Обобщение опыта: «Формирование познавательной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы через систему эффективных уроков»
методическая разработка по русскому языку на тему

Бекарева Анна Григорьевна

         Актуальность проблемы.

    В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся  на уроках русского языка. В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний быстро возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно  привить умение самостоятельно пополнять знания.

   Традиционные формы уроков формируют  у детей потребительский характер деятельности. Ученики перегружены однотипной работой. Далеко не все учащиеся умеют работать с учебником, словарями, не умеют сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал.

   Всё это заставило искать эффективные средства активизации образовательного процесса.

   

При этом решаются следующие педагогические задачи:

1.Формирование ведущей деятельности школьника, наличие у него таких качеств, как самостоятельность, инициативность, ответственность; готовность к дальнейшему образованию.

2.Формирование общей культуры ребёнка, способность

самостоятельно добывать и применять знания, умения строить высказывание.

 

Главное

в каждом уроке должна быть изюминка, интрига.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anyuta3.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта работы

учителя русского языка и литературы

МКОУ Рождественская СОШ.

                                     Бекарева Анна Гнригорьевна

Обобщение опыта: «Формирование

познавательной компетенции учащихся

на уроках русского языка и литературы

через систему эффективных уроков»

Русский язык- предмет  достаточно трудный. Даётся многим детям тяжело, и, как правило, теряется интерес.

Русский язык является обязательным предметом на ЕГЭ, поэтому необходимо формировать прочные знания учащихся.  На современном этапе дети увлечены компьютерными играми, телепередачами, мало читают, их речь не развита.

Для подержания интереса к предмету, положительной мотивации должна быть использована система эффективных уроков.

2.Актуальность проблемы.

    В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся  на уроках русского языка. В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний быстро возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно  привить умение самостоятельно пополнять знания.

   Традиционные формы уроков формируют  у детей потребительский характер деятельности. Ученики перегружены однотипной работой. Далеко не все учащиеся умеют работать с учебником, словарями, не умеют сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал.

   Всё это заставило искать эффективные средства активизации образовательного процесса.

   

При этом решаются следующие педагогические задачи:

1.Формирование ведущей деятельности школьника, наличие у него таких качеств, как самостоятельность, инициативность, ответственность; готовность к дальнейшему образованию.

2.Формирование общей культуры ребёнка, способность

самостоятельно добывать и применять знания, умения строить высказывание.

Главное

в каждом уроке должна быть изюминка, интрига.

Хороший урок – урок вопросов, сомнений, открытий; чуткий отклик на мысли ученика, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.

Условия:

принцип связи теории с практикой (умение применять знания в необычных ситуациях);

принцип доступности;

принцип прочности усвоения знаний.

Теоретическая база опыта

Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций  учащихся. Большая роль при этом отводится русскому языку.

Перед  школьным учителем  русского языка остро стоит проблема необходимости использования таких  моделей  обучения предмету, которые  позволят выпускнику школы получить систему знаний соответствующую современным Российским и международным требованиям.

При    определении состава ключевых компетенций была взята за  основу классификация ключевых образовательных  компетенций А.В. Хуторского.

Хуторским А.В. выделяются следующие ключевые образовательные компетенции:

Ценностно-смысловая компетенция,

общекультурная компетенция,

 учебно-познавательная компетенция,

 информационная компетенция,

коммуникативная компетенция,

 социально-трудовая компетенция,

 компетенция личностного самосовершенствовании. 

Формирование ключевых компетенций в образовательном процессе  школьников на уровне уроков русского языка рассматривается как особым образом организованная модель  взаимодействия участников образовательного процесса на уровне «учитель–ученик», «ученик–ученик». Взяв за основу Стандарты второго поколения, можно прийти к выводу, что на уроках языка и литературы формируются  прежде всего коммуникативная, учебно-познавательная, языковая лингвистическая и культуроведческая компетенции. 

Наиболее значимыми для меня являются следующие концептуальные идеи:

- сотрудничества и взаимопомощи между учениками;

- завершённости или ориентации на высшие для каждого конкретного ученика конечные результаты;

- уровневая дифференциация;

- психологическая установка: возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного;

- знания должны усваиваться с «аппетитом».

     Выдвижение на первый план воспитательного, развивающего и познавательного аспектов обучения готовит к сдаче ГИА и ЕГЭ, развивает навыки самоконтроля и самооценки.

Цели опыта:

- создание условий для развития личности ученика, для социализации, умения адаптироваться; научить учиться, т.е. появление в личности особых свойств, или новообразований в психике, или способностей, которые становятся неотъемлемым качеством личности. Их нельзя забыть, как знания. Способность может только усиливаться, наращиваться с течением времени, если для этого создаются особые условия. Поэтому характер и стиль взаимодействия учителя и учеников должен предполагать демократичность, открытость, диалогичность. Учитель выполняет функцию не только носителя информации, но и организатора сотрудничества, консультанта, управляющего поисковой работой учащихся;

- организовать обучение так, чтобы оно было максимально эффективно для общего развития растущего человека.

Роль учителя.

1.He занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
2.
 Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.
3.
 Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
4.
 Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
5.
 Научите детей прослеживать межпредметные связи.
6.
 Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
7.
 Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач
8.
 Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

Технология опыта.

Я работаю в школе 44 года. Целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний.

Для достижения данной цели необходимо:

- активизировать познавательную деятельность ученика (через организацию самостоятельной познавательной деятельности на уроке и во внеурочное время, применяя различные методы и формы организации учебной деятельности);

- прививать любовь к предмету через систему эффективных уроков;

- приобщать к духовному богатству и красоте родного слова ( на  основе уроков творчества, творческих мастерских).

Стараюсь создавать на уроке благоприятный эмоциональный фон. Это вселяет в ребёнка уверенность, что к нему хорошо относятся. Поощряю любое проявление инициативы, желание высказаться.

При формировании учебно-познавательной  компетенции

- Особенно эффективно данный вид компетентности   развивается при решении нестандартных, занимательных, исторических задач, а так же при проблемном способе изложения новой темы, проведения  мини-исследований на основе изучения материала.

- Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. При ознакомлении учащихся с новыми понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Учитель побуждает  учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.

-  При формировании данного вида компетенций мной используются  тестовые конструкции с информационно – познавательной направленностью,  тестовые конструкции составленные учащимися,  тестовые конструкции, содержащие задания с лишними данными.

Бортовой журнал – тетрадь, в которую уч-ся записывают свои мысли

Что мне известно по данной теме

Что нового я узнал из текста

Причём тексты могут быть и лингвистические и художественные.

Всем нам известно как трудно удержать внимание ребенка в течение урока. Для разрешения этой проблемы я предлагаю игровые и конкурсные ситуации следующего характера:

 Пример 1: Игра “Веришь, не веришь”

 Верите ли вы, что…

… слово тур многозначное?

 Пример 2. Конкурс “Ищи ответы в приведенном тексте”                                                                                          

 Тест по пьесе А.Грибоедова «Горе от ума»:

-Сколько лет Молчалин служил у Фамусова?

- Откуда он прибыл в Москву?

Даже слабый ученик может проявить себя.

Таблица-синтез из трёх частей

Непонятное слово/термин

Толкование ребёнком

Выписка из словаря

 Привычные для детей (и многих учителей!) такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д., вызывают у них дискомфорт, волнение, что сказывается на результатах. Можно провести это в форме кроссворда.

Например, удачным был урок – кроссворд « Односоставное предложение» в 8 классе.

Методы и приемы в рамках групповой работы .

В их числе:

•    самостоятельная работа в парах и в группах по изучению и закреплению нового материала (задания должны быть сформулированы таким образом, чтобы требовались моменты сотрудничества между учащимися, например задание типа «Пазл» (головоломка));

•    групповые мини-проекты (проводятся и презентуются на уроке); (Этапы жизни Ильи Обломова)

•    ролевые и деловые игры («Я- корректор» по теме «Местоимение»);

Я объяснила новый материал.

Проговаривание во внешней речи: дети в парах рассказывают друг другу.

 Микрокласс

Очень много карточек. К изготовлению карточек я обязательно привлекаю учеников, потому что работа по подготовке к игре не менее полезна, чем сама игра, так как она требует от ребят эрудиции, умение выбирать нужное, самостоятельности.

Каждый микрокласс получает от ассистента карточку-задание.

Микрокласс самостоятельно справился с заданием, и ассистент предлагает ему другую карточку. Приведем примеры карточек- заданий:

  1. Найди «четвертое лишнее» и аргументируй:
  • Прилагательное, существительное, глагол, причастие..
  • Наречие, местоимение, союз, глагол..
  1. Продолжи ряд слов:

дубняк, лозняк …

торопливый, нетерпеливый …

стебелек, уголек …

  1. Напиши как можно больше однокоренных слов и форм этого же слова (искусство).
  2. Найди «родственников»: завод, водоем, наводчик, водитель, водоросль и т. д.
  3. «Как слышу, так и пишу». Правописание каких приставок подчиняется этому правилу?
  4. Выделите окончание в словах: шестой, солнце, говорить, вверх.

В течение урока каждый микрокласс получил от 7 до 12 таких заданий. В конце урока ассистенты подводят итог: какой микрокласс работал активно, плодотворно, какие задания вызывали затруднения. Оценки выставляются под руководством эксперта, который видел, как работает каждый ученик.

•    любые варианты «технологии работы в группах сотрудничества».(«Энциклопедия одного слова»: лексическое значение слова, слово и его родственники и т.д)

Для старшеклассников:

«Домострой: колыбель или кабала?»( При изучении пьесы «Гроза», романа «Пётр Первый»).

Группы: филологи, историки, психологи.

При таких условиях ученик становится субъектом учебной деятельности, что является сущностью развивающего обучения. Возникает вопрос: как конкретно организовать образовательное пространство, какие существуют подходы к организации развивающего учебно-воспитательного процесса?

На помощь приходит проблемно-поисковый подход в обучении — это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения

Как организовать такой учебный процесс?

а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него познавательную проблемную ситуацию;
б) вычленить противоречия в исследуемом объекте и довести их до осознания ученика; он должен осознать эти противоречия как проблему;
в) сформулировать задачу творческого типа, вытекающую из этой проблемы.

Практически это реализуется через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.

Познавательный интерес уч-ся формируется и на уроках – практикумах:

1 этап. Репродуктивная деятельность: усвоенные знания применяются в аналогичных условиях. Цель: подготовить уч-ся к выполнению более сложных заданий.(Разные виды разбора, составление схем, расстановка знаков препинания в тексте)

2 этап. Выбор языковых средств по образцу с изменением языкового материала. Цель: закрепить достигнутое, формировать умение применять знания в различных ситуациях. (Работа по образцу, но условия её выполнения сложнее, т.к. требуется изменение текста, а значит усложняется и логическая работа. На данном этапе предлагаю такие задания, как переконструирование  предложений, замену одних синтаксических конструкций  другими,  изменение форм при списывании, вставка букв и т.д.) Например, из двух простых предложений нужно составить сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное предложение. Словосочетание с несогласованным определением перестроить в словосочетание с определением согласованным:  

сияние луны - лунное сияние и т.д.

Перестроить  двухсоставное предложение в односоставное безличное :

Я загрустил. – Мне грустно. и т.д.

3 этап. Частично-поисковая деятельность. Цель: обучение творческому использованию языковых средств в связи с созданием текстов. Например, составить словосочетания по определённым схемам на тему «Школа».

Именно такая структура объясняется тем, что обеспечивается поступательное движение от выполнения простых заданий по образцу к поисковой деятельности.

Результат уроков – практикумов является развитие познавательных качеств личности.

 При изучении лексики спросим у детей: как проникли к нам иностранные слова? Что появилось раньше: многозначность или переносное значение слова? Для детей 10 лет это вполне проблемная задача. Чтобы понять лексическое значение слова, составим предложение, например, со словом вуз. Антонимы изучим на примере пословиц, синонимы найдём в собственной речи. При изучении грамматических тем всегда наблюдаем над языковыми фактами, сравниваем, что формирует наблюдательность, логическое мышление.

Учебные задания усложняем постепенно. Очень важно давать детям возможность самостоятельного поиска. Если ученик проявляет интерес – значит, готов к самостоятельной поисковой деятельности. На уроках привлекаем материал других предметов (дай названия столиц, рек и т. п.). Вопросы нужно ставить в обобщённой форме: что нового об имени существительном вы узнали сегодня на уроке? Какой предстаёт русская природа в стихотворениях поэтов XIX века? Обязателен поиск, обсуждение лучшего варианта выполнения задания. При этом ребёнок оценивается по отношению к самому себе, обязательно учится оценивать себя. Нужно учить оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев и таким образом развивать навык отстаивания своих идей. Очень важный психологический момент: на уроке нельзя торопить детей и подсказывать решение. Решить проблемную задачу ученик должен сам. Если ошибся, не акцентировать внимание на неудаче, иначе ломается мотивация и, как следствие, формируется отвращение к учёбе.

Знания не даются в готовом виде. Широко используем блоки, составление схем, составление слов, предложений по схемам, творческое письмо, задания с изменением грамматики (например, запись текста с изменением времени глагола), несколько заданий одновременно, что стимулирует мышление.

Занимательным может быть не весь урок, а какая-то его часть.

Например, опрос можно провести в форме игры «Интеллектуальный футбол». Работа в группах. Роли как в игре в футбол. Задаётся вопрос: сначала отвечают более слабые уч-ся, последним отвечает самый сильный – вратарь. Нет ответа – гол!

Работа в группах заставляет ребят ответственнее готовиться к урокам, чтобы не подвести всех.

Очень интересно повторение пройденного в форме урока – кроссворда, т.к. многие дети любят их решать.

Игровые моменты при изучении нового материала. Например, в 5 классе при изучении диалектной лексики можно разыграть костюмированные сценки: «Бабушка и городской внук».

(-Внучек, бери рогач, достань махотку да помой поташки…)Ребята работают со словарями. Цель: развитие интереса к живой речи и устному поэтическому творчеству.

Уроки – сюрпризы: творческие мастерские на уроках литературы и праздники творчества на уроках русского языка.

Исследовательская работа «Энциклопедия одного слова»

( Слово исследуется с точки зрения каждого из разделов науки о языке:        - слово и его лексическое значение; слово его родственники (т.е. однокоренные слова) и т.д.). Для выполнения работы уч-ся потребуется помощь  различных словарей, справочников. Развивается кругозор ребёнка. Это творческий поиск ученика.

Детские творческие работы –замечательный  материал для наблюдения за подвижностью словарного запаса уч-ся.

На уроках литературы нужно задавать только интересные и актуальные для данного возраста вопросы, увеличивая количество проблем от произведения к произведению. Обязательно анализировать речевые обороты: какая фраза автора подтолкнула к этой мысли? Докажи. Давать свободу выбора тем, вопросов. Тема, предложенная учителем, может корректироваться, дополняться. Предоставлять возможность выбора форм отчетности учебной работы: письменно или устно, досрочно, в срок или с опозданием. Приёмы, используемые на уроках литературы,  могут быть следующими: обнаружение своих личностных характеристик в персонаже, выбор нравственной, научной, эстетической позиции; придумывание заданий, вопросов, тем; выбор различных жанров заданий (научный отчет, иллюстрации, инсценировка); ролевые игры и задания, дающие возможность проявить себя (оппонент, эрудит, автор, критик, руководитель, лаборант, оформитель, контролер, справочное бюро). Выполняя подобные задания, ученик возьмёт на себя роль лидера: руководителя, контролёра, критика. Направить его выбор может и учитель. Участники получают прекрасную возможность для формирования адекватной самооценки, веры в свои возможности, личной независимости в высказываниях, инициативы. Учитывая разную степень усвоения знаний, можно создать дифференцированные группы. Тогда “обычные” дети будут учиться образцовым ответам, решениям. Применение разноуровневого обучения позволит каждому ребёнку впитать необходимый и посильный объём информации.

Рассмотренные выше методы и приёмы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию. 

Данный опыт может быть рекомендован для использования учителям, которые готовы к осуществлению творческого подхода в обучении, готовы выйти за рамки программного материала, способным к скрупулёзной, требующей больших временных затрат работе.

Приложение.

МИКРОКЛАСС.

Карточка №1

Я – малютка карандашик.

Исписал я сто бумажек.

А когда я начинал,

То с трудом влезал в пенал.

  1. Выпишите слова уменьшительно-ласкательными суффиксами и разберите        их по составу.
  2. В каких словах безударную гласную в корне можно проверить? Подберите проверочное слово.
  3. Определите падеж всех имён существительных.
  4. Выпишите словосочетание «гл.+сущ.».

Карточка – задание № 2.

  1. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Почему?

Второкласснику Андрюше

Просто не везёт. До слёз.

— Мама, мама, ты послушай,

Двойку я пять принёс.

В самом деле, почему

Так уж не везёт ему?

В классе пишут под диктовку:

«Я принёс из леса гриб»,

Лишь Андрей принёс из леса грипп».

Ну скажите, почему

Так послышалось ему?

Игроки владеют басом,

А певец завидным пасом,

По реке плывут плоды,

А в саду растут плоты.

Объясните, почему

В школе не везёт ему?

(Р. Юзва.)

  1. Составьте словосочетания с теми словами, которые Андрюша написал неправильно. Подберите проверочные слова.
  2. Найдите слова с оглушением. Произведите фонетический разбор слова везёт.

Выпишите слова с проверяемыми гласными в корне, подберите проверочные слова.

(Задания предлагаются либо все одновременно, либо выборочно).

К изготовлению карточек учитель обязательно привлекает учеников, потому что работа по подготовке к игре не менее полезна, чем сама игра, так как она требует от ребят эрудиции, умение выбирать нужное, самостоятельности.

Каждый микрокласс получает от ассистента карточку-задание. Вот пример работы микрокласса над одним из заданий:

Нужно выделить суффиксы в словах: лживый, дождливый, доверчивый. «Кто как думает?» — спрашивает учитель. Один из учеников говорит, что во всех этих словах суффикс –ив-, ведь слова-то похожи. Но второй, смотря на слово дождливый, высказывает догадку, что здесь суффикс –лив-: ведь оно образовано от слова дождь. Теперь путь анализа ясен и слабому ученику: надо подобрать слово, от которого образовано данное слово.

Микрокласс самостоятельно справился с заданием, и ассистент предлагает ему другую карточку. Приведем примеры карточек- заданий:

  1. Найди «четвертое лишнее» и аргументируй:
  • Прилагательное, существительное, глагол, причастие..
  • Наречие, местоимение, союз, глагол..
  1. Продолжи ряд слов:

дубняк, лозняк …

торопливый, нетерпеливый …

стебелек, уголек …

  1. Напиши как можно больше однокоренных слов и форм этого же слова (искусство).
  2. Найди «родственников»: завод, водоем, наводчик, водитель, водоросль и т. д.
  3. «Как слышу, так и пишу». Правописание каких приставок подчиняется этому правилу?
  4. Выделите окончание в словах: шестой, солнце, говорить, вверх.
  5. Согласны ли вы с учеником, который сказал: «Если в предложном падеже окончание –е, то это существительное 1-го склонения»?
  6. Не нарушена ли правильная последовательность в цепочке слов: лиственница-лиственный-листья-листва?
  7. Пропущено одно звено цепи. Восстанови словообразовательную цепочку: успокоенность-успокоенный-покой.
  8. Почему нельзя назвать смешливого человека насмешливым?