской литературой. Произведения, стихотворения - это источники неоценимой информации, бесценных фактов истории и географии. Где происходит событие? Как выглядит поверхность после землетрясения? Какая она - Антарктида?

     Траектория развития общества от постиндустриального к информационному, к обществу знаний и творчества невозможна без высокого уровня понимания и работы с текстом. Сегодня правильно понятая, осмысленная информация позволяет овладевать культурой предшествующих поколений, познавать и исследовать прошлый опыт, развивать мышление и память, контролировать информационные потоки, совершать открытия.

    Необходимость навыков работы с текстом, интерпретация, преобразование необходимо на каждом предмете. Для географии это особо актуально, так как предмет отличает огромный поток сведений. Без формирования основ смыслового чтения невозможно будет сформировать метапредметные компетенции - основное требование Федерального государственного образовательного стандарта.

    Возникает много вопросов: у педагогов недостаточно знаний по организации деятельности обучения стратегиям работы с текстом; не все школьники и родительский коллектив готовы серьёзно заняться формированием читательской грамотности; обилие интерактивных методов затрудняет перестройку сознания подрастающего поколения.

    Исходя из выше перечисленных проблем, я разработала проект, который направлен на овладение стратегиями работы с текстом учащихся 5-11 классов на уроках географии и во внеурочной деятельности с целью овладения метапредметными умениями и навыками.

  1. Цели и задачи

    Актуальная проблема сегодняшнего образования - развитие умений и навыков работы с текстом. На это нацеливает основная образовательная программа Федеральных государственных образовательных стандартов  основного общего образования, где чтение рассматривается как универсальное учебное действие,  один из основных способов работы с информацией и как средство воспитания и развития учащегося.

    Цель проекта: организовать учебную и внеучебную деятельность учащихся, которая обеспечит целенаправленное формирование читательской компетенции и личностное развитие школьников.      

   Задачи:

  1. повысить  собственный  уровень квалификации  по вопросам формирование метапредметных умений на уроках и во внеурочное время;
  2. содействовать повышению уровня читательской компетенции на уроках географии и во внеурочной деятельности;
  3. организовать деятельность учеников по овладению способами работы с текстом, активно применять их на уроках;
  4. провести мониторинг качества читательской грамотности.

Объект исследования: процесс формирования умений работы с текстом  при изучении географии.

Предмет исследования: комплекс стратегий, стимулирующих развитие читательской активности и грамотности.

Гипотеза: если в образовательном процессе ученики овладеют навыками и приемами работы с текстом, то это будет способствовать повышению качества метапредметных результатов обучения.

Основной результат эффективной  самореализации – достижение высокого образовательного результата, раскрытие творческих и личностных способностей учащихся.

Возрастная категория учеников, которые принимают участие в проекте  - 5-6 класс гимназии.

  1. Основное содержание

    Как и всякий объект, информация обладает свойствами.   Остановимся на самых важных:

  1. Объективность.  Информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения. Пример. Сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22°С» – объективную.  
  2. Достоверность. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел, помогает принять нам правильное решение.
  3. Полнота. Неполная информация может привести к ошибочному выводу.
  4. Точность определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.
  5. Актуальность – важность для настоящего времени, злободневность.
  6. Ценность оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.

    Для выяснения важности  характеристик в рамках проектной деятельности проведено исследование. В качестве респондентов выступили девятиклассники гимназии в количестве 53 человек.

Задание: 

1. Оцените по пятибалльной шкале свойств информации предложенный источник.

2.  Заполните таблицу.

3.  Выделите наиболее значимые для Вас источники информации (1-2)

Свойства/ источник

объективность

достоверность

актуальность

полнота

Средний балл

Научная и справочная литература

СМИ

Люди как носители информации

Интернет

Художественная литература

Результаты обработки данных показали:

 

     Итоги подтвердили устоявшееся мнение, что основным источником получения информации являются интерактивные технологии, хотя многие сомневаются в их достоверности. Я помню своё детство, которое было наполнено детской литературой. Проза, стихотворения - это источники неоценимой информации, бесценных фактов истории и географии. Где происходит событие? Как выглядит поверхность после землетрясения? Какая она - Антарктида?

     Достаточно часто в практике встречаются ситуации, когда ученик без труда показывает объект на географической карте, но, к сожалению, не может сформулировать его географическое положение словами. Сами ребята объясняют эту проблему скудным словарным запасом и видят правильный выход из положения - надо больше читать!

     Читательская грамотность подразумевает способность индивида понимать, применять и критически осмысливать (рефлексировать) текстовую информацию в соответствии с имеющимися целями индивидуального развития, обновления и приобретения новых знаний и для полноценного участия в обществе. 

    Центр оценки качества образования  Института содержания и методов обучения РАО опубликовал результаты исследования PISA по этому критерию - российские учащиеся заняли 41-43 места (средний балл российских учащихся по читательской грамотности составил 459 баллов по 1000-балльной шкале). Число 15-летних учащихся России, готовых использовать тексты для ориентации в повседневных ситуациях, составляет 72,6%; из них готовых к самостоятельному обучению с помощью текстов в России всего 14,3% , не готовых ориентироваться с помощью текстов даже в знакомых житейских ситуациях в России 27%! Эти учащиеся не достигли порогового второго уровня читательской грамотности по международной шкале.

Уровень

Описание уровня

Учащийся продемонстрировал

5

Высокий

Глубокое понимание сложных текстов, воспроизведение, комбинирование, анализ информации. Понимание нюансов языка и логики. Критическое воспроизведение и оценку на основе гипотез, базирующихся на специальных знаниях.

4

Повышенный

Понимание длинных и сложных текстов. Значение отдельных частей, с учетом целого. Текст может содержать неоднозначные идеи, некорректно и противоречиво сформулированные. Использование формального знания, критических оценок.

3

Средний

Распознавание и установление отношений между отдельными частями текста на основе нескольких идей в тексте, который может явно содержать противоречивую информацию. Объединение, сравнение, детальное понимание отношений, слов и фраз на основе повседневного знания.

2

Базовый

Понимание и выделение одной или более простых идей в тексте, который может содержать противоречивую информацию. Умение делать простые выводы на основе установления сравнений и связей, исходя из персонального опыта и знаний.

1

Ниже базового

Умение понимать и выделять главное тему и цель в простом непротиворечивом тексте, касающемся знакомой темы, базирующейся на повседневном знании.

     Считается, что учащиеся, оказавшиеся выше 2-й зоны, способны к самостоятельной жизни в 21 веке (с разной степенью успешности), поскольку обладают необходимыми умениями работать с текстом для полноценного функционирования в обществе.

    За девять лет процент российских учащихся, чьи достижения в международном тесте были ниже порогового уровня (2-го уровня по международной шкале), не изменился; число учащихся, продемонстрировавших высокие результаты, соответствующие 4-6 уровням читательской грамотности, снизилось на 2%.

(приведена схема профессора НИИИТ СС КемГУКИ Н.И. Гендиной)

     В России ведущим является 2-ой уровень читательской грамотности, обслуживающий самые элементарные житейские ситуации (общественные, деловые и учебные), требующие минимальной опоры на письменное сообщение. В развитых странах ведущим является 3-ий уровень, что дает основание предсказывать более высокую успешность учащихся в различных ситуациях реальной жизни, где ориентация происходит с опорой на текст.

     «Слабое место» учащиеся России - умение выразить свое мнение по поводу прочитанного, включить сообщение текста в контекст собственного опыта, критически отнестись к авторскому сообщению, уменьшается показатель «умение осмыслять и оценивать сообщения текстов».

    КАК воспитывать читателей, способных к самостоятельному обучению с помощью текстов? Чтение без принуждения – это реально? Как при наличии в учебном плане 1-2 часов географии  в неделю  привить детям интерес к книге?  О том, что задачи решаемы, говорит опыт стран, сумевших этого добиться повышения уровня читательской грамотности.

    На многие вопросы я получила ответ благодаря сотрудничеству с учителями филологии, которые были участниками Международной научно-практической конференции "Чтение и грамотность в образовании и культуре", где слушали выступления Натальи Николаевны Сметанниковой  "Обучение стратегиям чтения".

   Появление термина "стратегия чтения"  связано с работами Кеннета Гудмана и Питера Колерса. Самое общее определение звучит так: "Стратегия - это некоторый способ приобретения, сохранения и использования информации, служащий достижению определённых целей в том смысле, что он должен привести к определённым результатам» - Дж. Брунер. Он определил основное условие отнесения действия к стратегии — наличие одинакового способа работы с материалом при изменении самого материала, то есть это способы работы с текстом на любом предмете. Принципиальным является положение о том, что стратегия выбирается под конкретную цель чтения и конкретный текст при работе в определённом учебном контексте. Для того чтобы выбрать стратегию, максимально эффективную для ситуации, учитель должен владеть определённым набором стратегий. Классификацию (по Н.Н. Сметанниковой ) можно посмотреть в Приложении 1.

    Каждый урок можно сделать неповторимым, используя различные приемы работы с информацией. Эту возможность представляют и учебники нового поколения "География" автора Домогацких Е.М., Алексеевского Н.И.

    Остается вопрос - где учить детей стратегиям работы, прививать навык? Изучая опыт, предложенный отечественными и зарубежными коллегами, я заинтересовалась оригинальной идеей побуждения детей к чтению чешского деятеля Мартина Романа. «Читай и помогай одновременно» – таков посыл мероприятия, в ходе которого детям предлагается приобщиться к полезному делу, а именно к благотворительным программам.  

    Принцип проекта - привлечь детей к чтению тем, что за каждую прочитанную  книгу им полагается финансовая награда. Деньги, они, однако, не могут получить сами – они являются виртуальными. И в этом заключается второй принцип проекта - воспитывать в детях понимание того, что правильным является помогать тем, кто в этом нуждается. На уроках экономики я всегда заостряю внимание на меценатах, которые

   После прочтения книги ребенок проходит интерактивное тестирование, если все ответы правильные, на имя школьника переводится определенная, заранее оговоренная сумма. Деньги школьники пересылают на реальный счет выбранного благотворительного проекта. Каждый из детей получает электронное письмо с информацией о том, кому деньги были переданы, и с благодарностью от имени конкретной организации. Так что дети могут убедиться в том, что проект работает и деньги действительно попали в руки того, кто в них нуждаeтся.

   Таким образом, происходит привитие навыков чтения нетрадиционным способом. Оно затронет личность каждого ребенка и привлечет в ряды читателей тех, кто до сих пор считал чтение скучным занятием. Проект позволяет открыть детям мир книги и в то же время стать благороднее, ответственнее, учит чуткости, предоставляет возможность юным гражданам страны позаботиться о нуждающихся.

    Еще один значимый принцип – это коллективное дело, которое объединит школьников для достижения цели. Каждый в отдельности получит незначительную сумму и только вместе они смогут оказать значительную помощь в благом деле. Оплатой проекта занимаются спонсоры.

    Взяв за основу идею проекта Мартина Романа была создана авторская программа дополнительного образования «Риторика. Благотворительное чтение», новизна которой состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Эту программу в течение учебного года я реализовывала на базе 6 класса.

    Стратегическая цель программы: Формирование  основ воспитания образованного, творческого читателя и чуткого слушателя, который в перспективе своего развития, опираясь на формирующийся художественный вкус и развивающиеся эстетические чувства, будет способен ориентироваться в мире культуры, литературы и искусства.

   Задачи:

Образовательные:

  1. создать условия для достижения учениками второго и третьего уровней читательской грамотности;
  2. предоставить возможность для развития свободы мыслить определять ценности, формировать жизненные позиции.
  3. учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

Воспитательные:

  1. воспитание гуманного отношения к окружающему миру, стремление жить в соответствии с высшими эталонами человечности.
  1. открыть глубину духовного мира человека через анализ литературных текстов, что приведет к познанию самого себя как личности.
  2. создать условия для более полного раскрытия способностей талантливых школьников.

Коммуникативные:

  1. сформировать умение управлять общением, создавать нужный тонус настроения и эмоциональной насыщенности

      В социальном плане творческое чтение - это интеллектуальный ресурс и движущая сила общественного развития, обеспечивающая нации поступательное движение вперед. Расширяя и углубляя связь человека с прошлым и настоящим, творческое чтение связывает поколения, включает читателя в динамизм эпохи, формирует стратегию будущего. Но современные дети будут заинтересованы в результате только тогда, когда перед ними поставлены четкие цели. Основной механизм построен на участии в благотворительных акциях. В 11-12 лет дети очень восприимчивы к чужой беде, испытывают чувство сострадания, стремятся помочь, а также горды, если им удается кому-то помочь.

    Отечественное образование  демонстрирует чрезвычайную успешность выпускников начальной школы в международных мониторингах. Четвертый год обучения принято считать важнейшим рубежом в формировании главного результата современного образования – умения учиться. В благоприятной образовательной среде между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению , начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования.

    Читательская грамотность российских выпускников основной школы оказывается существенно ниже мировых стандартов. Логично предположить, что на переходе из начальной в основную школу должны быть обеспечены педагогические условия, превращающиеся готовность учащихся к чтению для обучения в читательское умение, обеспечивающее самообучение молодых людей за порогом школы.

    Практическое значение: активизация читательской деятельности возможна под влиянием целенаправленной системы педагогических условий, которыми являются: деятельностный подход в обучении приемам (стратегиям) чтения; организация педагогических ситуаций, стимулирующих читательскую активность детей и подростков; новые направления в совместной работе школы, библиотеки, семьи.

   Принципы, которые лежат в основе реализации программы:

  1. Адаптивности: стремиться  максимально использовать  индивидуальные особенности учащихся, гибко реагировать на социокультурные изменения в среде.
  2. Развития: постоянное поступательное развитие школьника - читателя.
  3. Психологической комфортности, гуманности: создание творческой атмосферы на занятиях, каждое из которых становится единственным и неповторимым.
  4. Непрерывности: процесс развития не заканчивается на занятиях в библиотеке, а продолжается в школьном классе и в семье.
  5. Систематичности: занятия по развивающему чтению - это часть системы обучения, способствующей повышению общего уровня учащегося.
  6. Деятельности: ребенок не должен быть пассивным слушателем, он становится активным участником через игру, творческие задания, переживания, сопричастность.
  7. Креативности: создание ситуаций, в которых каждый ребенок становится «художником», «поэтом», «артистом» и реализует свое  творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность.

     Программа реализуется на метапредметном уровне, развивая общеучебные умения и навыки, соответствует программе развития универсальных учебных действий ФГОС ООО второго поколения.   

    Современные педагогические технологии, положенные в основу работы:

  1. Ситуационная методика обучения (кейс-метод). Метод конкретных ситуаций – техника обучения посредством анализа конкретных ситуаций.
  2. Технология «Развитие критического мышления» - общедидактическая интегрирующая технология, обеспечивающая развитие мышления, формирование коммуникативных способностей, выработку умений самостоятельной работы. 
  3. Технология ЛУЧ Чтение (Бородина В.А, СПбГУКИ), помогающая освоить различные алгоритмы чтения интеллектуальной литературы и повысить продуктивность чтения.
  4. Проектное обучение – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. 
  5. Технология Дебаты - предполагает  активное включение ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на внутренней мотивации; организацию совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых, включение детей в педагогически целесообразные воспитательные отношения в учебной деятельности; обеспечение диалогического общения между учителем и учениками и между учащимися в процессе добывания новых знаний.
  6. КСО (коллективные способы обучения, или «Обучение в сотрудничестве" – способ обучения, предполагающий объединение учащихся для совместного решения конкретной учебной задачи.

      Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей обучающихся, возрастных особенностей, возможностей материально-технической базы, типа и вида учебных занятий.

Он огромен. Одним из основных условий является творческий подход к любому эпизоду. Важно сохранить увлеченность идеей, а количество прочтенных книг в итоге перерастет в качество, стане привычкой и неотделимой частью жизненного пути.

    Методы и формы  работы, которые особо удались на практике и вызвали интерес у детей построены на применении различных стратегий чтения:

1. Работа с книгой - важнейший метод обучения.  

  1. конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица (путешественника, стороннего наблюдателя). Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления.
  2. тезирование - краткое изложение основных мыслей прочтенного.
  3. цитирование - дословная выдержка из текста (стратегия работы с объемным текстом).
  4.  аннотирование - краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери смысла.
  5.  рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном (например, оценка сделанного открытия)
  6.  составление справки - сведений о чем-нибудь, полученных после поисков: статические,  биографические, терминологические, географические и т.д.
  7. составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по теме.
  8.  составление матрицы идей - сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в  трудах разных авторов.

2.  Вербальные методы: беседа - в диалоге с ребенком донести до каждого основную мысль занятия, побуждать детей рассказать о чем-либо, поделиться прочитанным, увиденным; дебаты, дискуссии - без обсуждения книги не может быть выработана правильная позиция по отношению к ней, невозможно принять правильно то, что хотел сказать автор; обсуждая книгу, мы тем самым вырабатываем свои нравственные представления о добре и зле, свою нравственную позицию.

3.  Творческие чтения: сочетание живого голоса, книги и общения создает необходимую ауру  тепла и общности.

4. Комментированное видео: обсуждение просмотренного фильма по прочитанной книге.

5. Метод информационной поддержки - предоставляются учащимся различные источники информации для отбора определенного материала.

6. Создание собственных зарисовок к книге, отрывку: используется комплексно с другими формами работы с целью более углубленного изучения произведений, темы.

7. Игровые методы: викторины, театрализованные игры, турниры, конкурсы.

8. Интерактивные методы: помогают более наглядно представить текст, расширяют возможности работы с текстом, повышают мотивацию к обучению.

9. Театрализация: помогает перенести события, характер героя, его жизнь на какое-то мгновение на себя, более детально узнать тот или иной персонаж; в процессе чтения дети превращаются в  «актеров», «писателей», «художников», «поэтов»; появляется возможность творчества, импровизации, перевоплощения, где ученики могут показать свой мир, ощущения и переживания.

   Важно учитывать, что процесс обучения стратегиям чтения  представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов читательской культуры школьника:

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Подготовительный

 Обеспечиваю условия для проведения заданий.

 Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме.

1.1. Первоначальная диагностика уровня читательской грамотности.

Провожу анкетирование "Какой я читатель?", компетенции чтения "Как я читаю?", анкета читательских предпочтений (см Приложение 2)

Участвуют в анализе читательской компетенции, оценивают себя - первый шаг к читательскому росту.

1.2. Проведение родительского собрания "Благотворительное чтение"

Докладываю идею проекта, ожидаемый результат, риски

Родители: заняты поиском спонсорских средств или сами решают выступить меценатами

 1.3. Беседа о благотворительности, меценатстве

Актуализирую цель работы, расставить акценты.

Придумывают названия виртуальным деньгам и Положение об оплате. Обращаются с заявлением в родительский комитет класса

1.4. Посещение библиотеки

Организую экскурсию, составлю алгоритм работы с источниками информации. Особо обращаю внимание на правильное оформление списка литературы.

Работают с каталогами, аннотациями произведений, учатся правильно вести себя в библиотеке.

1.5. Выбор книг для чтения

Предварительно делаю отбор, презентую список; предлагаю аннотации

Проводят рейтинг предпочтений, выбирая 3-4 книги на учебный год.

 2. Работа с текстом книги

Применяю различных стратегий для повышения активности читателя.

Чтение книги; понимание текста; участие в различного рода мероприятиях: дискуссии, беседы и т.д.

2.1. Обучение приемам работы с текстом (стратегиям чтения)

Провожу занятия, используя различные стратегии, повышаю мотивацию к чтению

Реализуют себя как читатели; повышают уровень читательской грамотности.

2.2. Формирование творческих групп

Провожу организационную работу по объединению школьников в группы для обсуждения прочитанного.

Учащиеся определяют  роль и группируются в соответствии с ними в малые команды

2.3. Определение форм выражения итогов прочитанного

 Принимаю участие в обсуждении, предлагаю формы представления результатов (выставки, рисунки, сочинения, постановка, дебаты)

Учащиеся обсуждают формы представления и делают индивидуальный выбор

3. Контроль результатов

Составляю вопросы, отслеживаю результаты

Готовятся к тестированию

3.1. Проведение тестирования на понимание текста

Слежу за качеством проведенного тестирование, заношу данные в таблицу, составляю анализ для рефлексии.

Проходят индивидуальное тестирование (10 вопросов из 30-50) обсуждают  проблемные вопросы, выясняют область незнания.

3.2. Корректировка понимания текста

Консультирую учащихся, стимулирую их деятельность.

Учащиеся осуществляют корректировку собственных знаний

3.3. Оформление результатов работы по произведению

Определяю форму представления результатов, привлекаю внешних экспертов для подведения итогов

Учащиеся оформляют работу в соответствии с принятыми правилами.

3.4. Презентация

Работа в составе группы (старшеклассники, родители, учителя - предметники) по определению общего количества виртуальной суммы каждого ученика

Докладывают о результатах работы, предлагают благотворительную идею

4. Проведение благотворительной акции

Организую проведение акции совместно с родительским комитетом. Поиск спонсоров.

Осуществляют поиск и предлагают объект для благотворительности, проводят акцию

5. Рефлексия

Оцениваю свою деятельность по педагогическому руководству.

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Предпочтительнее  групповая рефлексия. Применяю прием технологии критического мышления «Шесть шляп».

   Финансирование программы осуществляется за счет родительских спонсорских средств. Решение принимается на родительском собрании в ходе презентации программы кружка.

    Главная цель образования – культурное саморазвитие личности. На принцип культуросообразности указывал А.Дистервег: «…обучение в контексте культуры, ориентация на ценности культуры, освоение ее достижений и ее воспроизводство, принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие». В отношении чтения это реализуется в создании соответствующего культурного фона, контекста, мотивирующего читательские потребности школьников. Результатом такого взаимодействия будет создание общего культурного поля личности. Ребенок в процессе своего развития усваивает не только содержание культурного опыта, но и приемы и формы культурного поведения,  нравственные способы мышления. Культура для него становится органичной средой его обозначения и проявления собственного «Я». Его главный мотив деятельности в культуре – обнаружение себя, своих собственных смыслов в системе символов и образов. Если цели работы кружка достигнуты, то можно рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

   Ограничение использования стратегий:

Причина ограничений

Выход

1

Недостаточный уровень подготовки учителя

Курсы повышения квалификации; самоподготовка.

2

Недостаточная мотивация к чтению книг у детей из-за отсутствия свободного времени

Строго ограниченный список книг для тестирования и отслеживания. Остальное чтение только по желанию ребенка. список должен состоять не более, чем из трёх объемных произведений на учебный год.

3

Поиск спонсоров

Привлечение родителей, мотивация их на формирование у детей гуманного отношения к миру

    Чтение является неотъемлемой частью жизни любого человека и, конечно же, с древних времен этот вид познавательной деятельности выделялся как элемент процесса обучения. В настоящее время в педагогической теории и практике исследовательская деятельность школьников рассматривается как одно из средств реализации личностно ориентированной парадигмы образования, предполагающей развитие креативности на основе организации обучения, способствующего творческому усвоению знаний.

    Практика применения исследовательского метода обучения на уроках географии.

    С введением ФГОС география изучается на параллели 5 класса по 1 часу в неделю впервые (2012 - 2013 учебный год), в 6 классе нагрузка на ученика не изменяется. Для реализации программы по предмету я использую учебно-методический комплекс Е.М. Домогацких (рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации - экспертное заключение РАН №10106-5215/858 от 14.10.2011 г., экспертное заключение РАО №01-5/7д-615 от 24.10.2011 г., соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту)

   Отличительные черты УМК этого автора:

  1. Единая логика изложения, актуальность и новизна содержания
  2. Направленность на системно-деятельностный подход к организации учебного процесса за счет особенностей содержания, форм организации учебной деятельности
  3. Сквозные рубрики (вы узнаете, как вы думаете, давайте вспомним)
  4. Практико-ориентированная система заданий обеспечивает эффективную ориентировку в информационном поле,  позволяет использовать полученные знания и умения в  реальной, повседневной жизни
  5. Обширный и разнообразный иллюстративный ряд, в котором рисунки - это самостоятельный источник информации
  6. Современный дизайн

   

Содержание учебника насыщено информацией и позволяет реализовать стратегии чтения. Это делает каждый урок неповторимым и поэтому не происходит ослабление мотивации к изучению предмета.  Уровень ее составляет (январь 2012 г.) - 98% у чеников 5 класса, 92% - у учеников 6 класса. Применение стратегий чтения на уроках географии позволяют проводить проблемные уроки, выдвигать гипотезы и проверять их в ходе занятий; выполнять практические работы творческого типа; осуществлять разбор географических парадоксов на основе текста; проводить анализ кинофрагментов; рецензировать текстов параграфов учебника или ответов товарищей; организовывать уроки-путешествия; конференции, диспуты.

   Строить работу по развитию мышления и познавательной активности мне помогает одно из основных  положений педагогической науки и практики: интерес развивается активно, если удовлетворяется естественное стремление ученика «открывать» новое и вырабатывать собственные суждения. В 1988г.  группа отечественных учёных утверждала: «Деятельностный  подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит передачи готовой информации, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности».

   Для учеников 5-6 класса для обязательного прочтения были выбраны произведения:

  1. Тур Хейердал "Путешествие на Кон-Тики"
  2. Даниэль Дефо "Путешествие Робинзона Крузо"
  3. Марко Поло "О разнообразии мира"

Дополнительно: сага о гренландцах, Жюль Верн "Таинственный остров", энциклопедия "Океанография".

    По трем обязательным произведениям разработано тестирование (пример в Приложении 4), которое прошли все учащиеся 5 -6 классов. Достигнуты результаты: уровень читательской грамотности: 5 класс - 63%, 6 класса - 72%.

   Ученики даже во время похода обсуждают прочитанное произведение - это, по моему мнению, самый главный результат внедрения стратегий чтения в процесс образования.

V. Ресурсы

1.  Временные: январь 2011 года – сентябрь 2014 года

2.  Информационные:

1)  Статьи, методические рекомендации по привлечению учеников к чтению;

2)  Статьи о формировании читательской культуры школьников, об организации деятельности по обучению стратегиям чтения в других  образовательных учреждениях, международный опыт;

3) Интернет–ресурсы: опыт педагогов-практиков; интересные статьи географического содержания;

4) Методические рекомендации по организации благотворительных акций школьников.

4.Организационные: нормативные документы, созданные директором МБОУ МО г. Нягань "Гимназия"; протоколы решений, принятых на родительских собраниях, программа дополнительного образования

5.Материально–технические: УМК по географии, учебный кабинет, обеспеченный ПК с выходом в Интернет, принтером, сканером, мультимедийным оборудованием. Раздаточный демонстрационный текстовой материал для уроков географии.

VI.Партнеры: учителя гимназии; члены городской творческой группы по внедрению ФГОС ООО, родительская общественность, Управляющий совет гимназии.

VII. Целевая аудитория: ученики 5а, 6а классов.  

VIII.План развития

Этапы реализации проекта

Сроки реализации

Мероприятия

I

Подготовительный:

Изучение  теории, методологии получения  метапредметных результатов

2011-2012

Курсовая подготовка, самообразование по данному вопросу, видеоконференции, ве-бинары.

II

Основной:

Внедрение стратегий чтения для получения метапредметного результата в образовательный процесс.

Разработка программы дополнительного образования и ее опробация на 6 классе гимназии

2012-2013

Разработка программы дополнительного образования и внедрение ее в практику.

Применение различных страегий чтения на уроках географии и во внеурочное время Посещение библиотеки

Проведение родительского собрания

Отслеживание результатов

Участие школьников в предметных олимпиадах

2011-2014

Всероссийская предметная олимпиада школьников по географии

Реализация социального проекта "Благотворительное чтение"

2012-2013

Проведение благотворительной акции к Дню Победы - 9 мая.

Проведение открытых мероприятий в рамках работы семинаров, конференций

1-2 раза в год

Открытые уроки и выступления на семинарах

Проведение читательских конференций (Приложение 5), дебатов

В течение учебного года по плану

Конференции с приглашением общественности, родителей.

Мониторинг

 2 раза в год

качества метапредметных результатов (читательской грамотности)

качества обучения географии

III

Заключительный:

Анализ результатов реализации проекта.

Защита авторской программы

Обобщение и распространение опыта.

    2014

Выступление на педсоветах, конференциях.

Размещение на личном сайте педагогического опыта, публикация статей в журналах, на сайтах педагогических сообществ

IX. Ожидаемые результаты и социальный эффект

1. Материальные объекты, которые появились в ходе реализации проекта:

1) Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий с применение технологий критического мышления по формированию метапредметных результатов обучения; (Приложение 6)

2) Программа дополнительного образования "Риторика. Благотворительное чтение";

3) Перечень произведений, способствующих формированию географического кругозора на начальном этапе обучения географии;

4) Творческие работы учащихся под общей рубрикой «Моя любимая книга» (рисунки, стихотворения, фотографии);

5) Информация о результатах реализации проекта на личном сайте педагога, публикации на сайтах педагогических сообществ.

2. Результаты–эффекты (социальные,культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации проекта)

1) эффективное освоение школьной программы по географии учениками;

2) устойчивая положительная динамика учебных достижений школьников по географии; позитивные результаты внеурочной деятельности;

3) высокий познавательный интерес к предмету; активные, инициативные, творческие личности школьников, обладающей высокой нравственностью и  читательской культурой;

4) благоприятная психологическая обстановка в детском коллективе;

5) высокие результаты деятельности и повышение квалификации учителя;

6) эффективное обобщение и распространение собственного педагогического опыта;

    Качество образования  (Из доклада международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище») - это:

  1. Учиться знать - обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание.
  2. Учиться делать фокусируется на практическом применении изученного
  3. Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации
  4. Учиться быть акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал

   Это и есть метапредметный результат обучения, достичь которого возможно при реализации совокупности технологий, представленных в данном опыте.

X. Перспективы дальнейшего развития заключаются в:

-  разработке интерактивного мониторинга для учащихся по выявлению уровня читательской грамотности;

- расширении количественного состава участников благотворительных акций, участие в проектах внешних по характеру контактов (региональных, федеральных, международных);

- создании библиотеки по развитию географического образования;

-  создании методического пособия для проведения уроков краеведения, географии Хан-Мансийского автономного округа - Югра, основанных на работе с текстом;

- защита авторской программы дополнительного образования "Риторика. Благотворительное чтение".

XI. Литература

  1.  http://www.nifl.gov/nifl/facts/reading_facts.html 
  2. http://www.oecd centre.hse.ru/newpub/education/ed_11.html 

  1. Бородина В.А.,Бородин С.М. Судьба чтения – судьба образования. //Личность и культура - № 6. -2005
  2. Бородина В.А Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты.
  3. Галактионова Т.Г. Приобщение школьников к чтению: феномен открытого образования. Науч.-метод. материалы: (реферат) / Т.Г.Галактионова; авт.реф. СПб., 2008
  4. Галактионова Т.Г. Культура чтения школьников как социально-педагогическая проблема открытого образования.
  5. Концепция формирования информационной культуры учащихся в образовательной деятельности гимназии № 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга.
  6. Национальная программа поддержки и развития чтения.
  7. Сметанникова Н.Н. Чтение в школе и обществе: взаимосвязи и партнерские отношения // Школьная библиотека. - М., 2005. -№ 4. 
  8. Читательская социализация: аксиологический аспект // Чтение как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог? Сб. ст и учеб.-метод.материалов. – СПбАППО, 2006.
  9. Чтение детей и подростков как фактор формирования человеческого капитала: материалы Российской научно-практической конференции /ред.: Т.Г. Браже, Т.И. Полякова, С.М. Бородин. – СПб., СПбАППО, 2004. 
  10. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. – М., 1993 г
  11. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000.
  12. Информационные материалы Всероссийского съезда учителей географии в МГУ. М., 2011
  13. Лернер Г.И. Курс "Педагогическая теория - современному учителю" лекция N 3. Методы обучения, их специфика / Г. И. Лернер // Биология: изд.дом Первое сентября. – 2004. - №37. - С. 22.
  14. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе : новые формы работы с детьми (по материалам проекта "Инновационная сеть "Мыследеятельностная педагогика") / Федеральное агентство по образованию; Российский образовательный форум; АПКиПРО. - М. :АПКиПРО, 2004. - 28 с. - (Методическая библиотека "Проекты - победители Российского образовательного форума в 2004 году").
  15. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
  16. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.
  17. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е.С. Полат. - М. : Издательский центр АКАДЕМИЯ, 2003. - 272 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0811-6.
  18. Пидкасистый П.Н. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование / П. Н. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.
  19. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.
  20. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г. К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с. - (Энциклопедия образовательных технологий). - ISBN 5-87953-195-3.
  21. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
  22. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / под ред. Е.С. Полат. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 168 с. - (Педагогическая мастерская). - ISBN 5-691-00491
  23. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Рос.акад.образования; под ред.А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М., 2011
  24. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001. — 544.: ил. — (Серия «Учебник нового века»). [Метод проектов. — С. 337—341]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках информатики в условиях внедрения ФГОС

Главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования - готовить своих учеников к  жизни, обеспечить ребенку общекул...

Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках в условиях ФГОС

Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках в условиях ФГОС...

Методика формирования метапредметных умений учащихся

Это выступление на семинаре по истории и культуре Санкт-Петербурга...

Педагогический опыт по теме "Формирование речевых умений учащихся через работу с текстом"

Информационно - педагогический модуль "Формирование речевых умений учащихся через работу с текстом". Опыт будет полезен учителям русского языка, работающих по учебнику С. И. Львовой....