Формирование коммуникативных компетентностей учащихся на уроках русского языка и литературы
статья на тему

Татьяна Николаевна Макарова

Данная статья содержит материал,с которым я выступала перед своими коллегами и рассказывала о том, как я формирую коммуникативные компетентности у учащихся на уроках русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Формирование коммуникативных компетентностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Моя цель как педагога – воспитание личности, обладающей собственной жизненной позицией. Поэтому главные задачи, которые ставлю перед собой, следующие:

- научить детей мыслить;

- научить любить людей и жизнь;

- научить понимать добро и зло;

-развивать коммуникативные компетентности (умение работать самостоятельно, выстраивать деловые отношения с одноклассниками, оценивать свои действия и действия одноклассников, умения слушать и работать с литературой).

За много лет педагогической деятельности у меня выработались принципы, которыми я руководствуюсь:

- принимать ученика таким, каков он есть;

- доверять детям;

- заботиться о каждом ученике, как о личности.

     Для достижения важных целей и решения сложных задач в различных и постоянно изменяющихся ситуациях повседневной, профессиональной или социальной жизни современному ученику необходимо овладеть компетентностями. Изменился в связи с этим вектор  образовательной политики. Целями образования становятся развитие у школьников:

  1. самостоятельности и способности к самоорганизации;
  2. умений отстаивать свои права;
  3. готовности к сотрудничеству;
  4. умений вести диалог;
  5. принятие и понимание других.

Компетенция  в области языка – способность учащихся использовать языковые знания, умения, навыки в различных жизненных речевых ситуациях.

    В настоящее время в теории и практике преподавания языка в школе выделяются следующие компетенции: языковая и лингвистическая, речевая, коммуникативная и рефлексивная. Я подробнее остановлюсь на коммуникативной.

Речевая компетентность

Основная цель на уроках – развитие речевой компетентности путем

   - сравнения,

  1. - сопоставления
  2. - практического использования  нетрадиционных жанров сочинений: статьи, репортажа, письма. (стихи)

На уроках с уч-ся отрабатываем умения правильно определять тему и идею высказывания, анализировать текст и создавать сочинение-рассуждение. Учащиеся учатся моделировать вступления, выражать личностную позицию, заключительную часть сочинения. Сочинение-рассуждение дает возможность проверить разные стороны речевого развития учащихся:

  1. умение и навыки чтения (понимание содержания исходного текста и позиции автора);
  2. умение анализировать языковое своеобразие текста, определять, какими средствами языка автор достигает выразительности речи;
  1. зрелость суждений при истолковании текста, способность обосновать собственную позицию и конкретно выразить ее, если она не совпадает с авторской; умение создавать на основе предложенного текста собственное высказывание в определенном жанре (типа эссе или рецензии); ясно, композиционно стройно, логично излагать свои мысли; пользоваться словарным богатством, разнообразием грамматических форм.

Таким образом, речь идет о необходимости формирования у школьников коммуникативных компетентностей. Эту задачу призвана осуществить технология  ИОСО (индивидуально-ориентированная система обучения), так как она предполагает применение методик КУЗ (коллективных учебных занятий), которые основаны на работе в парах сменного состава.

    « Коммуникативная компетентность сегодня является одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных коммуникативных умений приводит к множеству конфликтов при совместной деятельности.

     Коммуникативная компетентность – это знания, умения и навыки, необходимые для постижения чужих и порождения собственных смыслов, которые должны быть адекватны поставленным целям и конкретным жизненным ситуациям»[1].

Остановлюсь на некоторых методиках, применяемых мною для формирования коммуникативных компетентностей учащихся:

  1. Методика Ривина

Она предназначена для изучения сложных текстов. Перечислю некоторые её особенности:

  1. каждый абзац подробно изучается и обсуждается в паре, что позволяет достаточно качественно усвоить изучаемый материал;
  2. школьники учатся составлять подробный план темы;
  3. в ходе работы содержание каждого пункта плана неоднократно восстанавливается, пересказывается. Это развивает навыки и умения грамотного и последовательного изложения своих мыслей.

  1. Методика взаимопередачи тем.

Она предназначена для изучения теории. Отмечу некоторые особенности этой методики:

  1. каждый учащийся регулярно изучает новую тему самостоятельно (без предварительного объяснения учителем), что развивает необходимые для изучения учебной и научной литературы умения (умение работать с книгой, умение работать самостоятельно);
  2. каждый из учащихся, по необходимости, неоднократно обучает другого некоторой теме. Это развивает умение излагать свои мысли и знания полностью, без искажений, умение научить другого;
  3. регулярное пребывание в ситуации, когда он усваивает  тему по изложению товарища, развивает у учащихся умение слушать, получать информацию, ставить нужный вопрос.

  1. Методика взаимообмена заданиями.

Эта методика предназначена для тренажа решению стандартных, типовых задач и упражнений. Перечислю её особенности:

  1. каждый из учащихся обучает другого, как выполнить то или иное задание, даёт теоретическую консультацию. Это также развивает умение излагать свои мысли, умение научить напарника;
  2. ученик, усваивающий материал по изложению товарища, учится слушать, задавать вопросы.

Также на своих уроках (обычно это уроки литературы) я использую работу в малых группах  с  позиционным разделением, где каждый ученик занимает определённую позицию: командир группы, держатель времени и норм, организатор коммуникации, схематизатор, докладчик. Обычно такую форму работы применяю для решения проблемных или исследовательских заданий на уроке. Так, например, при изучении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» для работы в малых группах было предложено задание: сопоставьте следующие зеркальные  сцены и вы увидите, как с помощью композиционного приёма симметрии высвечивается авторская характеристика и оценка героев.

  1.  Словесная и настоящая дуэль Базарова и Павла Петровича.
  2.  Конфликт Николая Петровича Кирсанова с матерью и с сыном.
  3.  Два приезда Аркадия в дом отца.
  4.  Любовь Павла Петровича к княгине Р. и к Фенечке.
  5.  Сопоставление описаний кабинета Павла Петровича Кирсанова и кабинета Василия Ивановича Базарова.

Работая в малой группе над каким-либо  проблемным заданием, ученики учатся излагать текст лаконично, доступно, учатся задавать вопросы на понимание, а также организовывать коммуникацию  между участниками группы.

Также работу по формированию коммуникативных компетентностей у школьников  провожу при обучении сочинениям разных жанров, т.е. учу детей излагать свои мысли письменно. Для этого я использую различные приёмы. Например, в процессе обучения умению строить текст-рассуждение я применяю графические схемы. Остановлюсь на этом приёме подробнее.

Текст- рассуждение изображается на схеме в виде смысловых блоков: Т-тезис, Д-доказательство, И-иллюстрация. Смысловые связи между тезисом и доказательствами, доказательствами и иллюстрациями показываются графически. Например:

                                                           Т

    ДI                                                        ДII

И1-I                И2-I              И3-I                                        И1-II                        И2-II

Вывод.

        Включение вывода в схему текста было обусловлено тем, что учащиеся часто оставляют текст недописанным, композиционно незавершенным.

        Рассмотрим составленную схему к сочинению по теме «Моё любимое время года».

Вывод: После летних каникул остается много впечатлений. Лето – замечательное время года.

        Опыт показывает, что использование графических схем помогает учащимся избежать большинства ошибок и недочетов в построении рассуждения.

  Большое значение в формировании коммуникативных  компетентностей учащихся имеют компетентностно-ориентированные задания, которые я применяю на уроках.

Структура компетентностно-ориентированного задания:

  1. Введение в проблему (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение, желательна связь с практикой).
  2. Формулировка задания:
  1. Текст задания должен начинаться с глагола.
  2. В тексте задания указано ЧТО делать указано и есть указание на то КАК делать (в зависимости от уровня).
  1. Информация, необходимая для решения данной задачи.
  2. Форма представления результатов выполнения КОЗ (задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания).

Образец компетентностно-ориентированного задания (использовалось на уроке русского языка по теме «Буквы Е-И в корнях с чередованием):

( коммуникативная компетентность, аспект- письменная коммуникация, 2 уровень):

  1. Представь,  что завтра у вас дома будет торжество, к вам придут гости. Мама задерживается на работе до позднего вечера, и кроме тебя некому сделать в доме генеральную уборку.

       Используя  данные словосочетания, а также информацию из текста «Записка»

напиши записку от имени мамы, в которой она просит тебя сделать генеральную уборку в доме:

 Убирать квартиру, запереть балкон, натирать пол, протереть мебель, заблестеть на солнце, расстелить скатерть, зажигать свечи, замереть от восхищения.

«Записка». Это очень короткое письмо, в котором содержится информация о чём-то важном и срочном. Например, уходя из дома, один член семьи может предупредить другого о том, что планирует задержаться. Записка начинается обращением, после которого идёт основная часть – информация. Заканчивается записка подписью, обычно без применения формул вежливости. Как правило, такие сообщения передаются лично в руки или оставляются на видном месте.

  Во всех видах писем части письма выделяются графически. Так, обращение пишут посередине строчки, основную часть пишут во всю ширину, подпись ставят либо с края правой стороны страницы, либо с края левой стороны.

 

   - На выполнение этого задания отводится 5 минут, после чего учащиеся читают  свою работу, комментируя написание слов с изучаемой орфограммой.

   

 Большое внимание на уроках литературы я уделяю различным формам парной работы. Приведу примеры некоторых из них.

       Совместное изучение и пересказ текста в паре:

  1. Прочитай текст по абзацам, попутно составляя его план.
  2. Подготовь пересказ текста по составленному плану.
  3. Распределите в паре роли слушателя и рассказчика: рассказчик выполняет пересказ текста, высказывая своё отношение к прочитанному; слушатель по ходу пересказ заполняет табло, а затем даёт развёрнутую оценку пересказа товарища.
  4. Поочерёдно перескажите друг другу текст, оцените друг друга.

Самостоятельное изучение текста, обсуждение и взаимопроверка в паре:

  1. Прочитай про себя текст.
  2. Какова основная мысль текста?
  3. Выдели непонятные слова.
  4. Найди напарника. В паре:

-сопоставьте ваше понимание главной мысли текста;

-выясните значение непонятных слов;

-задайте друг другу вопросы, направленные на понимание текста;

-обсудите ваше отношение к прочитанному. 

Задача современного учителя не только научить детей читать, но и научить понимать  текст, чувствовать его, видеть за строчками переживания автора, понимать то, о чем он хотел сказать.

  1. Организуя учебный процесс, беру во внимание индивидуальные особенности каждого ученика, чтобы каждый ученик был включен в деятельность, осваивая свои знания, овладевал общими умениями:
  2. - уметь слушать и говорить с пониманием;
  3. - уметь понятно объяснять;
  4. - уметь  читать и писать с пониманием.

  Еще одно средство развития коммуникативных компетенций- понимание художественного текста. 

 При анализе эпического текста провожу следующую работу: при изучении рассказа Толстого «Кавказский пленник»,  прежде всего при сопоставлении двух героев, вдумаемся в их фамилии постараемся понять их смысл: Жилин – потому что он сумел выжить, "прижился", "вжился" в чужую и чуждую для него жизнь; Костылин (от слова костыль- опора при ходьбе) – и сам он словно на костылях, подпорках. Ждал поддержку, помощь от матери. Жилин сумел убежать из плена, а Костылин остался не только и не столько в татарском плену, сколько в плену своей слабости, своего эгоизма.

После прочтения 2-й части «Жизнь аула» главной задачей изучения этой части – организовать работу так, чтобы дети увидели, как главные герои рассказа постигают жизнь татарского аула. Обращаю внимание детей на то, что герои наблюдают эту жизнь "в щелку", видят ее, но не очень понимают. Мы  станем не только наблюдать, но и попытаемся во всем разобраться. Поскольку рассказ Толстого достаточно большой по объему, имеет развернутый непростой сюжет, а читатели наши все-таки еще маленькие, мы  по ходу чтения составляем план произведения, озаглавливаем каждую часть и, конечно же, вычерчиваем систему образов рассказа, размещая в ней всех новых героев, появляющихся в тексте, обозначая их отношение к главным действующим лицам. Для этого используем схему, которую выстраиваем постепенно.

Технология ИОСО создает условия, чтобы общеучебные умения и навыки (ОУУН) учащихся формировались систематически, непрерывно, в определенной логике.  Одним из способов развития творческих способностей является умение работать по схематизации на понимание изученного материала, составления схем по всему материалу, что дает логическое и творческое построение мысли учащихся, но предназначение их иное: они должны помочь разобраться в содержании, проблематике.

Схема на уроке литературы выполняет еще и роль наглядного материала, представляющего собой особую организацию текстового материала художественного произведения в виде графического изображения.    схемы делают анализ текста более объективным, ведь учащиеся ничего не придумывают, берут только то, что есть в произведении, вдумываются в образы, в слова, которыми автор их нарисовал, стараются понять, почему автор употребил именно это слово.

Система образов наглядно демонстрирует главную идею рассказа Толстого, поскольку в ней стали очевидными полное одиночество Костылина и прочные дружеские связи Жилина с множеством героев рассказа.

 На следующем уроке, после того как схема составлена, начинается работа по составлению рассказа-характеристики каждого, особенно главных, героев

Каждая группа получает задание на характеристику героев.

1-я Охарактеризовать Жилина.

2-я Охарактеризовать Костылина.

3-я Охарактеризовать Дину и татар.

Главный проблемный вопрос, который обсуждается  следующем на уроке: почему не удался побег Жилина и Костылина из плена?

Дети читают вслух, обсуждают все обстоятельства, помешавшие побегу; выясняют, что главной причиной неудачи был Костылин, обращают внимание на "нехорошие" мысли Жилина: "И черт меня дернул колоду эту с собой брать!" Показываем, что автор не щадит своего героя, честно показывает его со всех сторон, потому что знает, что мы, люди, бываем малодушными (работаем над этим словом). Как вы понимаете это слово? (Малодушие- отсутствие твердости духа, решительности, мужества. Малодушный- значит слабовольный).И  далее обращаю внимание детей на то, что Жилин преодолевает свои эгоистичные мысли и не бросает товарища. Сравниваем его поведение с поведением Костылина в подобных ситуациях (часть1).Отмечаем изменение отношения татар к русским пленникам, размышляем о причинах и обоснованности этого изменения.  И вот здесь на этом этапе даю работу каждому индивидуально высказать свою точку зрения в письменном виде о возможных вариантах окончания: «Кто из героев сумеет уйти (ведь в названии один пленник)? Как? Кто ему поможет?» И такую же работу даю на обобщающем уроке по рассказу  «Размышляя над дальнейшей судьбой Жилина».

Вот какую работу я провожу с учащимися в классе при изучении лирических стих-й. Поэзия начала XXвека, так называемый Серебряный век русской поэзии, сложная, может быть, в чем-то даже непонятная. В работе с такой поэзией более подходит еще один технологический прием анализа лирики – медленное чтение с остановками на "непонятных" словах.

ЧЕРЕМУХА

Черемуха душистая
С
весною расцвела (1)
И ветки золотистые,
Что кудри, завила. (2)
Кругом
роса медвяная (3)
Сползает по коре, (4)
Под нею зелень
пряная (5)
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится
маленький
Серебряный ручей
. (6)
Черемуха
душистая, (7)
Развесившись, стоит,
А зелень
золотистая
На солнышке
горит. (8)
Ручей
волной гремучею (9)
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

(С.Есенин)

Вопросы и задания

(1)Почему о дереве говорится, как о цветке? Почему автор говорит: "с весною расцвела", а не "весною"?
(2)Почему такое сравнение?
(3)Почему у поэта роса цвета меда?
(4)Автор говорит, что "роса сползает по коре". А если бы поэт сказал "стекает", была бы другая картина?
(5)Что означает слово "пряная"? Почему оно применимо к черемухе? (Запомним цвет этой картины – серебряный!)
(6)Каким нарисован ручей? Каковы его размеры, цвет?
(7)Какая часть стихотворения начинается такими же словами, как вначале? Почему?
(8)Черемуха осталась такой же или изменилась? Вспомним, какой цвет был в первой картине. А теперь? Почему?
(9)А ручей – такой же? (Хотя какой же он ручей, если у него волна, да еще гремучая!) Каким он стал? Почему?

   Толкование этого текста, такого знакомого и, кажется, такого простого, оказывается, требует достаточных усилий, причем прежде всего работы воображения, умения представить во всех деталях картину.
Поэтапная технология работы над стихотворением С. Есенина.

1.Первичное чтение текста с ориентировкой учеников на то, чтобы они постарались в своем внутреннем видении представить картину.

-"Нарисуйте то, что вы увидели". В большинстве случаев на рисунках детей отсутствуют детали, у некоторых вообще нет ручья, то есть они при первом чтении этот образ не увидели. (Можно прочитать текст второй раз, особенно если дети сами просят и если действительно многие не увидели ручья.)

2.Медленное чтение текста с анализом системы образов и "ключевых" слов. Слова объясняются (почему автор именно этот эпитет, метафору, сравнение подыскал). Эти слова подчеркнуты в нашем тексте. К ним написаны вопросы.

3.Загадка этого текста в том, что в нем две картины, причем разделенные временем. Особенно это ясно видно в образе ручья; сначала – "струится маленький", да еще и рифмуется с "проталинкой", а потом его "гремучая волна" обдает все ветки черемухи ("Это прямо море какое-то!" – сказали дети). Да и отношения с черемухой изменились: то он просто был рядом с ней, а потом – "вкрадчиво под кручею ей песенки поет". Наличие двух картин подтверждается еще и тем, что сам автор снова говорит: "черемуха душистая", как бы заново всматриваясь в нее. А она уже другая: "развесившись стоит", уже не в "серебре", а в золоте "на солнышке горит". Эти изменения дети объяснили тем, что прошло время, черемуха распустилась, расцвела, и ручей тоже набрался силы, его напитали вешние воды. Так мы выходим с детьми на понятие времени в тексте, учим их видеть развитие лирического сюжета, сопряженность пространственных и временных отношений в художественном произведении.

4.Возвращаемся к первым рисункам, оцениваем их, и дети сами приходят к выводу, что надо нарисовать два разных рисунка, что в рисунке можно запечатлеть лишь один момент, а поэт рисует картину в движении.

Главное в работе над лирическим текстом – работа над словом, изображающим картину окружающего мира и передающим чувство. Самое простое, понятное даже маленьким детям задание при изучении лирического текста – найти слова, которыми автор рисует картину (передает свои чувства, свое отношение к героям, к событию, к миру, к природе). Так дети постепенно учатся вглядываться в слово, видеть то, что за ним стоит, понимать, почему автор подобрал именно это слово.

Рассмотрим еще один непростой поэтический текст

(Б.Пастернак)

ЗА ПОВОРОТОМ

Насторожившись, начеку
У входа в чащу
Щебечет птичка на суку
Легко, маняще.
Она щебечет и поет
В преддверье бора,
Как бы оберегая вход
В лесные норы.
Под нею – сучья, бурелом,
Над нею – тучи,
В лесном овраге, за углом –
Ключи и кручи.
Нагроможденьем пней, колод
Лежит валежник.
В воде и холоде болот
Цветет подснежник.
А птичка верит, как в зарок,
В свои рулады
И не пускает на порог
Кого не надо...

Вопросы и задания

  1. Есть ли противоречие в образе птички в начале стихотворения? Какое, если есть?
  2. Обратите внимание на странное словосочетание "вход в чащу". Можно ли так сказать? Найдите еще подобные слова в тексте (разберите по составу слово "преддверье"). Почему их употребляет автор?
  3. Как ведет себя птичка далее, нет ли здесь противоречия?
  4. Найдите "ключевые" слова, которыми автор рисует чащу. Какой образ вам представляется? Какое настроение возникает?
  5. Вспомните свои ощущения при первоначальном чтении текста. Был ли неожиданным образ цветка? Каким он вам представился? В каких еще произведениях вы встречались с образом цветка в дремучей чаще?
  6. Кто оберегал цветок в сказках "Аленький цветочек" и "Маленький принц"? А у Пастернака кто это делает? (Знаете ли вы такое прекрасное русское слово – "берегиня"? Каково его значение?)
  7. Как вы понимаете смысл слова "рулады", почему они – "зарок", зарок чего?

Использую и такой прием как составление сценария ( раскадровки), так как будто нам нужно снять фильм по тексту. Надо представить, что вы сценаристы и режиссеры, и операторы в одном лице и надо снять фильм по стих-ю Тютчева «Неохотно и несмело…» Сцена 1  1-2 строки

Сцена 2  3-4 строки

Сцена 3  5-6   Сцена 4   7-8 и т.д.

Такая работа помогает задействовать воображение и создать в своем сознании визуальные образы.

Ф.И.Тютчев

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы,

Дальний гром и дождь порой…

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя-

Пламень белый и летучий

Окаймил её края.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

И раскаты громовые

Все сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло

Исподлобья на поля,

И в смятенье потонула

Вся смятенная земля.

1.Эпитеты…(ветра теплого, дальний гром, синей молнии, пламень белый и летучий, смятенная земля)

2.Метафоры (пламень …окаймил поля, края тучи осветились белым светом, ив сиянье потонула вся смятенная земля –свет молнии настолько ярок что земля кажется островком, который тонет в море синего света молнии)

3.Олицетворение (солнце смотрит, принахмурилась земля, солнце взглянуло)

4.Звукопись (3-я строфа, 5-я (две последних строки) обилие сонорных, передающих ощущение взлета, звук р ассоциируется с грозой, громом..

  1. Рефлексия-это процесс взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого становится воссоздание особенностей участников общения. К такой рефлексии уч-ся готов только к 14-15 годам. До этого задача наша –создание базы для действительного осмысления собственной деятельности каждым старшеклассником. Рефлексивная компетенция характеризуется такими умениями учащиеся :

 - самосознание (самоанализ);

-самоопределение (целеполагание);

-самовыражение (планирование);

-самоутверждение (контроль);

-самореализация (самооценка);

-саморегуляция (коррекция).

 Развитию рефлексивных компетенций способствует  организация самостоятельной учебной деятельности учащихся. Они учатся ставить цели, планировать, предвидеть  и оценивать свои действия. Создаю ситуации, когда школьники самостоятельно работают с различными источниками, готовят выступления, доклады, создают презентации. Презентация на уроке

литературы – находка для учителя и учеников, она делает урок ярче, эффективнее. Это сильно заинтересовывает ребят, и они с удовольствием выполняют презентации по литературным произведениям. Обеспечивая самостоятельность работы учащихся, создаю атмосферу свободы выражения мысли. Привыкая в школе самостоятельно делать выбор и отвечать за него, школьники учатся принимать решения в жизненном пространстве в целом.

      Сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях: снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, речь засорена неоправданными заимствованиями, профессионализмами и жаргонизмами.

Пристальное внимание всех педагогов привлечено к единому государственному экзамену, так как задания КИМов по русскому языку позволяют проверить сформированность у выпускников средней школы всех трех компетенций: языковой, лингвистической и коммуникативной. И  не только я сама составляю КИМы, но и привлекаю учащихся для создания вариантов.  Как правило даю это в форме д.з

   

 Недостаточная речевая культура пагубно сказывается и  на оценке профессиональной деятельности человека. Правильность, выразительность и точность речи – необходимые атрибуты общей гуманитарной культуры.

     Поэтому для меня  не столь важно, свяжет ли в дальнейшем ученик свою профессию с филологическими науками. Главное, чтобы изучение родного языка помогло подросткам осознать его особую роль в повседневной жизни, научило школьников критически относиться к своей собственной речи, видеть в ней изъяны, которые мешают языку выполнять предназначенную ему роль.

Проводимая мною диагностика показывает повышение уровня сформированности коммуникативных компетентностей учащихся. Данные диагностики отражены в следующей диаграмме:

 

Т

Самое лучшее время года – лето.

ДI

Природа покоряет нас своей красотой.

ДII

Начинаются каникулы. Мы отдыхаем целых три месяца.

И1-I

Распускаются душистые цветы, шумят деревья.

ИI-II

Можно ходить в походы, купаться в речке, собирать грибы и ягоды в лесу. На каникулы можно уехать в деревню или в лагерь.


[1]         Герик  Е.В. Приёмы, организующие понимание учащихся устного ответа на индивидуально-ориентированном учебном занятии.//Сборник статей Индивидуализация процесса обучения и педагогика понимания. – Красноярск, 2005.-с.45


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование коммуникативной компетентности - одна из главных задач основной школы. Работа содержит теоретические сведения и конкретные рекомендации по организации образовательного процесса...

Презентация - методический проект "Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы"

Материал по методической теме"Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы" из опыта работы учителя  представлен в виде презентации....

Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка и литературы

В статье представлены виды коммуникативной компетентности и примеры практической реализации ее формирования на уроках литературы....