Формирование коммуникативно-речевых УУД на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку

Выступление на заседании городского методического объединения

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование коммуникативно-речевых УУД на уроках русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы Потапова О.И., МБОУ СОШ №2, п. Взморье.

Слайд 2

Основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания ); регулятивные ( целеобразование , планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование ); познавательные ( общеучебные , логические и знаково-символические ); Коммуникативные .

Слайд 3

Коммуникативные УУД (по ФГОС): - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - постановка вопросов; - разрешение конфликтов; - управление поведением партнера; - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка

Слайд 4

Современных педагогические технологии, способствующие развитию коммуникативно-речевых УУД технология критического мышления проектная деятельность исследовательская работа дискуссионная технология коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность технологиия дифференцированного обучения.

Слайд 5

Типы уроков для формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы: интегрированный урок, урок-исследование, урок-игра, урок-праздник, урок-путешествие, урок-презентация, интеллектуальные игры, проба пера, интеллектуальный марафон учеников.

Слайд 6

Методы и приемы формирования коммуникативно-речевых УУД Приемы , направленные на осмысление содержания текста: « Чтение с остановками» (Например при изучении рассказа И.А. Бунина "Подснежник"), « Чтение с пометками»(Знаю, хочу узнать), « Составление кластера » «Толстые и тонкие вопросы»

Слайд 7

Монологическую речь помогают развивать и такие задания, как «Третье лишнее», «Зоркий глаз» ( формирование орфографической зоркости с одновременным проговариванием своих действий ), задания с формулировкой "Как вы думаете, что...", "Можно ли предположить, о чем...", "Можно ли сказать, что...", "Согласны ли вы с тем, что...", "Попробуйте обосновать, почему...".

Слайд 8

Большие возможности для формирования коммуникативно – речевых УУД дают ИКТ. У чащиеся создают презентации к уроку, работают со словарями, биографическим материалом писателей, создают проекты

Слайд 9

Работа в парах и группах Р аскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку.

Слайд 10

Театрализация Спектакль по сказке Лидии Чарской "Волшебный оби"

Слайд 11

Создание собственных текстов Сочинения : по заданному началу, написать продолжение рассказа, есть начало и концовка - сочинить середину (основную часть ), сочинения-миниатюры, по картине и т.д. Создание текстов с сохранением жанровых особенностей: басен, былин, рождественских, юмористических рассказов, хокку , сказок, небылиц.

Слайд 12

Используемая литература и Интернет-ресурсы 1 . http://window.edu.ru - Новый стандарт общего образования 2. http://www.alleng.ru/edu/ruslang1.htm - Образовательные ресурсы Интернета. Русский язык 3 . http://rus.1september.ru - Сайт газеты "Первое сентября. Русский язык" /методические материалы/ 4 http://qps.ru/5qySb - Средства формирования коммуникативных УУД у учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы 5. http://qps.ru/vw52a Русский язык для образовательных учреждений с русским языком обучения: Примерная программа основного общего образования 6. http://qps.ru/QEuXL А.Г. Асмолов ФГОС – «конституция» развития школы 7. http ://qps.ru/6y39w Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования



Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативно-речевых УУД на уроках русского языка и литературы

        Введение в школьную практику Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения предполагает овладение новыми формами и методами обучения. Ключевым понятием в работе учителя становится формирование универсальных учебных действий, позволяющих подрастающему поколению эффективно самообучаться.         

        Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные универсальные учебные действия.

        Успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире. Поэтому в преподавании русского языка и литературы считаю главным создание условий на уроке для формирования коммуникативной компетенции.

         

        Коммуникативные УУД (по ФГОС):

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов;

- разрешение конфликтов;

- управление поведением партнера;

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка

        Коммуникативные УУД предполагают владение всеми видами речевой деятельности, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и  выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета.

        Развитию коммуникативно – речевых  УУД  на уроке способствует применение  следующих  современных педагогических технологий:  технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа,  дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность, технологии дифференцированного обучения.

         Типы уроков для формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы:

интегрированный урок, урок-исследование, урок-игра, урок-праздник, урок-путешествие, урок-презентация, интеллектуальные игры, проба пера, интеллектуальный марафон учеников

        Важно, чтобы  учитель формировал современный урок , где он  вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.  

         Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками» (Например при изучении рассказа И.А. Бунина "Подснежник"), «Чтение с пометками»(Знаю, хочу узнать), «Составление кластера».

«Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы, анализировать, интерпретировать текст. Например: К то...?   Что...? Когда...? Как звать...?   Согласны ли вы ...? Верно ли ...?

Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

Что вы почувствовали, прочитав эту часть?  Какие ощущения у вас возникли?

Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

        Монологическую речь помогают развивать и такие задания как «Третье лишнее», «Зоркий глаз» (на формирование орфографической зоркости с одновременным проговариванием своих действий). Я работаю по УМК Л.М. Рыбченковой, к упражнениям часто даются  задания с формулировкой "Как вы думаете, что...", "Можно ли предположить, о чем...",  "Можно ли сказать, что...", "Согласны ли вы с тем, что...", "Попробуйте обосновать, почему...".

        Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии, я использую различные приёмы рефлексии: пятиминутное эссе; синквейны; метод незаконченного предложения; свободное высказывание.

        Большие возможности для формирования коммуникативно – речевых УУД дают ИКТ. С  их помощью дети создают презентации к уроку, работают со словарями, биографическим материалом писателей, создают мини-проекты, которые потом защищают.

        Работа в парах и группах также способствует формированию коммуникативно-речевых УУД. Работа в микрогруппах постепенно раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку. Работа в парах или группах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

        Например, работа с текстами разных стилей речи, но объединенных одной темой (упр.326), работа с главами книги «Земля родная» Д.С.Лихачева.

        Особое место в формировании УУД на уроках русского языка и литературы хотелось бы отвести театрализации как одной из форм групповой деятельности учащихся. Пятиклассники, к примеру, с удовольствием инсценируют басни А.И. Крылова, самостоятельно создают декорации, костюмы. В этом году мы с шестиклассниками готовили спектакль по сказке Лидии Чарской "Волшебный оби". Дети сотрудничали друг с другом, обсуждая роли, распределяя, кто чем будет занят, какие костюмы готовить и т.д. Знакомились с творчеством нового для них автора, немного прикоснулись к другой культуре (музыка, традиции, одежда Японии), обсудили смысл сказки, в чем актуальность этой сказки сегодня.

        На уроках русского языка и литературы большое внимание уделяется не только работе с текстами-образцами, но и созданию своих собственных. Это различные сочинения: по заданному началу, написать продолжение рассказа, есть начало и концовка - сочинить середину (основную часть). Создание текстов с сохранением жанровых особенностей: басен, былин, рождественских рассказов, юмористических рассказов. Написание сочинений по картинам, по иллюстрациям. Но главное не только написать, а представить свое произведение на суд слушателя. Ставится у доски "Кресло автора", ребенок выходит и читает. Остальные дети оценивают. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в классе, чтобы обсуждение прочитанного не стало исключительно критикой. (Сочинить текст после прочтения стихотворения «Если б я был маленький гном…» Шела Сильверстайна, сочинить рождественский рассказ, басню, былину и т.д.)

        Таким образом, на уроках русского языка  и литературы есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию коммуникативно-речевых  универсальных действий.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование коммуникативной компетентности - одна из главных задач основной школы. Работа содержит теоретические сведения и конкретные рекомендации по организации образовательного процесса...

Проект«Развитие коммуникативно-речевой компетенции обучающихся на уроках русского языка»

“Язык – это инструмент, надо учиться языку,  надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму ”. М. Горький...

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому я решила найти такие методы и ...

Формирование положительной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы через использование методов и приемов педагогических т

В данной статье представлена информация, при помощи каких методов можно сформировать  у учащихся интерес к предмету....

Обобщение опыта: «Формирование познавательной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы через систему эффективных уроков»

       Актуальность проблемы.    В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся  на уроках русского язык...

Способы формирования и развития коммуникативно – речевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы

В статье представлено краткое  описание опыта работы по формированию коммуникативно-речевых компетенций у обучающихся 5-7 классов....