Формирование коммуникативной компетенции как основы речевого поведения учащихся через использование ИКТ
статья по русскому языку (9 класс) по теме

Омехина Татьяна Анатольевна

Статья представляет собой выступление на августовской педагогической конференции, посвященной освоению ФГОСов. В статье указано, что современные школьники  испытывают серьезные затруднения в умении общаться.

Наша задача - сформировать коммуникативные навыки у учащихся средствами ИКТ. Компьютер, интернет из наших врагов должны превратиться в активных помощников в учебно-воспитательном процессе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл edinyy_metodden.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной компетенции

как основы речевого поведения учащихся

 через использование  ИКТ

Омехина Т.А.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Образование – это то, что остается,

когда забудешь все, чему учили в школе.

А.Эйнштейн

В настоящее время, наблюдая за коммуникативной культурой и речевым поведением школьников, мы можем сделать вывод о том, что коммуникативные навыки и речевая культура учащихся развита недостаточно. Школьники затрудняются в монологическом высказывании, не могут дать развернутый ответ на вопрос и аргументировать его, не умеют вести дискуссию, беден словарный запас учащихся.

В последнее время значительно изменилась область социализации современной молодежи.

Обстановка во многих семьях, а также увлечение школьников компьютерами, просмотром телепередач, слушаньем музыки ведет к потере общения между людьми, что отрицательно сказывается на формировании коммуникативных навыков.

Подростки часто объединяются в группы согласно интересам и музыкальным пристрастиям, зачастую это сводится не к общению, а к совместному проведению времени, так называемому «бескоммуникативному» общению. Дискуссии, обсуждение каких-то проблем, обмен мнениями, споры в таких группах не культивируются, это ведет к потере общения, либо коммуникативное общение становится бедным или вообще отсутствует, что приводит к потере речевых контактов.

Практика же показывает, что овладение коммуникативной компетенцией, свободное владение яркой образной речью в общественно-политической жизни, профессиональной сфере востребованы даже больше, чем раньше, иногда от этого зависит успешность личности.

Учащиеся старших  классов испытывают серьезные затруднения в умении коммуницировать. Им трудно свободно говорить перед классом, делать сообщения, излагать материал последовательно, использовать при ответе план. Можно отметить затруднения в умении слушать других, ждать возможности высказать свое мнение. Учащиеся испытывают дискомфорт на уроках, которые напрямую связаны с их речевой компетентностью.

Школа призвана восполнить у учащихся дефицит общения, создать благоприятные условия для формирования коммуникативных навыков.

Напомню, что коммуникативная компетенция состоит из трех составных частей:

1) способность взаимодействовать с другими людьми (сотрудничество);

2) способность понимать чужой текст (многоаспектно);

 3) готовность создавать свой текст (высказывание) в ответ на чужой текст (многоаспектно).

Наша задача - сформировать коммуникативные навыки у учащихся средствами ИКТ. Компьютер, интернет из наших врагов должны превратиться в активных помощников в учебно-воспитательном процессе.

Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. в деятельности возникает:

  • осознание необходимости общения;
  • потребность использования речи;
  • формируется речевое поведение .

В своей учебной практике я стараюсь использовать самые разнообразные задания, способствующие формированию коммуникативных навыков учащихся.

Не скрою, что большинство заданий я использую со страниц сетевых конкурсов ВИКИ-Владимир, где последние годы участвую с командой своего класса.

1. Создание презентации учащимися стало для нас достаточно банальным заданием. Данный вид работы относится к деятельностным формам взаимодействия пользователя с ЭОР. Но, к сожалению, многие учащиеся просто скачивают готовые презентации с интернета. Чтобы этого избежать, прошу учащихся выполнить по 3-4 слайда по главам параграфа. Перед уроком составляется презентация, и каждый учащийся комментирует свой участок работы. Особенно удачные презентации получаются по биографиям писателей.

2.Так же в начале работы над объемными темами предлагаю составить каталог полезных ссылок. Представляя свои находки, учащиеся дают характеристики найденным ресурсам, оценивают их образовательный потенциал.

3.Современные школьники испытывают определенные трудности при чтении поэтических текстов: цельный художественный образ не рождается в их воображении. Им трудно ответить на "простой" вопрос: о чем стихотворение? что хочет сказать читателю автор? На помощь опять приходят ИКТ-технологии: подбор музыкального сопровождения, видеоряда к художественному тексту помогут учащимся эмоционально откликнуться на авторский посыл. Образец  может быть представлен учителем, а потом учащиеся самостоятельно справляются с этим видом работы.

4.Самая трудная для учащихся составляющая коммуникативной компетенции - готовность создавать свой текст (высказывание) в ответ на чужой текст. Участвуя в сетевом проекте "Дети в интернете", команда моих учеников провела опрос среди своих друзей, учителей, родителей (вопросы для опроса: часто ли бываете в сети? чем занимаетесь во всемирной паутине? есть ли негативный опыт общения, мошенничества в сети? знаете ли и соблюдаете ли вы правила сетевого этикета? и др.), проанализировали ответы, сделали выводы о том, что такое сегодня сеть Интернет. В результате получилось интересное социологическое исследование с элементами художественного текста. А успех заключался в грамотном алгоритме действий, предложенном разработчиками проекта.

5.Составление монологического высказывания с использованием опорных слов - тоже традиционное для нашей практики задание, но с использованием ИКТ оно превращается в увлекательное занятие, результатом которого хочется поделиться с одноклассниками. Сейчас для данного вида работ используется термин "цифровое повествование". 

6.Безусловно, самым ярким, но и самым трудоемким видом работы является съемка фильма по самостоятельно написанному сценарию. Вот, где реализуется коммуникативная компетенция и учащихся и учителя в полной мере. Несколько раз мы участвовали и становились победителями в конкурсах социальной рекламы.

7.Абсолютно новый прием в нашей педтехнологии - флэшмоб ( это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится.. ). Лучше всего эту акцию проводить в качестве рефлексии на какое-либо событие (классное, школьное, городское и т.д.).

Итак, рассмотрев методические приемы реализации коммуникативного подхода к обучению, средства и условия его реализации, мы можем сделать вывод, что в распоряжении творчески работающего учителя имеются большие резервы для стимулирования интереса учащихся к овладению нормами современного литературного языка.

В процессе работы у учащихся появляется чувство внутреннего вознаграждения, прежде всего от выполняемой работы, а не от результата и от внешней оценки учителя. Учитель также находится в постоянном творческом поиске, поддерживает специальные коммуникативные компетенции не ниже уровня учащихся .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему : "Формирование коммуникативно-речевых умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках письма и развития речи.

*«Формирование коммуникативно-речевых умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках письма и развития речи»....

Пути и средства формирования навыков коммуникативного общения и культуры поведения у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Доклад:а) развитие мотивов общения;б) развитие средств общения;в) совершенствование форм общения....

Описание опыта работы по теме: «Формирование и развитие навыков социального поведения и речевого общения у детей с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основн...

Формирование УУД. Способы и приемы формирования коммуникативно - речевых УУД на уроках русского языка и литературы.

В работе рассматриваются важные вопросы, связанные с введением ФГОС, анализируются приемы формирования коммуникативно - речевых УУД на уроках русского языка и литературы, педтехнологии, отвечающ...

Использование приёмов технологии « Развитие критического мышления» на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как условие формирования коммуникативно - речевой компетенции учащихся с депривацией слуха

В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие детей. Такой подход обращает школу к личности ребёнка, к его внутреннему миру, где таятся ещё неразвитые способност...