Главные вкладки

    Формирование УУД. Способы и приемы формирования коммуникативно - речевых УУД на уроках русского языка и литературы.
    статья по русскому языку на тему

     В работе рассматриваются важные вопросы, связанные с введением ФГОС, анализируются приемы формирования коммуникативно - речевых УУД на уроках русского языка и литературы, педтехнологии, отвечающие требованиям нового стандарта.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_uud._sposoby_i_priemy_formirovaniya.docx73.65 КБ

    Предварительный просмотр:

     Способы и приёмы формирования коммуникативно – речевых УУД на уроках русского языка и литературы»

        Часто мы слышим: "Ребенок познает мир". Познавая окружающий мир, ребенок активно изучает его. Что значит активно? Трогает, пробует на вкус, вдыхает запах, ломает, строит,  задает вопросы, то есть совершает какие –то действия с предметами или явлениями в окружающей среде. Совершает их, потому что ему это интересно, а если интересно, то он

    хочет узнать, как это устроено, из чего состоит. Для этого ребенок будет находить способ,  который поможет ему что-то узнать. При этом ребенок испытывает много трудностей, препятствий в своих действиях. От активного процесса познания у ребенка быстро формируются новообразования. Формирование универсальных учебных действий составляет важную задачу образовательного процесса и составляет неотъемлемую часть фундаментального ядра общего образования.

    Русский язык обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Овладение универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными) дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

        В Федеральном законе «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года сказано: «Общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования». В данном документе, как и в других программных документах по модернизации, речь идет об изменении цели современного  образования. Традиционный  «знаниевый» подход  не соответствует требованиям общества, которому необходим человек, способный адаптироваться в современном  мире. Именно успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире. Воспитание и образование – единый процесс, направленный на развитие  умений, навыков, формирование     информационно грамотной личности, способной к саморазвитию и самоопределению.  

    В наше время информация, информационные процессы и технологии являются важнейшими составляющими жизни человека, происходит становление информационного общества. Изменяется и сам человек - его потребности, интересы, взгляды, ценностные установки. С раннего возраста ребенка окружают различные технические средства, на него обрушивается поток разнообразной информации. Проблема заключается в том, что  компьютерная грамотность  и доступ к информации не формируют информационных умений (поиск, переработка, осознание,  применение), систему личностных ценностей. Учителя, как одни из главных субъектов образовательного  процесса, должны не только осознать изменение социальных потребностей, но и формировать  новые качества у обучающихся.

           Федеральный государственный образовательный стандарт   основного общего образования устанавливает требования к предметным, метапредметным, личностным  результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Учебные предметы «Русский язык» и «Литература» вносят значительный вклад в формирование всех универсальных учебных действий, которые реализуют «целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося носят надпредметный, метапредметный характер». Русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно родной язык - это основа формирования и развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности. 
    В частности на уроках русского языка есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий. И эту возможность надо использовать.

        Приоритетным направлением Федеральных государственных образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей – обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. “Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин”.

     Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова. Термин “универсальные учебные действия” можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

    В этих подходах учебная деятельность сама становится предметом усвоения. Концепция универсальных учебных действий учитывает опыт компетентностного подхода, в частности, его акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки. Системно-деятельностный подход предполагает анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки. Развитие универсальных учебных действий “строится по формуле: от действия – к мысли”.

    В Федеральных государственных образовательных стандартах отмечается, что деятельностный подход “позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования”. В связи с этим акцент здесь делается на такие виды развития как личностное, социальное, познавательное, коммуникативное.

    Личностные результаты:

    понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

    осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;

     достаточный объём словарного запаса,  усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

    Коммуникативные универсальные учебные действия  как метапредметные результаты:

    строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

    владеть всеми видами речевой деятельности;

    адекватно воспринимать  устную и письменную речь; владение разными видами чтения;

    точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

    соблюдать  в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.

    Познавательные универсальные учебные действия как метапредметные результаты:

    формулировать проблему;

    выдвигать аргументы;

    строить логическую цепь рассуждения;

    находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;

    осуществлять библиографический поиск;

    извлекать необходимую информацию из различных источников;

    определять основную и второстепенную информацию и т.д.

    Регулятивные универсальные учебные действия как метапредметные результаты:

    ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

    планировать последовательность действий и при необходимости изменять её;

     осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.

    Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку:

    представление об основных функциях языка;

     понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

     усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

     освоение базовых понятий лингвистики:  язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, стили речи, язык художественной литературы, жанры речи, типы речи; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

    овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка(орфоэпическим, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

     опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

    проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

     понимание коммуникативно – эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

     осознание эстетических функций родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

    Результаты, не подлежащие  формализованному итоговому контролю и аттестации:

    - ценностные ориентации выпускника, которые отражают его  индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические   взгляды, политические предпочтения и  др.); 
    - характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность,  гуманизм и др.); 
    - индивидуальные психологические характеристики личности

    Результаты, которые подлежат проверке и аттестации:

    научные знания и представления о природе,  обществе,    человеке, знаковых и информационных системах;

    умения учебно-познавательной, исследовательской,   практической деятельности, обобщенные способы   деятельности;

    коммуникативные и информационные умения;

    умение оценивать объекты окружающей  действительности с определенных позиций

    способность к контролю и самоконтролю;

    способность к творческому решению учебных и практических задач.

            Деятельностное содержание  – компетентностный подход

    Подход

    Основной 
    результат 
    обучения

    Примеры 
    типичных форм контроля

    Пример 
    контролирующего задания

    Знаниевый

    Владение знаниями

    Экзамены по билетам, тест

    Дать развёрнутый ответ на вопрос

    Зуновский

    Владение умениями

    Изложение 
    Сочинение

    Продемонстрировать владение видами речевой деятельности

    Компетентностный

    Готовность 
    использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации

    Ранее не встречавшееся задание, защита проекта, презентация достижений

    Продемонстрировать результаты самостоятельной работы исследовательского характера

    Деятельностный подход:

    Каждый раздел курса должен быть представлен в  тематическом плане не только в знаниевой, но и в деятельностной форме, т.е. наличие 2 блоков: 
    - первый-перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования; 
    - второй – перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе уточнения данных понятий.

    Идеология ФГОС – компетентностный подход

    Компетентностный подход в преподавании русского языка – это направленность на взаимосвязанное формирование и развитие:

     коммуникативной;

     языковой и лингвистической;

    культуроведческой компетенций.

    Преподавание русского языка на уровне современных требований – это реализация когнитивно-коммуникативного аспекта – выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку, в связи с чем:

    целесообразно шире использовать работу с текстом;

    отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой;

    обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;

    учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров;

    регулярно проводить многоаспектный анализ текста.

    Стратегии смыслового чтения, сформулированные ФГОС

    Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

    Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

    Работа с текстом: оценка информации

    Для методики современного урока русского языка актуальными являются:

    практическая ориентированность;

    достижение результатов на предметном и метапредметном уровне;

    направленность на формирование различных способов деятельности;

    формирование функциональной грамотности;

    компетентностный подход (коммуникативная, лингвистическая, культуроведческая.

       Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.

    Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным!

    Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

     

    Типы уроков для формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы:

    интегрированный урок

    урок-исследование

    урок-игра

    урок-праздник

    урок-путешествие

    урок-презентация

    урок-творческая мастерская

    олимпиады

    интеллектуальные игры

    проба пера

    интеллектуальный марафон учеников

    Сформированность качественно новых образовательных результатов возможна лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно–познавательную деятельность. Именно деятельностный метод обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения. Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия, поэтому для развития личности обучающихся, формирования у них деятельностных способностей необходимо включать их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. Решение любой проблемы проще, если оно хорошо структурировано, прописано в виде пошагового алгоритма:

    1. Целеполагание.
    2. Мотивация.
    3. Практическая значимость знаний и способов деятельности.
    4. Отбор содержания.
    5. Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности.
    6. Построение каждого этапа урока по схеме: постановка учебного задания – деятельность обучающихся по его выполнению –
    подведение итога деятельности – контроль процесса и степени выполнения – рефлексия.
    7. Использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с
    учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
    8. Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока
    9. Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися.
    10. Организация парной или групповой работы
    11. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля.
    12. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.
    13. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной
    мотивации.
    14. Минимизация и вариативность домашнего задания.
    15. Обеспечение психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке.

    ФГОС среднего общего образования.

                                   Примерная структура каждого типа урока по  Ф ГОС

     1. Структура урока усвоения новых знаний:

    1) Организационный этап.

    2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    3) Актуализация знаний.4) Первичное усвоение новых знаний.

    5) Первичная проверка понимания

    6) Первичное закрепление.

    7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

    2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления.

    1) Организационный этап.

    2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

    3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    4) Первичное закрепление

    § в знакомой ситуации (типовые)

    § в изменённой ситуации (конструктивные)

    5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

    6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

    3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

    1) Организационный этап.

    2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

    3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    4) Актуализация знаний.

    § с целью подготовки к контрольному уроку

    § с целью подготовки к изучению новой темы

    5) Применение знаний и умений в новой ситуации

    6) Обобщение и систематизация знаний

    7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

    8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

    4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

    1) Организационный этап.

    2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    3) Актуализация знаний.

    4) Обобщение и систематизация знаний

    Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

    Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

    5) Применение знаний и умений в новой ситуации

    6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

    7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

    Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

    5. Структура урока контроля знаний и умений

    1) Организационный этап.

    2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

    Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

    4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

    6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

    1) Организационный этап.

    2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

    В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

    4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

    7. Структура комбинированного урока.

    1) Организационный этап.

    2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    3) Актуализация знаний.

    4) Первичное усвоение новых знаний.

    5) Первичная проверка понимания

    6) Первичное закрепление

    7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

    8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

      В образовательной области “Филология” приоритетным является коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском родном языке, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б., Эльконина, П.Я. Гальперина.

    Критерии результативности урока при системно–деятельностном подходе:

    1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

    2. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

    3. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

    4. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

    5. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). 6.Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

    7. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

    8. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

    9. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

    10. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

    11. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие “учитель – ученик” (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

    Показатели эффективности урока:

    1. Целеполагание (реализация деятельностного способа целеполагания)

    1.1. Формулирование целей урока в совместной деятельности педагога и обучающихся или постановка целей урока обучающимися самостоятельно.

    1.2. Формулирование диагностической цели урока (диагностическая цель – цель, о факте достижения которой можно судить однозначно)

    1.3. Ясность, чёткость, конкретность цели урока и степень её соотношения с результатом.

    1.4. Постановка общей цели урока или частных задач к каждому этапу.

    2. Создание на уроке условий для формирования у обучающихся готовности к саморазвитию.

    2.1. Планирование деятельности обучающихся на уроке и степень их включённости в этот процесс.

    2.2. Выполнение плана деятельности обучающихся на уроке и обеспечение результативности урока для развития обучающихся.

    2.3. Реализация рефлексии деятельности обучающихся на уроке и оценивание уровня собственного продвижения по учебному материалу.

    2.4. Организация и реализация на уроке различных видов деятельности обучающихся (слушание, чтение, письмо, говорение, аудирование, моделирование, прогнозирование, проектирование, конструирование, исследование, обобщение, анализ, синтез, сравнение, классификация, сопоставление, проведение аналогии, диагностирование, самостоятельная деятельность и др.)

    2.5. Побуждение обучающихся к саморазвитию через формулирование (выбор) домашнего задания.

    3. Проектирование и конструирование на уроке социальной среды развития обучающихся.

    3.1. Реализация на уроке содержания учебного материала как системы научных понятий (научность содержания материала, следование УМК)

    3.2. Дифференциация и индивидуализация на уроке учебного материала по сложности и объёму.

    3.3. Целесообразность выбора формы урока (внешняя форма: урок – мастерская, экскурсия, путешествие, суд, семинар, лекция и др., внутренняя форма: изучение нового материала, повторения, обобщения, комбинированный, развития речи, урок по определённой технологии) и формы организации деятельности детей (фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная и др.)

    3.4. Целесообразность использования технического, дидактического, наглядного оснащения учебного занятия.

    4. Создание на уроке условий для активной учебно–познавательной деятельности обучающихся.

    4.1. Реализация на уроке компонентов учебно –познавательной деятельности (цель, мотив, постановка учебной задачи, содержание, учебные действия, контроль (самоконтроль), оценка (самооценка).

    4.2. Формирование (развитие) на уроке универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)

    4.3. Формулирование и решение на уроке познавательных задач, направленных на продуктивную деятельность обучающихся.

    4.4. Построение урока с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

    4.5. Умение создать атмосферу доверия, психологической безопасности, одобрения, поддержки, сотрудничества, здоровьесбережения.

    Новым смыслом урока является   решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную  познавательную деятельность. Проблемный характер урока  с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения  решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.

    Большую помощь при формировании УУД на уроках русского языка и литературы, особенно для самостоятельной работы, играют рабочие тетради.

    Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс, в 2-х частях, Ефремова .

    В данной тетради рассматриваются задания разного уровня сложности, ведется работа с языковым материалом, ученикам предлагается самостоятельно сделать выводы после прочитанного текста, сформулировать вопросы, подтвердить мысль примерами из текста. Таким образом, УМК направлено на достижений требований, предъявляемых к обучающимся на итоговой аттестации.

         Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского языка в 5 классе осуществляется на основе работы с лингвистическими текстами. В учебниках по русскому языку читательская грамотность формируется на основе работы со сплошными и несплошными текстами (таблицами, схемами, объявлениями, и.т.д.) Эти тексты требуют несколько иных читательских навыков, так как, содержат особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи (название граф, таблиц, цвет, шрифт).

    Именно поэтому для современного этапа развития методики преподавания русского языка актуальным является развитие читательских умений на основе схем-таблиц как формы предъявления лингвистической информации.

    УМК по русскому языку Т.А.Ладыженской  позволяет решать задачи по развитию читательской грамотности:

    - понимать коммуникативную цель чтения текста;

    - фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, полного или сжатого пересказа (устного или письменного);

    - определять основную мысль текста;

    - дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;

    - выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления или аргументирующую выдвинутый тезис;

    - комментировать и оценивать информацию текста.

       Возникающие проблемы обучения связаны, в первую очередь, с неподготовленностью обучающихся к слушанию и недостаточным владением способами обработки информации, поэтому  на  современном уроке учителю необходимо создавать условия и направлять деятельность своих учеников на приобретение знаний в процессе собственной деятельности на уроке. Каждый учитель определяет для себя формы, методы, приёмы, технологии, которые ему позволяют качественно приготовить урок, тогда и знания учащихся будут качественными.

         Современный урок должен формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют занимательность изложения, необычная форма преподавания материала, эмоциональность речи учителя, умелое применение педагогом поощрения и порицания.

    Особое значение приобретает выполнение школьниками учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность. Самостоятельная работа, по сути, есть форма самообразования. Понятие самостоятельной работы ученика в современной дидактике обязательно соотносится с организующей ролью учителя. Для самого школьника самостоятельная работа должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность.

      Популярно и актуально на сегодняшний день проблемное обучение, в котором существует особый вид урока – урок-исследование. Одним из возможных способов повышения эффективности и выбора проблемы исследования является опорный конспект, который по своей сути представляет вторичный текст, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного. При этом могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу. Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах. Опорный конспект составляется учителем для учеников или детьми или совместными усилиями учителя и детей в диалоге. Таким образом, умение составлять опорный конспект - одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний.

    Самой популярной педагогической технологией в современном преподавании становится метод проектов с использованием ИКТ, так как он направлен на повышение эффективности урока. На таких занятиях учитель предъявляет школьникам ту или иную проблему для самостоятельного исследования, хорошо зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуются в ходе ее решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности. Кроме этого, использование ИКТ позволяет расширить словарный запас, помогает обрести уверенность в себе, реализует личностный потенциал ребёнка.      Предметы русский язык и литература дают большие возможности для работы с использованием ИКТ, так как именно на этих уроках мы непосредственно работаем со словом, предложением, текстом; учим детей составлять планы, конспекты, аннотации и рецензии информационных сообщений; аргументировать свои высказывания; воспитываем у учащихся бережное уважительное отношение к слову.

       Обращение к ИКТ может иметь ряд проблем, одной из которых становится бездумное скачивание материала с Интернет – сайтов; в этом случае предварительно  обговариваем с детьми условия эффективной работы по созданию исследования: степень изученности темы, языковое оформление, форма подачи. Таким образом, у ребенка повышается интерес к предмету  и заинтересованность в достижении более высокого результата.

       Развитию коммуникативно – речевых  УУД  на уроке способствует применение  следующих  современных педагогических технологий:  технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа,  дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность. Важно, чтобы  учитель формировал современный урок , где он  вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.    

       На уроках русского языка я  использую типовые задачи, нацеленные на развитие коммуникативных учебных действий, например:

    «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени существительном». Построить свой рассказ тебе поможет план. Помни, каждую свою мысль нужно подтвердить примером».

    «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения, где обращаются друг к другу сказочные герои».

    «Найди и выпиши слова, которые… В первом предложении автор играет словами. Ты заметил? Прочитай их».

    На уроках, работая с  новым  материалом,  приглашаем учащихся понаблюдать, сравнивать, выявить закономерность и на этом основании сделать свое открытие нового. Также интересна игра «Давай подумаем». Ученикам предлагается подумать, чье рассуждение является правильным, или задается вопрос «А как ты думаешь?».

       Большое внимание в ФГОС уделяется и вовлечению обучающихся во внеурочную деятельность. В 2014-2015 учебном году  мой ученик работал над проектом «Посёлок Троицкий   в творчестве местных писателей и поэтов». Результатом  его деятельности стала презентация по вышеобозначенной теме, с которой он выступил на школьном семинаре. Расширение кругозора, знакомство с историей своего края, возможность реализовать свой творческий потенциал, совершенствование речевых умений, адаптация в социуме – главные критерии развития личности , необходимой современному обществу.

       Развивающее обучение также лежит в основе современного урока, так как  урок развивающий  направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности.

      Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии, я использую различные приёмы рефлексии: пятиминутное эссе; синквейны; метод незаконченного предложения; высказывание в форуме, свободное высказывание, смайлики.

        Предлагаемый подход к преподаванию русского языка и литературы имеет ряд преимуществ:

    - учащиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Происходит это в привычной обстановке микрогруппы, в которую объединяются учащиеся.  Состав микрогрупп я меняю, т.к. столкнулась с проблемой  «дружеского участия», когда ребёнок (по разным причинам) не желает или не может выполнять работу, одноклассники оценивают его деятельность наряду с другими участниками микрогруппы, чтобы не снизился результат ; это приводит к тому, что дети  уходят с урока неудовлетворёнными  и  занятие  в целом проходит для них бесполезно.  В этом случае очень важно мастерство учителя и  систематическое ведение групповой работы, т.к. обучающиеся будут осознавать свою ответственность перед одноклассниками. Работа в микрогруппах постепенно раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку. Идет формирование личности, способной оценить ситуацию, увидеть проблему, принять решение, реализовать его и нести ответственность за свой выбор.

     Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа в парах. Реализовываться она, например, может так. Ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем — он должен выполнять это задание, а другой — контролером — должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем,  становится контролером, а контролер — исполнителем. Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля.

        Особое место в формировании УУД на уроках русского языка и литературы хотелось бы отвести театрализации как одной из форм групповой деятельности учащихся. Пятиклассники, к примеру, с удовольствием инсценируют басни А.И. Крылова, самостоятельно создают декорации, костюмы. Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение — сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др.  

       Немаловажную роль в воспитании внимательного читателя играют и читательские интересы семьи, поэтому в выполнение домашнего задания можно включить родителей .  Я использую такие задания как , например, прочитать рассказ, составить вопросы (составляют вместе с родителями); рассказать о любимой книге мамы , прочитать текст, ответить на вопрос (смыслового характера); составить словарь устаревших слов (по сказке Пушкина); зашифровать текст и др.

        Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально-ценностной позиции учащихся. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста:

    «Чтение с пометками»,  «Чтение с остановками» .

     «Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:

    Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

    Что вы почувствовали, прочитав эту часть?  Какие ощущения у вас возникли?

    Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

    Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

    Работа с текстом

    Задание «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы, анализировать, интерпретировать текст. Например:

    Кто...?        

    Что...?

    Когда...?

    Как звать...?

    Согласны ли вы ...?

    Верно ли ...?

    Кроме этого, важно, чтобы ребенок составлял содержательные ( по содержанию текста) и смысловые (помогающие выявить суть текста) вопросы. Это помогает лучше понять текст, разобраться в стилевых особенностях произведения.        

    Составление кластера.  Кластер  - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

    Для разнообразного контроля знаний учащихся текстов художественной литературы можно использовать игровые технологии. Например, при изучении поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», провожу такую игру: в  центре доски рисую силуэт книги, в середине пишу название поэмы, рисую стрелочки, которые отходят от рисунка, ученики должны заполнить стрелочки словами из поэмы, другие — объясняют, в каком эпизоде встречается то или иное слово. Например, слова: "шапка, меч, русалка, пещера, кольцо, доблестный, финн, Наина и т.д."

    Дискуссия. Еще одно средство формирования универсальных учебных действий школьников на уроках русского языка и литературы. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Наиболее удобное время для этого — основное звено школы (5-8 классы). Следует обратить внимание на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной письменной дискуссии: четко письменно излагать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно, задавать вопросы на понимание, вступать в спор с автором письменного текста в ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю.

    Синквейн подходит для обобщения материала.

    Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:

     

    Герасим
    незлопамятный, трудолюбивый
    заботится, любит, работает
    не должен страдать из-за жестокости
    человек

            Используя на своих уроках групповую работу, я пришла к выводу, что многие ученики, не очень уверенные в своих силах, в микрогруппе чувствуют поддержку одноклассников и сами моделируют свою деятельность, ставят цели, реализуют их на уроке. Т.е., ребенок, не получая информацию в готовом виде, а добывая  знания  сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей,  коммуникативных способностей, общеучебных умений.

      Большие возможности для формирования коммуникативно – речевых УУД дают ИКТ. С  их помощью дети создают презентации к уроку, работают со словарями, биографическим материалом писателей и т.д. Я широко использую ИКТ на уроках развития речи, например, при подготовке к сочинению по картине. На последнем слайде  презентации к уроку располагается  лучшее сочинение, которое выбирают сами ученики, оценив работу одноклассников по заранее обговоренным критериям.

                  Коммуникативные УУД предполагают владение всеми видами речевой деятельности, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и  выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета.

                Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции:

    1. Речь и речевое общение.

                Речь устная и письменная, монологическая (повествование, описание, рассуждение, сочетание видов монолога) и диалогическая.

    2. Речевая деятельность.        

                Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Понимание информации текста, передача содержания. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности.

    3. Текст.

                Текст как речевое произведение. Тема, микротема. Виды переработки текста (план, конспект, аннотация). Анализ текста.

    4. Функциональные разновидности языка.

                Стили речи, сфера употребления, стилевые жанры.

                Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в школе.

    Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.

    Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. "Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.

                По моему мнению, именно применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, учащиеся работают над  практическим применением знаний. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ.

                            Формирование коммуникативных и языковых компетенций.

    Компетенции

    Общепредметные компетенции

    Русский язык

    Коммуникативная компетенция

    Устный диалог

    Задавание вопросов собеседнику.
    Конструирование ответа на вопрос.

    Диалог в письменной форме

    Самопрезентация в форме резюме.

    Полилог(коллективная дискуссия)

    Ролевая форма представления текста произведения.

    Языковая компетенция

    Письмо

    Орфографическая и пунктуационная грамотность.
    Составление документации.

    Речь

    Орфоэпические нормы.

    Чтение

    Выразительность, эмоциональность, чёткось.

     

    Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:

    умений понять тему сообщения, логику развития мысли,

     извлечь нужную информацию (полно или частично),

     проникнуть в смысл высказывания — слушание;

    навыков изучающего чтения;

     умений ведения диалога и построения монологического высказывания — говорение;

    умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания,

    собирать и систематизировать материал,

     составлять план, пользоваться различными типами речи,

    строить высказывание в определенном стиле,

     отбирать языковые средства,

    совершенствовать высказывание — письмо, говорение,

    Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли.

    Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения, общие для всех видов деятельности.

    Речевая деятельность, как деятельность творческая, по данным многочисленных исследований, представляет собой многоярусный механизм, сущность которого вытекает из особенностей человеческой деятельности. Всякая человеческая деятельность, в свою очередь, характеризуется структурностью, то есть состоит из определенной последовательности действий, которые организуются таким образом, чтобы при наименьшей затрате времени достичь определенной цели. «Чтобы полноценно общаться, — пишет А.А. Леонтьев, — человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения — оно будет неэффективным». 

          Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом. Существует большое количество видов анализа текста на уроке русского языка: культурологический, литературоведческий, лингвистический, лингвосмысловой и комплексный. Работая с текстом, я часто использую комплексный анализ, т.к. он позволяет повторить все разделы русского языка, вспомнить ранее изученный материал, побуждает учащихся к использованию дополнительных ресурсов (словари, интернет, энциклопедии и дл.)

    Формы работы с текстом:

    синтаксическая пятиминутка;        

    включи воображение;

    напиши подобно;

     дополнительное задание к диктанту;

    составление таблицы.

     Начинаю урок с синтаксической пятиминутки, в ходе которой повторяются темы «Главные и второстепенные члены предложения», «Части речи», «Пунктуация» (например, из слов, данных вразброс, составляются словосочетания, выделяется главное,  зависимое слово. Затем полученные словосочетания объединяются в предложения, определяется тип предложения, расставляются знаки препинания. Позже предложения связываются в текст.) Дальше ведется работа по опознанию орфограмм, условиям их выбора и т.д.

    Что же такое лингвистический анализ текста? По определению М.Р.Львова, лингвистический анализ текста — это вид языкового анализа, целью которого является «выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание литературно-художественного произведения», а также «выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия». По словам  Л.В. Щербы, цель такого анализа — учить «читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русский язык писателей... и поэтов». Задачи лингвистического анализа текстов: помочь осмыслить идею и сюжет произведения; показать художественные средства, использованные для достижения своей цели; обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. Чтобы понять художественное произведение, оценить его по достоинству, надо к нему «приблизиться», проанализировать его язык, понять, как живут, употребляются в нем языковые средства (фонетические, лексические, словообразовательные и грамматические).

     Об этом я говорю на уроках с детьми, мотивируя их побуждение к деятельности, к работе над словом. Лингвистический анализ текста  связываю  с такими понятиями, как текст, средства связи, речевое оформление. Веду подбор слов – синонимов, антонимических пар, слов – паронимов. Это  помогает мне совершенствовать работу по подготовке к ЕГЭ, расширять словарный запас учащихся, готовит их к жизни в обществе.    

        К лингвистическому анализу текста сегодня обращаются многие методисты, преподаватели вузов, учителя школ (Т.В. Кузнецова, автор-составитель программы по лингвистическому анализу художественного текста для школ, гимназий и лицеев гуманитарной направленности; В.В. Бабайцева, Л.В. Лисоченко, и др.).  Очень  важно первое впечатление от прочитанного: обсуждение первичного понимания, смыслов, рождённых сразу же после прочтения текста. Их можно зафиксировать, чтобы ученики могли в конце урока увидеть разницу между пониманием первым (чаще поверхностным), и пониманием, полученным в результате расшифровки, «разгадывания тайн» текста. Тайны, раскрытые в тексте, заставляют работать мышление и выходить на идею. В результате ученики начинают видеть и осознавать средства языка: единицы языка, единицы художественной речи, термины и т.п. Если ученики начнут понимать, как автор создаёт своё произведение,  будут учиться у писателей, анализируя их тексты, мастерству владения родным языком, то и сами  станут следить  за своей собственной речью. Для отслеживания результатов каждый ребенок в тетради  ведет таблицу «Мои результаты», в  которой отмечает изменения в речевом составе своих письменных работ.

    Следующий этап – анализ текста. Здесь требуется особая внимательность.

    Процесс понимания текста происходит  «по шагам»:

    эмоция «включает» интерес, который «запускает» любознательность. Значит, важен этап организации мотивации . Интерес включает внимание, которое формирует готовность к восприятию. Здесь необходим этап целеполагания,

    формулируется цель. Методически целесообраза регулярно организуемая вопросно-ответная беседа.

       Во время анализа текста развивается языковое чутьё и операционный аппарат мышления. Выводы, к которым приходят ученики в результате анализа и обсуждений заданий и отрывков текста, – это выводы о функции языковых средств и о способах их обнаружения.

    Анализ текста, проводимый регулярно,имеет большое значение для развития речи учащихся, формирования умения воспринимать речь других и создавать собственное высказывание.

       Кроме этого, монологическую речь помогают развивать и такие задания как «Третье лишнее», «Зоркий глаз» (на формирование орфографической зоркости с одновременным проговариванием своих действий), ученические диктанты (диктовка ведется самими учениками).

    Формирование коммуникативно – речевых навыков осложняется еще и тем, что дети имеют разный уровень речевого развития и освоения учебного материала. В этом случае  можно обратиться к технологии дифференцированного обучения. Для этого учитель продумывает разноуровневые задания, предлагает ребенку самостоятельно выбрать упражнения (например, задания такого типа: прочитайте правило, найдите в словах для справок примеры для иллюстрации этого правила; в словах выделены приставки(раз-, рас-), подчёркнута первая буква корня, сформулируйте правило, которое будете использовать при написании подобных слов;  даны две группы слов (по правилу «Правописание приставок на –з, -с»), по какому признаку они сгруппированы? Прочитайте правило, проверьте, верно ли вы рассуждали.)

         Учебная лингвистическая задача  помогает учителю осуществить освоение теоретического языкового материала на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности (дидактический принцип методики Л.В. Занкова), в развитии умения последующего практического применения теории при анализе языковых явлений, а также в повышении речевой активности на основе сравнения, анализа и синтеза при описании изучаемого объекта.

    Это особый тип упражнений по русскому языку, выполнение которых протекает в два (или более) действия в условиях самостоятельной познавательной деятельности учащихся, включающей:

    1) анализ внутрипредметных связей языка;

    2) рассуждение-доказательство;

    3) вывод;

    4) поэтапный самоконтроль;

    5) проверку решения.

     

    Как же проходит процесс обучения решению лингвистических задач?

     

    Вначале формулируется задача.

     

    Задание. К какой части речи относится выделенное слово? Докажите. Спишите, расставляя знаки препинания в диалоге.

    Часовой! Который час?  

     Первый ваше благородье!

    Давно ли?

    Часа с полтора ваше благородье.

    (Д.Калюжный)

    Затем предлагается выполнить стимулирующее задание, оцениваются результаты операций, поощряются правильные решения, анализируются ошибки. Если в структуре  запрограммирован поэтапный контроль, то проанализировать выполнение, не допустив при этом ошибок, смогут и сами ученики. С этой целью им предлагается карточка № 1.

     

    Карточка № 1

    Часовой– имя существительное, потому что...

    1) ...; 2) ...; 3) ... .

    Карточки самоконтроля, содержащие решение одного действия, готовятся заранее для каждого ученика. Ученик, не сумевший выполнить первое действие, обращается самостоятельно к карточке № 2 и с ее помощью овладевает необходимым операционным умением.

     

    Карточка № 2

    Часовой – имя существительное, потому что:

    1) обозначает предмет (кто?);

    2) относится к мужскому роду, а также имеет морфологические признаки...;

    3) является обращением.

     

    Поэтапное решение этой задачи формирует у школьников учение сопоставлять части речи, их морфологические признаки, использовать внутрипредметные связи для доказательства и самоконтроля. В результате формируются различные УУД, совершенствуется речевая компетентность, слабые дети могут почувствовать себя гораздо увереннее, если будет возможность использовать «подсказку» из карточки №2.

         Для формирования коммуникативных УУД в старших классах  я использую элементы технологии модульного обучения.  Эта технология основана на самостоятельном добывании школьниками знаний в процессе работы с учебной, научно - популярной или справочной литературой. Такая работа развивает индивидуальные способности каждого ученика, учит самостоятельно достигать конкретные цели в учебно-познавательной деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, осуществлять самоуправление учебной деятельностью на уроках, дух соревнования на уроке увеличивает мотивацию к учебе. В результате даже слабоуспевающие и безразличные к учебе ученики проявляют заинтересованность в собственных достижениях, добиваются успеха;  технология позволяет обеспечивать качественное усвоение материала, повысить успеваемость. Например, в 9-ом классе на этапе усвоения нового материала предлагаю вот такое задание:

    Заполните текст, содержащий теоретический материал (опираясь на параграфы учебника):


    1.Предложения, части которого связаны при помощи сочинительных союзов, называются… .

    2.Предложения, части которого связываются при помощи подчинительных союзов или союзных слов, называются … .

    3.Предложения, части которого связываются только при помощи интонации, называются… .

    Школьники работают самостоятельно с учебником. В добывание знаний включен каждый.

    При подготовке к ОГЭ не менее важны коммуникативные УУД:
    -понимание вопроса задания;

    -владение монологической письменной речью;

    -умение отвечать на поставленные вопросы;

    -умение полно и ясно выражать свои мысли.

    Обучение написанию сочинения-рассуждения – это прежде всего работа с текстом. Работая с текстом В.Лебедевой о матери Терезе, предлагаю ребятам задания, способствующие формированию личностных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий. Это, во-первых, чтение и анализ текста. Один ученик получает опережающее задание: подготовить сообщение о жизни матери Терезы. Обязательно на таких уроках организуется словарно-стилистическая работа: подберите синонимы к выражениям: бескорыстное служение и т.д. Провожу лексическую работу: дать толкование указанным словам. На уроке же составляется словарная статья к слову «подвиг», что в дальнейшем поможет детям справиться с домашним заданием (написанием сочинения по типу ОГЭ -15.3).

    В результате работы над формированием  УУД, в частности, над коммуникативно – речевыми, я достигла следующего:

    1.Результат итоговой успеваемости по русскому языку -100%.

    2.Результаты ЕГЭ по русскому языку: 2012-2-13 учебный год-  54% качества знаний ; 2013/2014- 62%, 2014 – 2015 – 60%

    ОГЭ 2014-2015 – 65% качества знаний. В результате экзамена все ученики подтвердили годовую оценку.

     Наблюдается позитивная динамика качества знаний.

     3.Повысился  интерес  к изучению  русского языка и литературы.

    4. Формируются ключевые компетенции.

        ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

    Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

    - предъявление противоречивых фактов, теории;

    - обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

    - использовать приемы “яркое пятно”, “актуальность”.

    Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.

    Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

    Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования. Если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он сам сможет стать “архитектором и строителем” образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы. Таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.

    Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя, от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

        Таким образом, реализация ФГОС в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:

    1. Использование дифференцированных заданий.

    2. Включение в образовательный процесс ИКТ.

    3. Использование метода проектов.

    4.Работа в группах.

    5. Ориентация на  педтехнологии, позволяющие в большей мере подготовить выпускника, готового работать с информацией        , находить самостоятельные пути решения, и, конечно же, самосовершенствующегося.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы

    Формирование коммуникативной компетентности - одна из главных задач основной школы. Работа содержит теоретические сведения и конкретные рекомендации по организации образовательного процесса...

    Формирование коммуникативных компетентностей учащихся на уроках русского языка и литературы

    Данная статья содержит материал,с которым я выступала перед своими коллегами и рассказывала о том, как я формирую коммуникативные компетентности у учащихся на уроках русского языка и литературы....

    Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

    «Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования...

    Способы и приемы формирования коммуникативно-речевых УУД на уроках русского языка и литературы

    ВведениеПриоритетным направлением Федеральных государственных образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей – обеспеч...

    Способы и приемы формирования коммуникативно-речевых УУД на уроках русского языка и литературы.

    В данной статье говориться о коммукативных универсальных учебных действиях: их видах и способах применения....

    Формирование коммуникативно-речевых УУД на уроках русского языка и литературы

    Выступление на заседании городского методического объединения...