Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников через анализ художественного текста
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Рассматриваются методы  анализа литературного произведения на уроках литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников через анализ художественного текста

        Коммуникативная компетентность является одной из ключевых компетентностей, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Одним из успешных путей решения данной проблемы считаю глубокое погружение в литературный  текст, выявление его скрытых смыслов.   Такая работа с текстом, по моему мнению, формирует такие важнейшие компетенции, как умение вести диалог, излагать свою мысль, подкреплять свою точку зрения аргументами, а также овладение интерпретационными и аналитическими способностями – необходимое условие самореализации личности независимо от того, в какой сфере деятельности данная личность предполагает реализовать себя. Наиболее оптимальной формой  реализации поставленных задач, как показывает практика,   являются  уроки углубленной работы над текстом.

        Современные школьные программы, к сожалению, вовсе не рассчитаны на «медленное чтение», углубленный анализ  художественного произведения. Может быть, поэтому в школьной практике истолкования литературного произведения чаще всего мы имеем  дело не с целостным анализом литературного произведения, а  с анализом под определенным углом зрения: тематика, проблематика, жанр, композиция, система образов и др. Безусловно, выбор последовательности анализа и его содержания во многом задается особенностями литературного произведения. Но нужно отметить, что постижение литературного произведения как смыслового целого более ценно, чем анализ произведения в частных аспектах. К примеру, часто приходится сталкиваться с такой формой работы, как анализ эпизода, сцены, описания. Вы помните, что добиться положительного результата можно было только при условии знания текста литературного произведения в полном объеме и постоянного обращения к нему.

         Трудно осуществить это в школе, когда изучаемые произведения становятся большими, а реальное учебное время уменьшается. Но вполне возможно при современных новых технологиях и инновационных методиках. Поделюсь  своим опытом организации подобной  работы на примере рассказа И.С.Тургенева «Живые мощи», изучение которого  предусмотрено по программе М.В.Черкезовой в 7 классе.

Цель:   формирование коммуникативной компетенции  и развитие речевого мышления

            через   анализ художественного текста

Задачи:  1) развитие умения интерпретировать литературное произведение и строить

               речевое высказывание в письменной и устной форме    

               2) погружение в художественный мир писателя с целью познания себя и мира

               3) овладение аналитическими способностями

Для реализации поставленных целей и задач предпочтение отдала технологии проблемного обучения, потому что в основе данной технологии лежит  деятельностный подход, а основной метод обозначила как эвристическую  беседу  с элементами проблемного поиска.

        Чего ждала от этого урока?     Для меня очень важен  воспитательный  потенциал этого произведения. Поэтому наряду с дидактическими целями я преследовала цели воспитательные. Мне хотелось, чтобы  дети постигли то главное, чему учит людей это произведение: жизнь  для каждого из нас – это прежде всего вызов человеку, достойно  принять и  преодолеть который  могут только сильные духом и душевной красотой люди, как Лукерья; чтобы дети задумались над такими глубокими словами, как  жизнь, смысл жизни, Бог.

         На первом этапе урока – стадии вызова  -  были поставлены такие задачи: активизировать, пробудить интерес и настроить на получение новой информации, а также  создать проблемную ситуацию и  определить   учебную  проблему. Чтобы захватить внимание, заинтриговать учеников,     я использовала  такие мотивирующие приемы, как прием «ассоциации» и прием “яркое пятно”.   Перед классом был поставлен вопрос, выводящий на  цикл рассказов «Записки охотника», затем проектировались       иллюстрации  к рассказам «Хорь и Калиныч»  «Ермолай и мельничиха», «Певцы», «Живые мощи», т.е., а дети  узнавали героев этой книги по иллюстрациям. Кроме того, в качестве эпиграфа на доске было записано загадочное для детей выражение из библии, по которому дети, конечно же, пробежались глазами,  но  пока она осталась невостребованной. Эти приемы помогли  выйти на изучаемое произведение,  завязать клубок проблем, сформировать запрос на получение новой информации и приступить к развязыванию клубка, то есть к диалогу. Проблема поставлена достаточно глобальная: выявление главной мысли произведения.  Т. е  создана   такая проблемная ситуация  с затруднением, какую предполагает технология проблемного обучения:  между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.

        На втором этапе – этапе воспроизведения, в нашем случае углубленного анализа, решались такие задачи: формировать умение анализировать и делать самостоятельные выводы в виде речевого высказывания, научить вглядываться в текст, подвести учеников на новую ступень постижения смысла. Полностью охватить все компоненты анализа на одном школьном уроке практически невозможно, поэтому   не стремилась  все проходить с одинаковой мерой глубины, а искала основные линии, доминанты анализа, через которые бы ученик шел к пониманию идейно-художественного смысла произведения на доступном для его возраста уровне. Внимание учащихся   было сконцентрировано на таких компонентах художественного текста, как  тема, идея,  детали, портреты, пейзаж, образы героев,  автор как творец, как создатель особого художественного мира данного произведения и его позиция. На этом этапе использовала приемы исследовательского  метода: помимо предваряющего самостоятельного чтения произведения за рамки урока вынесла часть работы  в виде исследовательского задания: наиболее сильные ученики получили групповое задание исследовать портрет главной героини и пейзажные зарисовки в тексте с последующим представлением классу в виде презентации. Что делали остальные дети? После каждого выступления  создавалась проблемная ситуация: ставились конкретные вопросы на обобщение, обоснование. К примеру:    О чем нам рассказал первый портрет?     Какое средство выразительности использует автор при создании портрета героини?   Что подчеркивает данная пейзажная зарисовка? Какой прием снова использует Тургенев?   Как вы думаете, почему  писатель снова возвращается к этому приему? Что таится за повторным использованием этого приема? Дети обобщали, делали выводы и записывали в тетрадь.

        Особое внимание в процессе анализа обращалось  на формирование  умения  добывать знание через осмысление материала с помощью структурно-логических схем: используя   методику В. Лазаревой «система образов», дети вычерчивали систему образов рассказа, размещая в ней  всех героев, появляющихся в тексте, обозначая их отношение к главному герою и  доказывали свои  суждения примерами из текста . Перед нами воочию предстала  Лукерья во всей ее необыкновенности и святости: чистая помыслами, откровенная, отзывчивая, душевная, с любовью в душе и очень-очень сильная).

Такая работа позволила во-1, осмыслить  характер героев, во-2, анализируя взаимоотношения героев, мы смогли выйти на авторскую позицию: она выражена чувствами автора-повествователя через  разные глаголы одного семантического поля:  остолбенел от удивления; как ошеломленный глядел,  с изумлением глядел,  удивился; возбудила во мне невольный ужас; не мог не подивиться вслух ее терпенью;- и выражают удивление, восхищение. Думаю, новым открытием для учеников было и осмысление внутреннего смысла имен героев. Случайно ли Тургенев выбирает для своей  героини   имя Лукерья, ведь она в переводе означает «сладкая»?  Хутор, где нашла приют Лукерья, называется Алексеевка. Священника, который причащает ее, тоже зовут Алексей. Почему?

        На заключительном этапе ставились такие задачи:

  1. найти новый центр внимания к данному произведению,
  2. открыть     новое   в произведении, ученики должны получить возможность задуматься над какой-либо более сложной задачей обобщающего характера.

На этом этапе проблемная ситуация создавалась с помощью цепочки логически выстроенных вопросов. Вот мы все вслед автором признали Лукерью святой женщиной. Об этом нам рассказали и позиция автора, и название произведения, и поведение героини. А как вы понимаете это слово? Что значит  для вас быть  святым?( Дети рассуждают, высказывают свои мнения. Можно опираться на толковый словарь Ожегова). Учитель, подытаживая: значит, святой человек – это тот, в чьем сердце поселился Бог?

Посмотрите на доску и прочитайте эпиграф к уроку:

«Сейчас стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною»

О ком здесь идет речь? Кто стоит  у двери и стучит? Бог. А как вы понимаете слово Бог?

У каких дверей стоит Бог? У двери наших сердец. А что значит для вас Бог? Что это такое? Это красота, чистота помыслов, это доброта – качества, которые делают человека человеком. Патриарх Алексий, выступая по телевизору, недавно сказал: Бог – это наша совесть. Жизнь часто испытывает человека на прочность. Она нелегка, часто преподносит такие ситуации, когда  кажется, что выхода никакого нет. Любой из нас может оказаться в такой ситуации. А преодолеть обстоятельства, трудности может только тот человек, в ком поселился Бог.

Помните: «если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему»

Бог всегда стучит в сердце человека, подает ему руку. Впустите Его в сердце»

Просмотр видеоролика «Разговор с Богом»

На всех этапах урока использовался метод компьютерного спровождени

Главный принцип такого анализа: от слова – к образу, от прямого значения слова – к его многозначности, от формы – к содержанию

 Анализ эпического произведения в любом классе должен  активно опираться на компьютерное сопровождение (выбор зависит от задач урока), повышающее интерес и продуктивность работы учащихся,  

 осмысления художественного произведения, собственной читательской интерпретации (последний этап читательской деятельности).

И.С. Тургенев считал, что в литературном произведении, как и в музыке, необходимо под конец напомнить первоначальный мотив. Этот структурный закон завершения произведения необходимо использовать и в процессе изучения художественного произведения в школе» (19;238-239), на заключительных уроках.

Заключительные уроки изучения художественного   а найти новый центр внимания к данному произведению, подвести учеников на новую ступень постижения смысла. На заключительных занятиях должно произойти возбуждение эмоций новым открытием в произведении, ученики должны получить возможность задуматься над какой-либо более сложной задачей обобщающего характера.

Итак, на заключительных занятиях по анализу произведения необходимо:

вызвать потребность снова обратиться к произведению и осмыслить его в целом; обозначить пласт вечных тем и проблем в нем, что делает произведение современным для любого времени;

побудить учеников к самостоятельным оценкам и к их защите;

 

создать ощущение неисчерпанности произведения проведенным анализом, возможности его различных интерпретаций, что может стать поводом к дальнейшему общению с текстом.

Виды деятельности на заключительных уроках могут быть разными.

Это может быть работа со смежными видами искусства (с иллюстрациями разных художников, с киноверсиями, например) с целью демонстрации возможных вариантов интерпретации художественного текста творческими личностями и с определением своей; кроме того, такая работа ярко высветит вечные темы и обозначит место произведения в мировой художественной культуре.

 

Все приведенные выше примеры деятельности учащихся на заключительных уроках опираются на компьютерные технологии.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья «Развитие филологического мышления школьников через обучение аналитическому чтению художественных текстов английском языке в рамках элективного курса»

Как важно современному человеку уметь выражать свои мысли, читать вдумчиво, а если это ещё и на английском языке? Научите своих учеников думать и мир станет лучше! В этом Вам поможет элективный курс п...

Формирование коммуникативной компетенции как основы речевого поведения учащихся через использование ИКТ

Статья представляет собой выступление на августовской педагогической конференции, посвященной освоению ФГОСов. В статье указано, что современные школьники  испытывают серьезные затруднения в умен...

Презентация на тему"Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках родного языка через инновационные формы и методы с учетом ФГТ и ФГОС"

Показаны некоторые моменты по теме"Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках родного языка через инновационные формы и методы с учетом ФГТ и ФГОС"...

Статья обобщение опыта по теме: "Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка через использование ситуативных картин".

При изучении иностранного языка большинство учащихся испытывает  трудности в применении своих знаний на практике. Имея достаточный словарный запас по теме, владея определенными грамматическими ст...

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников

Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников на примере  анализов художественных текстов...

Презентация «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка через использование универсальных карточек»

   Карточки являются наиболее побуждающим к домысливанию, к соответствующим высказываниям, легко привлекают и удерживают внимание, т.е. к развитию творческого мышления параллельно с р...